Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.
Оценка 4.7

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика +2
1 кл
25.06.2019
Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.
Материал содержит методическую разработку интегрированного урока ( математика + окружающий мир + технология) по теме «Число 3. Роль деревьев в жизни людей. Изготовление аппликации из опилок» с целями, задачами, планируемыми результатами. Также прилагается план урока и развернутый конспект урока. Урок рассчитан на аудиторию 1 класса.
Интеграция предметов в начальной школе.Из опыта работы. - копия.docx
Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы. Косолапова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №6, г.Химки Сегодня   проблема   интеграции   обучения   и воспитания   в   начальной   школе   важна   и   современна.   Её актуальность   продиктована   новыми   социальными запросами, предъявляемыми  к  школе.   Введение     интеграции     предметов     в     систему образования   позволяет   решить   задачи,     поставленные     в настоящее  время  перед  школой  и обществом в целом. Исследования   психологов   показывают,   что   в процессе   обучения   межпредметные   связи   активизируют учебно­познавательную   деятельность   учащихся,   являются своеобразным   толчком,   побуждающим   к   действию.   Во время   решения   таких   познавательных   задач   учащийся направляет   свою   активность   либо   на   поиск   новых отношений,   в   которых   находятся   уже   известные   ему предметы, либо на формирование новых понятий. (1) Современное образование стремится к тому, чтобы ученик   мог   легко   и   свободно   переносить   свои   знания   с одного   предмета   в   другой.   Вот   тут­то   и   необходимы межпредметные связи, они вносят элементы творчества   в деятельность   и   ученика,   и   учителя.     На   основе межпредметных связей строятся интегрированные   уроки, которые     в     свою     очередь     и     активизируют     интерес учащихся к предмету. 1 Интегрированные   уроки   снимают     утомляемость и     перенапряжение учащихся   за   счёт   переключения   с одного  вида  деятельности  на  другой. Но как показывают исследования психологов, не стоит чрезмерно перегружать учеников   интегрированными   уроками   в   первые   два   года обучения,   поскольку   у     ещё небольшой   багаж   знаний,   узкий  кругозор,  во  многом    не   сформировались     грамматические,   вычислительные, технические навыки.    детей   этого   возраста                       Теперь       перейду     непосредственно     к   возможностей   интеграции   нескольких рассмотрению   предметов.   Так   в   первом   классе   мной   был   проведен интегрированный   урок   из   трех   предметов:   математика, окружающий мир и технология. Тема   урока:   «Число   3.   Роль   деревьев   в   жизни людей. Изготовление аппликации из опилок». Оборудование:   проектор,   слайды,   карточки,   картинки, коробочки с опилками, клей, картон, кисточка,  трафареты. Цель:   закрепить   образование   числа   3,   его   состав, систематизировать способы действий; Задачи: Образовательные: • Актуализировать знания учащихся об образовании и  составе числа 3, о равенствах и неравенствах. • Формировать   умения   работать   с   задачами изученных видов. 2 • Актуализировать     знания   о   группах   деревьев,   о роли деревьев в жизни людей, умение определять деревья по листьям. • Познакомить   с   новым   видом   материала   для поделок и научить выполнять аппликацию; Развивающие: • Развивать   логическое   мышление   учащихся,   а именно   анализ,   синтез,   сравнение,   классификацию   и обобщение. • Развивать   коммуникативные   умения   и   навыки   у учащихся. • Развивать   психические   процессы,   а   именно внимание, математическую речь.     •   Развивать   регулятивную   структуру   деятельности (включающей прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов   деятельности  в   соответствии   с  поставленной целью). целеполагание, • Развивать гибкость мыслительных процессов. Воспитательные: • Воспитывать   интерес   к   предмету,   бережное отношение к своему здоровью (профилактика утомления), эстетический  вкус учащихся. • Воспитание ребёнка как члена общества, во­ первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы,   уважения   к   человеку,   к   его   труду,     принципы нравственности и гуманизма, а во­вторых, стремящегося и 3 готового   вступать   в   сотрудничество   с   другими   людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении. • Воспитание   в   ребёнке   чувства   прекрасного, развитие   его   эстетических   чувств,   вкуса,   стремления   к творческой самореализации. • Воспитывать   культуру   поведения   при фронтальной  и парной работе. Планируемые результаты: Предметные: • Находить значения выражений, опираясь на связь между компонентами сложения и вычитания.  • Решать   простые   задачи   раскрывающие   смысл действий сложения и вычитания. • Использовать   графические   модели   для   решения математических выражений.  • Изготавливать   плоскостные   и   объемные   изделия по   образцам,   простейшим   чертежам,   эскизам,   схемам, рисункам, по заданным условиям; • Осознавать   целостность   окружающего   мира, освоить основ  экологической  грамотности, элементарных правил     нравственного   поведения   в  мире     природы     и людей,   норм   здоровьесберегающего     поведения   в природной  и социальной  среде. Личностные:  • Развитие  навыка  сотрудничества  со взрослыми и сверстниками в разных  социальных  ситуациях, умение  не создавать конфликтов   и   находить   выходы   из   спорных ситуаций. 4 • Формирование   установки     на   безопасный, здоровый образ  жизни,  наличие мотивации  к  творческому труду,   работе   на   результат,     бережному     отношению     к материальным  и  духовным  ценностям. • Формирование   адекватной   самооценки,   оценки своих достижений, проявление личной заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий.   потребностей, • Формирование   эстетических   ценностей и  чувств. Познавательные: • Выстраивать   индивидуальный   путь   работы   с математическим   содержанием,   требующим   различного уровня логического мышления. • Учиться   определять   цель   своей   деятельности, выделять в ней этапы работы под руководством учителя. • Овладение     логическими   действиями   сравнения, анализа, синтеза,   обобщения, классификации по родовым признакам,   причинно­ следственных  связей, построение рассуждений,  отнесения к  известным понятиям. • Анализировать   предлагаемую   информацию (образцы   изделий),   характеризовать   и оценивать   возможность   её   использования   в   собственной деятельности.   установление   аналогий   и     сравнивать, • Создавать мысленный образ конструкции с целью решения   определенной   конструкторской   задачи   или передачи   определенной   художественно­эстетической информации; воплощать этот образ в материале. 5 Коммуникативные: • Стремление   учитывать   и   координировать различные мнения. • Учиться высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий. • Учиться высказывать доказательства верности или неверности   выполненного   действия,   обосновывать   этапы решения учебной задачи.   • Формулировать   собственные   мнения   и   идеи, аргументированно их излагать. • Выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их   при   организации   собственной   деятельности   и совместной работы; • Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание. Регулятивные: • Принятие   и   понимание   учебной   задачи   урока, выполнение   и   контроль   своих   действий   по   заданному образцу, решение учебной задачи.  • Учиться   высказывать   свое   предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. •    Учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно   с   учителем   (в   ходе   анализа   предлагаемых заданий, образцов изделий). • Работать по совместно составленному с учителем плану,   используя   необходимые   дидактические   средства, осуществлять контроль точности выполнения операций. 6 • Определять   в   диалоге   с   учителем   успешность выполнения своего задания. 1.Организационный момент.  ­ Если вы в хорошем настроении, улыбнитесь. Если вы   дружны,   возьмитесь   за   руки   и   передайте   другу   своё тепло. Садитесь. Надеюсь, что работать нам с вами будет интересно, ведь урок наш будет необычным. 2.Актуализация знаний. ­ Предлагаю разминку. Сосчитайте по цепочке от 1 до 10 и обратно. Сосчитаем от 4 до 7, от 8 до 4, от 3 до 8, от 9 до 5 Назовите соседей числа 3, числа 5, числа 8, числа 6. 3.