«Инновационные подходы в дополнительном образовании»

«Инновационные подходы в дополнительном образовании»

Семинары
docx
16.01.2020
скачать по прямой ссылке

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

методсовет.docx

 

Методический совет на тему

 «Инновационные подходы в дополнительном образовании»

 

Для того чтобы разобраться что же такое инновационная деятельность и каким образом она помогает сформировать профессиональную компетентность педагога, я предлагаю вам отправиться в морское путешествие по волнам инноваций. Вы согласны? Перед вами карта, на которой указан маршрут, по которому мы будем двигаться. Вы готовы отправиться в плавание? Тогда отправляемся в путь. (Звучит шум прибоя и звук отправляющегося корабля). И вот мы с вами плывём по океану Инноваций.

Что же такое «Инновационная деятельность»? (спросить у педагогов)

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества воспитания и образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения и воспитания, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).

К инновационным формам методической работы относятся так называемые деловые игры, мозговые атаки, инициативные творческие микро группы педагогов, а также по – новому проводимые обучающие семинары на основе открытых занятий, педсоветы и другие методические мероприятия.

Инновационная деятельность руководителя состоит в том, чтобы познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.

Инновационная деятельность педагога состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.

Таким образом, инновации - усовершенствованные старые методы и технологии. (Хорошо забытое старое).

Проблемы введения инноваций:

-недостаток ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного, компьютерного);

-негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с устойчивостью стереотипов образовательной деятельности в учреждении;

-неумение работать коллективно в условиях инноваций;

-недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;

-недостаточная система стимулирования инновационного педагогического мастерства;

-отсутствие конкретных методик отслеживания результативности инновационного процесса;

-профессиональное выгорание.

А на нашем пути «Коралловый риф». Предлагаем вам поработать в группах и найти ответы на вопросы.

Первая группа «Профессиональная готовность».

Вопрос: Какие знания, умения, способности  необходимы педагогу для работы в режиме инновационной деятельности?

Ответ:

1.Мотивационно-творческая направленность личности: любознательность, творческий интерес, стремление к творческим достижениям и к самосовершенствованию, стремление к получению высокой оценки творческой деятельности от администрации.

2.Креативность: не стесняться выражать своё мнение, фантазия, воображение, способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления, чувствительность к проблемам в педагогической деятельности, критичность мышления, способность к самоанализу, рефлексии, способность к оценочным суждениям.

3.Профессиональные способности педагога:  знания методик, технологий и образовательных программ учреждения, правильное и творческое применение знаний в образовательном процессе, владение методами педагогического исследования, способность к созданию авторской концепции, способность к проведению педагогического эксперимента и к коррекции и перестройке деятельности, способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов, способность творчески разрешать конфликты, способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности.

4.Индивидуальные особенности личности: работоспособность, восприимчивость к новому, высокий инновационный потенциал, решительность, уверенность в себе, ответственное отношение к работе, честность и правдивость, способность к самоорганизации, убеждённость в социальной значимости творческой деятельности, постоянное стремление совершенствовать профессиональные умения и углублять знания об особенностях формирования личности ребёнка, методах и формах работы.

Вторая группа «Условия для успешной инновационной деятельности».

Вопрос: Какие условия необходимо создавать в образовательном учреждении для успешной инновационной деятельности?

Ответ:

1.Высокая информированность участников образовательного процесса о нововведении, что обеспечивает принятие новшества, стимулирует готовность работать с ним.

2.Рациональное определение общих и частных целей, следствием чего является оптимальное сочетание всех уровней управления.

3.Интегрированность идей (преемственность, комплексность): инновация должна быть согласована с целями образовательного учреждения, адекватна его возможностям, оптимальна его потребностям.

4.Реалистичность планов достижения инновационных целей управления; поиск идей и рекомендаций, которые могут быть реализованы.

5.Заинтересованность участников в активном освоении новшества: создание благоприятного психологического климата для стабильной работы, создание атмосферы творчества.

6.Контролируемость инновационных процессов: относительная управляемость необходима как условие полноценной реализации новшества. В противном случае, положительные результаты могут стать отрицательными исходами.

7.Организация ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного): организация методической помощи и психологической поддержки, материально-техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно-развивающей среды (иллюстративно-справочная и методическая литература, схемы, диски, игрушки и т. д.).

