Инклюзивное образование в современной школе проблемы, перспективы.
Оценка 4.9

Инклюзивное образование в современной школе проблемы, перспективы.

Оценка 4.9
Семинары
doc
администрации
Взрослым
20.02.2018
Инклюзивное образование  в современной школе  проблемы, перспективы.
Презентация к выступлению ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: РАЗМЫШЛЕНИЯ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С.doc
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: РАЗМЫШЛЕНИЯ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ Своё выступление я хотела бы начать с мудрой китайской притчи. 1 слайд. Притча «Трещина в кувшине» У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду.  Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь  полтора.  3    В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него  выливалась. Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего  недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить  по воду, поэтому, однажды он сказал ей: – Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим  поделать. 4    Но мудрая старая женщина только улыбнулась: – А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны  – нет?      С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и  украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только  благодаря тебе.  6    У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины,  которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого  воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее. Эта коротенькая и мудрая притча о недостатках. Имея жизненную мудрость, любой недостаток  можно использовать себе во благо и обратить его в преимущество. Главное уметь взглянуть на  ситуацию с нужной стороны! 6      Она о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и окружающих нас  людей такими, какие они есть, видеть в них хорошее. Дети с ограниченными возможностями здоровья тоже как «кувшин с трещинкой», они тоже имеют  право на жизнь, что они, не зная сами себя, могут быть полезны обществу. «Если закрыта одна дверь, то всегда открыта другая» ­ гласит народная мудрость. Наверное, именно по этой причине люди с ограниченными возможностями смотрят на мир другими глазами, умудряясь сквозь боль оставаться добрыми, жизнерадостными и веселыми, умеют видеть прекрасное и жить полной жизнью. Детям с ОВЗ доступны все радости, что и здоровым детям: занятия творчеством и спортом, создание художественных работ, участие в играх, праздниках, мероприятиях.   Посмотрите вокруг, может такие дети «особые дети» живут рядом с вами в соседнем доме, подъезде или дворе. Они хотят чувствовать себя такими же, как все, быть ровней «здоровым» детям. А как тяжело это сделать, ловя на себе презрительные взгляды окружающих. Образование детей с ограниченными  возможностями здоровья в настоящее время является одной из актуальных проблем современного образования.  Когда речь идет об обучении детей с ОВЗ в  общеобразовательных школах, используют два термина: «интеграция»   и «инклюзия».   В чем разница?   Интеграция   предполагает,   что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия – адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок   с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне  со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия   – более гибкая   система.   Она основана   на   том,   что все дети   разные,   что они не   должны отвечать   нашим требованиям и стандартам,   но   при этом   все могут учиться     вместе.   Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому­то понадобится отдельная  адаптированная образовательная программа, кому­то – пандус, лифт.  Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт и законодательное закрепление, в то время как российский опыт только начинает складываться и развиваться.  Главное в образовании ребёнка с ОВЗ – получение образовательного и социального опыта вместе со  сверстниками. Основой критерия эффективности  образования­ успешность социализации, введение в  культуру, развитие социального опыта ребёнка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.  Детям, имеющим статус ОВЗ необходимо создавать специальные условия и этот процесс сейчас законодательно закреплён. В свете последних изменений законодательной базы  системы образования возникает множество вопросов по организации работы с учениками с особыми  потребностями.  В общем, то встаёт вопрос, а в действительности, зачем создавать, изменять условия, если есть  специализированные учреждения, где созданы адекватные условия  под каждую категорию детей?  В настоящее время инклюзивное образование становится все более привлекательным для родителей  детей с ограниченными возможностями здоровья, и они все чаще приводят детей в  общеобразовательные школы для совместного обучения с другими детьми. Не все родители готовы  сделать выбор в пользу спецшколы или интерната, даже если он очень хороший.  Нельзя пренебрегать потребностями родителей, которые говорят, что мы хотим, чтобы наши дети  учились вместе с другими детьми и получали возможность социализации, и те возможности, которые  есть у других детей. По закону родители и дети имеют право продолжать обучение в той организации, где они этого хотят. Поэтому, образовательная организация, администрация и педагогический коллектив по всем законам,  которые сейчас приняты  в  России,  обязаны создать условия.  В нашем обществе работа по организации инклюзивного обучения только начинается. С 2016 года  дети с ОВЗ стали полноправными участниками учебно­воспитательного процесса в школе. Дети с  особыми образовательными потребностями находятся в каждом образовательном учреждении города. Последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о: 2016­2017 уч.г. — 1 классы 2017­2018 уч.г. — 1 и 2 классы 2018­2019 уч.г. — 1,2 и 3 классы 2019­2020уч.г. — 1,2,3 и 4 классы Задачи при введении ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о: Подробнейшим образом изучить примерные АООП, учебные планы Разработать на их основе АОП образовательной организации Обеспечить кадровый состав с соответствующим повышением квалификации Организовать сетевое взаимодействие при невозможности полной реализации программы  коррекционных курсов в образовательной организации Обеспечить материально­технические условия (спроектировать предметно­ пространственную среду) Организовать информационно­просветительскую работу о ФГОС ОВЗ Дети  поступают в ОО с заключением центральной психолого­медико­педагогической комиссии. На  основании заключения и рекомендаций ЦПМПК школа разрабатывает АОП и индивидуальные  образовательные маршруты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого  ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию. При внедрении ФГОС НОО с ОВЗ у нас, как у всех, возникло много всяких проблемных вопросов.  