Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева "Петя и волк"
Оценка 4.9
Работа в классе +1
doc
музыка
1 кл—7 кл
04.04.2018
Тип урока: Изучение нового материала.
Задачи урока:
• Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
• Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
• Воспитание культуры слушания симфонической музыки.
Оборудование:
• мультимедийное оборудование;
• стенд с афишами;
• баян, фортепиано;
• компьютерные программы (Авторский комплект ЦОР в программе PowerPoint)
• плакат «Симфонический оркестр»;
• карточки с названиями музыкальных инструментов;
• презентация урока;
• игра «Узнай музыкальный инструмент»;
• тесты;
• ответы к тестам;
• В. Пшеничников «Сказка по лесу идет» (текст и фонограмма песни).
Методы:
• словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);
• метод контрастного сопоставления;
• метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»);
• метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.Тип урока: Изучение нового материала.
Задачи урока:
• Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
• Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
• Воспитание культуры слушания симфонической музыки.
Оборудование:
• мультимедийное оборудование;
• стенд с афишами;
• баян, фортепиано;
• компьютерные программы (Авторский комплект ЦОР в программе PowerPoint)
• плакат «Симфонический оркестр»;
• карточки с названиями музыкальных инструментов;
• презентация урока;
• игра «Узнай музыкальный инструмент»;
• тесты;
• ответы к тестам;
• В. Пшеничников «Сказка по лесу идет» (текст и фонограмма песни).
Методы:
• словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);
• метод контрастного сопоставления;
• метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»);
• метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
урок.doc
Инструменты симфонического оркестра в
симфонической сказке С.С. Прокофьева
"Петя и волк"
Тип урока: Изучение нового материала.
Задачи урока:
Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая
окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый),
творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
Воспитание культуры слушания симфонической музыки.
Оборудование:
мультимедийное оборудование;
стенд с афишами;
баян, фортепиано;
компьютерные программы (Авторский комплект ЦОР в программе PowerPoint)
плакат «Симфонический оркестр»;
карточки с названиями музыкальных инструментов;
презентация урока;
игра «Узнай музыкальный инструмент»;
тесты;
ответы к тестам;
В. Пшеничников «Сказка по лесу идет» (текст и фонограмма песни).
Методы:
словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой
наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);
метод контрастного сопоставления;
метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы
героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»);
метод стимулирования музыкальнотворческой деятельности через создание
эффекта удивления с помощью информационнокоммуникационных технологий. Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приложение 1Слайд 1
Вход под музыку (Звучит «Тема Пети» из симфонической сказки С.С.Прокофьева
«Петя и волк»). Музыкальное приветствие.
2. Актуализация знаний
Учитель: Музыку какого композитора сейчас прозвучала?
Дети: Музыка русского композитора С.С.Прокофьева.
Приложение 1. Слайд 1
На экране – портрет С.С.Прокофьева.
У: Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?
Д: «Вальс» из балета «Золушка», «Сказочка», «Марш». С.Прокофьев начал сочинять
музыку с 5 лет. Первую оперу «Великан» написал в 9 лет.
Проверка домашних заданий. Рисунки, афиши к балету «Золушка» дети вывешивают на
стенд с афишами.
3. Содержание и организация учебного занятия
У: Найдите на стенде афишу с названием нового произведения С.С.Прокофьева.
Д: Симфоническая сказка для детей «Петя и волк».
Слайд 1 (На экране – название сказки)
Приложение 1 Слайд 2
У: Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
Д: Наверное, ее играет симфонический оркестр. Симфоническая, значит, от слова
симфония. Это сказка, как симфония.
У: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор,
создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже
взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев
был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в
увлекательной форме, в виде сказки.
Приложение 1. Слайд 3 Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и
волк». (На доске – плакат «Симфонический оркестр»).
Приложение 1. Слайд 4
У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с
определенным «голосом», т.е. тембром. (На доске – определение тембра).
У: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными
темами героев сказки.
Приложение 1. Слайд 5
Дети с помощью учителя формулируют задачи: Будем учиться различать
музыкальные инструменты по тембрам, по внешнему виду, определять героев сказки
по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.
