Инклюзивное образование

  • Педсоветы
  • docx
  • 27.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые могли получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствие с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение сегрегации и дискриминации в образовании. Инклюзивное образование в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребенка на образование, что закреплено в положениях Конвекции о правах ребенка (1989) и другой Конвекции ООН, направленной на защиту и поощрение прав и достоинств инвалидов (2006), подписанной РФ в 2008 году.
Иконка файла материала Доклад.docx
Инклюзивное образование Введение Система   отечественного   образования   долгие   годы   делила   детей   на обычных и инвалидов, которые могли получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми. Инклюзивный   подход   предполагает   понимание   различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствие с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение   общественности   и   устранение   сегрегации   и   дискриминации   в образовании. Инклюзивное   образование   в   России   является   одним   из   стратегических направлений реализации права каждого ребенка на образование, что закреплено в   положениях   Конвекции   о   правах   ребенка   (1989)   и   другой   Конвекции   ООН, направленной   на   защиту   и   поощрение   прав   и   достоинств   инвалидов   (2006), подписанной РФ в 2008 году. Развитие   инклюзивного   образования   не   возможно   без   поддержки   и участия общественных организаций, представляющих интересы и отстаивающих соблюдение   прав   детей   с   особыми   образовательными   потребностями,   а   также семей, в которых живут эти дети. «Интеграция»   и   «инклюзия»   ­   это   два   термина,   которые   часто используются   один   вместо   другого.   Инклюзия   отличается   от   интеграции   тем, что   с   самого   начала   рассматривает   всех   детей   в   единой   образовательной системе.   Таким   образом,   для   детей   с   особенностями   отсутствует необходимость   в   какой­либо   специальной   школьной   системе.   Одна   из   целей инклюзии состоит в том, что любое образовательное учреждение может создать условия для обучения детей с ОВЗ. Инклюзивное   образование   ставит   своей   целью   обеспечение   равного доступа к получению знаний ­ необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса.К основным элементам инклюзии можно отнести:   включение   всех   детей   с   различными   возможностями   в   такую   школу, которую они могли бы выбрать;   отсутствие   «сортировки»   и   отбраковывания   детей,   обучение   в смешанных группах;   дети   с   особенностями   находятся   в   классах,   соответствующих   их возрасту;   ситуационно   обусловленная   взаимодействия   и   координация   ресурсов   и методов обучения;   эффективность,   как   стиль   работы   школы,   децентрализованные   модели обучения. Выделяют восемь принципов инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый   человек   имеет   право   на   общение   и   на   то,   чтобы   быть услышанным; подлинное   образование   может   осуществляется   в   контексте   реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. • • • • • • • • • • САМЫМ   ЛУЧШИМ   В   ИНКЛЮЗИИ   ЯВЛЯЕТСЯ   ТО,   ЧТО   ПРИ УСПЕШНОМ ЕЕ ПРОВЕДЕНИИ ВЫИГРЫВАЮТ ВСЕ. Преимущества инклюзии для детей инвалидов весьма существенны: • дети   с   особенностями   развития   демонстрируют   более   высокий   уровень социального   взаимопонимания   в   инклюзивной   среде   по   сравнению   с детьми, находящимися в специальных школах; • в   инклюзивной   среде   улучшается   социальная   компетенция   и   навыки коммуникации   детей   с   ОВЗ,   это   связано   с   тем,   что   у   детей­инвалидов появляется   больше   возможности   для   социального   взаимопонимания   сосверстниками,   которые   выступают   в   качестве   носителей   моделей социальной и коммуникативной сферы; •       в   инклюзивной   среде   с   особенностями   развития   имеют   более   насыщенные учебные процессы, улучшение навыков и академических достижений. Составной  частью  интеграции  детей с отклонениями  в развитии является их   пребывание   в   общеобразовательном   учреждении,   где   они   получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками. Главным   условием   интеграции   в   России   является   приведение   в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с   системой   образования,   остающейся   в   целом   неизменной:   дети   с   ОВЗ   в массовой   школе,     неприспособленной   для   них.   