Информационно-познавательный проект по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)
Оценка 4.8

Информационно-познавательный проект по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русский язык
7 кл
10.11.2019
Информационно-познавательный проект  по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)
Цель работы - выяснить происхождение частей речи. Задачи: 1. Узнать об истории происхождения частей речи. 2. Изучить труды ученых-лингвистов и систематизировать материал о происхождении частей речи. 3. Создать буклет «О происхождении названий частей речи». Методы исследования: - сбор самой важной и интересной информации теме из различных источников; - изучение и анализ литературы по теме; - обобщение материала в форме буклета. Объект исследования – части речи, предмет исследования – происхождение частей речи. Материал проекта можно использовать на уроках русского языка при изучении раздела «Морфология».
Проект.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 19» Информационно­познавательный проект Происхождение частей речи Автор: Трашенкова А. А. 7 «а» класс МАОУ «Гимназия № 19» Наставник: Козуненко Н. М. Учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 19» Миасский городской округ  2019 Содержание Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Части речи и их история………………………….................................4­6 Глава 2. Части речи в школьной грамматике русского языка………………....7­8 Глава 3. Толкование и этимология терминов, называющих части речи…. ….9­13 3.1.  Имя существительное………………………………………………………..9  Имя прилагательное………………………………………………………….9  Глагол………………………………………………………………………….9   Причастие………………………………………………………......................9 3.2. 3.3. 3.4. ­10 3.5.   Деепричастие………………………………………………………………… 10 3.6.   Числительное………………………………………………………………...1 0 3.7.   Местоимение……………………………………………………...................10 ­11 3.8.  Наречие………………………………………………………………………..1 1 3.9.   Предлог,   союзы, частицы………………………………………...................11­12 3.10. Междометия……………………………………………. ………………..12­13 Глава 4. Высказывания учёных о разных частях речи………………………...14­15 Заключение……………………………………………………………………….16 Список литературы………………………………………………........................17 2 Ведение Когда мы начинаем изучать русский язык, то на каждом шагу сталкиваемся с различными  частями  речи. Что же такое  части речи? Каково  происхождение частей речи? Как менялась их «жизнь» в процессе развития языка? Оказывается, на эти вопросы нет единого ответа даже среди учёных­языковедов. Одни считают, что части речи ­ это лексические   разряды   слов;   другие   думают,   что   это   грамматические   классы;   третьи видят в частях речи лексико­грамматические группы слов. Возможно, эти «разноречия имеют больше терминологический характер, то есть связаны с различиями наименований одинаково, по существу, понимаемых явлений», ­ так говорил известный лингвист XX века, специалист по русскому языкознанию и культуре речи Борис Николаевич Головин. Цель работы ­ выяснить происхождение частей речи.  Задачи:  1. Узнать об истории происхождения частей речи. 2. Изучить   труды   ученых­лингвистов   и   систематизировать   материал   о происхождении частей речи. 3. Создать буклет «О происхождении названий частей речи». Методы исследования:  ­ сбор самой важной и интересной информации теме из различных источников; ­ изучение и анализ литературы по теме; ­ обобщение материала в форме буклета. Объект исследования  – части речи,  предмет исследования  – происхождение частей речи.  Тип проекта: информационно­познавательный. 3 Материал проекта можно использовать на уроках русского языка при изучении раздела «Морфология». Глава 1. Части речи и их история История   изучения   частей   речи   уходит   в   глубь   веков,   так   как  люди   с   самых древних   времен   задумывались   о   проблемах   языка.  В   IV   в.   до   н.э.   древнегреческий философ Аристотель, различал такие «части словесного изложения», как имя, глагол, член, союз (или связку), правда, причисляя к ним на равных правах отдельные звуки, слог и падеж. Все разряды слов Аристотель разделял на «значащие» (имя и глагол) и «незначащие» (все остальные). Древнеиндийские   грамматики   (V   в.   до   н.э.)   выделяли   четыре   класса   слов применительно к санскриту: имя, глагол, префикс­предлог, союзы и частицы.  Во II в. до н. э. александрийские грамматисты Аристарх Самофракийский и его ученик Дионисий Фракийский  различали уже 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член, местоимение, предлог, наречие и союз. Столько же частей речи выделялось и в римской грамматике (за исключением члена, отсутствующего в латинском языке; вместо него было добавлено междометие). Древнерусские книжники опирались на работы греков. Это отразилось даже в названии:   слово   «грамматика»   –   греческого   происхождения,   первоначально   оно обозначало «искусство писать и читать».  