Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка
Оценка 4.7

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
Междисциплинарный 3
Все классы
16.05.2019
Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка
Методические инновации в преподавании дисциплин предметной области Искусство.docx
Методические инновации в преподавании дисциплин предметной области «Искусство» Культура,   сохраняя,   транслируя   и   воссоздавая   духовные   ценности человечества, является бесспорным способом развития личности человека и   морально­нравственного   мира. формирования   его   внутреннего, Социокультурные   трансформации   в   условиях   революционного   развития массовой   культуры   «масс­маркета»   (упрощения,   а   под   час   и   подмены смыслов,   образов   и   эстетических   идеалов)   привело   педагогическое сообщество на современном этапе развития социума в целом к значительным качественным изменениям в образовании, переосмыслении методов и приемов подачи   материала,   приобщения   молодого   поколения   к   нравственным, эстетическим   и   художественным   идеалам   человечества   через   введение инновационных   подходов   в   преподавании   дисциплин   предметной   области «Искусство». Формирование потребности учащихся в активном мышлении, понимании смыслов,   формирование   целостного   представления   о   действительности   На   современном   этапе   перед становится   все   более   актуально. образовательными   организациями   государство   ставит   конкретные   цели   по уровню  качества  образования,  предлагая  идеальную  модель  выпускника   на каждом этапе обучения: начального, основного, среднего образования. Этот идеальный образ предлагают нам Федеральные Государственные Стандарты Начального   общего   образования   и   основного   общего   образования.   Кроме Стандартов образ выпускника и критерии обученности  по такой предметной области,   как   «Искусство»,   определен   в   относительно   новом   для педагогического сообщества федеральном нормативно­правовом документе, как   Концепция   преподавания   предметной   области   «Искусство»   в образовательных   общеобразовательные программы от 28.12.2018г. организациях     РФ, реализующих   основные Предметная   область   «Искусство»   в   общеобразовательной   школе направлена   на   формирование   общероссийской   культурной   идентичности школьников   на   основе   изучения   отечественного   и   мирового   искусства;   на приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества; на развитие у детей художественно­ценностных ориентаций в окружающем мире, духовно­ нравственных принципов и способности творческого освоения окружающей среды.  Изучая   дисциплины   гуманитарной   направленности,   учащийся   на протяжении всего периода обучения учится воспринимать  и анализировать целостную   картину   мира   с   учетом   его   изменения,  сложившихся   традиций, новаций и вызовов времени.   Осмысленное изучение предметов искусства в школе   ­   это   возможность   для   учащихся   научиться   различать   настоящее искусство   и   произведения   низкого   качества,   прикоснуться   к   большому искусству через собственную творческую деятельность. В   условиях   современного   трансформирования,   оцифровывания сознания   учащегося   все   сложнее   привлечь   внимание   школьника   к художественному   образу.   Традиционные   методы   и   приемы   больше   не действуют,  да  и  сам   учитель  уже   далеко   не   транслятор   информации   и  не является   единственным   непреложным   источником   знаний.   Современный школьник все больше погружается в мир масс­маркета (массовой культуры), которая,   к   сожалению,   предлагает   неокрепшему   сознанию   учащегося легкоусваиваемые   продукты,   не   требующие   осмысленного   погружения   в причинно­следственные связи происходящего и не требующие формирования собственного мнения на картину мира.   Современное образование привело учителя к тому, что необходимы изменения в самом подходе преподавания такой сложной с точки зрения осознания и понимания предметной области, как «Искусство». Из   этих   потребностей   общества   основными   задачами   преподавания искусства в общеобразовательной школе становятся: •    приобретение   учащимися   навыков   художественной   и   музыкальной деятельности; •    выявление одарённых в области искусства детей и дальнейшее их педагогическое сопровождение; •    воспитание   грамотного   зрителя   и   слушателя,   то   есть   человека,   у которого сформирована потребность в общении с искусством вне зависимости от выбранной профессии и рода занятий; •    использование   искусства   как   средства   арт­терапии,   что   наиболее важно для детей с особыми потребностями здоровья. Быстро меняющаяся социальная ситуация, естественно, влечет за собой и изменения в контексте изучаемого материала, в формах его преподнесения, в   отношениях   между   учителем   и   учениками.   Значимым   механизмом модернизации   предметной   области   «Искусство»   сегодня   является продвижение инноваций в преподавании предметов искусства в школе. Инновации   ­   это   идеи,   процессы,   средства   и   результаты,   взятые   в единстве качественного совершенствования всей педагогической системы.  Педагогическая   инновация   –   это   намеренное   качественное   или количественное  изменение   педагогической  практики  в повышении   качества обучения.  