ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

  • Образовательные программы
  • docx
  • 04.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассмотрены особенности системы образования в высшей школе, традиционный и инновационный подход в преподавании. Методы: исследование влияния инновационных подходов включало как качественные, так и количественные методы исследования. Выбор соответствующих методов, позволил получить наиболее точные и полные данные для понимания влияния инновационного подхода обучения на учащихся и образовательный процесс в целом. Результаты. Инновационный подход позволяет развивать у студентов навыки и компетенции, которые востребованы в современном обществе, такие как критическое мышление, коммуникация, творчество и решение проблем.
Иконка файла материала Статья Гревцов.docx

МРНТИ 14.37.09

Д.В.Гревцов

магистр педагогического образования, полковник, доцент кафедры защиты информации Военно-инженерного института радиоэлектроники и связи города Алматы.

 

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

 

INNOVATIVE APPROACH TO TEACHING

IN HIGH SCHOOL

 

В статье рассмотрены особенности системы образования в высшей школе, традиционный и инновационный подход в преподавании. Методы: исследование влияния инновационных подходов включало как качественные, так и количественные методы исследования. Выбор соответствующих методов, позволил получить наиболее точные и полные данные для понимания влияния инновационного подхода обучения на учащихся и образовательный процесс в целом. Результаты. Инновационный подход позволяет развивать у студентов навыки и компетенции, которые востребованы в современном обществе, такие как критическое мышление, коммуникация, творчество и решение проблем.

Ключевые слова: качество образования, новаторские методы, технологии, интеграция практики и теории.

 

The article discusses the features of the education system in higher education, traditional and innovative approaches to teaching. Methods: The study of the impact of innovative approaches included both qualitative and quantitative research methods. The selection of appropriate methods made it possible to obtain the most accurate and complete data for understanding the impact of an innovative teaching approach on students and the educational process as a whole. Results. The innovative approach allows students to develop skills and competencies that are in demand in modern society, such as critical thinking, communication, creativity and problem solving.

Keywords: quality of education, innovative methods, technologies, integration of practice and theory.

 

Изменения, происходящие в современном обществе, выдвигают требования к системе образования в части профессиональной подготовки молодых специалистов, востребованных и конкурентно способных на рынке труда. Подготовка будущих специалистов, осуществляющаяся в вузовских аудиториях, является трудоемким процессом, базирующимся на методиках обучения, результативность которых в конечном итоге определяет уровень квалификации будущего выпускника.

Высшее образование является ключевым фактором в развитии общества и формировании квалифицированных специалистов, способных эффективно справляться с вызовами современного мира.

Подготовка молодых специалистов - сложный и ответственный процесс, и высшая школа играет ключевую роль в этом процессе, обеспечивая им высококачественное образование и развивая не только профессиональные знания, но и ключевые компетенции, которые необходимы для успешной карьеры и личностного развития. Основной задачей высшей школы является предоставление студентам качественного образования в соответствии с выбранным направлением или специальностью. Это включает в себя передачу актуальных знаний и информации, развитие навыков и умений, необходимых для профессиональной деятельности.

Одной из задач высшей школы является формирование социальной ответственности у студентов. Они должны понимать свою роль в обществе и принимать активное участие в его развитии. Это включает развитие этических принципов, понимание важности устойчивого развития и социальной справедливости, ценности культурного разнообразия, готовность к постоянным изменениям и обновлению своих знаний и навыков.

В условиях постоянно меняющегося общества и технологий важно развивать инновационные подходы к преподаванию в высшей школе. Инновационный подход способствует повышению качества образования, улучшению учебного процесса и подготовке студентов к сложным вызовам будущего.

Цель данного исследования - рассмотреть особенности системы образования в высшей школе, традиционный и инновационный подход в преподавании.

   Основой для инноваций в технологиях образования должны быть такие моменты, как социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов и учёт индивидуально-личностных особенностей, обучающихся [2], для этого необходимо гармонично сочетать применение инновационных форм и методов с пониманием целей и задач кадровой подготовки. Инновационные методы, как отмечается в педагогической литературе, отражены во многих технологиях обучения, направленных на развитие процесса обучения и подготовку специалистов высокого уровня для самых разных сфер общественной жизни [3]. Условия для формирования и закрепления знаний, умений и навыков для будущей профессии создаются с их помощью. Использование инновационных методов обучения педагогами способствует разрушению стереотипов изучения различных дисциплин и развитию креативных качеств студентов [4].

Что такое инновационный подход к преподаванию?

Инновационный подход к преподаванию в высшей школе предполагает применение новаторских методов, технологий и подходов в учебном процессе. Он основывается на активном вовлечении студентов, развитии их критического мышления, творческих способностей и самостоятельности. Инновационный подход способствует формированию компетенций, необходимых для успешной карьеры и адаптации в быстро меняющемся обществе.

Основные принципы инновационного подхода:

- Активное участие студентов: инновационный подход ставит студентов в центр учебного процесса. Они активно участвуют в обсуждении материала, решении проблем и проектной деятельности;

- Коллаборативное обучение: инновационный подход подразумевает работу в группах или командах. Студенты обмениваются знаниями, опытом и идеями, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию коммуникационных навыков;

- Технологическая поддержка: использование современных технологий, цифровых инструментов и онлайн-ресурсов обогащает учебный процесс и делает его более интерактивным;

- Интеграция практики и теории: инновационный подход способствует связыванию теоретических знаний с практическими примерами и ситуациями, что помогает студентам лучше понимать применение учебного материала на практике;

- Индивидуализация обучения: инновационный подход учитывает потребности и особенности каждого студента, предоставляя возможность выбора индивидуального учебного пути и развития.

