"Инновационные технологии в системе воспитательной работы как средство развития творческих способностей школьников"
Современному обществу нужна творчески мыслящая личность, способная к самообучению и самостоятельному анализу информации. Именно такая личность способна принести максимальную пользу. Но как воспитать такую личность? Современные требования обязывают нас к поиску эффективных технологий обучения и воспитания, развивающих творческие способности учащихся. Мне помогает активизировать творческий потенциал учащихся использование инновационных технологий обучения:
Слово «инновация» (произошло от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности участников процесса.
Творчество – это человеческая потребность, продиктованная и требованиями стандарта второго поколения. Давайте сравним творческие способности человека с деревом. Корень дерева скрыт под землей, как скрыты от непосредственного наблюдения природные задатки каждого человека. Из корня вырастает общий ствол, а его мощь зависит от того, каков корень и от влияния внешних условий. Ветви человека- проявления одаренности ребенка. Например, ветвь-художественные способности делится на изобразительные, музыкальные и артистические способности.
Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
И на нас с вами лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы человек состоялся как личность. Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Однако творческие способности не развиваются стихийно.
Большие возможности для развития творческой, разносторонней личности дает внеурочная деятельность. Каждый учитель нашей школы нашел что –то свое, Надежда Александровна, например, ведет танцевальный кружок, Лариса Владимировна много лет развивает артистические данные детей на театральном кружке, Любовь Александровна много лет ведет ОФП, а в этом году открыла в себе данные руководителя театрального кружка для детей постарше, Татьяна Владимировна ведет кружки лепки и изостудии, в этом году у нас еще появился новый кружок конструирования, т.к. много мальчиков, и новый руководитель кружка Александр Николаевич Жиляков. Благодаря этим людям успешно реализуется направление - работа с одаренными учащимися. И ее результатом является то, что ежегодно учащиеся нашей школы становятся победителями и призерами на разных уровнях. Деятельность классных руководителей тоже направлена на формирование мотивации, стимулирование творческих способностей, создание условия для созидательного труда, успешного вхождения ребенка в социум.
Основными направлениями, по которым работает школа в плане
воспитания личности, являются (на слайде)
Для развития творческих способностей мы используем следующие элементы инновационных технологий:
–
технологии развивающего обучения.
– информационно-коммуникационные
– проектные и исследовательские
- проблемное обучение
– игровые технологии
– обучение в сотрудничестве (командная и
групповая работа)
Общеинтеллектуальное направление реализуется через кружки,
«Эрудит-марафон». В основе кружка «Юным умникам и умницам» лежит
программа О.А Холодовой «Юным
умникам и умницам, развитие познавательных способностей», которая
позволяет успешно решать проблемы комплексного развития логического
мышления, памяти и внимания, помогает формированию
нестандартного мышления. Во время занятий происходит становление у детей
развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных
шагов, снижается тревожность. Практическую
работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое
и на уроках и во внеурочное время.
7 лет наши ребята участвуют в дистанционном конкурсе «Эрудит-марафон» и показывают неплохие результаты.
Еще одна из форм проявления творчества – сочинение стихов на конкурс «Неопытное перо». В своих стихах дети делятся своими радостями и тревогами, секретами и надеждами. Пусть не всегда получается, не та рифма, но все же дети через стихи самовыражаются. Стихи звучат на уроках и на родительских собраниях с согласия автора.
Развитие творчества невозможно без музыки. В этом направлении мы тесно сотрудничаем с ДК. Вместе нам удается добиться высоких результатов.
Мы поем на всех наших классных мероприятиях, на школьных праздниках, а на районных фестивалях «Весенний перезвон», «Мир на ладони» занимаем призовые места.
Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности педагога: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. В нашей школе оборудован один мультимедийный кабинет для начальной школы, что дает возможности для внедрения ИКТ –технологии.
Хочу перечислить возможные варианты применения ИКТ в исследовательской технологии
- создание презентаций
- использование готовых обучающих программ Excel, Paint
- работа с ресурсами Интернет
- работа с Системой экспериментов.
