Детский сад находится на новом этапе развития, когда количественное накопление обновленных ресурсов позволяет выходить на обновленные качественные результаты.
Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы ДО в ее новое состояние – инновационное пространство ДО.
В ответ на эти требования педагоги д/с не только осваивают рекомендованные программы, но и разрабатывают авторские программы, проекты, создают методические разработки.
Инновационная деятельность в Образовательной
Организации
Мартынюк Наталья Станиславна
Воспитатель ГБДОУ детский сад №111 Выборгского района города СанктПетербург
Детский сад находится на новом этапе развития, когда количественное
накопление обновленных ресурсов позволяет выходить на обновленные
качественные результаты.
Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и
методической работы ДО в ее новое состояние – инновационное пространство
ДО.
В ответ на эти требования педагоги д/с не только осваивают рекомендованные
программы, но и разрабатывают авторские программы, проекты, создают
методические разработки.
Объективная необходимость создания и введения программы инновационной
деятельности ДО продиктована следующими факторами:
Требования гуманизации образовательного процесса.
Ориентация на культурнонравственные ценности.
Конкурентные отношения и сетевые взаимодействия между
образовательными учреждениями.
Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей
и их родителей.
Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной
образовательной инициативе педагогов.
В основе программы лежат такие понятия, как:
Инновационная управленческая деятельность это деятельность
руководителя ДО по созданию, разработке, освоению новшеств в содержании
управленческих функций, используемых методов, организационной структуры,
введение нововведений в практику с целью повышения эффективности
управления и развития дошкольного образовательного учреждения. Отсюда
вытекает определение управленческих инноваций как целенаправленных
изменений, связанных с внесением элементов нового в управленческий цикл,
организационную структуру и методы управления руководителя ДО, что
приводит к развитию системы управления дошкольным образовательным
учреждением. Внедрение управленческих инноваций ведет к обновлению
управленческой деятельности руководителя ДО, которая приобретает
инновационный характер.
Инновационная методическая работа в ДО – часть профессионально
педагогической (управленческой) деятельности, ориентированную на овладениепедагогами новыми, инновационными способами профессиональной
деятельности, включающие умения:
— определять приоритетные направления инноваций;
— отбирать содержание инновационной деятельности;
— проектировать реализацию содержания инновации через применение
современных педагогических технологий;
описывать критерии оценки образованности детей по результатам
инноваций.
Общая направленность настоящей программы состоит в организации
образовательного инновационного пространства в ДОУ, ориентированного на
освоение, создание и внедрение в педагогическую практику проектов
обновления в образовании, форм управления, развивающих образовательных
технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в
обществе.
Цель программы: Создание модели инновационного образовательного
пространства ДО как одно из условий повышения качества образования.
Основные задачи программы:
Повысить уровень профессионального мастерства руководителя и педагогов
ДО.
Стимулировать и активизировать экспериментальнонаучные исследования
педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий обучения и
воспитания детей.
Создать необходимые условия для творческой деятельности педагогов
практиков.
Осуществить информационную, научнометодическую и психолого
педагогическую поддержку творческих поисков.
Пропагандировать инновации и опыт инновационной деятельности в массовой
педагогической практике.
Произвести методическое оформление инноваций, дающее возможность их
массового использования.
Построение программы основано на принципах:
Гуманизм (создание в ДО эмоционального поля отношений, обеспечивающих
уважение к личности педагога, поиск средств индивидуального подхода с
целью оптимального включения в образовательный процесс каждого
педагога).
Демократизация (активизация участия всех субъектов инновационной
деятельности в процессе выбора и планирования содержания инноваций).
Научность, аналитическая деятельность.
Системный подход (сбалансированность планирования инновационной
деятельности в ДО).
Перспективность (направленность на конечный результат). Ритмичность (равномерное распределение всех действий в течении учебного
года между членами педагогического коллектива, участвующих в инновации).
Реальность поставленных целей.
Динамичность (изменяемость под влиянием внешних и внутренних
факторов).
Принцип главного звена (выбор основных
целей на определенных периодах времени и этапах инновации)
Инновации в работе с педагогическими кадрами:
создание системы непрерывного образования и самообразования педагогов
ДО;
разработка программы формирования кадрового потенциала;
разработка педагогами индивидуальных программ педагогического поиска;
индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от
уровня профессионального мастерства педагогов;
использование активных методов обучения педагогов (мастеркласс,
педагогические ринги, стажерские площадки, педагогические проекты,
использование ИТКтехнологий и т.д.);
самореализационные формы повышения профессиональной квалификации
(творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы в СМИ,
создание банка инновационных идей, клубы по профессиональным интересам
и т.д.);
обобщение и трансляция передового педагогического опыта (ППО);
использование педагогами инновационных авторских технологий;
дальнейшая интеграция инновационных процессов в различные направления
работы ДО.
Инновации в содержании образования
адаптация и внедрение новых авторских, дополнительных программ;
разработка и реализация собственных парциальных программ и
педагогических технологий;
организация дополнительных образовательных услуг.
Типы нововведений:
По влиянию на
воспитательнообразовательный процесс:
в содержании образования;
в формах и методах воспитательно образовательного процесса;
в управлении ДО
По отношению
к предшествующему:
вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество)
освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее
нововведение)
освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но
когдато уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и
образования (ретровведение)Формы нововведений:
относительная новизна
«изобретательские мелочи»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Прогнозируемый результат:
Повышение качества организации методической работы в ДО (переход на
инновационную модель методической работы).
Формирование позитивного имиджа ДО как лидера, ориентированного на
устойчивое развитие, повышение его конкурентоспособности по отношению к
традиционным ДОУ, что привлечет дополнительные инвестиции, позволит
установить и расширить партнерские связи.
Совершенствование инновационной модели образовательного
пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы ДО.
В работе с детьми:
Реализация принципа личностноориентированного подхода в ВОП.
С педагогами:
повышение уровня компетенции педагогов;
расширение методической базы ДОУ
вовлечение молодых специалистов в инновационную деятельность
С родителями:
активное привлечение к ВОП в качестве партнеров
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Создание информационноправовой и научнометодической базы.
Материальнотехническое обеспечение (оборудование кабинетов ИКТ
оборудованием , создание центров активности, обеспечение их необходимым
учебнодидактическим материалом и игровой атрибутикой)
Привлечение дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения
выполнения программы.
Материальное стимулирование участников инновационной деятельности;
Издательская деятельность (выпуск методических рекомендаций, брошюр,
буклетов, бюллетеней)
Создание электронного портфолио успеха учреждения
Используемые педагогические технологии:
Развивающего обучения (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В) Нетрадиционные техники
и приемы в изодеятельности
Приемы мнемотехники
Международной образовательной технологии «Step bu Step»
Технология интегрированного обучения
Здоровьесберегающие технологии
ИКТ в обучении
Триз –технология
Заключение:Предлагаемый опыт инновационной деятельности ДО –результат активного
поиска творческих подходов в воспитании, нестандартных и оригинальных
методов обучения коллектива, родителей и детей.
Использованная литература
1.
2.
3.
4.
Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Кузнецова Е.Б. Инновации в управленческой деятельности руководителя ДОУ //
Управление ДОУ, № 4, 2009.
Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: ЛинкаПресс, 2009.
Яковлева Г.В. Управление инновациями в ДОУ // Управление ДОУ, № 2, 2008.