МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «ГОРЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ»
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР
_________О.Ю.Цыба
«30» 08 2018 г.
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
к выполнению лабораторных работ
по профессии
18590 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования
Профессиональная подготовка и переподготовка
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии профессиональной электромеханической подготовки и рекомендовано к утверждению Протокол № 1 от «30» _____08______2018 г. Председатель комиссии _____________Е.П.Бондаренко
|
Подготовил: преподаватель Н.С.Сологуб |
г. Горловка, 2018
Инструктивно-методические материалы к выполнению лабораторных работ по дисциплине ОП.03. «Основы электротехники». Подготовил: преподаватель
Н.С.Сологуб - Горловка: ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики», 2018. – 12 с.
Представлены рекомендации к проведению лабораторных работ и оформлению отчетов по их выполнению. Предназначены для использования при проведении лабораторных работ по учебной дисциплине ОП.03. «Основы электротехники 18590 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования слушателями очной форм обучения.
Для преподавателей и слушателей
СОДЕРЖАНИЕ
С.
Требования по составлению отчетов лабораторных работ и их защите |
4 |
Инструкция по технике безопасности
|
5 |
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ к выполнению лабораторной работы № 1 по теме «Исследование цепи постоянного тока со смешанным соединением резисторов первичных средств пожаротушения и правил пользования ими» |
6
|
Отчёт по практической работе № 1 |
10 |
ТРЕБОВАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТОВ ЛАБОРАТОРНЫХ
РАБОТ И ИХ ЗАЩИТЕ
1 Отчет по лабораторной работе оформляется на листы писчей бумаги формата А4 ГОСТ 2.105-79 и подшивается в скоросшиватель.
2 Отчет может быть выполнен как в рукописном виде, так и на специальных бланках.
3 Отчет должен быть оформлен аккуратно, четко, без ошибок и исправлений.
4 Отчет по лабораторной работе должен включать: тему; цель; задание; необходимые рисунки; схемы; описания; расчеты; таблицы; графики; вывод о выполнении работы.
5 Тема, цель, задание, должны быть выполнены при подготовке к лабораторной работе.
ВНИМАНИЕ!
СТУДЕНТЫ, КОТОРЫЕ НЕ ВЫПОЛНИЛИ ТРЕБОВАНИЯ
ПУНКТА 5
К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ
6 Защита лабораторной работы осуществляется непосредственно во время ее проведения.
7 Студентам, которые не выполнили или не защитили работу по уважительным причинам, разрешается сделать это на протяжении недели во время дополнительного занятия, назначенного преподавателем.
8 Сборник отчетов сдается преподавателю на итоговом занятии.
9 Критерия оценивания учебных достижений студентов на практических занятиях приведены в приложении А.
ВНИМАНИЕ!
СТУДЕНТЫ, КОТОРЫЕ НЕ ВЫПОЛНИЛИ ЛАБОРАТОРНУЮ РАБОТУ, НЕ
ЗАЩИТИЛИ ЕЕ ИЛИ НЕ СДАЛИ СБОРНИК ОТЧЕТОВ
В ПОЛНОМ
ОБЪЕМЕ НЕ МОГУТ БЫТЬ ДОПУЩЕННЫ К ЭКЗАМЕНУ ИЛИ ЗАЧЕТУ С ДИСЦИПЛИНЫ.
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
1. Приступая к работе с электромеханическим оборудованием, помните об опасности поражения электрическим током и будьте осторожны.
2. Прежде чем приступать к соединению оборудования, расположенного на стенде, убедитесь, что контакты автоматов сети разомкнуты, а указатели положения элементов регулирования лабораторных автотрансформаторов и источников питания расположены в позиции "НОЛЬ".
3. Нельзя проверять пальцами присутствие напряжения между зажимами источников питания или линейных проводов сети: для этого служит вольтметр или контрольная лампа.
4. Помните, что отключенный конденсатор может хранить опасный остаточный заряд и не забывайте разрядить его перед включением в цепь.
5. Убедитесь в исправности изоляции соединенных проводов. Не используйте провода без наконечников и штырей.
6. При соединении цепей избегайте пересечений проводов и обеспечьте высокую плотность контактов всех разъемных соединений. Неиспользованные провода уберите из монтажной панели в отведенное для них место.
7. При соединении цепей силового понижающего трансформатора, помните об опасности ошибочного соединения проводов обмотки низкого напряжения с проводами сети.
8. Включать автоматы сетей и проводить первое испытание цепей с регулирующими источниками питания можно только с разрешения руководителя лабораторного занятия.
9. Не прикасайтесь к неизолированным элементам соединений и коммутационных устройств, которые находятся под напряжением.
10. Особую осторожность храните при исследовании участков цепи с последовательным соединением дросселей и конденсаторов.