Примером использования ИКТ является работа над проектами. Необходимость решать проблему развития творческой личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал каждой личности. Для проекта выбираем актуальные и интересные для детей темы.
Учащиеся самостоятельно ищут материал, анализируют его, осмысливают, обрабатывают с помощью компьютерных технологий, учатся кратко и четко формулировать свою точку зрения. Это способствует как росту общей информационной культуры, так и углублению знаний по всем предметам. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, макеты, коллективные работы, акции. Любое детское открытие, пусть даже самое маленькое, прекрасно.
Что приобретают школьники при выполнении проектно-исследовательских работ? Каждый что-то обдумывает, предлагает, работает с дополнительной литературой, т.е. мыслительная деятельность.
Делятся своими идеями, берут интервью, задают вопросы, учатся вести диалог. Практическая работа (беседы, экскурсии) где ребята учит мыслить нестандартно, общаться, искать решение выдвинутой проблемы, оформлять конечный результат и презентовать его. Может это рисунок, макет.
Даже первоклассники с удовольствием защищают проекты «Школа», «Одежда», «Мое любимое число». На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым я объясняю цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Презентация проекта проходит в форме выставки рисунков, альбомов, поделок, книжек - малышек, буклетов, макетов, театрализованного представления, спектакля, конференции, слайд-шоу, компьютерной презентации, фестиваля проектов.
Применение этой технологии придает детям уверенность в своих силах, обеспечивает успех в практическом применении своих знаний. При выполнении проектных работ они вовлекаются в коллективную деятельность, которая сближает учеников, помогает открыть мир и себя в этом мире, воспитывает будущего специалиста или просто творческую личность. С этими проектно-исследовательскими работами ребята выступают перед родителями, а также на школьной научно-практической конференции. О выполненной работе надо не просто рассказать, а, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Проводим практико-ориентированные проекты. Так был разработан и внедрен экологический проект «Как это? Быть рядом с человеком», в ходе работы над которым решались проблемы, связанные с охраной окружающей среды, где были помещены стихи, сказки собственного сочинения, мы узнали историю нашей аллеи, навели порядок, посадили молодые тополя, повесили кормушки. С этим проектом мы ездили на районную игру «Экоколобок» и заняли 3 место в районе. А личные проекты ребят на конкурсе социальных проектов тоже занимают призовые места. Пятиклассники в 2012 году участвовали в областном конкурсе на лучший творческий проект в рамках ОРКИСЭ, а в этом году под моим руководством старшеклассники участвовали в заочном конкурсе проектов «Творческая галерея «Урал-мой край родной»
Результаты этой деятельности отражены в исследовательских и проектных работах, в грамотах, дипломах и благодарственных письмах различного уровня.
Большое внимание
уделяем сохранению
здоровья обучающихся: пропаганде здорового образа жизни и формированию здоровьесберегающего
мышления. Тут помогают спортивные кружки и секции.
Результаты
подтверждаем, занимая
в игре «Гномики» и «Зарничка» много лет первые места. Мои ребята –
спортсмены, футболисты, лыжники. Кирилл в кроссе наций - 2013 занял 1 место.
Во 2 классе из 5 человек четверо получили медали в сдаче норм ГТО.
На мой взгляд,
внеурочная деятельность предоставляет большие возможности для развития
творческих способностей учащихся и инициативы ученика т.к.
- она тесно связана с его реальной деятельностью;
- ориентирована на конечный результат;
- отношения направлены на сотрудничество.
- учитель не связан рамками
программы и учебника. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело
по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы.
Применяя данные технологии не только в обучении,
но и в воспитании, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным.
Каждый ребенок-это личность. Нет детей неодаренных. Все они талантливы, каждый в своем. Надо только обнаружить и развить в нем его творческие способности. Считаю это одной из задач современного учителя. И помогают в этом нам инновационные технологии, помогающие активизировать творческий потенциал учащихся, а значит, и повысить качество образования, что требует от нас ФГОС.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.