Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»
Оценка 4.6

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
история +1
Взрослым
17.01.2017
Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»
Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»включает цели и задачи технологии,основные этапы реализации программы,содержание программы и самой технологии,описание опыта работы,особенности использования технологии «Дебаты» в процессе преподавания предметов общественного цикла,план реализации программы,механизм реализации программы,критерии оценки эффективности программы,отслеживание результатов внедрения технологии «Дебаты».Файл содержит 16 листов А-4.
Инновационная программа Технология Дебаты.doc
Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей» Обоснование актуальности программы. «Плохой учитель преподносит истину,  хороший ­ учит её находить»  А.Дистервег  ХIХв. Анализ ситуации в отношении сформированности этих компетентностей у   обучающихся   моего   класса   показывает,   что   лишь   20%   учеников   могут выступить   публично;25%   учеников   способны   организовать   личную   работу; аргументировать и защищать свою точку зрения­17% учеников. Одна   из   современных   образовательных   технологий  ­   «Дебаты», разработанная   американскими   учеными.   Она   позволяет   формировать ключевые   умения,   связанные   с   культурой   спора.   Умение   доказывать   свою точку зрения важно безотносительно к какому­либо предмету, так как умение обсуждать   проблему   с   разных   сторон,   аргументировать   точку   зрения, достойно   реагировать   на   мнение   оппонентов   необходимо   в   любой   сфере деятельности,   деловом, профессиональном и т.д.   на   разных   уровнях   жизни   –   бытовом, Моя программа – попытка обобщить опыт работы по данной теме. Новизна   её   заключается   в   переходе   от   репродуктивного   метода обучения   истории   и   обществознания   к   деятельностной   технологии, формирующей ключевые компетентности. Технология «Дебаты» имеет ряд преимуществ:  Она является одним из наиболее эффективных средств формирования ключевых   компетентностей:   коммуникативной, самореализация,   самоопределение   так   как   является   надпредметной   и развивает   качества,   необходимые   современному   человеку:   логическое   и критическое мышление, толерантность, уверенность, способность работать в команде.   информационной,   Технология очень эффективна на уроках истории и обществознания, потому что развивает умения, заявленные в целях и задачах исторического образования,   формирует   навыки,   которые   предъявляются   в   требованиях   к уровню подготовки выпускников в «Стандартах среднего (полного) общего образования по истории и обществознанию».     Технология   «Дебаты»   также   способствуют   расширению   кругозора, развитию   интеллектуальных   способностей,   исследовательских   навыков, коммуникативных умений, формированию гражданской позиции. Разработаны   алгоритмы,   способствующие   освоению   технологии 1 «Дебаты»   и   формировании   компетентностей,   которые   содержат   в   себе необходимый материал для работы с текстом, позволяют систематизировать работу. Так, опыт внедрения технологии «Дебаты» в деятельность политико­ правового клуба доказывает, что её в практике школы должно быть больше. Они   развивают   коммуникативные   способности,   делают   выпускника мобильным. Гипотеза:  использование   технологии   «Дебаты»   на   уроках   и   во внеурочной   деятельности   способствует   формированию   ключевых компетентностей у обучающихся Предмет:  технология   «Дебаты»   как   средство   формирования ключевых компетентностей .               Объект: образовательный процесс в 9­10 классах                Цель: определить  влияние  технологии «Дебаты» на формирование ключевых компетентностей.             Задачи:  Сценировать ряд уроков по истории и обществознанию в  технологии «Дебаты»;  Разработать и реализовать программу пролитико­правового клуба для учащихся 8­10 классов;  Включить  родителей   в   работу   политико­правового   клуба   с   целью обсуждения проблем гражданского воспитания учащихся;  Отследить  эффективность  использования  технологии «Дебаты»  как средства формирования коммуникативной компетентности в школе.  