Инновационные педагогические методы предполагают возрастание роли обучаемого   в   учебном   процессе,   смещение   центра   учебного   процесса   от учителя к ученику; возможность обратной связи педагога с каждым учащимся при использовании новых коммуникационных технологий. Ученик овладевает такими   знаниями   и   умениями,   которые   позволяют   ему   не   просто транслировать   накопленный   опыт   в   практическую   деятельность,   но   и обладают   определенным   творческим   потенциалом   и   способностью   к саморазвитию.  Актуальность  инновационного   обучения   заключается   в   возможности использования   личностно   ориентированного   обучения;   поиска   условий   для раскрытия творческого потенциала ученика; соответствия социокультурной потребности   современного   общества   самостоятельной   творческой деятельности. Основными  целями  инновационного   обучения   являются   развитие способностей   учащихся;   формирование   личностных   качеств   учащихся; выработка   умений,   влияющих   на   учебно­познавательную   деятельность   и переход   на   уровень   продуктивного   творчества;   развитие   различных   типов мышления; формирование качественных знаний, умений и навыков. Данными   целями   определяются   и  задачи  инновационного   обучения: оптимизация   учебно­воспитательного   процесса;   создание   обстановки   выработка   долговременной сотрудничества   ученика   и   учителя; положительной   мотивации   к   обучению;   включение   учащихся   в   креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи. Основными   принципами  инновационного   обучения   являются: креативность   (ориентация   на   творчество);   усвоение   знаний   в   системе; нетрадиционные формы уроков; использование наглядности. Классификацию  инновационных   технологий  нельзя   назвать   строгой, однако стоит выделить наиболее удачные и используемые технологии. Проблемно­поисковое   обучение.  Постановка   проблемы   и самостоятельный   поиск   ее   решения   –   принцип   этой   инновационной деятельности   в   школе.   Хорошей   идеей   будет   разделить   класс   на   группы, которые будут аргументированно отстаивать свои ответы, сформулированные при мозговом штурме.  Модульное   обучение. В   модульном   обучении   объем   знаний разбивается   на   значимые   блоки   (модули),   которые   осваиваются   по   схеме: учитель   выдает   определенный   блок   информации,   потом   происходит   его применение на практике (творчиеские работы, семинары, практикумы, уроки­ диспуты и т. д.), затем идет блок оценки (контрольные, зачеты). Модульная технология   особенно   перспективна   при   дистанционном   обучении,   когда необходима   четкая   система   массивов   знаний   и   их   оценки.   Модульная технология   видится   особо   полезной   в   современном   перенасыщенном информационном поле именно за счет своей строгой структурированности. Портфолио   как   технология   инновационной   школы. Суть   этого подхода заключается в самостоятельном сборе учащимся его значимых работ, проектов, отзывов, дипломов, похвальных листов и грамот. Портфолио имеет значимость   именно   как   образовательная   технология,   ее   конечная   цель   ­ разработать   методы   и   приемы   поиска   нужных   знаний   и   умений,   а   также оценивания своей учебной деятельности.   Все эти подходы развивают критическое мышление и ставят во главу угла   самостоятельную   поисковую   деятельность   ученика.   Инновационные методы обучения должны ориентироваться на творческое начало в ученике и на самостоятельный поиск решения задачи или проблемы. Новые современные методы обучения Метод кейсов.  При этом подходе учащимся не предоставляются пути   ученики   вынуждены   действовать   максимально решения   проблемы, эффективно в поиске таких решений. Пример такого урока: разделить класс на группы, заранее дать возможность группам определиться с исторической эпохой и страной, культуру которой они хотят представить; каждой группе дать одинаковый набор продуктов, одинаковый набор для сервировки стола, снабдить   выходом   в   интернет,   кулинарными   книгами,   предложить приготовить   этническое   блюдо   и   сервировать   стол   с   учетом   имеющегося времени. Желательно, объявить победившую группу. Синквейн – пятистрочная форма, применяемая в дидактических целях как метод синтеза информации: тема, ключевое слово (объект), признаки и свойства   объекта,   действия   объекта,     отношение   к   объекту,   слово­резюме (суть) объекта. Синквейн уместен при ознакомлении с новым материалом на эмоциональном уровне или на стадии обобщения материала по разделу, теме, эпохе. Кластеры ­  объединение однородных элементов, связанных единством темы,   графический   способ   систематизации   материала.   Кластер   носит подготовительный   характер   к   восприятию   материала,   вносит   игровую ситуацию в урок, что повышает умственную активность учащихся. Технология   «Образ   и   мысль».   Познание   происходит   за   счет способности   понимать,   но   простое   накопление   фактов   не   приводит   к истинному   знанию.   