Постановка учебной задачи.. ­ Посмотрите на ряд цифр 1 2 3 4 5    Каждой   цифре   соответствует   буква.   Если   вы правильно   ответите   на   мои   вопросы   ­   получите   слово, которое подскажет, о чем пойдет беседа на уроке. ­ Какое число стоит между 4 и 6?    5 ­ Какое число при счете идет первым?    1   ­ Какое число является предыдущим числу 5?   4 ­ Какое число предшествует числу 2?   1 ­ Какое число следует за числом 1?    2 ­ Какое число является последующим числу 2?   3  5 1 д е ­ О чем пойдет речь сегодня? ( о деревьях). Как вы думаете, обычно это на уроке математики? (нет) Почему? 4 р 3 о 1 е 2 в 7 Вот именно знания математики вам и пригодятся сегодня на необычном уроке. Готовы?  Я верю, вы справитесь.  Динамическая пауза «Ветер». ­Приготовим   тетради.   Отметьте   настроение,   с которым вы пришли на урок (зеленый, красный кружок) 4.   Закрепление   знаний   о   составе   числа   3,   равенствах, неравенствах. ­   На   какие   группы   можно   разделить   все   деревья? (   лиственные   и   хвойные)   Назовите   какие   лиственные деревья вы знаете? Хвойные? Чем они различаются? Задание 1. Возле школы растет 2 дуба и 1 сосна.  ­   Каких   деревьев   посадили   больше?   Как   записать математическим выражением? ( 2>1) Как называется такое выражение?   (неравенство)   Какое   еще   неравенство   можно составить? (1< 2)  ­На сколько дубов больше, чем сосен?  ­   А   если   бы   я   захотела   записать   равенство,   что необходимо было бы поменять в данных? ­   На   Земле   произрастает   очень   много   разных деревьев. И среди них есть очень удивительные.  Слайды № 1,2,3,4,5 (проектор).  Задание 2. В парке посадили 1 липу и 2 тополя. Сколько всего деревьев посадили? ­ Как записать это выражением? 1+2=3 ­ Вспомните, как еще можно получить число 3? (2+1, 1+1+1) Работа по учебнику (стр. 61 примеры на клеточке) ­ Кто выполнил примеры ­ встает. Проверка. 8 Динамическая пауза «На лужайке». ­   Как   вы   думаете,   а   все   ли   равно,   какие   деревья сажать   в   городах?   Почему?   Ученые   выяснили,   что некоторые   деревья   особенно   хорошо   очищают   воздух   и выделяют кислорода в атмосферу больше, чем остальные.  Задание   3.   На   поляне   росло   3   ёлочки.   Одну   браконьер спилил. Сколько ёлок осталось?  3­1=2 ­ Да, ребята, часто люди не задумываются о своих действиях и бездумно вырубают леса. Многие деревья уже находятся на грани исчезновения. А ведь от них столько пользы. Как вы думаете, в чем она состоит? • Очищают воздух • Радуют глаз листвой и создают хорошее настроение • Создают тень в жаркий день • Имеют целительные свойства­ снимают утомление, обеспечивают крепкий сон • Используются в строительстве и производстве  5.Изготовление аппликации «Листья». При распиле деревьев образуются мелкие стружки – опилки. У вас они лежат на партах. На память об уроке мы смастерим с вами поделку. У вас есть трафареты листьев. Покажите, у кого лист клена?  Дуба? Березы? Тополя? План работы: • На   листе   цветного   картона   обвести   трафарет листа. • Смазать фигуру листа клеем. • Посыпать   намазанное   место   опилками,   прижать листом бумаги и дать высохнуть. 9 • Стряхнуть остатки опилок на листок. 6.Рефлексия. ­Что нового узнали сегодня? Чему научились? ­ Какие математические знания пригодились? Покажите свои работы гостям. ­На   партах   листочки   с   лесенкой.   Нарисуйте   себя, как высоко вы сегодня поднялись образом,     изучая Таким   возможности интеграционных     связей     между предметами, мы можем заметить,   что   они   еще   недостаточно   разработаны, изложены в различных источниках противоречиво;   много разногласий   среди   учёных   в   понимании   сущности     этих связей.  Учителя,  не  имея  чёткой системы  методических рекомендаций   по этому     вопросу, решают эту проблему самостоятельно,   опираясь   на   свой   опыт   и   мастерство. Практика показывает разнообразие  вариантов воплощения этих подходов. А значит, нам остается огромное учебное поле для творчества. Литература  1.Светловская   Н.   Об   интеграции   как   методическом явлении   её   возможностях   в   начальном   обучении.   // Начальная школа. 1990. №5. С. 14­15. 10

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.

Интеграция предметов в начальной школе: из опыта работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2019