В   средние   века   в   качестве   самостоятельной   части   речи   было   выделено   имя прилагательное, а причастия были включены в систему глагола. Первым славянским грамматическим сочинением явился трактат «О осмих частех слова», составленный в Сербии   в   XIV   в.   и   распространённый   в   списках   на   Руси.   Здесь   уже   встречаются термины: имя, причастие, предлог, союз, наречие. В грамматике Мелетия Смотрицкого («Грамматики славенския правилное синтагма», 1619; по этой грамматике обучался М. 4 В. Ломоносов) появились новые названия: местоимение, междометие, деепричастие (в грамматике описывались факты церковнославянского языка). Русские   языковеды   внесли   большой   вклад   в   разработку  общей   теории   частей речи, создав грамматическое учение, правильно отражающее систему морфологических классов слов в русском языке. Впервые на обширном материале русского языка части речи были подвергнуты глубокому анализу в «Российской грамматике» (1755) первого русского ученого­естествоиспытателя М. В. Ломоносова. Он выделял 8 частей речи: имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз и междометие. В 1831 г. в «Русской грамматике» А.Х. Востокова в самостоятельную часть речи были выделены имена прилагательные. (в грамматике Ломоносова они составляли с существительными единый класс имен). Русский лингвист вывел из состава частей речи причастия, которые он рассматривал как особый разряд прилагательных. Священник Русской Православной Церкви и филолог  Г.П. Павский в работе «Филологические наблюдения над составом русского   языка»   (1842)   обосновал   грамматическую   самостоятельность   имён числительных.  В становлении учения о частях речи важное место занимает «Опыт исторической грамматики   русского   языка»   (1858)   Ф.   И.   Буслаева,   «Из   записок   по   русской грамматике» (т. II, 1888) А. А. Потебни. Справедливо критикуя Ф. И. Буслаева, который относил   местоимения   и   числительные   к   служебным   словам,   А.   А.   Потебня   глубоко раскрывает грамматическую сущность этих частей речи.  Российский лингвист Ф.Ф. Фортунатов в составе частей речи выделял полные слова   (глаголы,   существительные,   прилагательные,   инфинитив,   причастие,   наречие, деепричастие),   которые   он   делил   на   спрягаемые,   склоняемые   и   несклоняемые, частичные   слова   (предлоги,   союзы,   связки,   частицы,   модальные   слова),   междометия («Сравнительное языковедение», 1901—1902). Подробно   охарактеризованы   все   классы   слов   в   «Синтаксисе   русского   языка» (1941) А. А. Шахматова, русского филолога, лингвиста и историка, который полагал, что части речи проявляют себя лишь в синтаксисе. Он различал слова знаменательные (существительные, прилагательные, глагол, наречие), незнаменательные (местоимения, числительные,   местоименные   наречия),   служебные   слова   (предлоги,   союзы,   частицы, связки, префиксы), междометия.  В системе частей речи А. А. Шахматова очень широко очерчены   границы   наречий.   В   эту   часть   речи   включены   модальные   слова,   слова категории состояния и даже отдельные междометия.  5 В   уточнении   состава   частей   речи   и   разработке   принципов   их   классификации большая заслуга принадлежит крупнейшему русскому языковеду Л. В. Щербе. Свои взгляды на части речи он изложил в статье «О частях речи» (1928). При характеристике частей речи Л. В. Щерба учитывал как лексические значения, так и грамматические свойства слов. Опираясь на совокупность лексических и грамматических показателей, он предложил выделить в особую часть речи слова категории состояния. По мнению Л. В. Щербы, самостоятельную часть речи составляет и связка (быть).  Исключительно   важную   роль   в   формировании   современных   представлений   о частях речи, определении их границ сыграли исследования академика В. В. Виноградова, особенно его книга «Русский язык» (1947). Усилиями В. В. Виноградова в современном языкознании утвердился комплексный подход к распределению слов по частям речи, к характеристике частей речи. Ученый выделяет 4 основные «грамматико­семантические категории   слов»:   1)   слова­названия   (имя   существительное,   имя   прилагательное,   имя числительное, глагол, наречие, категория состояния). К ним примыкают местоимения; 2) связочные, т.е. служебные, слова (частицы­связки, предлоги, союзы); 3) модальные слова; 4) междометия. Глава 2. Части речи в школьной грамматике русского языка  Что   же   такое   части   речи?  Если   мы   откроем   «Российскую   грамматику»   М.В. Ломоносова, то прочитаем следующее:  «Слово человеческое имеет осьмь частей знаменательных:   1)   имя   для   названия   вещей;   2)   местоимение   для   сокращения наименований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединения имени и глагола в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междометие для краткого изъявления движений духа…».  В современной школьной грамматике русского языка различается 10 частей речи: имя   существительное,   имя   прилагательное,   имя   числительное,   местоимение,   глагол, наречие,   предлог,   союз,   частица,   междометие.   