Информационный   поток   минимален,   максимально чувственно­эстетическое   восприятие. Основная   форма   работы:   занятия­ тренинги   с   участниками   любого   возраста     по   «пониманию»   произведения искусства. Результат:   развитие   самостоятельности   суждений,   повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать,   развитие   мышления   (абстрактного,   логического,   образного), развитие эстетического вкуса и др. «Этюд»  ­ создание композиции на основе музыкальных произведений. учащимся предложено подобрать произведения изобразительного искусства и литературы,   иллюстрирующие   прослушанное   музыкальное   произведение, обосновав   свой   выбор   историческими   и   культурологическими   фактами   и примерами.  Урок­экскурсия.  Особо   интересным   может   быть   для   начальной инновационной школы ввиду того, что дети младшего школьного возраста еще сильно   ориентированы   на   спонтанное   запоминание   и   оценивание   чего­то яркого   и   запоминающегося.   Например,   в   городах   России   проходили   3­d выставки Ван Гога на огромных экранах под классическую музыку, хорошей идеей было бы дать ученикам перед экскурсией задания запомнить и описать понравившуюся   картину   и   свои   чувства   при   одновременном   аудио­   и визуальном   ряде.   Явление   синестезии   (единство   чувств   восприятия)   также стоит активно использовать при внедрении инновационных методов. Так же можно   использовать   явление   синестезии   на   уроках   изобразительного искусства, музыки при изучении времен года,   Урок­дебаты,   дискуссия.   Ученики   в   группах   выдвигают   решение какого­то   вопроса,   ни   один   вариант   не   отвергается,  из   множества   мнений рождаются самые невероятные гипотезы. Например, урок­дебаты в 11 классе по МХК по теме: «Сталинский ампир в Москве: за и против».  Мастер­класс. Особенно хорош будет на уроках рисования, лепки.  Урок­ролевая   игра.  Применим   абсолютно   ко   всем   учебным дисциплинам, творческий потенциал его практически неисчерпаем. Например: ролевая игра на уроке музыки «Суд над попсой».  Урок­модерация.   Ученикам   предлагается   страничка   в   сети, посвященная той или иной учебной проблеме. Информация содержит ошибки, ученикам предлагается отыскать их и исправить страничку.  Урок­спектакль, посвященной какой­то остросоциальной проблеме.   Перечисленными   методами,   инновационная   деятельность   в   школе, конечно, не ограничивается. Подобных методов достаточно много, все они характеризуются активным включением обучаемого в поиск новых знаний и умений, развитием его творческого начала и прагматичности.  Конечно,   происходящие   сегодня   инновационные   процессы   в образовании   имеют   свои   плюсы.   Так,   например,  информационно­ компьютерные   технологии  призваны   облегчить   учащимся   путь   освоения программных   технологий   для  будущей   профессии.   Эти  образовательные технологии призваны повышать стремление учеников к освоению предметов, снимать психологическое напряжение учащегося путем перехода от субъект­ объектного   взаимодействия   на   занятии   к   более   объектному,   расширять творческий потенциал, повышать эффективность труда учащихся. Учителю   же   ИКТ   помогают   повысить   общую   информационную культуру.   К   тому   же,   именно   эти   инновационные   технологии   обучения включают в себя применение практики проектирования различных видов, что должно в еще большей степени оптимизировать процесс обучения и создать новые,   превосходящие   своею   эффективностью  программы   и   способы обучения. Личностно­ориентированные   инновационные   педагогические технологии  действительно позволяют развиваться личности ребенка, лучше усваивать   необходимый   материал   и   развивать   творческий   потенциал   в предметной деятельности. Информационно­аналитическая   инновационная   деятельность   в школе  мотивирует   на   наименьший   уровень   неподготовленности   среди учителей,   на   стремление   усовершенствовать   программы   и   проекты образовательного процесса, выбирать более совершенные способы обучения, более креативные методы обучения в школе. Анализ   и   диагностика   при   тестировании   в   технологиях мониторинга интеллектуального развития помогает выявить недостатки в усвоении   материала,   «белые   пятна»   в   знаниях   учащихся   по   предмету   и   в дальнейшем устранить их. Воспитательная   инновационная   деятельность   в   школе  помогает духовно   ориентировать   личность   в   направлении   созидания   согласно гуманистической направленности образования, сформировать патриотическое сознание и развить навыки организации. Дидактические   инновационные   методы   обучения  помогают,   в   усвоить   материал   согласованно   с   личностно­ первую   очередь, ориентированной   технологией.   Различные   способы   подачи   материала воздействуют на все возможные образы его восприятия и усвоения у того или иного   ребенка.   Также   присутствует   смена   деятельности,   значительно обостряющая внимание во время работы. А психолого­педагогические  инновационные технологии обучения помогают учащемуся самому научиться оценивать свои силы и качество своей деятельности. Положительные стороны инновационных технологий неоспоримы и их правильная   реализация   непременно   ведет   к   колоссальным   достижениям   в системе образования. Инновационные   методики   обучения   кроме   положительных   сторон содержат и минусы, видимые, как правило, при их реализации на практике. ИКТ  –   прекрасная   технология   в   совершенствовании   системы образования,   но   на   практике   далеко   не   всегда   и   не   везде   она   повышает мотивацию   к   изучению   других   предметов,   скорее   наоборот,   ­   ребенок переориентирует себя только, чаще всего, на предметы с применением ИКТ и на те, где они незаменимы. И зачастую ребенок останавливается именно на технической   базе   предмета,   а   не   на   его   сути.   