Основными принципами данной работы являются следующие:  Обеспечение   личностно­ ориентированного подхода к методике организации уроков, а также во внеурочное время; коммуникативно­деятельностного,    Реализация принципа  преемственности между годами обучения.            Сроки реализации программы­2014­2016гг.                               Содержание программы: Содержание   программы   осуществляется   по   двум   направлениям образования: 1­включение   деятельностной   технологии   «Дебаты»   в   урочную деятельность; 2­включение   учащихся   во   внеурочную   деятельность   в   школе («Политико­правовой клуб МОУ «Лицей №1», проектная деятельность) . 2 Ключевые компетентности Ключевые компетентности — это наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях   современного   информационного   общества.   Они   приобретаются   в результате   успешного   применения   полученных   в   процессе   обучения   знаний   и умений. Рассмотрим наиболее важные из них. Информационная   компетентность  означает   формирование   умений находить и обрабатывать информацию, использовать  различные  источники данных; представлять и обсуждать различные материалы  в разнообразных аудиториях; работать с документами. Самореализация   умений   критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества; находить связи между настоящими   и   прошлыми  событиями;   осознавать   важность   политического   и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций;   означает   формирование Коммуникативная компетентность   предполагает формирование умений выслушивать   и   принимать   во   внимание   взгляды   других   людей;   дискутировать   и защищать свою точку зрения; выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики, диаграммы и таблицы данных. Самоопределение  означает  формирование  способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддержи­ вать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать  межличностные конфликты;   вести   переговоры;   сотрудничать   и  работать   в   команде;   вступать   в проект. В   образовательном   процессе   ключевые   компетентности   могут   быть  и ответственности  образовательных приобретены учеником, если соблюдены следующие условия: — практическая направленность обучения, — ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности    ученика за результаты своей деятельности, — изменение методики преподавания, введение современных     технологий. Именно это позволяет отойти от односторонней активности учителя на уроке и перенести центр тяжести в процессе обучения на  самостоятельность, активность, ответственность самих учащихся за результаты их деятельности.   Изменение   методики  преподавания  позволяет   решить   проблему  разгрузки учащихся   не   за   счёт   механического   сокращения   содержания,   а   за   счет индивидуализации, переноса внимания на овладение способами работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменения мотивации.  3 1.Описание опыта работы  Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием   необходимости   замены   малоэффективного   вербального   способа передачи знаний системнодеятельностным подходом, базирующимся на личностно­ ориентированных, развивающих технологиях обучения в отличие от объяснитель­ но­иллюстративных. Одной из таких развивающих технологий являются дебаты. В   современной   методической   литературе   под   технологией  «Дебаты» подразумевается: «Соревнование между играющими,  действия которых ограничены определёнными  условиями   (правилами) и направлены на достижение определённой цели   (выигрыша,  победы),   т.е.   дебаты   —   это   игра  (Кларин   Н.В.   Инновации   в мировой­педагогике. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995.  С. 92, 126.).  «Дебаты»   ­   это   интеллектуальная   игра,   представляющая   собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте. Целенаправленный   и   упорядоченный   (структурированный)  обмен идеями, суждениями, мнениями, иными словами, дебаты — это форма дискуссии (Короткова МБ. Методика проведения игр и дискуссий на уроке истории. М.: Владос­пресс, 2001. С. 16). — активное включение самого ученика в поисковую, учебно­познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации; —организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых; 4 Технология   «Дебаты»,   формированию   собственной   позиции,   как   отмечалось   в   экспертной   оценке Федерального   экспертного   совета   по   общему  образованию  Министерства образования России, «представляет собой не просто увлекательную игру, но и эффективное  средство  развития  учащихся,  формирования  у  них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. Дебаты   способствуют   формированию   критического   мышления,   навыков системного   анализа,   искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые так необходимы каждому человеку  в условиях  становления  рыночной  экономики  и демократического общества» (Научный отчёт по теме «Анализ и оценка программы «Дебаты» и проектной деятельности участников программы экспертов проекта, членов Федерального экспертного совета Министерства образования России 1999 г.»). Технология   «Дебаты»   базируется   на   основе   следующих   принципов: целостность,   универсальность,   вариативность,   личностная  ориентированность, самообразование   и   самообучение   учащихся.  В   этой   технологии   учёба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как руководитель этого процесса.   Технология «Дебаты» предполагает: —   обеспечение   диалогичности   общения   не   только   между   учителем   и учениками, но и между учащимися в процессе приобретения новых знаний. Целевые функции и возможности дебатов очень широки и позволяют решать многие задачи, в числе которых можно указать следующие. Социализирующие  —  приобщение   учащихся   к   нормам   и   ценностям гражданского   общества,   формирование   умений   вести   полемику,  отстаивать   свои интересы, применять свои знания, способность работать в команде. Воспитательные  —  дебаты   позволяют   вырабатывать   самостоятельные оценки,   мировоззренческую   позицию   и   поведенческие  установки,   способствуют формированию культуры спора, терпимости,  признанию множественности подходов к решению проблемы. Развивающие  —  дебаты   развивают   логику,   критическое   мышление,  умение синтезировать знания, позволяют сформировать системное видение проблемы. Участие в   дебатах   помогают   выработать   стиль  публичного   выступления,   развивают   навыки устной речи. Дебаты в учебном процессе выступают как форма целого урока и как элемент урока. Использование дебатов на различных этапах урока рекомендуется для реализации конкретных задач: актуализации знаний, организации самостоятельной работы учеников, обобщения, систематизации, закрепления учебного материала.                                   Содержание и правила дебатов Дебаты — это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определённым правилам. Суть дебатов заключается в том,   что   две   команды   выдвигают  свои   аргументы   и   контраргументы   по   поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте. Основное назначение дебатов  — обучение приёмам дискуссии,  развитие интеллектуальных,   лингвистических,   коммуникативных  навыков,   поиск   истины   и достижение консенсуса. В дебатах участвуют две команды из трёх человек — спикеров.  Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют  утверждающей),   а  другая  (отрицающая)   —его   опровергает.   Первый спикер  утверждающей  команды представляет  тезис, приводит аргументы, второй усиливает   утверждающую   линию   в   споре,   развивает   доказательства,   третий формулирует   финальный   ответ   соперникам,   опровергает   их   доводы,   усиливает доказательства   утверждающей   стороны.   Три   спикера   отрицающей   команды выдвигают   все   возможные   обоснованные   аргументы,   доказывая,   что   позиция оппонентов неверна. В некоторых видах дебатов участникам разрешается лишь произносить свои речи,   в   других   же   им   даётся   возможность   участвовать  в   перекрёстных   вопросах. Победа всецело зависит от мастерства команды: индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры приводит к успеху. Подготовка и проведение дебатов предполагает организацию работы в группах.   