В   ней   причастие   и   деепричастие рассматриваются как формы глагола. Основная часть слов категории состояния обычно включается в разряд наречий. Одни модальные слова даются в наречиях, другие — в частицах,   третьи   изучаются   только   в   синтаксисе   —   при   изучении   вводных   слов. Звукоподражания примыкают к междометиям. 6 Самостоятельные Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение  Глагол (причастие,  деепричастие) Наречие  Части речи в русском языке 1) не имеют  лексического значения; Служебные 2) не изменяются (не  имеют грамматических  категорий); Междометие Предлог 3) не являются членами  предложений; Союз Частица 4) служат для связи  между словами или  частями предложения,  вносят в них  дополнительные  оттенки; 7 5) в предложении  употребляются только  вместе с  самостоятельными  частями речи. общее значение части  имеют грамматическое  1) речи; 2) значение (морфологические  признаки); 3) предложения.  4) служебных и вместе со  служебными частями речи. употребляются без  являются членами  выражает  1) различные чувства и  побуждения к действию,  но не называет их; 2) предложения не бывает членом  Глава 3. Толкование и этимология терминов, называющих части речи   Знакомство с частями речи следует начинать с истолкования самого названия, потому что мы должны осознать, почему, например, именно все слова, обозначающие предмет, называются именами существительными, а слова, характеризующие признак предмета, ­ именами прилагательными. Почему в названии этих частей речи есть слово «имя»? В чём особенность названия глагола? Почему писатель А. Югов назвал глагол «самой живой» частью   речи?   А   ведь   раскрыв   смысл   слова   «наречие»,   можно   не   только   объяснить грамматическое значение этой части речи, но и научиться безошибочно отличать её от других   слов,   в   частности   от   кратких   прилагательных,   а   впоследствии   и   от прилагательных в сравнительной степени. Имя   существительное   –   самостоятельная   часть   речи,   которая   обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что? Есть несколько вариантов происхождения данного названия. Во­первых, считается что слово «существительное» произошло от старославянского слова «сущий», «существующий», «тот, который есть», то есть существительные, называют те предметы, лица, явления, 8 которые   существуют.   Во­вторых,   считается,   что   данный   термин   был   заимствован   из латыни   «nomen  substantivum»,   то   есть   является   просто   его   переводом   –   «имя сущности». Имя  прилагательное   –   самостоятельная   часть   речи,   которая   обозначает   часть речи и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? Многие термины имеют корни в латыни. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод названия «прилагательное»   с   лат.   «nomen  adiectivum»   –   «нечто   подкинутое»,   прибавленное», «приложенное», а с греческого – «эпитет». Глагол ­ самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? или что сделать? Слово глагол в древнерусском языке звучало как "гологол" с полногласием ­оло­. В таком виде с неполногласием ла­ слово является заимствованием из старославянского языка, в котором оно является просто семантической   калькой   греческого   и   латинского   термина   в   значении   «слово,   речь, мысль». Хотя ныне существительное глагол в значении «речь» в русском языке почти не употребляется, всего полтора века назад А.С. Пушкин призывал «глаголом жечь сердца людей»   ­   тогда   это   существительное   тоже   осознавалось   как   «речь,   слово».  Как лингвистический термин слово "глагол" употребляется в "Грамматике" церковного и общественного деятеля М. Смотрицкого только в XVII веке. Прич стие аа   ­  особая  форма   глагола,   которая  обозначает  признак  предмета   по действию   и   отвечает   на   вопросы   прилагательного.   Термин   «причастие» старославянского происхождения.   В   старославянский   язык   слово   вошло   через «взятое  частично» латинский  (лат. participium,  греч. μ ), буквальный  перевод  –   ετοχή (имелось в виду, что причастие взяло для себя часть признаков у глагола, другую – у имени прилагательного).  Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и имеет признаки глагола (вид, возвратность и др.) и наречия (неизменяемость). Слово образовано путем сращения частицы дъе (от дьяти — «делать») со словом «причастие». Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII в. Сам этот термин указывает,   что   деепричастие   имеет   отношение   к   действию.  Поскольку   деепричастия обладают   основными   признаками   двух   частей   речи,   вопрос   об   их   частеречной принадлежности   в   отечественной   грамматической   науке   не   получил   однозначного решения.  В.А.   Богородицкий   относил   деепричастные   слова   к   наречиям.   Авторы академических грамматик включают деепричастия в состав глагола. Однако наличие у деепричастия   свойств   глагола   и   наречия   позволяет   выделить   его   в   качестве 9 самостоятельной части речи (Д.