Интегрированный урок география-биология 8 класс "Влияние климата на организм человека"
Оценка 4.7

Интегрированный урок география-биология 8 класс "Влияние климата на организм человека"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология +1
10.09.2020
Интегрированный урок география-биология 8 класс "Влияние климата на организм человека"
Интегрированный урок география - биология 8класс "Влияние климата на организм человека" На урок в занимательной форме рассматривается влияние на организм человека отдельных элементов погоды и климата в целом. Вводятся понятия : адаптация и акклиматизация
Влияние климата на организм человека.docx

Тема: Влияние климата на организм человека

(интегрированный урок географии и биологии 8 класс)

Цель урока: выявить влияние климата на здоровье и самочувствие человека

Задачи урока:

Образовательные:  

Изучить новые термины и понятия, выявить главные особенностях различных типов климата на территории России

Развивающие: 

  • развивать метапредметную компетенцию;
  • продолжить формирование навыков работы с различными источниками географической информации (картами атласа, учебником, дополнительной литературой);
  • развивать критическое мышление в процессе приобретении знаний,
  • умение анализировать, синтезировать и делать выводы.
  • понимать практическую значимость для человека изучение данной темы

Воспитательные: формировать научное мировоззрение картины мира

Планируемые результаты

Предметные:

знать:

климатообразующие факторы; распределение тепла и влаги на территории  России,

уметь:

называть характерные особенности климата России,

описывать типы климата на территории России

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания.

Личностные:

обладать патриотизмом, уважением к Отечеству;

ответственным отношением к учебному процессу, готовностью к саморазвитию и самообразованию;

целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности;

основами экологической культуры.

Метапредметные:

  • определять учебную задачу и работать в соответствии с ней;
  • выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
  • планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
  • оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
  • классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
  • уметь анализировать и обобщать информацию;
  • искать и отбирать необходимые источники информации;
  • представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

находить оптимальное решение при наличии разных точек зрения.

Основные понятия урока: Климатообразующие факторы, солнечная   радиация, температура, атмосферное давление, влажность.

Средства обучения:  основные: ноутбук (компьютер), учебник географии и биологии для 8 класса, тетради по географии и биологии, атласы для 8 класса.

дополнительные: видео "Влияние погоды на здоровье человека",  тест, кейсы с дополнительной информацией по теме урока.

Тип урока: комбинированный.

Методы учебной деятельности:

Основные: проблемного изложения материала, частично-поисковый.

Дополнительные: 

словесные (диалог, беседа);

наглядные (работа с географическими картами, схемами учебника);

практические (опыт, оформление таблицы, поиск информации в учебнике, картах атласа);

дедуктивные (анализ, обобщение).

Формы организации учебной деятельности: самостоятельная работа, фронтальная работа, работа в парах.

 

 

I.            Введение.

Видеоролик о погоде и здоровье человека Учитель биологии

Ребята, предлагаем вам посмотреть видеоролик

Какие ассоциации у вас появились во время просмотра видеоролика?

Варианты ответов:

-погода

болезнь

метеозависимость

давление

головная боль

плохое настроение

влажность,

 сила ветра

-а вы думаете, какая у нас тема урока? О чем пойдет речь?

 «Влияние погодных условий на организм человека»

Учитель географии

Слайд 2

Этот вопрос издавна волновал человечество:

«О воздухах, водах и местностях» - так назывался трактат Гиппократа, в котором «отец медицины», сформировал бесспорную для него зависимость здоровья от климатических условий.

Гогенгейм сказал: «Тому, кто изучил ветры, молнии и погоду, известно происхождение болезней»

·         Как вы думаете, правы ли были мыслители древности, говоря о влиянии поды на здоровье человека, и актуальна ли эта проблема в наши дни? (заслушиваем ответы учащихся)

 

II. Актуализация знаний (учитель географии)

Слайд 4

Вспомним, что такое погода?

Какие элементы погоды вы можете назвать.

Как элементы погоды могут влиять на здоровье человека?