Работа   в   группе   позволяет   учащимся  приобрести   ряд   важнейших 5 качеств, таких, как взаимопомощь, умение вырабатывать совместное решение, поиск   компромиссов,   способность   аргументировано   отстаивать   свою   точку зрения,   толерантность   к   другим   мнениям   и   позициям.   Вместе   с  тем эффективность работы в группе, а также успех проведения  дебатов во многом зависят   от   умения   учителя   организовывать  групповую   работу,   грамотно формировать группы с учётом поставленных целей и задач. Таймкипер   —  это человек, который следит за соблюдением  регламента команд.   По   окончании   дебатов   судьи,   не   совещаясь   между   собой,   принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов. При этом они могут   комментировать   своё   решение,   обосновывая   его.   Команда,   набравшая наибольшее количество голосов, побеждает.  Судья имеет огромное воздействие на проведение   дебатов,   т.к.   от  его   компетентности   и   непредвзятости   зависит успешность проведения игры. Судья должен относиться к выступлениям спикеров критично, помогая участникам дебатов увидеть сильные и слабые  стороны своей аргументации.   Желательно,   чтобы   в   роли   судей   побывало   как   можно   больше учащихся.   Именно   в   этом   качестве   они   учатся   слушать   и   слышать   друг   друга, анализировать один и тот же материал с разных сторон.(Приложение 1.)           Учитель и его роль в организации дебатов на уроке Эффективность использования дебатов в обучении во многом зависит от   осознания   учителем   возможности   и   целесообразности   их   применения   при изучении той или иной темы или проблемы. Во­первых, не всякая тема может стать предметом дискуссии; Во­вторых,   учитель   должен   грамотно   сформулировать   тему   и   оказать помощь учащимся при подготовке к дебатам.                2. Особенности использования технологии «Дебаты» в процессе преподавания предметов общественного цикла.   1. Тема дебатов Очень важно в данной технологии грамотно сформулировать  тему. Тема дебатов   всегда   формулируется   в   форме   утвердительного   предложения. Формулировка темы должна стимулировать исследовательскую работу учащихся и давать им возможность обсуждать её на различных уровнях. На уроках, проводимых по данной технологии, должно обязательно присутствовать столкновение позиций. Его можно организовать по следующим линиям: • определение понятий; • критерий оценки тех или иных событий; • аспекты события; • аргументы «за» и «против»; •доказательства позиции. 6 2. Перед «Дебатами» (обучение азам) Безошибочно можно утверждать, что почти в каждом публичном споре, какой   бы   вопрос   в   нем   ни   обсуждался,   употребляются   слова­термины. Поэтому успех полемического обсуждения во многом определяется умением его участников правильно оперировать в споре понятиями и терминами.1 Для любого   человека   важно   понимание   слов,     терминов,   используемых   в   речи других людей.  Поэтому первым этапом в работе является толкование значения слов  по словарям. Если касаться непосредственно игры, то учащиеся должны освоить следующие понятия:  спикер  (участник игры в «Дебаты»), его еще называют дебатером; кейс (система доказательств); таймкипер (хранитель времени) Эти   понятия   вводятся   учителем   на   одном   из   уроков.   Дж.М.Хармон (1998) описывает восемь приемов, которыми чаще всего пользуются учителя для разъяснения значения новых слов: синонимы; краткие описания; примеры; «не­примеры»;   особые словоупотребления.    перефразирование;   повторение;   ассоциации; Следующего этапа работы –  вычленение из темы ключевых понятий. Проводится   он,   как   правило,   на   уроках   истории   Работа   с   темой подразумевает,   что   учащиеся   обсуждают   область   развития   темы,   ищут опорные слова и заполняют   словарную карту. Когда работа с подобными картами входит в систему, учащиеся очень быстро, без помощи и подсказки учителя находят объяснение  слов. Кроме   заполнения   карт   можно   предложить   учащимся   составить самостоятельно   списки   слов,   которые   могут   использоваться   в   трактовке темы. Этот опыт приучит детей к тщательному анализу слов , когда они будут работать с текстом. Итоговой   на   данном   этапе   работы   может   стать  понятийно­ терминологическая   игра,   цель   которой   ­   совершенствование   умения пользоваться понятиями. Следующим этапом работы по подготовке к использованию игры станет построение системы доказательств. 