11. Остерегайтесь столкновения с валами, которые вращаются и соединительными муфтами электрических машин, а также с дисковыми роторами электромагнитных тормозов.
12. Категорически запрещается размыкать цепь вторичной обмотки трансформатора тока, если его предыдущая обмотка включена в сеть.
13. Прежде чем разобрать цепи или проводить любое пересоединение в них, убедитесь, что контакты автоматов разомкнуты, источники питания отключены, а роторы электрических машин находятся в неподвижном состоянии.
14. Найдя любое повреждение в электротехническом устройстве, находящимся под напряжением, немедленно отключить автомат сети и сообщишь об этом руководителю лабораторного занятия.
15. Замену и установку плавкой вставки предохранителя проводить при отключенном автомате только с разрешения руководителя лабораторного занятия
ВНИМАНИЕ!
К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ ДОПУСКАЮТСЯ СТУДЕНТЫ, КОТОРЫЕ ОЗНАКОМЛЕНЫ С ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
1 Тема: исследование цепи постоянного тока со смешанным соединением резисторов.
2 Цель работы:
2.1 проверить исследовательским средством справедливость соотношения электрических величин при последовательном, параллельном и смешанном соединениях резисторов.
3 Задание:
3.1 собрать схему последовательного соединения резисторов;
3.2 измерить силу тока в цепи, напряжение сети и падение напряжения на отдельных резисторах;
3.3 собрать схему параллельного соединения резисторов;
3.4 измерить общий ток и ток в отдельных резисторах;
3.5 собрать схему смешанного соединения резисторов;
3.6 измерить общий ток и ток в отдельных резисторах, напряжение сети и напряжение на отдельных резисторах;
3.7 определить сопротивление резисторов всей цепи.
4 Приборы и оборудование:
4.1 лабораторный стенд;
4.2 съемный блок «Резисторы»;
4.3 амперметр Е526 2,5А - 1;
4.4 вольтметр Е533 150В - 1;
4.5 амперметр Е525 1-А - 2.
5 Краткие теоретические сведения:
Последовательным соединением резисторов- приемников энергии называется соединение, при котором электроприемники соединяются один с другим без разветвления и при наличии источника питания по ним проходит один и тот же ток.
При последовательном соединении резисторов сопротивление цепи равно сумме сопротивлений отдельных резисторов:
R=R1 +R2+R3
Падение напряжения на каждом участке электрической цепи постоянного тока, согласно закона Ома, пропорционально его сопротивлению:
U1=IR1; U2=IR2; U3=IR3;
Общее напряжение, подключенных последовательно резисторов к источнику питания, равно сумме падений напряжений на отдельных резисторах:
U=U1+U2+U3
Параллельным соединениям резисторов – приемников энергии, называется соединение, при котором каждый из приемников присоединяется к одному зажиму электрической цепи, а другой конец каждого из приемников присоединяется к другому зажиму цепи, так между двумя узлами приемников образуются параллельные ветви.
Напряжение на всех ветвях приемника одинаково, так как их концы подсоединены к одному напряжению:
U=U1=U2=U3
Сила тока по закону Ома в отдельных ветвях определяется:
Общий ток : I = I1 + І2+ Із
Общее сопротивление:
6 Методические указания к выполнению работы
6.1 Ознакомиться с приборами и оборудованием необходимыми для проведения работы.
6.2 Собрать схему (рисунок 1.1) и показать ее преподавателю.
Рисунок 1.1- Схема последовательного соединения резисторов
6.3 Подключить схему к источнику постоянного тока. Измерить силу тока в цепи, напряжение сети и падение напряжения на отдельных приемниках.
6.4 Определить сопротивление каждого приемника и общее сопротивление цепи.
6.5 Результаты измерений и расчетов занести в таблицу 1.1.
Таблица 1.1 - Результаты измерений и расчетов
Измерено |
Рассчитано |
|||||||
U |
I |
U1 |
U2 |
U3 |
R1 |
R2 |
R3 |
R |
В |
А |
В |
В |
В |
Ом |
Ом |
Ом |
Ом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.6 Собрать схему (рисунок 1.2) параллельного соединения резисторов и показать ее преподавателю.
Рисунок 1.2 - Схема параллельного соединения резисторов
6.7 Подключить схему к источнику постоянного тока. Измерить общий ток и ток в отдельных приемниках. Определить сопротивление приемника и всей цепи.
6.8 Результаты измерений и расчетов занести в таблицу 1.2.
Таблица 1.2 - Результаты измерений и расчетов
Измерено |
Рассчитано |
||||||||
U |
I |
I1 |
I2 |
R1 |
R2 |
q1 |
q2 |
q |
R |
B |
А |
A |
А |
Ом |
Oм |
См |
См |
См |
Ом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.9 Собрать схему (рисунок 1.3) смешанного соединения резисторов и показать ее преподавателю
Рисунок 1.3 - Схема смешанного соединения резисторов
6.10 Подключить схему к источнику постоянного тока. Измерить общий ток и ток в отдельных приемниках. Рассчитать сопротивление приемников и сопротивление всей цепи.
