Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые могли получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми.
Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствие с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение сегрегации и дискриминации в образовании.
Инклюзивное образование в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребенка на образование, что закреплено в положениях Конвекции о правах ребенка (1989) и другой Конвекции ООН, направленной на защиту и поощрение прав и достоинств инвалидов (2006), подписанной РФ в 2008 году.
Инклюзивное образование
Введение
Система отечественного образования долгие годы делила детей на
обычных и инвалидов, которые могли получить образование и реализовать свои
возможности наравне со здоровыми детьми.
Инклюзивный подход предполагает
понимание
различных
образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствие с
этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе,
привлечение общественности и устранение сегрегации и дискриминации в
образовании.
Инклюзивное образование в России является одним из стратегических
направлений реализации права каждого ребенка на образование, что закреплено
в положениях Конвекции о правах ребенка (1989) и другой Конвекции ООН,
направленной на защиту и поощрение прав и достоинств инвалидов (2006),
подписанной РФ в 2008 году.
Развитие инклюзивного образования не возможно без поддержки и
участия общественных организаций, представляющих интересы и отстаивающих
соблюдение прав детей с особыми образовательными потребностями, а также
семей, в которых живут эти дети.
«Интеграция» и «инклюзия» это два термина, которые часто
используются один вместо другого. Инклюзия отличается от интеграции тем,
что с самого начала рассматривает всех детей в единой образовательной
системе.
Таким образом,
для детей с особенностями отсутствует
необходимость в какойлибо специальной школьной системе. Одна из целей
инклюзии состоит в том, что любое образовательное учреждение может создать
условия для обучения детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование ставит своей целью обеспечение равного
доступа к получению знаний необходимых условий для достижения успеха в
образовании всеми без исключения детьми независимо от их прежних учебных
достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса.К основным элементам инклюзии можно отнести:
включение всех детей с различными возможностями в такую школу,
которую они могли бы выбрать;
отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в
смешанных группах;
дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их
возрасту;
ситуационно обусловленная взаимодействия и координация ресурсов и
методов обучения;
эффективность, как стиль работы школы, децентрализованные модели
обучения.
Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
услышанным;
подлинное образование может осуществляется в контексте реальных
взаимоотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
САМЫМ ЛУЧШИМ В ИНКЛЮЗИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО ПРИ
УСПЕШНОМ ЕЕ ПРОВЕДЕНИИ ВЫИГРЫВАЮТ ВСЕ.
Преимущества инклюзии для детей инвалидов весьма существенны:
•
дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень
социального взаимопонимания в инклюзивной среде по сравнению с
детьми, находящимися в специальных школах;
•
в инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки
коммуникации детей с ОВЗ, это связано с тем, что у детейинвалидов
появляется больше возможности для социального взаимопонимания сосверстниками, которые выступают в качестве носителей моделей
социальной и коммуникативной сферы;
• в инклюзивной среде с особенностями развития имеют более насыщенные
учебные процессы, улучшение навыков и академических достижений.
Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии является
их пребывание в общеобразовательном учреждении, где они получают
возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками.
Главным условием интеграции в России является приведение в
соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями
с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в
массовой школе, неприспособленной для них. Иначе говоря, ребенок должен
соответствовать стандартам системы образования.
Плюсы:
• Сохранение детскородительских отношений и возможность полноценного
участия ребенка в повседневной жизни своей семьи.
• Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
•
Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со
слышащими детьми у них вырабатывается привычка к общению со
слышащими и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к
обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со
слышащими.
Минусы:
• Сложности усвоения норм социального поведения.
• Ребенок с ОВЗ, привыкший к повышенному вниманию к семье, в массовой
школе становится одним из многих, что может быть причиной
дискомфорта или стресса.Практика показывает, что педагог, изначально спрофилированный на
работу с обычными детьми в общеобразовательной школе и оказавшийся в
условиях интегрированного и инклюзивного обучения не обладает знаниями о
специфике обучения детей с ОВЗ, и не владеет специально педагогическими
умениями и навыками, и, следовательно, не может оценить степень нарушения и
спрогнозировать пути дальнейшего развития такого ребенка. В связи с этим
возникает необходимость в организации курсов переподготовки педагогических
кадров, переоборудования учебных помещений так, чтобы они отвечали
потребностям всех без исключения детей, реформирование школ, что не всегда
возможно в современной школе. То есть учебное заведение, и процесс обучения
в нем подстраиваются под нужды и потребности развития ребенка.
Все это ведет к тому, что необходимо создать в общеобразовательном
учреждении специальные условия обучения для детей с ОВЗ, а также
предоставление ребенку с особыми образовательными потребностями
психологопедагогической поддержки профильными специалистами.
Развитие системы инклюзивного и интегрированного образования в нашей
стране требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как
«школа для всех»), но профессионального дополнительного образования (как
«образование для всех»). До сих пор отсутствуют общегосударственные
правовые и финансовоэкономические нормы, касающиеся основ инклюзивного
и интегрированного образования детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Интеграцию ребенка с проблемами в развитии следует начинать с
социальной интеграции, желательно в дошкольном возрасте. Эффективная
социальная интеграция будет в дальнейшем способствовать педагогической
интеграции ребенка с проблемам в развитии при обучении в массовой школе.
Необходимо отметить, что существование инклюзивных школ позитивно
сказывается на развитии детей с ОВЗ. А как влияет введение инклюзии и
интеграции на учащихся массовых школ. Нахождение детей с ОВЗ в массовой школе влияет на успешность
обучения.
Дети с особенностями развития и дети из массовой школы
получают преимущества при инклюзивном обучении, если
используются разнообразные специальные педагогические
технологии.
В инклюзивном классе дети учатся уважать друг друга,
сопереживать, учатся толерантности.
Таким образом, проблема интегрированного и инклюзивного образования
сложна, дискуссионна, но главное, она является действительно социальной
проблемой, так как в ходе ее решения затрагиваются интересы колоссального
количества людей, представителей различных социальных групп и главное
подрастающего поколения будущего нации. Общество должно предоставить
любому человеку право выбора вида образования в зависимости от его
интересов, потребностей, возможностей. От того, насколько быстро мы сможем
преодолеть процесс дифференциации внутри образовательной системы, и
перейти к развитию интеграционных технологий зависит будущее нации. На
пути становления института интегрированного образования одной из главных
задач является позитивное трансформирование отношения к лицам с
ограниченными возможностями здоровья, характеризующегося до настоящего
времени негативной направленностью социальных аттитюдов.