ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ:
РАЗМЫШЛЕНИЯ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Своё выступление я хотела бы начать с мудрой китайской притчи.
1 слайд.
Притча «Трещина в кувшине»
У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду.
Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь
полтора.
3 В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него
выливалась.
Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего
недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить
по воду, поэтому, однажды он сказал ей:
– Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим
поделать.
4 Но мудрая старая женщина только улыбнулась:
– А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны
– нет?
С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и
украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только
благодаря тебе.
6 У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины,
которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого
воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.
Эта коротенькая и мудрая притча о недостатках. Имея жизненную мудрость, любой недостаток
можно использовать себе во благо и обратить его в преимущество. Главное уметь взглянуть на
ситуацию с нужной стороны!
6 Она о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и окружающих нас
людей такими, какие они есть, видеть в них хорошее.
Дети с ограниченными возможностями здоровья тоже как «кувшин с трещинкой», они тоже имеют
право на жизнь, что они, не зная сами себя, могут быть полезны обществу.
«Если закрыта одна дверь, то всегда открыта другая» гласит народная мудрость. Наверное, именно
по этой причине люди с ограниченными возможностями смотрят на мир другими глазами, умудряясь
сквозь боль оставаться добрыми, жизнерадостными и веселыми, умеют видеть прекрасное и жить
полной жизнью. Детям с ОВЗ доступны все радости, что и здоровым детям: занятия творчеством и
спортом, создание художественных работ, участие в играх, праздниках, мероприятиях.
Посмотрите вокруг, может такие дети «особые дети» живут рядом с вами в соседнем доме, подъезде
или дворе. Они хотят чувствовать себя такими же, как все, быть ровней «здоровым» детям. А как
тяжело это сделать, ловя на себе презрительные взгляды окружающих.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является
одной из актуальных проблем современного образования.
Когда речь идет об обучении детей с ОВЗ в общеобразовательных школах, используют два термина:
«интеграция» и «инклюзия». В чем разница? Интеграция предполагает, что ребенок должен
адаптироваться к образовательной системе, инклюзия – адаптацию системы к потребностям ребенка.
При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне
со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия – более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны
отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться вместе. Это значит,
что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: комуто понадобится отдельная
адаптированная образовательная программа, комуто – пандус, лифт.
Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт и законодательное закрепление, в
то время как российский опыт только начинает складываться и развиваться.
Главное в образовании ребёнка с ОВЗ – получение образовательного и социального опыта вместе со
сверстниками. Основой критерия эффективности образования успешность социализации, введение в
культуру, развитие социального опыта ребёнка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.
Детям, имеющим статус ОВЗ необходимо создавать специальные условия
и этот процесс сейчас законодательно закреплён. В свете последних изменений законодательной базы
системы образования возникает множество вопросов по организации работы с учениками с особыми
потребностями.
В общем, то встаёт вопрос, а в действительности, зачем создавать, изменять условия, если есть
специализированные учреждения, где созданы адекватные условия под каждую категорию детей?
В настоящее время инклюзивное образование становится все более привлекательным для родителей
детей с ограниченными возможностями здоровья, и они все чаще приводят детей в
общеобразовательные школы для совместного обучения с другими детьми. Не все родители готовы
сделать выбор в пользу спецшколы или интерната, даже если он очень хороший.
Нельзя пренебрегать потребностями родителей, которые говорят, что мы хотим, чтобы наши дети
учились вместе с другими детьми и получали возможность социализации, и те возможности, которые
есть у других детей. По закону родители и дети имеют право продолжать обучение в той организации,
где они этого хотят.
Поэтому, образовательная организация, администрация и педагогический коллектив по всем законам,
которые сейчас приняты в России, обязаны создать условия.
В нашем обществе работа по организации инклюзивного обучения только начинается. С 2016 года
дети с ОВЗ стали полноправными участниками учебновоспитательного процесса в школе. Дети с
особыми образовательными потребностями находятся в каждом образовательном учреждении города.
Последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о:
20162017 уч.г. — 1 классы
20172018 уч.г. — 1 и 2 классы
20182019 уч.г. — 1,2 и 3 классы
20192020уч.г. — 1,2,3 и 4 классы
Задачи при введении ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о:
Подробнейшим образом изучить примерные АООП, учебные планы
Разработать на их основе АОП образовательной организации
Обеспечить кадровый состав с соответствующим повышением квалификации
Организовать сетевое взаимодействие при невозможности полной реализации программы
коррекционных курсов в образовательной организации
Обеспечить материальнотехнические условия (спроектировать предметно
пространственную среду)
Организовать информационнопросветительскую работу о ФГОС ОВЗ
Дети поступают в ОО с заключением центральной психологомедикопедагогической комиссии. На
основании заключения и рекомендаций ЦПМПК школа разрабатывает АОП и индивидуальные
образовательные маршруты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого
ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию. При внедрении ФГОС НОО с ОВЗ у нас, как у всех, возникло много всяких проблемных вопросов.
