Индивидуальное логопедическое занятие в ДОУ "Крепыш"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 04.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала НА САЙТ!!!!.doc

Индивидуальное логопедическое занятие в

ДОУ «Крепыш»

   Здравствуйте, дорогие друзья! Так как при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения ведущее место занимают индивидуальные логопедические занятия, хотелось бы поделиться опытом их проведения в нашем детском саду. Структуру, содержание и формы логопедических занятий, методы и приемы, используемые в работе, мы постараемся раскрыть.

  Приведем примеры некоторых форм занятий, точнее, формы их организации и проведения. В такой форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произношению слова.

 

·       К нам пришел гость (гости)

Он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет произносить речевой материал.

 

·       Посылка

Приносим на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или имя выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку, ребенок выполняет приготовленные задания.

 

·       Письмо

Этот сюжет аналогичен предыдущему, только задания даются в письменном виде, а ребенок вместе с логопедом выполняет их.

 

 

 

 

·       Путь по карте

      Ребенку предлагается рисованная карта (можно использовать готовую). Передвигаясь от одного пункта к другому, ребенок выполняет задания, преодолевая преграды.

 

 

Разнообразие приемов создает у ребенка устойчивый интерес к занятиям, активирует речевую и мыслительную деятельность, повышает эффективность логопедической работы. Далее представлены приемы которые используются нами на разных этапах работы над звуком.

 

 

Артикуляционная гимнастика

 

·       Совместное выполнение, с помощью настенного зеркала

·        Выполнение артикуляционных упражнений с помощью ручного зеркала

·        Упражнение сопровождается показом картинок

·       Выполнение артикуляционных упражнений с использование ИКТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровые приемы изолированного произнесения звуков

Надпись: «Веселые дорожки»
Надпись: «Каша вариться»
Надпись: «Накачаем колесо»
Надпись: «Ремонтируем машину»
 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровые приемы автоматизации звука в слогах

 

·       «Собери букет для мамы»

Ребенок повторяет вслед за логопедом слоги или слоговые цепочки, составляя при этом букет из цветов.

  • «Собираем бусы»
  • «Мостик через реку»
  •  Домик для гномика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строя мостик через реку, нанизывая бусины на нитку, выкладывая домик из палочек, ребенок вслед за логопедом проговаривает слоги с автоматизируемым звуком.

 

Игровые приемы автоматизации звука в словах

 

·       «Волшебный мешочек»

Ребенок называет, вынимая из мешочка картинки, игрушки, предметы, названия которых содержат автоматизируемый звук.

 

 

·       «Лесенка-чудесенка»

Ребенок из «кирпичиков» - картинок строит лесенку. Поднимаясь по ступенькам вместе с каким-нибудь персонажем, он называет каждую картинку.

 

 

 

 

 

 

 

·       «Что несем в корзинке»

 В корзине лежат картинки. Ребенок, поочередно вынимая картинки, должен отчетливо их назвать.

 

 

 

 

 

·       «Лабиринт»

 Ребенок проходит лабиринт, отчетливо называя картинки, которые встречаются на его пути.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На индивидуальных занятиях ребенку предлагаются задания и упражнения, способствующие развитию фонематического восприятия, мелкой моторики, правильной воздушной струи и неречевых психических процессов. Работа над всем этим осуществляется параллельно с развитием речи.

 

Развитие фонематического восприятия

·       Определение наличия звука в слове

Ребенок определяет, есть ли в слове заданный звук или нет.

 

·       Определение места звука в слове

Ребенок определяет, где находится заданный звук в начале, середине или в конце слова.

 

 

 

·       Хор веселых человечков

Ребенок пропевает гласные, которые изображены в виде веселых человечков.

 

 

 

 

 

 

·       Спирали

Ребенок начинает произносить звук тихо, по спирали, с каждым кругом громкость произнесения звука усиливается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Солнце: Забей гол
Пособия и игрушки для развития воздушной струи

 

 

 

 

 

 

Солнце: Посади бабочку на цветок
 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Солнце: Подуй на овечку

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выноска-облако: Шнуровки
Игры для развития мелкой моторики рук

Выноска-облако: Пальчиковые игры
 


 

 

 

 

 

 

 

Выноска-облако: Пазлы, разрезные картинки
Выноска-облако: Мозайка
 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пособия, упражнения и игры для развития

психических процессов

 

·       «4-й лишний»

Ребенок выбирает лишнюю, не подходящую к остальным картинку.

·       «Веселый паровозик»

Прицепляя вагончик, ребенок говорит, какой груз посылает кому и почему. Например, «Я посылаю сыр мышонку, потому что он его любит». Затем логопед спрашивает ребенка, что он отправит мышонку, потому что он это любит.

·       «Подбери по цвету и форме»

Ребенок определяет, к какому квадрату игрового поля подходит конкретный предмет.

·       «Классификация»

Предложенные ребенку картинки он должен подобрать так, чтобы группу картинок можно было назвать, одним словом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариантов подобных форм и приемов, игр и упражнений, заданий и пособий очень много. Подбирая их, следует опираться на возможности ребенка. Главное в индивидуальной логопедической работе – отрабатывать правильное звукопроизношение и не упускать возможности для развития детской речи.

 

Использованная литература:

 

1.                      Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи: учебно-методическое пособие / Е. А. Борисова. – Биробиджан: ГОУВПО «ДВГСГА», 2009. -117с.

2.                      Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В. Ю., 200.

3.                      Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред. Т. В. Волосовец, М., 2000.

4.                      Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. – М.: Просвещение, 1991.

5.                      Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Академия, 2003.


Посмотрите также