8.Создание сплочённого общностью целей коллектива – дети, педагоги, администрация.

9.Наличие у педагогов личного плана развития.

10.Постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание творческой атмосферы, установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряжённость и страх быть не понятыми.

Третья группа «Результаты инновационной деятельности».

Вопрос: Какие ключевые проблемы жизнедеятельности образовательного учреждения помогает решить инновационная деятельность?

Ответ:

1.Участие всех субъектов образовательного процесса в управлении, принятие ими решений по принципиальным вопросам.

2.Продуктивное взаимодействие педагогического и детского сообществ.

3.Результаты деятельности отличаются объективной новизной.

4.Полноценные личностные отношения между участниками.

5.Раскрытие индивидуальности каждого педагога.

6.Повышение профессиональной компетентности педагогов.

7.Оригинальность решения воспитательных задач в условиях реализации инновационных программ, методик и технологий.

8.Повышение качества воспитания и образования, способствование гармоничному и разностороннему формированию личности ребёнка.

«Коралловый риф» мы с вами преодолели и плывём дальше. А направляемся мы к маяку «Наш опыт работы».

На современном этапе развития информационных технологий, возрастают потребности в специалистах более высокого уровня профессионального мастерства. Профессионализм педагога включает в себя различные компетентности, в том числе и компьютерную. Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Педагог должен использовать в повседневной и дальнейшей профессиональной деятельности локальные и глобальные компьютерные сети: уметь анализировать полученную информацию, самостоятельно находить новых друзей и коллег в разных странах мира, вести переписку, даже слышать и видеть их.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, обучающиеся.

Основные формы использования информационных технологий в нашей методической работе:

- В целях систематизации опыта накапливаемого педагогами, используется один из современных методов профессионального развития – метод «Портфолио». У каждого педагога имеется единая форма «Портфолио педагога», которое им в течение года постоянно пополняется. Данные «портфолио» педагога позволяют описать его деятельность в межаттестационный период и дать объективную оценку результативности работы. (Что отражается в оценочных листах).

-Современный педагог должен хорошо владеть информационными технологиями: он должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои воспитательные и образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Для повышения эффективности образовательных занятий с детьми педагоги создают различные демонстрационные материалы, тренажёры, мультимедийные презентации в программе Рower Рoint. И это уже стало важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

-Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.

-Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе Movie Marker).

-Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в учреждении: создание собственных сайтов, электронной почты, ведение сайта ДТ.

-Уже не первый год опыт работы педагогов широко распространяются в глобальной сети Интернет. Педагоги публикуют свои методические материалы на интернет сайтах: Учмет, Продлёнка, Играза, Методкабинет, Инфоурок, Мультиурок, Солнечный свет.

-Педагоги с учащимися принимают активное участие в очном и заочном конкурсном движении, становятся победителями и лауреатами конкурсов и выставок. Педагоги отмечаются сертификатами и благодарственными письмами за подготовку и руководство работами учащихся.

-Для повышения квалификации мы используем дистанционное обучение. Педагоги участвуют в конференциях, вебинарах, проходят дистанционное повышение квалификации и получают сертификаты.

3. А наше путешествие продолжается, и мы приближаемся к островам «Современное занятие».

 

Деловая игра «Современное занятие»

Что виделось вчера как цель глазам твоим,

Для завтрашнего дня – оковы.

Мысль – только пища мыслей новых,

Но голод их неутолим.

Э.Верхарн.

Участниками деловой игры являются педагоги.

ЦЕЛИ деловой игры:

Включить участников деловой игры в активную профессиональную работу;

Вооружить участников игры методикой проведения деловой игры;

Внедрить технологию деловой игры в контроль и руководство образовательным процессом в ДТ.

ПРИНЦИП деловой игры: «Мыслить можно по-разному».

В игре участвует группа «аналитиков». Ими могут быть члены из числа слушателей.

ЭТАП 1.

1. Ввод в деловую игру.

Идет разделение участников по группам:

1 группа – учащиеся

2 группа – педагоги

3 группа – методисты

4 группа – администрация

За ходом игры ведет наблюдение группа АНАЛИТИКОВ.

В игре 6-балльная система. Причем на отдельных этапах группы оценивают друг друга, что также фиксируется «аналитиками».

2. ТЕСТ «Можете ли вы влиять на других?»