Приложение 1. Слайд 6
У: Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера
вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?
Даша П.: «Я сочинила бы мелодию радостную, веселую» (исполняет).
Данил М.: «Мне кажется Петя баловник и озорник, я хочу в своей мелодии показать Петю
таким…» (Поет мелодию).
Никита Ш.: «Я сочинил бы для него серьезную мелодию, даже в нашем классе дети такие
разные!» (Исполняет импровизацию).
У: Спасибо! Слушаем тему Пети С.С.Прокофьева. Какой всетаки характер у Пети? Что
изображает музыка?
Дети: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, чтото напевает. Мелодия
плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).
У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы).
Приложение 1. Слайд 7
У: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них
играют. (Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках).
У: Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых
инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. На плакат «Симфонический
оркестр» обучающиеся прикрепляют карточки с названиями инструментов: «СКРИПКА»,
«АЛЬТ», «ВИОЛОНЧЕЛЬ», «КОНТРАБАС».
Приложение 1. Слайд 8
У: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка). Если бы вы
были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?
Д: Добрую, веселую, сердитую, нежную. 34 человека исполняют свои мелодии.
У: Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).
Полина Б.: «Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии
слышно как он ходит и ругает его. У: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя
ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк?
Что тогда?»
Приложение 1. Слайд 9
У: Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Давайте определим, какой «голос» у
фагота: низкий или высокий?
Д: Сердитый, ворчливый, густой, низкий. На плакат прикрепляется карточка с названием
инструмента «ФАГОТ».
Приложение 1. Слайд 10
На экране – Кошка, Утка, Птичка.
У: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).
Д: Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить,
как она летает, порхает, машет крылышками.
У: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.
Приложение 1. Слайды 11, 12
Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).
У: Какое настроение у Птички?
Д: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
У: К какой группе инструментов относится флейта?
Д: Флейта – деревянный духовой инструмент.
На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием
инструмента «ФЛЕЙТА».
Приложение 1. Слайды 13, 14
На экране – Петя, Кошка, Дедушка, Волк.
У: Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого
героя сказки. (Под музыку изображают кошку).
У: Почему вы решили, что это кошка?
Д: Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как
будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.
Приложение 1. Слайды 15, 16 (Проверка ответов: на экране – Кошка).
Приложение 1. Слайд 17
У: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? К какой группе
инструментов относится? (Слушание).
Д: Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Гобой – деревянный духовой инструмент. Приложение 1. Слайд 18
На экране – Кошка, Охотники, Волк, Уточка.
У: Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).
Д: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже,
переваливается с лапки на лапку, крякает.
Приложение 1. Слайды 19, 20 (Проверка ответов: на экране – Уточка).
Приложение 1. Слайд 21
У: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой тембр у гобоя?
К какой группе инструментов относится гобой?
Д: Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Гобой относится к
группе деревянных духовых инструментов.
4. Повторение
Приложение 1. Слайд 22 (гиперссылка – Игра «Узнай инструмент»)
У: Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих
лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на
экране. Дети устно отвечают на вопросы.
5. Тестирование
У: Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, о героях сказки
С.Прокофьева «Петя и волк». Получите, пожалуйста, приглашения на эту сказку. В них
есть задания для вас, выполните их. Детям выдаются «Приглашения» с заданиями. (Работа
в парах).
Приложение 1. Слайд 22 (гиперссылка: ответы к тестам).
Обучающиеся сверяют свои ответы с ответами на экране.
6. Итог урока.
Приложение 1. Слайд 23
Приложение 1. Слайд 24
На экране появляются все герои сказки.
У: Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.
Д: Волк, Охотники.
Приложение 1. Слайд 25
На экране остаются Волк, Охотники. У: На урок подошел к концу. На следующем уроке мы продолжим знакомство с
инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем
содержание сказки.
7. Домашнее задание
Нарисовать героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов.
Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева "Петя и волк"
Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева "Петя и волк"
Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева "Петя и волк"
Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева "Петя и волк"
Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева "Петя и волк"
Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева "Петя и волк"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.