3. Система аргументации. Каждая   команда   для   доказательства   своей   позиции   создаёт   систему аргументации, т.е. совокупность аспектов, аргументов и  умозаключений в защиту своей точки зрения, представленных в  организованной форме. Линия доказательств каждой стороны формируется в виде кейса.  Кейс — это система доказательств команды, в которую входит совокупность всех аспектов, аргументов и умозаключений, представленных в организованной форме и используемых для обоснования своей позиции. Аргумент—истинное   суждение,   приводимое   для   обоснования   истинности   или 1 7 ложности высказанного положения (тезиса). Аргумент является составной частью всякого доказательства. С помощью аргументов команда должна убедить судью в правильности своей позиции. Аспект  —   угол   зрения,   под   которым   рассматривается   тема.  Аспект является инструментом, который помогает  в  обосновании и  доказательстве позиций, отстаиваемых   командой.   В   каждом   аспекте  приводится   несколько   аргументов, доказывающих   (раскрывающих)  его.   Аргументы   должны   соответствовать   аспекту темы. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства поддержки; цитаты, факты, статистические данные, доказывающие их позиции. Поддержка должна   сопровождать   аргумент,   она   является   частью   доказательства.   Все   поддержки должны иметь ссылку на источник, только тогда их можно использовать во время игры.              Важнейшим элементом доказательства является критерий.              Критерий — это связь между обсуждаемой темой и аргументацией команды, он задаёт общее направление дебатов. В   любом   случае   критерий   помогает   сфокусироваться   на   наиболее   важных моментах, определяя цель дебатов и формулируя для судей, что же команды должны доказать, чтобы обеспечить себе победу. 4. Перекрёстные вопросы Большинство видов дебатов предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера оппонента. Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой называется «перекрёстными вопросами». Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления ошибок у противника. Полученная в ходе перекрёстных вопросов информация может быть  использована в выступлениях следующих спикеров. Способность правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом определяет эффективность дебатов. Умение формулировать точные, а главное, продуктивные, полезные вопросы — одно из важнейших умений участников дебатов.   5. Классификация дебатов на уроках истории а)  Проблемные дебаты —  это дебаты, предусматривающие  знакомство участников   с   историографическими   концепциями.   Они,  как   правило,   затрагивают ключевые,   дискуссионные   проблемы   (например,   роль   варягов  в  образовании Древнерусского   государства,   влияние   монголо­татарского   ига   на   историческое развитие Руси). б)  Экспресс­дебаты  по   мини­проблемам   —   это   дебаты,   в   которых  фаза ориентации   и   подготовки   сведена   к   минимуму.   Подготовка   осуществляется непосредственно   на   уроке   по  материалам   учебника   или  рассказу  учителя.   Этот тип дебатов   может   быть   успешно   использован  либо   как   элемент   «обратной   связи», закрепления   учебного   материала,   либо   как   форма   активизации   познавательной деятельности.  Пример   экспресс­дебатов   при   изучении   темы   «Заинтересованность России в привлечении иностранного капитала». в)   Дебаты   могут   выступать   как  форма   подведения   итогов   само­ 8 стоятельной работы учащихся по какой­либо проблеме, т.е. являться презентацией и осмыслением работы учащихся с учебной и научной литературой. Например, «Опричнина породила Смутное время», «России был необходим Брестский мир» и др. г) В форме дебатов могут проводиться повторительно­обобщающие уроки. В качестве примера таких уроков­дебатов можно привести следующие темы: «Петровские реформы — прогрессивное явление в  истории России», «Октябрьская революция не была неизбежной». Важным и необходимым шагом в деле применения дебатов на уроках истории является   использование   в   процессе   преподавания  таких   элементов   дебатов,   как конструирование   системы   аргументов  и   контраргументов.   