ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ: ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ
В связи с требованиями ФГОС ОВЗ при организации инклюзивного образовательного пространства актуальными становятся компетенции для проектирования адаптированных образовательных программ, разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ. При этом одной из значимых является рефлексивная компетентность как условие развития всех участников учебно-воспитательного взаимодействия, а также средство, обуславливающее становление инклюзивной компетентности.
Если говорить об организационной и практической составляющей, то проектирование ИОМ предусматривает реализацию следующих этапов:
1. Проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики школьников, имеющих недостатки психофизического характера и обусловленные ими особые образовательные потребности, с целью выявления актуального уровня развития и ближайшей зоны обучения. Экспертную деятельность уполномочены проводить только ПМПК (психолого-медико-педагогические комиссии), которые по результатам обследования при согласии родителей могут выдать на руки заключение установленного образца, способствующее подбору оптимальной образовательной стратегии.
2. Постановка индивидуальной образовательной цели с учетом физического и психического состояния обучающегося, его стремлений, учебно-воспитательных потребностей и интересов.
3. Выбор вариантов (педагогических и коррекционных методик), реализация которых обеспечит достижение образовательной цели.
4. Оформление внешнего и внутреннего листа индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ.
5. Разработка или выбор коррекционно-развивающего программного содержания, базирующегося на основе гибких, традиционных и новаторских педагогических технологий, учитывающих особенности психофизического развития школьников с особыми образовательными потребностями.
6. Осознание и соотнесение специалистами и семьей индивидуальных потребностей и возможностей с внешними требованиями.
Многие эксперты сферы образования рассматривают процесс моделирования ИОМ как открытое совместное рефлексивное действие всех взрослых, сопровождающих ребенка в образовательном процессе. В свете этого индивидуальный образовательный маршрут призван быть средством наиболее эффективного усвоения ребенком осваиваемой им образовательной программы. Команда взрослых в составе педагогов, специалистов и родителей определяет конкретные трудности в образовании ребенка и строит персональную оптимальную образовательную траекторию таким образом, чтобы создать лучшие условия для успешного освоения школьником программного содержания.
В новой образовательной стратегии индивидуальный маршрут — это «карта движения ребенка» и конкретные его шаги в соответствии с этой картой. Разработка ИОМ в качестве открытого совместного рефлексивного действия представляет собой согласование интересов и задач всех участников сопровождения ребенка с ОВЗ и построение системы совместных действий, включенных в коррекционные, развивающие, реабилитационные и иные мероприятия. Построение индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ включает семь этапов, каждый из которых следует рассмотреть подробнее.
Практика организации и ведения учебно-воспитательной работы, предусматривающей реализацию коррекционного компонента, до сих пор остается новой для многих российских школ, поэтому сохраняется высокая вероятность неполного взаимодействия между управленцами ОУ, членами коррекционной группы и родителями, от этого в конечном счете страдает ребенок. Чтобы создать условия для эффективной совместной деятельности, при составлении индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в школе необходимо проинформировать родителей о предельно допустимых нормах образовательной нагрузки, основном программном содержании и дополнительных коррекционно-развивающих программах, сути психолого-педагогической коррекции, возможности и правилах внесения изменений в ИОМ, если на этапе его реализации будут выявлены недостатки и затруднения. Облегчить процесс реализации образовательной деятельности, предусматривающей учет индивидуального компонента для каждого из учащихся с ОВЗ, поможет организация учебных занятий по пятидневной неделе, в первую смену. Согласно п. 8.2 СанПиН для детей с ОВЗ, уроки должны начинаться не раньше 8 часов утра, при этом временной режим определяется согласно выбранному варианту АОП, АООП или индивидуальному учебному плану. Непосредственно при составлении распорядка дня детей, имеющих патологии психофизического развития, важно помнить об их повышенной утомляемости, возможной эмоциональной неготовности пребывать в среде сверстников без родителей длительное время. Ввиду того, что индивидуальный образовательный маршрут ученика с ОВЗ может быть составлен в рамках учебно-воспитательного пространства школы или города, распределение учебной нагрузки в течение дня также может отличаться. Так, при наличии в составе образовательной организации различных коррекционных служб внеурочная активность может органично дополнять урочную, поскольку коррекционно-развивающие занятия с логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом, как показывает практика, лучше проводить в первой половине дня. Планировать занятия со специалистами следует таким образом, чтобы ребенок имел возможность последовательно реализовывать ИОМ без риска отставания по базовым предметам. Но если школьник уверенно осваивает программное содержание в рамках стандартного урочного распорядка, внеурочная деятельность, включающая коррекционную работы и дополнительное образование, планируется во второй половине дня. Чтобы повысить работоспособность детей с ОВЗ бери риска для показателей здоровья, в середине урока педагоги должны проводить физкультминутки, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения, а для школьников с дефектами зрения — глазную гимнастику. Важно, чтобы в ходе занятий продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих учеников начальной школы не превышала 10 минут, для обучающихся основной и средней — 15 минут.
В современных школах, где организуется обучение детского контингента с ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам, должны быть предусмотрены достаточные интервалы между уроками — не менее 10 минут. Длительность большой перемены, которая организуется между вторым и третьим уроком, рекомендуется установить в границах 20-30 минут, или вместо этого включить в расписание две перемены по 20 минут каждая. Перерыв между уроком и внеурочной активностью должен составлять не менее получаса для всех категорий обучающихся, кроме детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития. По возможности отдых во время перемен следует организовывать на свежем воздухе, с организованными подвижными играми или самостоятельной двигательно-активной деятельностью на школьном дворе или спортплощадке. Таким образом, обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, ее готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования; эо попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика. В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами заметна положительная динамика в формировании когнитивных способностей: повышается уровень общеучебных умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута
1. Исследования обучающихся, анализ состояния:
− диагностика базового (стартового) уровня и выявление индивидуальных особенностей обучающегося;
− дифференциация обучающихся;
2. Постановка совместно с обучающимся цели и определение образовательных задач. Определение срока действия маршрута.
3. Отбор содержания образовательного маршрута
4. Определение модели образовательного процесса
5. Планирование и созданием индивидуальной образовательной программы и определение результатов ее реализации.
6. Образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного маршрута.
7. Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.
8. Подведение итогов работы
Таким образом, технология создания индивидуального образовательного маршрута – это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, гарантирующий достижение поставленной цели.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.