Н. Овсянико­Куликовский, А. Н. Тихонов, Е.И. Диброва, В.В. Ба­ байцева, Л.Д. Чеснокова).  Числительное   –   самостоятельная   часть   речи,   которая   обозначает   отвлеченное число, количество предметов, их порядок  при счете и отвечает на вопросы сколько? какой? который? Слово   «числительное»   –   это   дословный   перевод   с   латинского numerāle («число»).  В древнерусском языке первоначально отсутствовала  такая часть речи. Для обозначения количества использовались прилагательные и существительные. Так,   слова одинъ – четыре были   прилагательными,   а   остальные   счетные   слова   по происхождению   являются   существительными   (имели   категории   рода,   числа,   могли иметь при себе определения). В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов, обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть, семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча, с XIII в. появляется слово сорок. Все остальные счетные слова образовались из комбинации приведенных выше слов. Большое количество обозначалось с помощью слов тьма, легионъ, воронъ, колода, леодръ. Выделение числительного как части речи начинается с XIV в., в XVII в. такая часть речи уже бесспорно есть, но не со всеми   современными   особенностями,   а   вот   с   XVIII   в.   числительное   окончательно оформляется как часть речи.  Местоимения – это такие слова, которые обозначают лицо, а также указывают на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно.  Название этой части речи образовано методом кальки с греческого antonymia; как и в греческом, в русском языке буквальное   значение   этого   слова   –  «вместо   имени».  Имен   у   нас   три.   Это существительное, прилагательное и числительное. Таким, образом,  местоимения – это слова, которые используют вместо существительных, прилагательных и числительных. Это замещение имен нужно для того, чтобы не было повторов в тексте. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого действия. Наречие – старое слово. Оно было известно в древнерусском языке. Этимологически выделяется корень речь­. Слово «речь» в древнерусском языке имело несколько значений, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение   сохраняется   и   в   корне   реч­,   входящим   в   слово   «наречие»,   то   есть   слово «наречие» буквально  означает   «наглаголие».  По   сути   русское   слово   «наречие»   ­   это некий признак, который дополняет описание действия, находится при глаголе, при речи. Интересно, что древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает «приглаголие». 10 Предлоги – это служебные слова, указывающие на различные грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении. По происхождению слово предлог – это калька с греческого языка prothesis, буквальный перевод которой значит «перед словом»,  «положенный впереди».  По происхождению предлоги делятся на две группы:   первичные   (непроизводные)   и   вторичные   (производные).   К   первичным относятся древнейшие предлоги, происхождение которых установить невозможно (без, в (в, во), от (од), для, до, с (со, со, зо, изо), за, сквозь, между, на, над (надо, надо), о (об), под,   по,   при,   про,   через).   Они   не   пополняются   новыми   единицами   и   составляют закрытую группу слов. Первичными также считаются предлоги близ, вопреки, кроме, среди, сквозь, против, исторически связанные с наречиями, но в настоящее время не имеющие   омонимов   среди   них.   К   вторичным   относятся   предлоги,   соотносимые   с полнозначными   частями   речи,   от   которых   они   происходят,   то   есть:   1)   от существительных (конец, край, круг, кругом, в результате, перед, в течение, путем, за счет, по поводу, в отрасли, с целью, в интересах, во главе, на случай, посредством, путем, в роли, в зависимости, в области и т.п.); 2) от деепричастий (включая, исключая, несмотря на, невзирая на, благодаря и т.д.); 3) от наречий   (около, вокруг, вопреки, вдоль, вслед, кругом, мимо; кругом, вокруг, вблизи, близ, сверх, после, подле, рядом, спереди, вдоль, накануне, в стороне, вглубь и т.п.). Предлогов не так уж много: около 200.   Однако   по   частоте   употребления   в   речи   занимают   четвертое   место   (после существительного, глагола, местоимения). Па частотности на первом месте предлог в, на втором – на. Союз – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены  syndesmos, предложения   или   части   сложного   предложения. conjunctio («связывающий»).  Слово  заимствовано из старославянского языка, где было  Союз  ­ образовано с помощью приставки съ от узъ; буквально «путы, узы, союз, общество». По частоте   употребления   союз   занимает   7   место   ­   после   существительного,   глагола, местоимения, предлога, прилагательного и наречия.  Частицы   –   служебные   слова,   которые   служат   для   образования   наклонений глагола, для выражения различных оттенков значения в предложении.  