Необходимо   найти   и сформулировать аргументы «за» и «против» какого­либо тезиса.(Приложение 2.)                                      План реализации программы Содержание  Деятельность обществознания   учителя   истории   и Сроки                Декабрь 2014г Урок     «США:   гражданская   война   есть   буржуазная революция» Урок «Аграрная реформа П.А. Столыпина оказались Февраль неудачными» Урок « Петровские реформы­ прогрессивное явление в истории России»              Урок «России был необходим Брестский мир» Рабочая   группа   городского   МО   «Технология Дебаты» .   Мастер   –   класс:   «Технология   «Дебаты»   в   урочной   и внеурочной   деятельности»   (для   учителей   истории   и обществознания)  Мероприятия   в   рамках   политико­правового клуба МОУ «Лицей №1» (муниципальный уровень) Дебаты «Правовой нигилизм» Дебаты « Герой нашего времени?» Дебаты « Что значит иметь право выбора?»   Деятельность классного руководителя 1.Классное собрание «Гражданином быть объязан» 2015г. 2015г 2014г 2015г. 2014г. Март 2011г. Октябрь 2011г Февраль Октябрь 2015г. Октябрь Октябрь Октябрь Декабрь 9 2.Круглый   стол   для   родителей   «Роль   семьи   в воспитании гражданина» 3.Открытый микрофон «Выборы: за и против»                                    Механизм реализации программы 2015г 2016г. Ноябрь  2010г. Февраль                          Первый этап: 2014­2015гг. ­теоретическое   освоение   деятельностных   технологий;   обучение   на дистанционных курсах при МГУ г.Москвы. ­разработка программы, проектов, планов. ­внедрение   в   практику   преподавания   истории   и   обществознания деятельностной технологии; ­руководство работой политико­правового клуба МОУ «Лицей №1» Второй этап­реализация прграммы­2015­2016гг. ­участие во всероссийском заочном конкурсе «Открытый урок» ­размещение   методических   статей   на   сайте   МОУ   «Лицей№1», методическом журнале; ­диагностика   сформированности   ключевых   компетентностей   у учащихся; ­предъявление   результатов   педагогическому   сообществу   на   уровне города; ­обобщение опыта работы по данной программе; Критерии оценки эффективности программы: 1.Рост   качества   успеваемости   от   50%   до   80%   благодаря деятельностному   освоению   учебного   материала,   освоению   умения самостоятельно   находить   и   обрабатывать   информацию   из   исторических источников. 2.Увеличение   процента   учащихся,   вовлечённых   в   реализуемые мероприятия (политико­правовой клуб, проекты, исследовательские работы) от 25% до 45% 3.Рост   числа   учащихся,   участвовавших   в   олимпиадах,   конкурсах благодаря сформированному умению организовать личную работу, принимать решение и нести ответственность, устанавливать контакты; 10 4.Увеличение   процента   родителей,  активных   участников   политико­ правового клуба;            Отслеживание результатов внедрения технологии «Дебаты» Говоря о любой технологии, нельзя не рассматривать отслеживание  результатов ее использования. На первых стадиях освоения технологии  основная нагрузка ложится на плечи учителя. Диагностика результатов обучения имеет  многоуровневый характер, а именно: 1. Самооценка. Сначала по результатам устных выступлений учащиеся оценивают себя «+» и «­», выставляют себе оценки.  Для этих целей учителем предлагается  детям следующая таблица: Фамилия  Уметь Уметь Уметь находить аргументы   и выстраивать доказательство дискутировать (использование   в факты соответствии в соответствии с алгоритмом контраргументов, разнообразие с поставленной задачей речевых   средств, слушать оппонента) Уметь определять свою   роль   в команде.   отслеживания     2. уровень Следующий   – взаимооценивание.   