Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 17.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методические инновации в преподавании дисциплин предметной области Искусство.docx
Методические инновации в преподавании дисциплин предметной области «Искусство» Культура,   сохраняя,   транслируя   и   воссоздавая   духовные   ценности человечества, является бесспорным способом развития личности человека и   морально­нравственного   мира. формирования   его   внутреннего, Социокультурные   трансформации   в   условиях   революционного   развития массовой   культуры   «масс­маркета»   (упрощения,   а   под   час   и   подмены смыслов,   образов   и   эстетических   идеалов)   привело   педагогическое сообщество на современном этапе развития социума в целом к значительным качественным изменениям в образовании, переосмыслении методов и приемов подачи   материала,   приобщения   молодого   поколения   к   нравственным, эстетическим   и   художественным   идеалам   человечества   через   введение инновационных   подходов   в   преподавании   дисциплин   предметной   области «Искусство». Формирование потребности учащихся в активном мышлении, понимании смыслов,   формирование   целостного   представления   о   действительности   На   современном   этапе   перед становится   все   более   актуально. образовательными   организациями   государство   ставит   конкретные   цели   по уровню  качества  образования,  предлагая  идеальную  модель  выпускника   на каждом этапе обучения: начального, основного, среднего образования. Этот идеальный образ предлагают нам Федеральные Государственные Стандарты Начального   общего   образования   и   основного   общего   образования.   Кроме Стандартов образ выпускника и критерии обученности  по такой предметной области,   как   «Искусство»,   определен   в   относительно   новом   для педагогического сообщества федеральном нормативно­правовом документе, как   Концепция   преподавания   предметной   области   «Искусство»   в образовательных   общеобразовательные программы от 28.12.2018г. организациях     РФ, реализующих   основныеПредметная   область   «Искусство»   в   общеобразовательной   школе направлена   на   формирование   общероссийской   культурной   идентичности школьников   на   основе   изучения   отечественного   и   мирового   искусства;   на приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества; на развитие у детей художественно­ценностных ориентаций в окружающем мире, духовно­ нравственных принципов и способности творческого освоения окружающей среды.  Изучая   дисциплины   гуманитарной   направленности,   учащийся   на протяжении всего периода обучения учится воспринимать  и анализировать целостную   картину   мира   с   учетом   его   изменения,  сложившихся   традиций, новаций и вызовов времени.   Осмысленное изучение предметов искусства в школе   ­   это   возможность   для   учащихся   научиться   различать   настоящее искусство   и   произведения   низкого   качества,   прикоснуться   к   большому искусству через собственную творческую деятельность. В   условиях   современного   трансформирования,   оцифровывания сознания   учащегося   все   сложнее   привлечь   внимание   школьника   к художественному   образу.   Традиционные   методы   и   приемы   больше   не действуют,  да  и  сам   учитель  уже   далеко   не   транслятор   информации   и  не является   единственным   непреложным   источником   знаний.   Современный школьник все больше погружается в мир масс­маркета (массовой культуры), которая,   к   сожалению,   предлагает   неокрепшему   сознанию   учащегося легкоусваиваемые   продукты,   не   требующие   осмысленного   погружения   в причинно­следственные связи происходящего и не требующие формирования собственного мнения на картину мира.   Современное образование привело учителя к тому, что необходимы изменения в самом подходе преподавания такой сложной с точки зрения осознания и понимания предметной области, как «Искусство». Из   этих   потребностей   общества   основными   задачами   преподавания искусства в общеобразовательной школе становятся:•    приобретение   учащимися   навыков   художественной   и   музыкальной деятельности; •    выявление одарённых в области искусства детей и дальнейшее их педагогическое сопровождение; •    воспитание   грамотного   зрителя   и   слушателя,   то   есть   человека,   у которого сформирована потребность в общении с искусством вне зависимости от выбранной профессии и рода занятий; •    использование   искусства   как   средства   арт­терапии,   что   наиболее важно для детей с особыми потребностями здоровья. Быстро меняющаяся социальная ситуация, естественно, влечет за собой и изменения в контексте изучаемого материала, в формах его преподнесения, в   отношениях   между   учителем   и   учениками.   Значимым   механизмом модернизации   предметной   области   «Искусство»   сегодня   является продвижение инноваций в преподавании предметов искусства в школе. Инновации   ­   это   идеи,   процессы,   средства   и   результаты,   взятые   в единстве качественного совершенствования всей педагогической системы.  Педагогическая   инновация   –   это   намеренное   качественное   или количественное  изменение   педагогической  практики  в повышении   качества обучения.  