«Инновационный процесс и факторы его эффективности»
Инновации в образовании - естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющими потребностями общества. Способствуя, с одной стороны, сохранению непреходящих ценностей, с другой стороны - они несут в себе отказ от всего устаревшего и отжившего, сами закладывают основы социальных преобразований. Отсюда особые требования к тем, кто по своей профессии призван вести и обеспечивать образовательный процесс на современном уровне.
Современные процессы в обществе, изменение социокультурных приоритетов вызывают необходимость обновления политики образования, то есть объективно обуславливают особую значимость инноваций в педагогической сфере. При этом основополагающим принципом инноваций для Типо должны остаться гуманитарная творческая сущность образования, направленность его на высокое профессиональное, нравственное становление будущего специалиста
Понятие “инновация” включает в себя деятельность различных категорий преподавателей, характеризующихся положительным отношением к педагогическим новшествам, то есть педагог-новатор – это автор новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий. Инновация как средство и процесс предполагает введение чего- либо нового. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического
процесса существенно возрастает роль методической службы в новаторских
процессах. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных
технологий преподаватель все более осваивают функции консультанта, советчика,
воспитателя. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и
реализации педагогических инноваций.
Увлечение
новыми формами без принципиального изменения сути, содержания образовательного
процесса, отсутствие четкой программы (концепции) преобразований приводят к выводу,
что порой речь идет не о новациях как таковых, а о «симуляции новшеств»,
ошибочных попытках отождествить инновации с опытной работой. Практика
позволяет сделать также следующее заключение: учебные заведения находятся на
разных этапах нововведений, существуют различия по интенсивности перехода от
«старого» состояния к обновленному, отмечается неравномерность распределения
инновации по различным направлениям поиска (около 60% всех инноваций
осуществляются в содержании образования, в формах и методах обучения и
воспитания). Все эти процессы тесно взаимосвязаны с обновлением управленческой
структуры, т.к. если не реформируется система управления, соответственно
возникает ряд достаточно серьезных препятствий на пути реализации новшеств.
Необходимо признать, что этот аспект управленческой деятельности исследован
меньше всего
В современных условиях эффективное управление инновационным процессом в образовательном учреждении должно базироваться на достижениях мировой науки и практики в области менеджмента
Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что преподаватель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик
Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инновации в массовом опыте. Основным критерием инновации выступает новизна,имеющая равное отношение, как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для преподавателя, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым может не являться. В этой связи необходимо подходить к включению в инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик
Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения. Введение оптимальности в систему критериев эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств преподавателей и обучающихся для достижения результатов. Разные преподаватели могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности
Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания. Возможность творческого применения инновации в массовом опытерассматривается нами как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности если ценная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве.
Анализ специальной литературы и опыта деятельности учебных заведений свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованных педагогических инноваций.Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.Четкое представление о содержании и критериях педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным преподавателям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение
Основными направлениями и объектами инновационных преобразований являются:
1) разработка концепций и стратегий развития образования образовательного учреждения;
2) обновление содержания образования и разработка новых технологий обучения и воспитания;
3) совершенствование управления образовательным учреждением и системой образования в целом;
4) улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
5) проектирование новых моделей образовательного процесса;
6) обеспечение психологической, экологической безопасности студентов, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;
7) обеспечение успешности обучения, мониторинг образовательного процесса;
8) разработка учебников и учебных пособий, электронных ресурсов обучения.
Инновации в управлении |
Инновации в обучении |
Инновации в подготовке и переподготовке кадров |
-Это новшества, направленные на преобразование и усовершенствование управления образовательными учреждениями. Маркетинговые исследования образовательных услуг Создание системы электронного управления; Создание сетевого взаимодействия информационного пространства. Создание новой управляющей системы, гибкой структуры управления, определение новых структурных взаимосвязей, полномочий, должностных обязанностей Внедрение интегрированных моделей образования, реализующие программы различных уровней образования с учетом потребностей обучающихся. Создание электронной формы ведения учебной документации, веб-страницы. Мониторинг деятельности, рейтинговая оценка деятельности педагога Разработка механизмов управления качеством образования. |
-Это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, интеграционные межпредметные программы, методы оценивания образовательного результата: Обновление содержания введение государственного профессионального стандарта Разработка интегрированных образовательных программ. Введение новых форм организации (регламентации) учебного процесса: кредитной, дистанционной, дуальной. Внедрение современных педагогических технологий. Гуманизация оценочной деятельности. Формирование ключевых компетентностейпреподавателей Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
|
-Это новые методики новые программы переподготовки кадров, ориентированные на изменения требований к качеству образования: -дистанционное обучение; -создание сетевых структур; -тьюторство; -введение ваучеров. Диагностика потребностей преподавателей в повышении квалификации, оценка профессиональных затруднений Подготовка преподавателей к участию в экспериментальной и инновационной деятельности Организация системы наставничества,коучинга модели конкурентоспособного педагога. Разработка электронного портфолио педагога Создание компьютерной базы данных о передовом опыте. Совершенствование системы материального и морального поощрения, стимулирования педагогов, разработка критериев оценки их деятельности
|
Результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств как теоретических, так и практических, которые образуются на стыке теории и практики, следовательно, преподаватель должен выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Таким образом, внедрение инноваций в учебных учреждениях повышает качество образования, качество знаний учащихся, развивает личность, мотивацию учащихся, за счет осознания востребованности полученных знаний и умений, позволяет связать учебный материал с насыщенными проблемами современной жизни и готовит к реальным условиям действительности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.