Иначе   говоря,   ребенок   должен соответствовать стандартам системы образования. Плюсы: •      Сохранение детско­родительских отношений и возможность полноценного участия ребенка в повседневной жизни своей семьи. •   Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми. •       Полноценная   речевая   среда.   В   результате   постоянного   общения   со слышащими   детьми   у   них   вырабатывается   привычка   к   общению   со слышащими   и   в   дальнейшем   это   позволяет   легче   адаптироваться   к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со слышащими. Минусы: •      Сложности усвоения норм социального поведения. •         Ребенок с ОВЗ, привыкший к повышенному вниманию к семье, в массовой школе   становится   одним   из   многих,   что   может   быть   причиной дискомфорта или стресса.Практика   показывает,   что   педагог,   изначально   спрофилированный   на работу   с   обычными   детьми   в   общеобразовательной   школе   и   оказавшийся   в условиях интегрированного  и инклюзивного  обучения  не обладает  знаниями о специфике обучения детей с ОВЗ, и не владеет специально ­ педагогическими умениями и навыками, и, следовательно, не может оценить степень нарушения и спрогнозировать   пути   дальнейшего   развития   такого   ребенка.   В   связи   с   этим возникает необходимость в организации курсов переподготовки педагогических кадров,   переоборудования   учебных   помещений   так,   чтобы   они   отвечали потребностям всех без исключения детей, реформирование школ, что не всегда возможно в современной школе. То есть учебное заведение, и процесс обучения в нем подстраиваются под нужды и потребности развития ребенка. Все   это   ведет   к   тому,   что   необходимо   создать   в   общеобразовательном учреждении   специальные   условия   обучения   для   детей   с   ОВЗ,   а   также предоставление   ребенку   с   особыми   образовательными   потребностями психолого­педагогической поддержки профильными специалистами. Развитие системы инклюзивного и интегрированного образования в нашей стране требует принципиальных  изменений  в системе не только среднего (как «школа   для   всех»),   но   профессионального   дополнительного   образования   (как «образование   для   всех»).   До   сих   пор   отсутствуют   общегосударственные правовые и финансово­экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного и   интегрированного   образования   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья. Интеграцию   ребенка   с   проблемами   в   развитии   следует   начинать   с социальной   интеграции,   желательно   в   дошкольном   возрасте.   Эффективная социальная   интеграция   будет   в   дальнейшем   способствовать   педагогической интеграции ребенка с проблемам в развитии при обучении в массовой школе. Необходимо  отметить, что существование  инклюзивных  школ позитивно сказывается   на   развитии   детей   с   ОВЗ.   А   как   влияет   введение   инклюзии   и интеграции на учащихся массовых школ. Нахождение детей с ОВЗ в массовой школе влияет на успешность обучения.  Дети   с   особенностями   развития   и   дети   из   массовой   школы получают   преимущества   при   инклюзивном   обучении,   если используются   разнообразные   специальные   педагогические технологии.  В   инклюзивном   классе   дети   учатся   уважать   друг   друга, сопереживать, учатся толерантности. Таким образом, проблема интегрированного и инклюзивного образования сложна,   дискуссионна,   но   главное,   она   является   действительно   социальной проблемой, так как в ходе ее решения  затрагиваются  интересы колоссального количества   людей,   представителей   различных   социальных   групп   и   главное ­подрастающего  поколения  ­ будущего нации. Общество должно  предоставить любому   человеку   право   выбора   вида   образования   в   зависимости   от   его интересов, потребностей, возможностей. От того, насколько быстро мы сможем преодолеть   процесс   дифференциации   внутри   образовательной   системы,   и перейти   к   развитию   интеграционных   технологий   зависит   будущее   нации.   На пути   становления   института   интегрированного   образования   одной   из   главных задач   является   позитивное   трансформирование   отношения   к   лицам   с ограниченными   возможностями   здоровья,   характеризующегося   до   настоящего времени негативной направленностью социальных аттитюдов.