Инновационные педагогические методы предполагают возрастание роли обучаемого   в   учебном   процессе,   смещение   центра   учебного   процесса   от учителя к ученику; возможность обратной связи педагога с каждым учащимся при использовании новых коммуникационных технологий. Ученик овладевает такими   знаниями   и   умениями,   которые   позволяют   ему   не   просто транслировать   накопленный   опыт   в   практическую   деятельность,   но   и обладают   определенным   творческим   потенциалом   и   способностью   к саморазвитию.  Актуальность  инновационного   обучения   заключается   в   возможности использования   личностно   ориентированного   обучения;   поиска   условий   дляраскрытия творческого потенциала ученика; соответствия социокультурной потребности   современного   общества   самостоятельной   творческой деятельности. Основными  целями  инновационного   обучения   являются   развитие способностей   учащихся;   формирование   личностных   качеств   учащихся; выработка   умений,   влияющих   на   учебно­познавательную   деятельность   и переход   на   уровень   продуктивного   творчества;   развитие   различных   типов мышления; формирование качественных знаний, умений и навыков. Данными   целями   определяются   и  задачи  инновационного   обучения: оптимизация   учебно­воспитательного   процесса;   создание   обстановки   выработка   долговременной сотрудничества   ученика   и   учителя; положительной   мотивации   к   обучению;   включение   учащихся   в   креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи. Основными   принципами  инновационного   обучения   являются: креативность   (ориентация   на   творчество);   усвоение   знаний   в   системе; нетрадиционные формы уроков; использование наглядности. Классификацию  инновационных   технологий  нельзя   назвать   строгой, однако стоит выделить наиболее удачные и используемые технологии. Проблемно­поисковое   обучение.  Постановка   проблемы   и самостоятельный   поиск   ее   решения   –   принцип   этой   инновационной деятельности   в   школе.   Хорошей   идеей   будет   разделить   класс   на   группы, которые будут аргументированно отстаивать свои ответы, сформулированные при мозговом штурме.  Модульное   обучение. В   модульном   обучении   объем   знаний разбивается   на   значимые   блоки   (модули),   которые   осваиваются   по   схеме: учитель   выдает   определенный   блок   информации,   потом   происходит   его применение на практике (творчиеские работы, семинары, практикумы, уроки­ диспуты и т. д.), затем идет блок оценки (контрольные, зачеты). Модульнаятехнология   особенно   перспективна   при   дистанционном   обучении,   когда необходима   четкая   система   массивов   знаний   и   их   оценки.   Модульная технология   видится   особо   полезной   в   современном   перенасыщенном информационном поле именно за счет своей строгой структурированности. Портфолио   как   технология   инновационной   школы. Суть   этого подхода заключается в самостоятельном сборе учащимся его значимых работ, проектов, отзывов, дипломов, похвальных листов и грамот. Портфолио имеет значимость   именно   как   образовательная   технология,   ее   конечная   цель   ­ разработать   методы   и   приемы   поиска   нужных   знаний   и   умений,   а   также оценивания своей учебной деятельности.   Все эти подходы развивают критическое мышление и ставят во главу угла   самостоятельную   поисковую   деятельность   ученика.   Инновационные методы обучения должны ориентироваться на творческое начало в ученике и на самостоятельный поиск решения задачи или проблемы. Новые современные методы обучения Метод кейсов.  При этом подходе учащимся не предоставляются пути   ученики   вынуждены   действовать   максимально решения   проблемы, эффективно в поиске таких решений. Пример такого урока: разделить класс на группы, заранее дать возможность группам определиться с исторической эпохой и страной, культуру которой они хотят представить; каждой группе дать одинаковый набор продуктов, одинаковый набор для сервировки стола, снабдить   выходом   в   интернет,   кулинарными   книгами,   предложить приготовить   этническое   блюдо   и   сервировать   стол   с   учетом   имеющегося времени. Желательно, объявить победившую группу. Синквейн – пятистрочная форма, применяемая в дидактических целях как метод синтеза информации: тема, ключевое слово (объект), признаки и свойства   объекта,   действия   объекта,     отношение   к   объекту,   слово­резюме (суть) объекта. Синквейн уместен при ознакомлении с новым материалом наэмоциональном уровне или на стадии обобщения материала по разделу, теме, эпохе. Кластеры ­  объединение однородных элементов, связанных единством темы,   графический   способ   систематизации   материала.   Кластер   носит подготовительный   характер   к   восприятию   материала,   вносит   игровую ситуацию в урок, что повышает умственную активность учащихся. Технология   «Образ   и   мысль».   Познание   происходит   за   счет способности   понимать,   но   простое   накопление   фактов   не   приводит   к истинному   знанию.   