6.11 Результаты измерений и расчетов занести в таблицу 1.3.
Таблица 1.3 - Результаты измерений и расчетов
Измерено |
Рассчитано |
||||||||
U |
I |
I1 |
I2 |
R1 |
R2 |
q1 |
q2 |
q |
R |
B |
А |
A |
А |
Ом |
Oм |
См |
См |
См |
Ом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 Содержание отчета:
7.1Тема
7.2.1 Цель
7.3 Задание
7.4 Приборы и оборудование
7.5 Схемы опытов
7.6 Таблицы измерений и расчетов
7.7 Расчеты
7.8 Вывод
8 Контрольные вопросы:
8.1 Какое соединение резисторов называется последовательным, параллельным и смешанным?
8.2 Сформулируйте первый и второй законы Кирхгофа.
8.3 Запишите закон Ома для участков цепи и для полной цепи.
8.4 Как определяется мощность, которую потребляют резисторы?
9 Литература
9.1 Гаврилюк В.А.. ГершунскийБ.С. Общая электротехника с основами электроники: учебник. – К.: Вища школа, 1980. – 480 с.
9.2 Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике: учеб. пособие. – М.: Академия, 2008.- 192с.
9.3 Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник – М.: Академия, 2009.- 384 с.
ОТЧЕТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 1
Студента ___________________________, группы _____________
1 Тема: исследование цепи постоянного тока со смешанным соединением резисторов.
2 Цель работы:
2.1 проверить исследовательским средством справедливость соотношения электрических величин при последовательном, параллельном и смешанном соединениях резисторов.
3 Задание:
3.1 собрать схему последовательного соединения резисторов;
3.2 измерить силу тока в цепи, напряжение сети и падение напряжения на отдельных резисторах;
3.3 собрать схему параллельного соединения резисторов;
3.4 измерить общий ток и ток в отдельных резисторах;
3.5 собрать схему смешанного соединения резисторов;
3.6 измерить общий ток и ток в отдельных резисторах, напряжение сети и напряжение на отдельных резисторах;
3.7 определить сопротивление резисторов всей цепи.
4 Приборы и оборудование:
4.1 лабораторный стенд;
4.2 съемный блок «Резисторы»;
4.3 амперметр Е526 2,5А - 1;
4.4 вольтметр Е533 150В - 1;
4.5 амперметр Е525 1-А - 2.
5 Методические указания к выполнению работы
5.1 Ознакомиться с приборами и оборудованием необходимыми для проведения работы.
5.2 Собрать схему (рисунок 1.1) и показать ее преподавателю.
Рисунок 1.1- Схема последовательного соединения резисторов
5.3 Подключить схему к источнику постоянного тока. Измерить силу тока в цепи, напряжение сети и падение напряжения на отдельных приемниках.
5.4 Определить сопротивление каждого приемника и общее сопротивление цепи.
5.5 Результаты измерений и расчетов занести в таблицу 1.1.
Таблица 1.1 - Результаты измерений и расчетов
Измерено |
Рассчитано |
|||||||
U |
I |
U1 |
U2 |
U3 |
R1 |
R2 |
R3 |
R |
В |
А |
В |
В |
В |
Ом |
Ом |
Ом |
Ом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.6 Собрать схему (рисунок 1.2) параллельного соединения резисторов и показать ее преподавателю.
Рисунок 1.2 - Схема параллельного соединения резисторов
5.7 Подключить схему к источнику постоянного тока. Измерить общий ток и ток в отдельных приемниках. Определить сопротивление приемника и всей цепи.
5.8 Результаты измерений и расчетов занести в таблицу 1.2.
Таблица 1.2 - Результаты измерений и расчетов
Измерено |
Рассчитано |
||||||||
U |
I |
I1 |
I2 |
R1 |
R2 |
q1 |
q2 |
q |
R |
B |
А |
A |
А |
Ом |
Oм |
См |
См |
См |
Ом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5..9 Собрать схему (рисунок 1.3) смешанного соединения резисторов и показать ее преподавателю
Рисунок 1.3 - Схема смешанного соединения резисторов
5.10 Подключить схему к источнику постоянного тока. Измерить общий ток и ток в отдельных приемниках. Рассчитать сопротивление приемников и сопротивление всей цепи.
5.11 Результаты измерений и расчетов занести в таблицу 1.3.
Таблица 1.3 - Результаты измерений и расчетов
Измерено |
Рассчитано |
||||||||
U |
I |
I1 |
I2 |
R1 |
R2 |
q1 |
q2 |
q |
R |
B |
А |
A |
А |
Ом |
Oм |
См |
См |
См |
Ом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.