«
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Московской области
«Сергиево-Посадский колледж»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Учебная дисциплина: Русский язык
15.01.36 Дефектоскопист
Тема: Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.
Разработал Власенко Никита СергеевичРуководитель Беленко-Линёва Марина Петровна
2021-2022
Научное наследие Михаила Васильевича поистине неоценимо. Не менее велики его заслуги перед русской литературой.
Очень важное значение имеют труды Ломоносова в области языка и теории поэзии.
Этими работами он произвел существенную реформу в области русского литературного языка и положил начало той системе стихосложения, которая стала основной в 18 и 19 веках и дошла до наших дней.
Ломоносов любил свой родной язык и восторженно отзывался о нем.
В предисловии к «Российской грамматике» он писал: «Карл пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично.
Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно.
Ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того – богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
Но ученый не мог не видеть, что русский язык в то время был сильно засорен как иностранными, так и устаревшими церковнославянскими словами.
Ломоносов поставил задачу очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить русский литературный язык на народной основе.
В этой работе он пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и русском народном языках.
Теория «трёх штилей»
«высокий» | «средний» | «низкий» |
Церковно-славянские слова и русские | Русские слова с примесью церковно-славянских | Русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских |
Героические поэмы, оды, трагедии | Драмы, сатиры, дружеские письма, элегии | Комедии, эпиграммы, песни, басни |
В 1735 году поэт В.Тредиаковский опубликовал «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», где было заявлено, что длинные силлабические стихи не соответствуют природным особенностям русского языка.
В стихотворной строке при таком стихосложении выдерживалось одинаковое число слогов (чаще всего 13) с паузой посередине строки и обязательным ударением на предпоследнем слоге. Другие ударения располагались свободно.
Отсутствие закономерности в чередовании ударных и безударных слогов приводило к тому, что стихи мало чем отличались от прозы.
Ломоносов продолжил и углубил реформу стиха, начатую Тредиаковским. Он разработал систему силлабо-тонического, или слого-ударного, стихосложения.
Новаторски подошел Ломоносов и к использованию двух- и трехсложных стоп. Самым подходящим размером он считал ямб.
Прогрессивность силлабо-тонического принципа стихосложения заключалась в том, что он действительно основывался на изучении особенностей русского языка, а также на опыте русского народно-песенного творчества.
Ломоносов – поэт…
Роль Ломоносова как замечательного поэта и преобразователя русского литературного языка В. Г. Белинский определил так:
“С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом…”.
Ломоносовым было написано более 20 од.
Самые известные из них « Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» (1743).
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Ода – (от греч. Ode –песнь) – торжественное стихотворное произведение.
Торжественные хвалебные оды Ломоносова становятся неотъемлемою принадлежностью официальных торжеств. Елизавета жалует Ломоносова исключительно за его поэтические заслуги. О Ломоносове-учёном она не имеет представления. В 1748 году Она пожаловала сочинителю две тысячи рублей, которые были привезены на двух возах. В то время двадцать пять рублей весили два пуда.
В своих одах Ломоносов неустанно ратует за развитие науки в отечестве и просвещение русского народа. Лозунги, выдвигаемые Ломоносовым, до известной степени обязывали правительство с ними считаться.
18
источники
1. Руссика. Школьная энциклопедия. История России 18 -19 века. Москва. «ОЛМА-ПРЕСС образование» ,2003
2. История России для детей и взрослых.
Владимир Соловьёв. Белый Город. Москва, 2003.
3. Михайло Ломоносов. Сергей Перевезенцев. Белый Город. Москва, 2004.
4. История России. Конец XVI – XVIII век.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва «Просвещение», 2008
5. http://www.hpono.info/biograf/lomonjs.html
6. http//ru.wikipedia.org/wiki
7. http//slovari/yandex.ru/dict/krugosvet/alticbe/h/47
8. http://www.pravaya.ru/ludi/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.