Инновационный подход включает в себя ряд методов и приемов, которые способствуют развитию студентов как личностей и профессионалов, среди которых выделяют:

- Проектное обучение: студентам предоставляются реальные проекты, которые требуют от них применения знаний и навыков для решения конкретных задач;

- Обратная классификация (Flipped Classroom): студенты заранее изучают теоретический материал самостоятельно, а на занятиях фокус смещается на обсуждение, анализ и применение знаний на практике;

- Кейс-метод: студентам предлагаются реальные случаи и ситуации, которые требуют анализа и принятия решений;

- Симуляции и виртуальное обучение: использование симуляций и виртуального обучения позволяет создавать имитационные среды, в которых студенты могут практиковаться в реалистичных сценариях, несмотря на ограничения физического мира;

- Игровой подход (геймификация): игровые элементы и задачи могут быть интегрированы в учебный процесс, стимулируя мотивацию и интерес студентов к обучению;

- Интерактивные лекции и дискуссии: использование интерактивных методов проведения лекций и дискуссий позволяет более эффективно вовлечь студентов в обсуждение тем и обмен идеями.

Применяя инновационные подходы, важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых обучаемый сможет занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности [5].

Использование инновационных методов в преподавании имеет ряд преимуществ:

- Более глубокое и эффективное обучение: инновационные методы преподавания способствуют более глубокому усвоению материала и развитию критического мышления, что повышает качество образования;

- Повышение мотивации студентов: инновационные методы обучения делают учебный процесс более интересным, интерактивным и релевантным, что способствует повышению мотивации студентов к обучению;

- Развитие ключевых компетенций: инновационный подход позволяет развивать у студентов навыки и компетенции, которые востребованы в современном обществе, такие как критическое мышление, коммуникация, творчество и решение проблем;

- Адаптация к изменениям: использование инновационных подходов к преподаванию помогает студентам адаптироваться к быстро меняющимся условиям и технологиям в современном мире;

- Развитие самостоятельности: инновационные методы преподавания стимулируют самостоятельное мышление и исследовательскую активность студентов.

Современное образование должно быть гибким и адаптивным к быстро меняющимся условиям. Развитие инновационного подхода к преподаванию позволяет обновлять и улучшать учебный процесс, чтобы он соответствовал современным требованиям и потребностям студентов и общества в целом.

Результаты и обсуждение

Инновационный подход к преподаванию в высшей школе способствует развитию самых ценных качеств у студентов: аналитического мышления, творческого потенциала, коммуникационных и межличностных навыков. Он делает образование более интересным и актуальным, помогая студентам успешно справляться с вызовами и достигать успеха в будущей профессиональной деятельности.

Применение инновационного подхода в высшей школе имеет множество перспектив и потенциальных преимуществ, которые способствуют совершенствованию образовательного процесса и развитию критического мышления у студентов. Он позволяет им анализировать информацию, выделять ключевые аспекты, рассматривать проблемы с разных точек зрения и находить решения. Также инновационные методы обучения стимулируют творческое мышление, что позволяет студентам находить нестандартные подходы к решению задач и разрабатывать инновационные идеи.

Применение данного подхода в обучении включает в себя использование симуляций, проектных работ, практических задач и других методов, которые позволяют студентам применять свои знания и навыки на практике. Это помогает им подготовиться к реальным вызовам и задачам, с которыми студенты столкнутся в своей будущей профессиональной деятельности.

В процессе участия в групповых проектах и выполнении совместных заданий, у студентов развиваются лидерские и коммуникативные навыки. Они учатся работать в команде, управлять конфликтами, принимать решения и эффективно коммуницировать с другими. Использование обратной связи и самооценки помогает студентам понимать свои сильные и слабые стороны, что способствует их личностному и профессиональному развитию. Студенты получают обратную связь от преподавателей, своих коллег или самостоятельно анализируют свои достижения. Это позволяет им улучшать свои навыки и стремиться к самосовершенствованию.

Еще одно преимущество данного метода в том, что он способствует развитию глобального мышления у студентов, позволяет им рассматривать проблемы и задачи в контексте мировых вызовов и требований, что способствует формированию более широкого и всестороннего видения мира.

Заключение

Интеграция современных технологий в образовательный процесс обогащает учебный материал и делает обучение более интересным и доступным. Это может быть использование интерактивных досок, онлайн-курсов, вебинаров, мультимедийных презентаций и других цифровых инструментов. Технологии также позволяют организовывать дистанционное обучение и расширять границы образования.

Применение инновационного подхода позволяет учебному процессу быть более гибким, интересным и релевантным для современных вызовов и потребностей студентов и общества в целом.

 

Список используемых источников

1. Гасанова Д. И. Рефлексивные технологии преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла. Известия ДГПУ. «Психолого-педагогические науки». Т. 4. Махачкала, ДГПУ, 2017.

2. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997. № 3.

3. Симоненко Н. Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012. № 2. С. 201-206.

4. Черкасов М. Н. Инновационные методы обучения студентов // XIV Международная заочная научно-практическая конференция «Инновации в науке». Новосибирск, 2012.

5. Шайдулина А. А. О применении инновационных подходов в процессе обучения // Молодой ученый. 2016. № 6 (110). С. 839-841.