Ребята   приучаются   слушать   и   оценивать   друг   друга, критичней   смотрят   не   только   на   других,   но   и   предъявляют   высокие требования к себе. Постепенно шкала оценки   усложняется, увеличивается количество критериев, по которым выставляется оценка. Это может быть и логичность, и доказательность, разнообразие речевых средств и пр. Все это готовит ребят к рецензированию, прислушиваться к мнению других, отвечать за слово. результатов 3. Следующий   этап   –   внешняя  экспертиза,  рецензирование  ответа учителем. Он подводит итог сказанному. Иногда даже оценка, выставленная учителем, бывает выше, чем поставленная ребятами.  4. Когда в форме игры проходят уроки, отследить участие каждого бывает   очень   трудно,   ведь   количество   игроков   ограничено.   Поэтому   чаще всего   заранее   назначаются   2   –   3  эксперта  (как   правило,   это  опытные учащиеся),  которые готовятся по позициям «за» и «против» и продумывают примерные вопросы. 11 Вся аудитория заполняет специальные таблицы,   при помощи которых выявляется команда­победитель и лучший спикер. Но на практике выходит иногда так, что по баллам лидирует один участник, а в игре убедительнее оказался   другой.   Столкнулись   мы   с   этим   не   один   раз.   В   результате   этой проблемы и появился следующий вид работы – написание эссе – размышления по   поводу   состоявшейся   игры.   Интересны   бывают   работы,   в   которых   не совпадают данные рефлексии и эмоциональной оценки. Говоря   о   результативности   использования   данной   технологии,  хочется отметить   и   четкость,   логичность   речи   учащихся.   В   этом   помогает   и шаблонность   речей   спикеров,   ведь   существуют   обязательные   связки, помогающие переходить от одной части к другой. Члены клуба показывают хорошие результаты обучения: 90% участников клуба за содержание части. Все   учащиеся,   посещающие   занятия   клуба,   имеют   итоговую   оценку   по истории «4» и «5».  Таким   образом,   мы   можем   говорить,   что   технология   «Дебаты» предполагает   по   своему   содержанию   «выращивание»   рефлексии   у школьников.  Что еще, на мой взгляд, очень важно: содержание дебатной технологии сохраняется, а содержание материала постоянно меняется, что позволяет довести рефлексивные процедуры до устойчивых навыков. В том случае, если рефлексия становится постоянным атрибутом мышления человека, мы можем говорить о том, что реально существует способность к саморазвитию.  Теперь   человек   самостоятельно   будет   выступать   для   себя   как  в  роли автора, критика, проектировщика, так и в роли организатора.Ученик учится работать   в   команде,отстаивать   свою   позицию,   менять   её;учится   публично выступать. Заключение  В результате работы над темой я пришла к следующим выводам:  1.   Поскольку   одной   из   основных   задач   изучения   истории   и обществознания является   формирование   коммуникативной   компетентности   и   требуется переосмысление   целей   и   содержания,   форм   и   методов   работы   в   процессе изучения истории и обществознания, то данная система работы актуальна и эффективна. 2.   В   процессе   овладения   основами   технологии   «Дебаты»   происходит интеграция   таких   предметов,   как   история   и   обществознание.   Подобная интеграция     освобождает   время   и   позволяет   больше   внимания   уделять практической работе.  3.   Использование   упражнений,   алгоритмов   по   освоению   технологии «Дебаты»   обеспечивает   коммуникативное   развитие   учащихся,   в   этом   нас 12 убеждают  результаты успеваемости учащихся.  4. Технология  более эффективно формирует ключевые компетентности, которые определены в «Стандартах среднего(полного)общего образования по истории и обществознанию».  К недостаткам данной технологии следует отнести трудоёмкость и большие   временные   затраты.   Поиск   нужной   информации   требует определённых навыков, отсутствие которых значительно затрудняет работу. «Дебаты»   представляют   собой   оригинальную   технологию, направленную   на   подготовку   человека   к   жизни   в   условиях   рыночной экономики,   плюрализма   ценностей   и   идеологий,   приоритета   прав   и гражданских свобод. Несомненно,     преимуществом   для   учителей   истории   и обществознания в данной технологии является то, что она способствует формированию   тех   умений   и   навыков,   которыми   должен   овладеть выпускник. Критерии   сформированности   ключевых   компетентностей   у учащихся: Коммуника тивная 1 уровень