Урок 3. 8 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: _____________________
Тема урока: «Информация и информационные процессы в технике»
Цели урока:
1. Образовательные:
· познакомить с процессами передачи информации в технических системах, способах передачи и обработки команд в технических устройствах,
· сформировать представление об автоматических устройствах,
· закрепить навыки практической работы.
2. Развивающие:
· развивать внимание, мышление,
· расширять кругозор, стимулировать интерес к информационным технологиям,
· повышать мотивацию к изучению информатики через работу с ЭОР.
3. Воспитательные:
· научить работать в группе,
· развивать коммуникативные навыки.
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие, определение количества присутствующих в классе и т.д.).
2. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос. Проверка д\з (информация, информационный процесс, генетическая информация, генетические носители, знания, сведения.
Вопросы:
3. Объяснение нового материала.
Используемый приём: лекция-беседа.
Основные понятия: технические устройства, сигнал, виды сигналов, техника, кибернетика, управление, робот, информационные технологии.
Мы говорили о том, что информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах. Наиболее общими информационными процессами являются сбор, обработка, хранение, передача и использование информации. На предыдущих уроках мы рассматривали информационные процессы, протекающие в живой и неживой природе, в человеческом обществе. С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти решения воплощают в реальные действия, которые преобразовывают окружающий мир. Но информационные процессы характерны не только для живой и неживой природы. Человечеством созданы технические устройства – автоматы, работа которых также связана с информационными процессами. Как же происходит передача информации в технических системах? На этот вопрос даёт ответ наш урок. Тема урока – «Информационные процессы в обществе и технике».
Используется ЭОР.
Информационные процессы характерны не только для человека и общества, живой природы, но и для техники.
Н. Винер в сороковых годах двадцатого веке заложил основы новой научной области кибернетики, указал на общность информационных процессов в технике, обществе и живых организмах.
Человеком разработаны технические устройства, в том числе современные компьютеры, которые специально предназначены для автоматической обработки информации.
Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства связаны с процессами управления.
Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации.
В любом процессе управления всегда происходит взаимодействие двух объектов – управляющего и управляемого, которые соединены каналами прямой и обратной связи.
По каналу прямой связи передаются управляющие сигналы, а по каналу обратной связи - информация о состоянии управляемого объекта.
Управление сигналами
Сигнал (английский: signal, от латинского signum – знак) – это знак, физический процесс или явление, несущие сообщение о каком-либо событии, состоянии объекта либо передающие команды управления, оповещения и так далее
По своей природе сигнал может быть:
§ механическим (например, деформация, изменение давления);
§ тепловым (изменение температуры);
§ световым (вспышка света, зрительный образ);
§ электрическим (изменение силы тока, напряжения);
§ электромагнитным (радиоволны);
§ звуковым (акустические колебания);
§ другие
Сигналы могут преобразовываться (без изменения несомой ими информации) из одного вида в другой, более удобный для последующей передачи, восприятия, хранения, переработки.
Сначала определим, что называют техникой. Согласно словарю, техника (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение) – совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Основное назначение техники — частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. По мере создания новых орудий труда техника освобождает человека от выполнения различных производственных функций, связанных как с физическим, так и с умственным трудом. После того, как мы поняли, что называют техникой, перейдём к вопросу о том, как протекает передача информации в мире техники.
Наука, которая занимается процессами управления сложных динамических системах (живых организмах или технических устройствах), называется кибернетикой. С точки зрения этой науки, жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства связано с процессами управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения его параметров. Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы. Таким образом, состояние технической системы поддерживается системой управления.
Управление - процесс целенаправленного воздействия на объект, который обеспечивает требуемое поведение или работу.
В любом процессе управления всегда происходит взаимодействие двух объектов — управляющего и управляемого, которые соединены каналами прямой и обратной связи. По каналу прямой связи передаются управляющие сигналы, а по каналу обратной связи — информация о состоянии управляемого объекта.
Рассмотрим в качестве примера регулирование температуры в помещении с использованием кондиционера. Управляющим объектом является человек, а управляемым — кондиционер. В помещении может быть размещен термометр, который сообщает человеку о температуре в помещении (канал обратной связи). При повышении или понижении температуры в помещении за определенные пределы человек включает кондиционер (работает канал прямой связи). Таким образом, температура в помещении поддерживается в определенном температурном интервале. Мы можем увидеть, что системы управления встроены во всю современную бытовую технику и обеспечивают функционирование системы управления по заданной программе.
Аналогично можно проанализировать работу человека (управляющий объект) за компьютером (управляемым объектом). Человек с помощью органов чувств (зрения и слуха) получает информацию о состоянии компьютера по каналу обратной связи с помощью устройств вывода информации (монитор, акустические колонки). Эта информация анализируется человеком, который принимает решения о тех или иных управляющих действиях, которые по каналу прямой связи с помощью устройств ввода информации (клавиатуры или мыши) передаются компьютеру.
Используется ЭОР.
Управление технической системой может выполнять человек или встроенный в техническое устройство микропроцессор. Системы, которые функционируют без участия человека, называют автоматическими. Если человек вместе с техническим устройством участвует в процессе управления, то такую систему называют автоматизированной. Например, компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.
4. Работа в сети Интернет.
Создание и заполнение таблиц.
- «Системы управления техническими устройствами»
- «Роботы»
- «Использование ИКТ»
Класс разбивается на группы. Каждая группа работает над своей частью таблицы, опираясь на материал учебника.
Работа в программе Стамина.
5. Итоги урока.
Учитель обобщает и оценивает работу учащихся на уроке.
6. Домашнее задание: Повторить теоретический материал конспекта. Прочитать
параграф 1.1.4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.