Проведем исследование:

Практическая работа (выполняется в парах)

Слайд 5

Проведем исследование, что происходит с человеком кода резко понижается температура

Оборудование: на каждую парту раздается перед опытом чаша c [холодной водой)(t +4С)

Инструкция:

1. Определите, кто в паре выполняет контроль, кто испытуемый

2. Подсчитать в течение минуты частоту дыхательных движений испытуемого,

3. Испытуемый опускает  руку в воду (t = 4-5оС).

4. Подсчитать изменившуюся частоту дыхательных движений.

5. Сделать выводы: как изменилось дыхание, объясните данный рефлекс, в чем заключается его биологический смысл?

 

 

 

 

http://www.soloby.ru/?qa=blob&qa_blobid=10899681556094922302

 

 

Вывод:

Как изменилась частота дыхания?

-увеличилась

Как можно объяснить такое  явление?

-Организму нужно больше энергии для согревания, вот и увеличилась частота дыхания.

 

4. Элементы погоды и здоровье человека (учитель географии)

Посмотрите на слайд, здесь перечислены элементы погоды.

Задание : используя дополнительный текст определите:

· Какие изменения состояния здоровья человека могут вызывать эти элементы погоды?

·        На схеме строения человека (Приложение1), распределите на какие органы, и системы организма будет влиять тот или иной элемент погоды

Каждой паре выдается описание элемента погоды:

1 группа влажность

Оптимальный уровень влажности для человека находится в пределах от 40 до 60%
  Резкое повышение
влажности вызывает одышку у больных людей, учащённое сердцебиение, разбитость, апатию.

При высокой относительной влажности воздуха
человеку холоднее, чем при низкой.

Высокая влажность  и облачая пода развивает усталость,  и приводит  депрессии, снижает успех школьных занятий, на производстве много травм, несчастных случаев.

При понижении влажности,  в слишком сухом воздухе повисают мельчайшие частицы пыли, которые при нормальном уровне влажности оказываются, как бы связаны ею. Они оказывают отрицательное влияние на систему дыхания. у людей наблюдается сонливость и рассеянность, повышается утомляемость и снижается иммунитет. Слишком низкая влажность воздуха увеличивает риск подхватить респираторную инфекцию.

 В некоторых случаях при сильной сухости на коже могут образовываться трещинки, и мелкие сосуды кровоточить.

 

 

2 группа атмосферное давление

Оптимальным считается 760 мм.рт.ст., человек комфортно переносит колебания 10мм.рт. столба в сторону понижения или повышения.

 

  Отмечено, что понижение  атмосферного давления на 10-12мм может привести к
сосудистым катастрофам, вплоть до инфарктов и инсультов. вызывают головную боль, сильную одышку, учащенное сердцебиение,  быстрое утомление, сильные боли в суставах и мышцах при заболеваниях опорно двигательного аппарата. При пониженном давлении устанавливается облачная погода, которая ведет  к депрессиям и сильной утомляемости

Повышенное атмосферное давление, влияет а сердце, сосуды, оказывает  влияние на аллергиков и астматиков, чье состояние ухудшается в безветренную погоду, когда воздух перенасыщен вредными веществами. Приводит к головной боли, болью в сердце,

 

 

 

3 группа ветер

Оптимальный показатель, благоприятный для здоровья  — 1-4 м/с. При таком ветре теплообмен и терморегуляция происходят на физиологическом уровне.
  Сильный ветер способствует попаданию частиц почвы в лёгкие и в
пищеварительный тракт.

При ветре организм расходует больше энергии, чем в безветренную., поэтому холод ощутимее в ветреную погоду;
Ветер более 20 м/с вызывает затруднение дыхания, вызывает спазм голосовых связок и бронхов; вызывает тревожность и беспокойство; Увеличивает риск простудных заболеваний.

 

4 группа температура

Наиболее благоприятные температуры для человека колеблются в пределах -1-+23С

  На человека особенно влияет смена температуры,

ухудшается самочувствие человека. Длительное пребывание людей в условиях низких температур, и особенно при сильном ветре, приводит к серьёзным нарушениям деятельности внутренних органов: изменяется глубина и частота дыхания, снижается скорость кровотока, снабжение кровотока, снабжение кислородом тканей и клеток, и как
следствие этого нарушается обмен веществ. При сильных морозах трудоспособность человека резко снижается.

