Мир «особого» ребенкаИнтересен и пуглив.Мир «особого» ребенкаБезобразен и красив.Неуклюж, порою странен,Добродушен и открытМир «особого» ребенка.Иногда он нас страшит.Почему он агрессивен?Почему он так закрыт?Почему он так испуган?Почему не говорит?Мир «особого» ребенка –Он закрыт от глаз чужих.Мир «особого» ребенкаДопускает лишь своих!
Важнейшими компетенциями специалиста, работающего с детьми с ОВЗ, являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, независимо от их возможностей, что обеспечивает качество и доступность получения обучающимися с ОВЗ академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации и социализации данной категории детей в постшкольном пространстве.
Понятие "адаптивность" определяется как специфическая человеческая форма активного приспособления к окружающей действительности, содержание которой составляет её целесообразное изменение и преобразование. Адаптивность образовательной среды рассматривается, с одной стороны, как максимальная адаптация к индивидуальным особенностям обучаемого, с другой, гибкое реагирование на социокультурные изменение среды (макросреды), итогом которой является сохранение личности ребёнка в результате адаптации его к быстроменяющейся жизни.
Принцип безопасности и здоровьесбережения. Это пространственная организация среды, где обучающийся с интеллектуальными нарушениями в развитии получает возможность, используя доступные правила и средства защиты.
Принцип насыщенности культурно значимыми объектами. Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с разнообразными носителями информации (дает определенные сведения об окружающем мире).
Принцип доступности для полисенсорного восприятия. Образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений
В нашей школе в классе обучается 8 обучающихся с легкой умственной отсталостью, среди которых 1 первоклассник, 2 второклассника, 3 третьеклассника и 2 четвероклассника, на индивидуальном обучении по специальной индивидуальной образовательной программе занимаются
5-ро обучающихся с умеренной и выраженной умственной отсталостью.
Принципы смысловой упорядоченности и развивающего характера. Предполагают наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих.
Принцип погружения в систему социальных отношений. Работа в данном направлении включает не только обеспечение усвоения обучающимися с ОВЗ знаний, умений для возможности эффективного выполнения социальной деятельности, развитие навыков социального взаимодействия, но и развития личностных ресурсов, которые являются необходимыми компонентами успешной социализации личности.
Необходимым моментом воспитательной работы с детьми с ОВЗ является создание условий для творческого развития каждого обучающегося, для воспитания свободной личности с развитыми способностями, в которых гармонично сочетаются индивидуальность и гражданские качества, ответственность за свою деятельность и поступки, любовь к родному краю и бережное отношение к своему здоровью. Этому способствует:
участие в КТД классного и общешкольного уровней;
участие в общественно-полезном труде;
участие в реализации социальных проектов и акций.
Организация социально открытого пространства воспитания и дополнительного образования для детей с ОВЗ осуществляется на основе следующих принципов:
нравственного примера педагога ;
социально-педагогического партнерства;
индивидуально-личностного развития.
Принимая во внимание особенности развития детей с лёгкой умственной отсталостью разумным является реализация практических проектов, которые помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют умению наблюдать; создавать различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни или используются, например, в оформлении класса.
«Подарки мамам и бабушкам»;
«День учителя»;
«Украсим школьный двор»;
«Сумочки для мобильных телефонов»;
«Юбилей школы»;
«День влюбленных»;
«Новый год» и другие.
Социальный проект, акция, как механизм формирования социальных компетенций
1)репрезентация ситуации как значимого события;
2)критическое осмысление жизненного события;
3)личностная рефлексия;
4)переосмысление действительности;
5)изменение отношения к ситуации;
6)изменение мотивов деятельности;
7)освоение новых способов деятельности.
Благодаря планомерной, порционной, целенаправленной работе результаты есть:
возможности обучающегося с ОВЗ расширяются и активизируются.
возможность продемонстрировать свою состоятельность гармонизирует личностное развитие ребенка с ОВЗ.
закладываются основы личности.
Значит, мы на верном пути, созданное нами воспитательное пространство являются истинным. Мы стараемся объединить детей и взрослых, их души и сердца. А это ведет к сотрудничеству поколений, рождает в ребенке желание любить и действовать, заботиться о людях, о своей стране.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.