Для детей с особыми образовательными потребностями созданы следующие условия:  ­ в школе имеется специалисты ­ психолог, учитель – логопед, социальный педагог. Педагогические  работники школы, повышая свой профессиональный уровень в части работы с детьми с ОВЗ прошли  обучение на курсах повышения квалификации;   материально­техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандус, сенсорная  комната, кабинеты для логопедических и коррекционных занятий с логопедами и психологами,  спортивный зал,  специально оборудованный туалет); составлены адаптированные образовательные программы, индивидуальные  планы  занятий  специалистами; формируется необходимый раздаточный и дидактический материал для занятий с детьми. учебное расписание составлено таким образом, чтобы специалисты имели возможность посещать  основные занятия. При необходимости специалисты проводят с "особыми" детьми дополнительные  индивидуальные занятия; педагоги и специалисты школы имеют возможность постоянно повышать свой профессионализм,  обмениваться опытом.      Обучение в классе ребёнка с ОВЗ ставит учителя перед выбором дальнейшего пути развития  профессиональной деятельности. Один путь – продолжать следовать известным стереотипам,  воспринимая присутствие в классе такого ученика как помеху «нормальному» обучению других  детей. Другой путь­ принять изменения. Если педагог выбирает этот путь, то ему предстоит  пересмотреть не только профессиональные, но и личностные ценности и установки.  При этом  основой профессиональной деятельности становится уверенность в том, что каждый ребенок  способен учиться при создании тех или иных специальных условий. (например, ребёнок не может  читать, поскольку не видит мелкий шрифт учебника – увеличение шрифта за счёт специальной лупы  или распечатанного на принтере текста с более крупным шрифтом поможет ему в процессе овладения этим навыком.) Изучение опыта работы учителей инклюзивных школ показывает, что наибольших успехов достигают  те из них, кто обладает достаточной степенью личностной и профессиональной гибкости, выдержки,  готовностью к решению возникающих проблем, позитивно относится к себе и результатом  собственной деятельности. Эту особенность учителя мы и учитывали при распределении детей с ОВЗ  в класс.    Организация учебного процесса при инклюзии проходит в три этапа.  1. – детей, учителя, администрации школы, специалистов, родителей. 2. 3. Педагоги     отмечают, что обычные дети, как правило, с легкостью помогают своим сверстникам с особыми   потребностями   стать   неотъемлемыми   участниками   жизни   класса,   зачастую   без   помощи взрослых.   Помогая   сверстникам   с   ограниченными   возможностями   активно   участвовать   в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные   уроки.   Этот   положительный   опыт   заключается   в   росте   социальной   сознательности,   в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное ­способствует искренней заботе и дружбе. 4. Проектирование образовательного процесса, построение индивидуального маршрута для ребёнка с  ОВЗ – достаточно сложная задача для одного учителя . Привлечение к этой работе педагога – психолога, учителя – логопеда, социального работника и  конечно родителей является необходимым для поставленной цели.  период адаптации к школьной жизни, который переживает каждый ребенок.  включение ребенка во взаимодействие с одноклассниками.  знакомство и формирование основ сотрудничества всех участников образовательного процесса организация пространства не только внутри классной комнаты, но и вне ее.  Целостная система, обеспечивающая оптимальные условия для учащихся с ограниченными  возможностями здоровья в нашей школе, формируется по следующим направлениям:        создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих  разные стартовые возможности; обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и  социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения; организация системы эффективного психолого­педагогического сопровождения процесса  инклюзивного  образования через взаимодействие диагностико­консультативного, коррекционно­ развивающего; преодоление негативных особенностей эмоционально­личностной сферы через включение  детей в успешную деятельность  и школьную психологическую службу. постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через  осознанное отношение к позитивной деятельности; охрана и укрепление физического и нервно­психического здоровья детей; изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии. Инклюзивное образование  способствует улучшению качества жизни  детей, особенно детей из  социально  уязвимых групп и оздоровлению общества в целом,  и в идеале никаких минусов быть не должно, но все же они возникают у каждой образовательной  организации.  На сегодняшний  момент можно выделить несколько  барьеров для инклюзивного образования,  которые решаются по мере поступления : 1.Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения  общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.  2.Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для  таких детей.  3.Недостаточное материально­техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды  детей с ОВЗ (специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально  оборудованных учебных мест и т.д.). 4.Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных  ставок педагогических (тьютеры, сурдопедагоги, логопеды, педагоги­психологи, тифлопедагоги) и  медицинских работников. Ещё   одним   не   менее   важным   недостатком   инклюзивного   образования   является   психологическая неготовность   общества   к   принятию   человека   с   ограниченными   возможностями   здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.      ОВЗ   не   должно   быть   поводом,   для     того     чтобы   игнорировать   «особого   ребенка».   Дети   с ограниченными   возможностями   намного   добрее   и   чувствительнее,   чем   их   здоровые   сверстники. Свыкаясь со своим положением, они не так трагично к нему относятся, но каждое доброе слово, жест, взгляд будут ими оценены.      В заключении хотелось бы отметить, что инклюзия  ­ это новая ступень современного Российского образования, пусть, много  ещё нерешенных  задач и трудностей, с которыми сталкиваешься каждый день,   но     если   ты   настоящий   профессионал   ­   ты   будешь   двигаться   вперёд,   а   значит,   делать   всё возможное,   чтобы   суметь   организовать   образовательный   процесс   для   всех   обучающихся   без исключения.

Инклюзивное образование в современной школе проблемы, перспективы.

Инклюзивное образование  в современной школе  проблемы, перспективы.

Инклюзивное образование в современной школе проблемы, перспективы.

Инклюзивное образование  в современной школе  проблемы, перспективы.

Инклюзивное образование в современной школе проблемы, перспективы.

Инклюзивное образование  в современной школе  проблемы, перспективы.

Инклюзивное образование в современной школе проблемы, перспективы.

Инклюзивное образование  в современной школе  проблемы, перспективы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018