Информация для родителей по воспитанию детей с ОВЗ
Оценка 4.6
Работа с родителями +1
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
20.03.2019
Инвалидность – это значительное ограничение жизнедеятельности ребёнка, приводящее к дезадаптации вследствие нарушения его развития, способностей к самообслуживанию, к передвижению, ориентации, обучению, трудовой деятельности, контролю за своим поведением.
Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения дошкольниками образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья (инклюзивное образование).
+++ Информация для родителей.doc
Информация для родителей
Инвалидность – это значительное ограничение жизнедеятельности ребёнка,
приводящее к дезадаптации вследствие нарушения его развития, способностей
к самообслуживанию, к передвижению, ориентации, обучению, трудовой
деятельности, контролю за своим поведением.
Государственная политика в области образования детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе детейинвалидов, даёт возможность
посещения дошкольниками образовательного учреждения любого вида, где
ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья
(инклюзивное образование).
Одним из важных направлений в деятельности психологопедагогической
службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое
внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен,
неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные
возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей,
включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как
активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина,
Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.)
свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает
сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат
семьи, супружеские отношения.
Перечислим основные проблемы, возникающие в семьях наших
подопечных – детей с ОВЗ.
1.
Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ
ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых
знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается
семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается
на социализации ребёнка. 2.
Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом
самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. В следствие этого, дети часто
окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность,
становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
3.
Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей
такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят
на проблему, как на свой «крест».
4.
Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не
позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия
для ребёнка дома.
Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным
направлением в системе психологопедагогической работы с родителями
детей с ОВЗ.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях,
где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого
педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической
компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с
ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и
психологии развития;
сформировать адекватную самооценку.
Психологопедагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит
поэтапно.
Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое
знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут
проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание
доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в
участии в процессе развития и воспитания ребёнка в ДОУ и семье.
1.
2.
3.
1. 2.
3.
4.
5.
1.
Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание
тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с
формами работы школы с семьёй.
Далее на основе карт, диагноза и диагностических данных
специалистов составляется программа индивидуального сопровождения для
каждого ребёнка с ОВЗ. В данной программе специалистами определяется
индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.
Составление плана работы специалистов школы с родителями детей с
ОВЗ.
Непосредственная работа с родителями. В неё входит:
Различные формы работы с родителями детей с ОВЗ.
Беседы: коллективные и индивидуальные.
Примерные темы бесед:
1. Речевые нарушения и причины их возникновения.
2. Психологические особенности детей с ограниченными
возможностями здоровья.
3. Краткие советы родителям, имеющим детей с ЗПР.
4. Что делать, если у ребенка плохая память?
5. Подвижные игры в системе коррекционной работы.
6. Игра лучший помощник в занятиях с детьми дома.
7. Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка.
8. Труд важнейшее средство в коррекционновоспитательной работе с
детьми дома.
2.
Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке,
тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель
информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка,
организации предметноразвивающего пространства для ребёнка в семье,
закономерностях аномального развития.
3.
Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «Мы
вместе». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки
участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки
решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному
взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и
оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких
встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с
ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и
оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что
«они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не
только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные
навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
4.
Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей.
Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они
учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и
осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях
родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои
требования к нему.
5.
Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи,
близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере
других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к
успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная
самооценка.
Такое сотрудничество помогает родителям применять полученные знания и
умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он
есть – во всех его проявлениях.
Информация для родителей по воспитанию детей с ОВЗ
Информация для родителей по воспитанию детей с ОВЗ
Информация для родителей по воспитанию детей с ОВЗ
Информация для родителей по воспитанию детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.