Информационный   поток   минимален,   максимально чувственно­эстетическое   восприятие. Основная   форма   работы:   занятия­ тренинги   с   участниками   любого   возраста     по   «пониманию»   произведения искусства. Результат:   развитие   самостоятельности   суждений,   повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать,   развитие   мышления   (абстрактного,   логического,   образного), развитие эстетического вкуса и др. «Этюд»  ­ создание композиции на основе музыкальных произведений. учащимся предложено подобрать произведения изобразительного искусства и литературы,   иллюстрирующие   прослушанное   музыкальное   произведение, обосновав   свой   выбор   историческими   и   культурологическими   фактами   и примерами.  Урок­экскурсия.  Особо   интересным   может   быть   для   начальной инновационной школы ввиду того, что дети младшего школьного возраста еще сильно   ориентированы   на   спонтанное   запоминание   и   оценивание   чего­то яркого   и   запоминающегося.   Например,   в   городах   России   проходили   3­d выставки Ван Гога на огромных экранах под классическую музыку, хорошей идеей было бы дать ученикам перед экскурсией задания запомнить и описать понравившуюся   картину   и   свои   чувства   при   одновременном   аудио­   и визуальном   ряде.   Явление   синестезии   (единство   чувств   восприятия)   такжестоит активно использовать при внедрении инновационных методов. Так же можно   использовать   явление   синестезии   на   уроках   изобразительного искусства, музыки при изучении времен года,   Урок­дебаты,   дискуссия.   Ученики   в   группах   выдвигают   решение какого­то   вопроса,   ни   один   вариант   не   отвергается,  из   множества   мнений рождаются самые невероятные гипотезы. Например, урок­дебаты в 11 классе по МХК по теме: «Сталинский ампир в Москве: за и против».  Мастер­класс. Особенно хорош будет на уроках рисования, лепки.  Урок­ролевая   игра.  Применим   абсолютно   ко   всем   учебным дисциплинам, творческий потенциал его практически неисчерпаем. Например: ролевая игра на уроке музыки «Суд над попсой».  Урок­модерация.   Ученикам   предлагается   страничка   в   сети, посвященная той или иной учебной проблеме. Информация содержит ошибки, ученикам предлагается отыскать их и исправить страничку.  Урок­спектакль, посвященной какой­то остросоциальной проблеме.   Перечисленными   методами,   инновационная   деятельность   в   школе, конечно, не ограничивается. Подобных методов достаточно много, все они характеризуются активным включением обучаемого в поиск новых знаний и умений, развитием его творческого начала и прагматичности.  Конечно,   происходящие   сегодня   инновационные   процессы   в образовании   имеют   свои   плюсы.   Так,   например,  информационно­ компьютерные   технологии  призваны   облегчить   учащимся   путь   освоения программных   технологий   для  будущей   профессии.   Эти  образовательные технологии призваны повышать стремление учеников к освоению предметов, снимать психологическое напряжение учащегося путем перехода от субъект­ объектного   взаимодействия   на   занятии   к   более   объектному,   расширять творческий потенциал, повышать эффективность труда учащихся.Учителю   же   ИКТ   помогают   повысить   общую   информационную культуру.   К   тому   же,   именно   эти   инновационные   технологии   обучения включают в себя применение практики проектирования различных видов, что должно в еще большей степени оптимизировать процесс обучения и создать новые,   превосходящие   своею   эффективностью  программы   и   способы обучения. Личностно­ориентированные   инновационные   педагогические технологии  действительно позволяют развиваться личности ребенка, лучше усваивать   необходимый   материал   и   развивать   творческий   потенциал   в предметной деятельности. Информационно­аналитическая   инновационная   деятельность   в школе  мотивирует   на   наименьший   уровень   неподготовленности   среди учителей,   на   стремление   усовершенствовать   программы   и   проекты образовательного процесса, выбирать более совершенные способы обучения, более креативные методы обучения в школе. Анализ   и   диагностика   при   тестировании   в   технологиях мониторинга интеллектуального развития помогает выявить недостатки в усвоении   материала,   «белые   пятна»   в   знаниях   учащихся   по   предмету   и   в дальнейшем устранить их. Воспитательная   инновационная   деятельность   в   школе  помогает духовно   ориентировать   личность   в   направлении   созидания   согласно гуманистической направленности образования, сформировать патриотическое сознание и развить навыки организации. Дидактические   инновационные   методы   обучения  помогают,   в   усвоить   материал   согласованно   с   личностно­ первую   очередь, ориентированной   технологией.   Различные   способы   подачи   материала воздействуют на все возможные образы его восприятия и усвоения у того илииного   ребенка.   