уметь   слушать   и   слышать (улавливать ход рассуждения других) уметь   высказывать отношение к предмету обсуждения (согласен ­не согласен)      2уровень уметь   в работать рамках проблемы   предмет обсуждения) (удерживать         3 уровень уметь сочетать индивидуальное и коллективное   (менять свою позицию, принимать во внимание взгляды   других),   «не переходить на личности» выступать уметь   публично (чёткая формулировка позиции ,убедительность аргументов   и   фактов, использование терминологии речевых лаконичность) и оборотов,       Информаци онная работа   по   одному заданному источнику по работа   нескольким заданным источникам   и  находить уметь обрабатывать информацию, использовать   различные 13 Самореализ ация высказать   суждение по   рассматриваемым аспектам   развития общества высказать отношение   по рассматриваемы м аспектам развития общества   самоопреде ление умение сотрудничать  и работать в команде: слушатель  умение сотрудничать   и работать в команде: исполнитель, соисполнитнль      источники данных; представлять и обсуждать различные   материалы  в разнообразных аудиториях;   работать   с документами.     умений критически рассматривать   те   или иные   аспекты   развития нашего общества; находить   связи   между настоящими и прошлыми событиями;   осознавать важность   политического и экономического контекстов образовательных профессиональных ситуаций;  и     умение сотрудничать и работать в команде: инициатор организатор и   14 Приложение 1                                         Приёмы ведения дискуссии I/Как выстроить доказательство своей позиции? 1.Чётко   сформулировать   позицию     (я   (не)   согласен   с   точкой зрения, что…потому ,что….) 2.Аргументировать(объяснить,   почему   так   считаешь)   используя обороты: Во первых….. Во вторых… Хочу добавить, что.. Насколько я понимаю…поэтому… Я смею предположить, что… Как мне представляется…. В виду того, что… Мне кажется, что.. 3.Каждый аргумент подтвердить 1­2фактами (если они есть) 4.Обобщить свою позицию(сделать вывод)  «Таким образом ,я считаю…… «В итоге хочу сказать, что…….. «Из сказанного я заключаю…. 15 «Исходя из   вышесказанного следует, что… II/Что значит   грамотно излагать мысли? 1.Использовать термины в предложении 2.Термин   ,если   новый,   лучше   объяснить(коалиция,т.е.союз государств, созданный для достижения определённых целей); 3.Предложения  должна быть  чёткими  и понятными 4.Не допускать грамматических ошибок. 5.Использовать речевые обороты: Не мог бы ты повторить (уточнить)… Я правильно понял(а) твою мысль, что…. Я согласен с …,но хочу   не согласиться с тем, что… Ты предполагаешь, что.., Ты подразумеваешь, что… Было бы логичным добавить…. Хорошо. тогда с твоей точки зрения… Может быть то, о чём ты говоришь… К чему относится слово… Мне кажется, существует определённое противоречие между…и…. III/Логичность выступления: 1.Нет противоречия своей позиции 2.Последовательность аргументов ( Во первых…Во вторых..) 3.Исключить аргументы  и факты не соответвующие теме 4.Есть  вывод IV.Выполнение правил дискуссии: 1.Слушать и слышать собеседника 2.Обсуждать проблему, а не личность, 3.Не искажать аргументы оппонента, 4.Не выходить за рамки обсуждаемой проблемы Примерные темы дебатов в 7­11 классах Приложение 3 16 1.Опричнина породила Смутное время     2.Петровские реформы­ прогрессивное явление в истории России 3.Октябрьская революция не была неизбежной 4.России был необходим Брестский мир 5.Аграрная реформа П.А.Столыпина оказалась неудачной 6.НЭП­«золотое» время развития Советского государства 7.Советская   власть   верно   определила   основные   направления индустриализации. 8.В 1920—1930 гг. произошли значительные успехи в развитии культуры. 9.Социальная   направленность   экономики   —   главный   итог   хрущёвских реформ.     10.Освоение целины решило проблему сельскохозяйственной продукции в стране.       11..Первые послевоенные годы (1945 — март 1953 гг.) — самое спокойное время мирного, созидательного труда советского народа.   17 18

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»

Инновационная программа «Роль «Дебатов» в формировании ключевых компетентностей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017