Для детей с особыми образовательными потребностями созданы следующие условия:
в школе имеется специалисты психолог, учитель – логопед, социальный педагог. Педагогические
работники школы, повышая свой профессиональный уровень в части работы с детьми с ОВЗ прошли
обучение на курсах повышения квалификации;
материальнотехническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандус, сенсорная
комната, кабинеты для логопедических и коррекционных занятий с логопедами и психологами,
спортивный зал, специально оборудованный туалет);
составлены адаптированные образовательные программы, индивидуальные планы занятий
специалистами;
формируется необходимый раздаточный и дидактический материал для занятий с детьми.
учебное расписание составлено таким образом, чтобы специалисты имели возможность посещать
основные занятия. При необходимости специалисты проводят с "особыми" детьми дополнительные
индивидуальные занятия;
педагоги и специалисты школы имеют возможность постоянно повышать свой профессионализм,
обмениваться опытом.
Обучение в классе ребёнка с ОВЗ ставит учителя перед выбором дальнейшего пути развития
профессиональной деятельности. Один путь – продолжать следовать известным стереотипам,
воспринимая присутствие в классе такого ученика как помеху «нормальному» обучению других
детей. Другой путь принять изменения. Если педагог выбирает этот путь, то ему предстоит
пересмотреть не только профессиональные, но и личностные ценности и установки. При этом
основой профессиональной деятельности становится уверенность в том, что каждый ребенок
способен учиться при создании тех или иных специальных условий. (например, ребёнок не может
читать, поскольку не видит мелкий шрифт учебника – увеличение шрифта за счёт специальной лупы
или распечатанного на принтере текста с более крупным шрифтом поможет ему в процессе овладения
этим навыком.)
Изучение опыта работы учителей инклюзивных школ показывает, что наибольших успехов достигают
те из них, кто обладает достаточной степенью личностной и профессиональной гибкости, выдержки,
готовностью к решению возникающих проблем, позитивно относится к себе и результатом
собственной деятельности. Эту особенность учителя мы и учитывали при распределении детей с ОВЗ
в класс.
Организация учебного процесса при инклюзии проходит в три этапа.
1.
– детей, учителя, администрации школы, специалистов, родителей.
2.
3.
Педагоги отмечают, что обычные дети, как правило, с легкостью помогают своим сверстникам с
особыми потребностями стать неотъемлемыми участниками жизни класса, зачастую без помощи
взрослых. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в
образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие
жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в
осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении
собственных принципов, и последнее, но не менее важное способствует искренней заботе и дружбе.
4.
Проектирование образовательного процесса, построение индивидуального маршрута для ребёнка с
ОВЗ – достаточно сложная задача для одного учителя .
Привлечение к этой работе педагога – психолога, учителя – логопеда, социального работника и
конечно родителей является необходимым для поставленной цели.
период адаптации к школьной жизни, который переживает каждый ребенок.
включение ребенка во взаимодействие с одноклассниками.
знакомство и формирование основ сотрудничества всех участников образовательного процесса
организация пространства не только внутри классной комнаты, но и вне ее.
Целостная система, обеспечивающая оптимальные условия для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья в нашей школе, формируется по следующим направлениям:
создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих
разные стартовые возможности;
обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и
социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
организация системы эффективного психологопедагогического сопровождения процесса
инклюзивного образования через взаимодействие диагностикоконсультативного, коррекционно
развивающего;
преодоление негативных особенностей эмоциональноличностной сферы через включение
детей в успешную деятельность и школьную психологическую службу.
постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через
осознанное отношение к позитивной деятельности;
охрана и укрепление физического и нервнопсихического здоровья детей;
изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.
Инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из
социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом,
и в идеале никаких минусов быть не должно, но все же они возникают у каждой образовательной
организации.
На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования,
которые решаются по мере поступления :
1.Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения
общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
2.Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития
детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для
таких детей.
3.Недостаточное материальнотехническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды
детей с ОВЗ (специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально
оборудованных учебных мест и т.д.).
4.Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных
ставок педагогических (тьютеры, сурдопедагоги, логопеды, педагогипсихологи, тифлопедагоги) и
медицинских работников.
Ещё одним не менее важным недостатком инклюзивного образования является психологическая
неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья,
несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.
ОВЗ не должно быть поводом, для того чтобы игнорировать «особого ребенка». Дети с
ограниченными возможностями намного добрее и чувствительнее, чем их здоровые сверстники.
Свыкаясь со своим положением, они не так трагично к нему относятся, но каждое доброе слово, жест,
взгляд будут ими оценены.
В заключении хотелось бы отметить, что инклюзия это новая ступень современного Российского
образования, пусть, много ещё нерешенных задач и трудностей, с которыми сталкиваешься каждый
день, но если ты настоящий профессионал ты будешь двигаться вперёд, а значит, делать всё
возможное, чтобы суметь организовать образовательный процесс для всех обучающихся без
исключения.
Инклюзивное образование в современной школе проблемы, перспективы.
Инклюзивное образование в современной школе проблемы, перспективы.
Инклюзивное образование в современной школе проблемы, перспективы.
Инклюзивное образование в современной школе проблемы, перспективы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.