Также   присутствует   смена   деятельности,   значительно обостряющая внимание во время работы. А психолого­педагогические  инновационные технологии обучения помогают учащемуся самому научиться оценивать свои силы и качество своей деятельности. Положительные стороны инновационных технологий неоспоримы и их правильная   реализация   непременно   ведет   к   колоссальным   достижениям   в системе образования. Инновационные   методики   обучения   кроме   положительных   сторон содержат и минусы, видимые, как правило, при их реализации на практике. ИКТ  –   прекрасная   технология   в   совершенствовании   системы образования,   но   на   практике   далеко   не   всегда   и   не   везде   она   повышает мотивацию   к   изучению   других   предметов,   скорее   наоборот,   ­   ребенок переориентирует себя только, чаще всего, на предметы с применением ИКТ и на те, где они незаменимы. И зачастую ребенок останавливается именно на технической   базе   предмета,   а   не   на   его   сути.   Эффективность   труда   ИКТ повышают только на первых порах своего внедрения, при заинтересованности учащихся   новыми   видами   деятельности.   На   данный   момент   эти   некогда инновационные   технологии   обучения   становятся   все   более   привычными   и ставятся в один ранг по эффективности с традиционными. К тому же, известные нам  практики проектирования  при реализации обернулись   дополнительной   бюрократической   зависимостью   и   меньшим уделением времени самому образовательному процессу. Абсолютно все, в том числе   и   инновационные   школы,   большую   часть   времени   вынуждены заниматься   выбором   или   составлением,   организацией   и   систематизацией программ и учебных планов согласно внедренному принципу вариативности в ущерб   самому   образовательному   процессу,   проще   говоря,   на   общение   с детьми остается все меньше времени.Личностная   ориентация  и   обеспечение   комфортности образовательного процесса для ребенка обернулась значительным падением авторитета учителя в глазах учащегося, так как «бесконфликтность» процесса подразумевает   под   собой   и   устранение   многих   форм   «наказания»:   от оставления на повторный год обучения до неудовлетворительной отметки в журнале.   Организация   же   проверок   и   аккредитаций   образовательных учреждений отделами образования на практике превращают учебный процесс в своеобразную «чехарду» педагогов и учеников: вместо процесса познания, качественно выполняются только бюрократические обязательства. А так как дидактические современные методики обучения направлены, в основном, на самостоятельную работу, учащиеся могут до конца не усвоить материал   или   сделать   неверные   акценты   на   изучаемом   и,   как   следствие, выбрать неверное направление в его освоении. Что   же   касается   системы  портфолио  в   психо­педагогической технологии, то здесь оценка своей деятельности ребенком может стать совсем неточной и не соответствовать действительному качеству работы. К тому же, ведение портфолио занимает время, и из­за этого страдает учебный процесс. Сегодня инновационная школа не несет в себе элемента необычности. Практически   каждое   учебное   заведение   может   похвастаться   своими инновационными технологиями. Но стоит ли слепо следовать этим путем? Инновационные   процессы   в   образовании,   конечно,   направлены   на продуктивное   его   развитие,   подразумевающее   вхождение   в   мировое образовательное   пространство,   что   необходимо,   но   оно   не   предполагает освоение   предметных   знаний   как   таковых,   а   нацелено   на   развитие способностей, необходимых успешной  личности,  свободно  овладевающей и ориентирующейся в современном стремительно изменяющемся мире. Применение   инновационных   педагогических   технологий   и   стратегий преподавания   предметной   области   «Искусство»   оптимизирует   процессизучения   художественной   культуры   человеческой   цивилизации   путем усиления   смыслового   и   личностного   и   мировоззренческого   аспектов обучения, активизации творческого потенциала личности; ориентирует поиск эффективных способов реализации гуманитарно­эстетического образования.  Раскрыв потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные   годы,   выпускник   будет   лучше   подготовлен   к   реальной   жизни   в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения. Список использованной литературы 1. Акишина   Е.М.   Концептуальные   подходы   к   преподаванию   предметов искусства в современной школе / Педагогика искусства. – № 3. ­ 2016. – URL:  http://www.art­education.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_9­ 17.pdf 2. Алексеева   Л.Л.,   Олесина   Е.П.   Современные   проблемы   преподавания учебных предметов искусства / Педагогика искусства. ­  № 4. – 2016. ­ URL:  http://www.art­ education.ru/sites/default/files/journal_pdf/alekseeva_olesina_8­22.pdf3. Концептуальные   основы   модернизации   предметной   области "Искусство" в современном информационном обществе. Коллективная монография / Под научной редакцией Е.М. Акишиной, Е.П. Олесиной. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. ­ 162 с. ISBN 978­5­905451­27­0 4. Федеральная Целевая Программа развития образования на 2016 ­ 2020 годы. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/5930 Список ресурсов 1. http://www.art­education.ru/electronic­journal/sovremennye­aspekty­ modernizacii­prepodavaniya­predmetnoy­oblasti­iskusstvo 2. https://cyberleninka.ru/article/v/innovatsionnye­tehnologii­v­metodike­ prepodavaniya­mhk­kak­uslovie­razvitiya­hudozhestvennogo­obobscheniya­ u­starsheklassnikov

Посмотрите также