Эффективность   труда   ИКТ повышают только на первых порах своего внедрения, при заинтересованности учащихся   новыми   видами   деятельности.   На   данный   момент   эти   некогда инновационные   технологии   обучения   становятся   все   более   привычными   и ставятся в один ранг по эффективности с традиционными. К тому же, известные нам  практики проектирования  при реализации обернулись   дополнительной   бюрократической   зависимостью   и   меньшим уделением времени самому образовательному процессу. Абсолютно все, в том числе   и   инновационные   школы,   большую   часть   времени   вынуждены заниматься   выбором   или   составлением,   организацией   и   систематизацией программ и учебных планов согласно внедренному принципу вариативности в ущерб   самому   образовательному   процессу,   проще   говоря,   на   общение   с детьми остается все меньше времени. Личностная   ориентация  и   обеспечение   комфортности образовательного процесса для ребенка обернулась значительным падением авторитета учителя в глазах учащегося, так как «бесконфликтность» процесса подразумевает   под   собой   и   устранение   многих   форм   «наказания»:   от оставления на повторный год обучения до неудовлетворительной отметки в журнале.   Организация   же   проверок   и   аккредитаций   образовательных учреждений отделами образования на практике превращают учебный процесс в своеобразную «чехарду» педагогов и учеников: вместо процесса познания, качественно выполняются только бюрократические обязательства. А так как дидактические современные методики обучения направлены, в основном, на самостоятельную работу, учащиеся могут до конца не усвоить материал   или   сделать   неверные   акценты   на   изучаемом   и,   как   следствие, выбрать неверное направление в его освоении. Что   же   касается   системы  портфолио  в   психо­педагогической технологии, то здесь оценка своей деятельности ребенком может стать совсем неточной и не соответствовать действительному качеству работы. К тому же, ведение портфолио занимает время, и из­за этого страдает учебный процесс. Сегодня инновационная школа не несет в себе элемента необычности. Практически   каждое   учебное   заведение   может   похвастаться   своими инновационными технологиями. Но стоит ли слепо следовать этим путем? Инновационные   процессы   в   образовании,   конечно,   направлены   на продуктивное   его   развитие,   подразумевающее   вхождение   в   мировое образовательное   пространство,   что   необходимо,   но   оно   не   предполагает освоение   предметных   знаний   как   таковых,   а   нацелено   на   развитие способностей, необходимых успешной  личности,  свободно  овладевающей и ориентирующейся в современном стремительно изменяющемся мире. Применение   инновационных   педагогических   технологий   и   стратегий преподавания   предметной   области   «Искусство»   оптимизирует   процесс изучения   художественной   культуры   человеческой   цивилизации   путем усиления   смыслового   и   личностного   и   мировоззренческого   аспектов обучения, активизации творческого потенциала личности; ориентирует поиск эффективных способов реализации гуманитарно­эстетического образования.  Раскрыв потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные   годы,   выпускник   будет   лучше   подготовлен   к   реальной   жизни   в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения. Список использованной литературы 1. Акишина   Е.М.   Концептуальные   подходы   к   преподаванию   предметов искусства в современной школе / Педагогика искусства. – № 3. ­ 2016. – URL:  http://www.art­education.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_9­ 17.pdf 2. Алексеева   Л.Л.,   Олесина   Е.П.   Современные   проблемы   преподавания учебных предметов искусства / Педагогика искусства. ­  № 4. – 2016. ­ URL:  http://www.art­ education.ru/sites/default/files/journal_pdf/alekseeva_olesina_8­22.pdf 3. Концептуальные   основы   модернизации   предметной   области "Искусство" в современном информационном обществе. Коллективная монография / Под научной редакцией Е.М. Акишиной, Е.П. Олесиной. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. ­ 162 с. ISBN 978­5­905451­27­0 4. Федеральная Целевая Программа развития образования на 2016 ­ 2020 годы. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/5930 Список ресурсов 1. http://www.art­education.ru/electronic­journal/sovremennye­aspekty­ modernizacii­prepodavaniya­predmetnoy­oblasti­iskusstvo 2. https://cyberleninka.ru/article/v/innovatsionnye­tehnologii­v­metodike­ prepodavaniya­mhk­kak­uslovie­razvitiya­hudozhestvennogo­obobscheniya­ u­starsheklassnikov

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка

Инновационные подходы к преподавнаию в общеобразовательной школе предметов ИЗО, МХК, музыка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2019