Каждый из нас поддается влиянию других людей, а иногда и сам влияет на других в разных целях. Педагоги делают это в рамках своих профессиональных интересов. Попробуйте оценить, насколько это вам удается. На вопросы отвечайте «ДА» или «НЕТ».

ВОПРОСЫ:

1. Выбрали бы вы профессию актера или политика? (Да-5, Нет -0)

2. Раздражают ли вас экстравагантно одевающиеся люди? (Да-0, Нет-5)

3. Позволяете ли вы посторонним разговаривать на тему своих интимных отношений? (Да-5, Нет-0)

4. Быстро ли вы реагируете, если чувствуете себя оскорбленным? (Да-5, Нет-0)

5. Ощущаете ли вы себя неуютно, если ваш коллега добился больших успехов по работе, чем вы? (Да -5, Нет-0)

6. Вы бы взялись за очень трудную работу только для того, чтобы доказать, что вы можете это сделать? (Да -5, Нет-0)

7. Всегда ли принцип «цель оправдывает средства» верен для вас? (Да-5, Нет-0)

8. Любите ли вы часто бывать в кругу друзей? (Да-0,Нет-5)

9. Есть ли у вас график на весь день? ( Да-0, Нет-5)

10. Любите ли вы переставлять мебель в квартире? (Да-5, Нет-0)

11. Нравится ли вам каждый раз пользоваться разными средствами для достижения одной и той же цели? (Да-5, Нет-0)

12. Иронизируете ли вы над человеком, если видите, что он слишком самоуверен? (Да-5, Нет-0)

13. Любите ли вы уличать свое начальство в том, что у него дутый авторитет? (Да-5, Нет-0)

Если вы набрали 65-35 баллов, вы обладаете уникальными способностями влиять на других. Вам легко работать с людьми, советовать им. В таких случаях вы сами получаете огромное удовольствие. Вы считаете, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей. Вы человек, который стремиться оказать ближнему поддержку. Однако может случиться и так, что если вы будете слишком уверены в своих убеждениях, то, потеряв в какой- то момент контроль над собой, вы способны стать тираном.

Если вы набрали 30-0 баллов, к сожалению, вас мало в чем можно убедить. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь других людей должна быть строго расписана, предусмотрена заранее. Вы не любите делать ничего из-под палки. Иногда вы можете быть излишне нерешительным, что зачастую мешает вам достичь своих целей, оказывать нужное влияние на окружающих людей. (ОЦЕНКУ производят аналитики).

ЭТАП 2

1. Кто есть кто?

ТЕСТ «Стандартный – нестандартный педагог».

Задание: Указаны личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учащихся. Отметьте знаком «+» те качества, которые вам нравятся в учащихся, а знаком « - » то, что вам в них не нравится:

1. Дисциплинированный.

2. Организованный.

3. Неровно успевающий.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддерживать общее дело.

8. Стабиль успевающий.

9. Занятый своими делами.

10. Быстро, «на лету» схватывающий.

11. Не умеющий общаться, конфликтный.

12. Выскакивающий на уроке с непонятными замечаниями.

13. Приятный в общении.

14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для вас выражающий свои мысли.

16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководству.

Каких знаков «плюс» или «минус» у вас больше – на четных номерах или нечетных? Если «четных плюсов» больше, мы вас поздравляем: вы СОВЕРШЕННО НЕСТАНДАРТНЫЙ ПЕДАГОГ. (Каждая группа получает столько баллов, сколько человек оказались «нестандартными педагогами»).

2. «Первый раз в новый класс…»

Как это будет происходить с каждой группой, покажет «метод недописанного тезиса»:

«Прозвенел звонок. Я вошла в кабинет…»

Группы продумывают концовку (1-2 минуты) и выставляют по одному выступающему от группы, причем:

«педагоги» заканчивают этот фрагмент с позиции педагога,

«учащиеся»  - с позиции учащегося,

«методисты» - с позиции методиста,

«администрация» - с позиции администратора.

ЭТАП 3.

«Мозговая атака». «Его величество ЗАНЯТИЕ».

Идет решение творческих задач методом коллективного генерирования.

1. Итак, вы зашли в кабинет. Но… занятие вами не продумано, у вас нет плана занятия.

Вам необходимо:

· Продумать и предложить  не менее двух технологий нетрадиционного занятия, в которых  имеет место разделение детского объединения на какие-либо группы,

· Обосновать ценность предложенных технологий.

