ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ИНСТРУМЕНТЫ ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ
Оценка 4.7
Педсоветы +1
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл
10.04.2018
Данная статья раскрывает тему ИКТ-технологии, конкретно рассказывает об инструментах, используемых на уроках русского языка и литературы в средней школе. В частности, работа с сайтами "Грамотей" и "LearningApps". Статья рассказывает о собственном педагогическом опыте и о материалах, разработанных до данной статьи.Статья
ИКТ технологии.docx
Абдуллина Э.Д.
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ИНСТРУМЕНТЫ ИКТ
ТЕХНОЛОГИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильная полилингвальная гимназия №180», г.Казань
Современная жизнь уже не мыслима без чудес техники: просыпаясь, мы
ставим электрический чайник, разогреваем завтрак, который достали из
холодильника, в микроволновой печи; чистим зубы электрической щеткой,
одновременно слушая любимую песню, доносящуюся из смартфона. Кажется,
что эти предметы всегда были в нашей жизни, и мы уже не сможем никогда от
них отказаться. Точно так же прогресс ворвался в школьные стены, где царит
жужжание компьютера под мигающий свет мультимедиапроектора,
транслирующего с документкамеры необходимые материалы для ведения урока.
Помимо всех современных машин поменялась и сама методика преподавания. С
каждым годом технологий становится больше. И пока не опробуешь все блага
цивилизации на себе, однозначного ответа на вопрос «Хорошо это или плохо?»
не найти.
Многие учителя школ, преподаватели высших учебных заведений,
колледжей и техникумов задаются этим вопросом и делятся своими мыслями на
этот счет. Так, В.Д. Шадриков, профессор Государственного университета –
Высшая школа экономики, и И.С. Шемет, профессор Российского
государственного университета физической культуры, спорта и туризма, в своей
статье «Информационные технологии в образовании: плюсы и минуты»
утверждают, что «информационные технологии создают принципиально новые
возможности для организации учебного процесса» [3, С.61], но компьютер не
может полностью заменить учителя. Авторы статьи основными плюсами информационных технологий называют «принцип наглядности и доступности»,
основным противником же прогресса выступает «принцип индивидуализации
обучения», который говорит о необходимости работы с каждым обучаемым
отдельно, а это способность машине неподвластна.
Кайгородцева Е.А., преподаватель Тюменского государственного
архитекрутностроительного университета, четко расписала плюсы и минусы
информационных технологий в своей научной работе. Плюсов в работе гораздо
больше, среди них «экономия времени», возможность дистанционного обучения,
возможность задействовать больший объем информации и другие. Минусами же
стали «негативное влияние на здоровье», «несохранение информации при
повреждении техники» [1, С.2].
Многие авторы подобных статей называют похожие положительные и
отрицательные стороны процесса информатизации в образовании. На личном
примере можно опровергнуть это деление или же согласиться с ним.
Безусловно, компьютер существенно экономит время учителя: облегчает
работу над подготовкой уроков, готовые разработки и задания можно найти в
интернете, существует множество онлайн уроков, мультипликационных
зарисовок, роликов и т.д. Но на собственном опыте оказалось вовсе не так
красочно: на поиск и корректировку материала уходит больше времени, чем на
создание работы с нуля; огромное количество ресурсов содержат ошибки в
представленном материале, возможность подхватить вредоносные программы
для компьютерной техники. Все это касается подготовки к уроку, но как же
изменилось само урочное время.
Возвращаясь к теме, необходимо отметить, что новые педагогические
технологии и ИКТ неразрывно связаны друг с другом. Например, создание
интерактивных приложений для изучения русского литературы. Обучающиеся
обычных образовательных школ создают интерактивную площадку в виде
географической карты, на которой территориально отмечены места действий
того или иного литературного героя, подробное описание самого персонажа и его действий уже не нужно искать на бумажных страницах, они помещены в
цифровой мир. С каждым изученным произведением виртуальный мир
литературных героев будет расти. Этот проект рассчитан на весь курс изучения
литературы, он является многолетним. Конечно, проблему чтения это не решит,
зато позволит юному гражданину узнать о литературе больше – ведь он не будет
засыпать под скучный пересказ одноклассника или педагога, он станет активным
участником самого процесса. По моему мнению, именно такие виды работ
сегодня нужно называть активными методами обучения. Другой метод
привлечение внимания подростков к урокам – создание собственных
иллюстраций к языковым явлениям или литературным образам. Иллюстрации
можно создавать как в привычной форме – на бумаге, так и при помощи
компьютерной графики. Это современное прочтение технологии «мастерских»,
когда работа руками связана с мыслительной деятельностью.
Благодаря инновационным методам обучения можно разнообразить
домашнее задание обучающегося. Например, один из самых известных сайтов
«Веб – Грамотей» (http://gramotei.cerm.ru/). Его площадка создана для
обрабатывания навыков грамотного письма, подготовки к сдаче экзаменов.
Структура сайта разработана таким образом, что учитель может сам создавать
задания, выбирать количество слов для обработки. Интерфейс очень удобен в
использовании: видна работа каждого ученика, где он совершил ошибки, какие
они, что нужно отрабатывать у каждого отдельного обучающегося. Страницы
подобного типа можно создавать и на собственных педагогических сайтах.
Плюсы проверочных и тестовых работ таких типов заключаются в том, что
учитель знает пробелы в знаниях каждого своего ученика и может создавать
задания, ориентируясь на отдельного ребенка.
Положительную динамику можно наблюдать, работая на уроках с
интерактивной площадкой «LearningApps» (https://learningapps.org/). Это сайт
«для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных
модулей». Все интерактивные модули можно разделить на две группы: готовые упражнения и упражнения, которые можно создать самостоятельно. Все готовые
упражнения делятся на категории, есть интерактивные модули по всем
образовательным предметам. После выбора предмета предстоит выбрать тему
задания. К каждой теме предлагается несколько вариаций работ: ребусы,
кроссворды, мозаики, карточки с пропущенными буквами или знаками
препинания. Если же ни один из вариантов не подходит, можно создать свой
модуль. Для этого необходимо нажать на «Новое упражнение», откроется
страница со всевозможными шаблонами: «найти пару», «ввод текста»,
«хронологическая линейка», «сортировка картинок» и другие. Данное
приложение поможет разнообразить уроки, привлечь внимание детей к
изучаемой теме.
Таким образом, существует огромное количество способов посмотреть на
урок с другой стороны, помощником в этом станут новые педагогические и
информационные технологии. Конечно, можно найти много минусов: от
отсутствия времени для создания интерактивных приложений до сведений о
негативном влиянии компьютерных технологий на здоровье человека. Но
современные дети не должны ограничиваться страницами учебника в познании
мира. Обучающийся должен максимально использовать свой потенциал, а
приемы современного образования должны ему в этом помогать. Учитель
должен развиваться, не сидеть на месте, искать новые способы представления
старого, уметь вычленять самое главное – школа должна выпустить, в первую
очередь, личность, а личность нужно развивать.
Литература
1. Кайгородцева Е.А. Плюсы и минусы использования информационных
технологий // Издательство «Тюменский государственный архитектурно
строительный университет». – Тюмень, 2004 – С.1318. 3. Шадриков В.Д., Шемет И.С. Информационные технологии в
образовании // Высшее образование в России №11. – Москва, 2009 –С.6165.
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ИНСТРУМЕНТЫ ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ИНСТРУМЕНТЫ ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ИНСТРУМЕНТЫ ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ИНСТРУМЕНТЫ ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ИНСТРУМЕНТЫ ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.