Тема доклада: «Инновации в школе или как процесс обучения сделать интереснее по программе ФГОС.
Все, кто работают по программе ФГОС- уже проводят уроки в инновационной форме. В каждом уроке прослеживается инновация или как раньше говорили урок с « изюминкой» т.е необычный, интересный урок. Но как его провести на 100%? А весь секрет в том, что вся программа ФГОС прежде всего направлена на саморазвитие, самосовершенствование педагога. Хочешь хорошо работать, результаты- работай над собой. Начни с себя и мир станет прекрасней, а учеба интересней.
Что бы умело внедрять инновации на своих уроках, учитель хорошо должен знать тему урока, цель и задачи урока, знать схему урока, делать самоанализ урока, а также умело применять формы и методы ( см. табл . №3 и №4 приложение).
ФГОС включает в себя :
· новую цель образования;
· новое содержание образования;
· новое целеполагание для учащихся и учителей;
· новые требования к подготовке учителя;
· новые средства обучения;
· новые технологии обучения (см.табл.№5)
Что же является отличительной особенностью нового стандарта?
Если стандарты первого поколения формировали и давали знания, то стандарты второго поколения не только формируют и дают знания, но и развивают умения. То есть, целью школы становятся не только знания, но и умения.( табл.№6)
Рассмотрим к примеру программу «Школа России». В ней просматриваются все этапы ФГОС.
Технология обучения предполагает системную организацию взаимодействия всех элементов процесса обучения на всех его этапах, а это гарантирует высокую степень достоверности достижения поставленной цели.(см.табл.№8).
Как же реализовать требования стандарта?(см.табл.№9)
Через проектную деятельность( см.табл.№10-11) и жизненные задачи на уроках ,и внеурочной воспитательной деятельности. (см. табл.№12)
Через компьютерные технологии (см.табл.№13)
Через индивидуализацию обучения( см.табл. 14)
Индивидуализация обучения-это развитие умений и навыков самостоятельной работыучащихся, умение добывать знания, проявлять свое творчество при выполнении заданий, решать проблемные ситуации.
Но как сделать, чтобы ученик захотел все это делать сам, по собственному желанию?
Для этого у ученика должна быть учебная мотивация:
-материальные условия обучения,
- увлекающие формы организации обучения,
-мотивированна личность учителя;
-современные средства обучения( в том числе учебник);
-методы обучения;
-виды познавательной деятельности;
-содержание предмета;
-другие факторы( родители, путешествие и т.д.) см. табл.15
Рассмотрим традиционный урок и проблемно- диалогический урок.
В первом случае:
1) называется тема урока.
2) Идет объяснение учителя.
3) Заучивается материал.
То во втором случае:
1) Постановка проблемы.
2) Поиск и нахождение решения.
3) Создание продукта.
В проблемно-диалогическом уроке дети учатся самостоятельно решать проблемы и открывать знания вместе ( учитель и ученик)
Ученик идет в школу с мыслью не « Меня учат», а « Я учусь». Вот к чему ведут инновации в школе по программе ФГОС.(см. табл. 17)
В конце 4 класс мы получаем портрет ученика начальной школы:
-любознательный, активно познающий свой мир;
-владеющий основами умения учиться;
-любящий свой край и свою Родину;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
-умеющий слушать и слышать своего собеседника, высказывать свое мнение;
-выполнять правила здорового и безопасного образа жизни;
-уважать и принимать ценности семьи и общества.(см. табл18)
На табл. № 19по №25 ученики 2 «Б» класса СОШ №4 города Менделеевска. Учитель начальных классов Ахмадуллина Закия Рустамовна.( пед. стаж 26 лет)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.