1. Отбор технологий  производят аналитики, которые  осуществляют их оценку в два этапа. Вначале из общего  количества отбираются  наиболее оригинальные и рациональные, а потом  отбирается  самая оптимальная с учетом тематики и структуры занятия.

2. Таким образом, из предложенных технологий отбираются  наиболее оригинальные; их должно быть не более трех.

3. Затем каждая группа  определяет тему  к отобранным технологиям занятия, из которых выделяются две, наиболее интересные как по содержанию, так и по «звучанию» (т. е. грамотно сформулированные), причем независимо от предмета.

4. Итак,  отобрана технология нетрадиционного занятия, определена его тема. Каждой группе предстоит планирование занятия по любой из двух тем. Из предложенных планов отбирается оптимальный по «качеству» защиты и принятый «учащимися» (а это означает, что план занятия оценивается « учащимися»).

5. Начинается основной  этап мозговой атаки «Современное занятие», в котором сгенерированы идеи всех участников игры.

За парты садятся «учащиеся» и «методисты». За учительский стол становится группа  «педагогов» (это может быть один из представителей от группы  «педагогов», а может быть и групповая работа по этапам урока).

6. «Проигрывание  занятия».

Время, отведенное на занятие, определяется «аналитиками». Это может быть не все занятие, а его фрагмент. По его окончании звенит звонок и производится оценка деятельности как «учащихся», так и «педагога», причем оценку ставят  и «педагогу:  группа «администрации» следит за ходом занятия, чтобы затем дать любой вид анализа.

7. Анализ занятия:

а) самоанализ;

б) анализ занятия группой «администрации», причем оценка группе выводится как среднее арифметическое оценок, полученных каждым членом группы.

ЭТАП 4.

Выход из игры. «Мысли по поводу …эпиграфа»

1.Самооценка работы группы.

2.Анализ игры всеми группами.

3. Выводы, обобщения, рекомендации дают «аналитики». 

 

2. Педагогические ситуации

 Важное место в воспитании и развитии детей играет семья. То, что несет в себе семья, невозможно заметить ничем. В семье ребенок должен видеть, что о нем заботятся, его любят, учитывают его мнение. Особую значимость принимает работа педагогов с семьей. Насколько грамотно мы выстроим взаимодействие с родителями, зависит благополучие детей. Предлагаю вам проиграть ситуации, встречающиеся в повседневной практике, где причина – неприятие родителями, применяемых педагогом, инновационных технологий и решить их, предлагая 2 варианта решений.

(Даны педагогические ситуации. Педагоги должны найти оптимальный выход из конкретной ситуации и разыграть ее, принимая различные роли: педагога, родителя, ребенка)

1-я ситуация.

Педагог просит родителей вместе с детьми разработать проект «Куклы наших бабушек». Одна мама отказывается, мотивируя отказ неумением, нехваткой времени и даже отсутствием материалов. Ваши действия?

2-я ситуация.

Педагог реализует технологию музейного воспитания и развития детей. Для детей организуется выездная экскурсия в музей. Мама одного мальчика волнуется за безопасность, здоровье ребенка во время поездки, сомневается в необходимости данного мероприятия. Готова даже отказаться от участия в нем своего ребенка. Ваши действия?

4.После анализа занятий.

Конечно, работать в режиме инноваций сложно. Нам приходится разрабатывать и осваивать новые технологии, принципы, философию воспитания детей. Но для достижения результата, а значит и удовлетворенности от своей работы это необходимо. Работа педагога дополнительного образования – это не просто работа, это миссия. От нашего мастерства и профессионализма зависит не только жизнь наших учащихся сегодня, но и, то какими они будут в дальнейшей жизни. И в организации методической работы мы видим главную цель: каждый педагог дома должен не только обладать необходимыми навыками и умениями, но и чувствовать и осознавать себя профессионалом, способным справиться с большинством возникающих проблем. Считаем, что только уверенный, состоявшийся как профессионал и личность, педагог действительно может выдержать огромное эмоциональное, психологическое напряжение нашей работы.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности, как учащегося, так и педагога.

А мы с вами приплыли в «Солнечную бухту», и нам хотелось бы получить от вас обратную связь. (Обсуждение проведенного семинара-практикума)

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)