Термин частица является буквальным переводом латинского слова particula – «частица», «частичка». До второй половины XVIII в. частицы рассматривались в составе других частей речи. Так, в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова (1775) частицы рассматриваются в составе наречий и союзов. В 1877 г. впервые в русской и зарубежной лингвистике учёный А.В. Добиаш   назвал   частицу   самостоятельной   частью   речи   и   отграничил   её   от   других 11 служебных слов.  Русский лингвист Ф.Ф. Фортунатов предложил первую классификацию частиц как особой части речи (1956). С появлением трудов А.И. Соболевского, А.А. Шахматова,   В.А. Богородицкого   и   некоторых   других   языковедов   частицы   заняли прочные   позиции   в   ряду   других   частей   речи.  Многие   русские   писатели   и   поэты употребляли   в   своем   творчестве   частицы.   А.С.   Пушкин   использовал   частицу   «вот» около 1000 раз, а частица «даже» прозвучала у поэта более 300 раз. Например, «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало...»? Междометие   –   это   неизменяемые   слова,   которые   не   относятся   ни   к самостоятельным,   ни   к   служебным   частям   речи.   Междометия   выражают   различные чувства,   не   называя   их,   и   побуждение   к   действию.   Термин   «междометие»   ­ лат. interjectio («брошенное между») ­  впервые появился в 1619 году в «Грамматике» М. Смотрицкого.   В   истории   науки   на   междометия   существуют   две   точки   зрения.   М.В. Ломоносов,   А.Х.   Востоков,   Ф.И.   Буслаев,   А.А.   Шахматов   признавали   междометие частью речи, не делали резкого разграничения между словами, выражающими эмоции, и словами, выражающими мысли,  то есть  не отрывали междометия от общей системы частей речи и ставили вопрос об изучении структуры междометий, их функции в речи, истории их образования. Н.И. Греч, Д.Н. Кудрявцев, А.М. Пешковский же не считают междометия   словами   и   исключают   их   из   состава   частей   речи,   не   рассматривают междометия как факт членораздельной речи и отказываются от изучения  структуры междометий, их синтаксических свойств. В 70­е годы ХХ века вышел фундаментальный труд А.И. Германовича «Междометия в русском языке», после чего междометия были признаны   частью   речи.   В   «Академической   грамматике»   (1980)   междометию   дается такое   определение:   «Междометие   ­   это   класс   неизменяемых   слов,   служащих   для нерасчлененного   выражения   чувств,   ощущений,   душевных   состояний   и   других эмоциональных реакций на окружающую действительность: ах, ба, батюшки, брр, ого, то­то, ура, ух, фи, черт, ату, брысь, караул, стоп. Глава 4. Высказывания учёных о разных частях речи «У  каждой   части   речи   свои   достоинства»,   ­   считал   Александр   Матвеевич Пешковский (1878­1933), незаурядный языковед и педагог. Нельзя не согласиться с его мнением. Каждая часть речи в русском языке по­своему бесценна и имеет определенное место в тексте.   Каждая   часть   речи   обладает   присущими   только   ей   грамматическими категориями и, конечно же, стилистически выразительными «достоинствами».  12 Без   имени   существительного   невозможно   создать   нужный   образ,   а   иногда   и вообще понять, о чем идет речь. Поэтому первостепенное значение присваивают именно ему.   Благодаря   существительному   любая   мысль   приобретает   законченность, грамотность, ясность, становится оформленной. Без его взаимосвязи с другими частями речи невозможны взаимоотношения и понимания между собеседниками. В.Г. Ветвицкий убедительно  сказал:   «Имя  существительное   ­   это  как   бы   дирижёр   грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты ­ зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Прилагательные   «озаряют»   предметы,   их   называют   «живописующей»   частью речи.   С   одной   стороны,   прилагательные   конкретизируют   предмет   (хвойный   лес),   с другой – «расцвечивают» предмет (зеленый лес), с третьей – с помощью прилагательных показывается   отношение  говорящего  к  предмету  (восхитительный   лес).  Выдающийся лингвист В.В. Виноградов считал, что «прилагательное — это самая изобразительная часть   речи.   Прилагательные   могут   описать   цвет,   запах,   форму   любого   предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении». О динамичности словосочетаний и предложений можно говорить тогда, когда появляется   глагол.   Он   показывает   действия,   вносит   движения,   характеристику состояний, без которых нет жизни на земле.  Изучая глагол, мы  поймем,  что радуга может расцвести, дождь – шептаться с листвой, а осень – плакать. И я соглашусь с мнением  А.К.  Толстого:  «Глагол  является  основой  языка.  Найти  верный  глагол  для фразы – значит дать движение фразы». Причастие – «это часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Это слова В.И. Даля, автора знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». М.   В.   