Интегрированное занятие в дополнительном образовании детей
В профессиональной деятельности педагога дополнительного образования всегда есть простор для поиска и педагогического творчества. А интегрированные занятия дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию его способностей. При этом развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, способствуют интеграции знаний по предметам и технологий.
К основным особенностям интегрированного занятия относится синтез:
Интегрированные занятия построены на принципах интеграции как внутри -, так и межпредметной, посредством:
интеграции содержания учебного материала с целью раскрытия сущности знаний, представлений;
методов обучения с целью всестороннего изучения объектов, явлений;
теории и практики с целью практического использования полученных детьми знаний.
Рассмотрим пример интеграции учебного занятия при его ведении двумя (или более) педагогами дополнительного образования разных направленностей. Например, один педагог будет преподавать в рамках художественной направленности, а другой - естественнонаучной. При этом и сама группа обучающихся может быть или конкретной направленности или смешанной при объединении соответствующих групп. Определить целью занятия формирование у обучающихся представления о многообразии и образной выразительности животного мира посредством природы и искусства. В качестве представителя животного мира может быть использовано любое животное или пернатое создание в зависимости от наличия их в учреждении дополнительного образования в виде живого уголка или нахождения рядом соответствующего учебного заведения, например, конно-спортивной школы. Таким образом, это может быть кролик, ёжик, попугай и даже лошади, если есть такая возможность.
После организационного момента занятия педагог естественнонаучной направленности проводит мотивацию обучающихся путём загадок о животных, рассказах о них и демонстрацией их пород, делится знаниями о них, их повадках и образах жизни. В свою очередь педагог художественной направленности знакомит обучающихся с картинами анималистического жанра изобразительного искусства. При этом педагоги знакомят обучающихся с новыми терминами и техническими приёмами в изображении представленных животных с предложением их запечатлеть в определённой технике. В дальнейшем начинается самостоятельная работа детей над образной выразительностью животного под руководством педагогов.
Подведение итогов учебного занятия может быть представлено выставкой работ обучающихся, анализом этих работ, обобщением и повторением пройденного материала в виде теста-опроса, например. В качестве рефлексии может быть предложена экскурсия в живой уголок, кормление и ухаживание за животным в сочетании с беседой о прошедшем занятии и воспитанием бережного отношения к животному миру.
Такая организация учебной деятельности может рассматриваться как наиболее оптимальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере. В результате интегрированное занятие предполагает обязательное развитие творческой активности воспитанников. Это позволяет использовать содержание всех разделов программы, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна и интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятия и его преимуществе. При этом именно дополнительное образование направлено на расширение вариативности и индивидуализации в системе образования в целом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.