Ломоносов   обратил   внимание   на   то,   что   «сии   глагольные   имена   служат   к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».  «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того   же   лица».   (А.Н.   Гвоздев,   советский   лингвист)   В   предложении   деепричастие поясняет глагол­сказуемое и называет добавочное действие, совершаемое действующим лицом. Умелое употребление глаголов и деепричастий даёт возможность многосторонне и детально описать процесс во всей его сложности, называя разнообразные действия. Упорядочить   любые   предметы,   явления   с   помощью   цифр   помогают числительные.   Благодаря   им   отсутствует   хаос   в   исчислении   чего­либо. По   частоте употребления числительное занимает 8 место. Самые частотные числительные: один, 13 два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять. Частотность употребления числительных в речи   подтверждается   большим   количеством   фразеологизмов,   в   которых   они используются:  на   один   зуб   (мало),   семь   потов   сошло   (очень   устал),   из   первых   рук (достоверно), опять двадцать пять (всё сначала), как свои пять пальцев (знать очень хорошо), как две капли воды (очень похожи). Местоимения  также  занимают   достойное  место  среди остальных  частей  речи, помогая   избежать   повторов,   избегая   наименования   человека   или   предмет. «Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании». (А.А. Реформатский, советский лингвист) «Наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а еще она живописует глагол. (А.С. Пушкин, великий русский поэт) Без наречий утратились бы живописность, эмоционально­экспрессивная   окраска,   точность   авторских   характеристик.   (известный лингвист П.С. Пустовалов) Служебные части речи играют очень важную роль в русском языке. Они наряду со   знаменательными   частями   речи   помогают   пишущему   передавать   свои   мысли   и отношение к сообщаемому.  Прав был известный лингвист И. Г. Милославский, утвер­ ждая, что  «отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью «маленьких» слов, слов, которые принято считать служебными, ­ частиц и союзов».   Заключение Каждая   часть   речи   имеет   свое   предназначение   и   обладает   «своими достоинствами».    Как   говорил   Александр   Николаевич   Гвоздев,   известный   языковед, который   занимался   изучением   употребления   слов   разных   частей   речи   в   текстах 14 различных стилей: «Части речи мы можем сравнить с большим оркестром, потому что, как   музыкальные   инструменты,   каждая   исполняет   свою   роль,   а   из   их   сочетания создаётся прекрасная музыка – великий, богатый и певучий русский язык. Мы учимся с вами владеть этими инструментами языка, частями речи».  Закончив работу над проектом, я могу сказать, что, во­первых, изучение истории происхождения   частей   речи   и   объяснение   их   названий   –   увлекательный   процесс, который требует кропотливой работы. Во­вторых, в современной грамматике русского языка   различается   10   частей   речи:   имя   существительное,   имя   прилагательное,   имя числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие. В­ третьих, материал проекта обобщен в форме буклета. Таким   образом,   цель,   поставленная   в   начале   работы   над   проектом,   была достигнута и все поставленные задачи выполнены. Список литературы 1. Евсеева И.В., Лузгина Т.А., Славкина И.А., Степанова Ф.В. Современный русский язык: Курс лекций – Красноярск – 2007 ­642с. 15 2. Шаманский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. инст. – М. Просвещение, 1987 – 256с. Ссылки на материал, используемый для работы: http  http  http  http   ://   sites  ://   scicenter  ://   wikipedia  ://   wiktionary  .  com   .  online  .  org  .  org  .  google            /  site   /  citaty    ­  o  ­  azyke  ­  i  ­  reci   16

Информационно-познавательный проект по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект  по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект  по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект  по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект  по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект  по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект  по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект  по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект  по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект  по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект  по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект  по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект  по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект  по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект  по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект  по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)

Информационно-познавательный проект  по русскому языку "Происхождение частей речи" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2019