 Но  отрицательных температур боятся микробы, если зима морозная эпидемий ОРВИ и гриппа не бывает

Высокие температуры

 Длительное воздействие высоких температур снижает иммунитет. Именно поэтому в жаркие летние месяцы отмечается высокая заболеваем ость ОРВИ; ухудшается общее состояние. ЦНС реагирует на высокие температуры (выше 28 С) слабостью, сонливостью и упадком сил; развиваются кожные воспалительные реакции за счет расширения пор и усиления выделения сала и пота, т.е. создаются оптимальные условия для проникновения бактерий в кожу

Обсуждение работы и заполнение схемы (Слайд7)

Вывод: Можно утверждать, что здоровье и самочувствие человека зависит от погодных условий.

5. Из предложенного списка отметьте:

 + благоприятные для здоровья человека погодные условия ,

- неблагоприятные погодные условия

 

1. Ясно, солнечно,                                                          

2. Облачно и дождливо,

3. Влажность 70-90 %,        

4. 760 мм.рт.ст.,+-10 мм. ртутного столба,                                                                                     5. 750-745, 770-780 мм  ртутного столба,                                                                                    

6. Ветер 5-12 м.в сек.,

7.  Безветрие  или скорость ветра не более 2- 4 метров в секунду,                             8. Т—25 и выше , +30С,

9. Т -10 +23С

Проверяем по слайду (Слайд 8).

III.           Физкультминутка:

Инструкция:

Я читаю задание, вы должны определить, что это за орган и показать, где это находится у вас в организме.

1.    Одежда, выданная природой (кожа).

2.    Рудимент, чьё воспаление создаёт угрозу вашей жизни (аппендикс)

3.    В каком органе содержится 99% воды? (мозг)

4.    Где находится гипофиз? (у основания мозга)

5.    Какой орган не меняет размеры с рождения до смерти? (глаз)

6.    Где находится вестибулярный аппарат?

7.    Внешний эпидермис тела человека (кожа)

8.    Наружное отверстие носовой полости (ноздри)

9.    Какой орган человека вырабатывает инсулин? (поджелудочная железа)

10.                      Орган, где находятся фоторецепторы (глаз)

 

IV.  Объяснение нового материала (учитель географии):

Слайд 9

·        Давайте вспомним, что такое климат?

·        В каком климатическом поясе лежит большая часть россии?

·        Сопоставьте карту плотности населения и климатическую карту России Какие выводы вы сделали?

·        В каком климатическом поясе проживает большая часть населения, какие климатические пояса не заселены?

Вывод: Там где более благоприятный климат, там отмечается наибольшая плотность населения. Это Умеренный пояс

Арктический и субарктический климат – незаселенные территории

 

 

 

Россия – огромная по своим размерам страна, которая расположена полностью в Северном полушарии. Часть территории нашей страны отличается благоприятными для жизни и здоровья человека условиями, а именно: тёплым солнечным летом, умеренно холодной зимой, достаточным количеством осадков, обилием привлекательных живописных пейзажей. Весьма благоприятен для здоровья климат средней и южной частей европейской территории,  юга Западной Сибири,  Северного Кавказа.

Однако, кроме благоприятных условий для проживания, в России есть много мест с весьма неблагоприятными, а порой даже экстремальными условиями. Экстремальные условия – это условия чрезвычайно неблагоприятные для организма человека: с очень низкими температурами зимой и очень высокими летом, с сильным ветром и очень высокой влажностью. На территории нашей страны можно выделить следующие территории с экстремальными условиями: тундры,  пустыни,  области резко континентального климата в Сибири,  дальневосточную муссонную зону. В Приморье, например, очень сырое лето: люди страдают одышкой, быстро ржавеет всё железное. В Восточной Сибири находятся самые холодные районы Северного полушария, где любые постройки возводить крайне сложно из-за наличия многолетнемёрзлых грунтов. Зимой термометр обычно показывает -60°С, а летом иногда больше +30°С. Морозы в -50°С могут стоять здесь непрерывно от полутора до трёх месяцев. Такие условия создают большие трудности не только живущим в них людям, но и орудиям труда. Температура -45°С — критическая для механизмов. Для северных районов нашей страны необходимо изготавливать их из специальных морозоустойчивых материалов. Для освоения территорий с экстремальными условиями требуются значительные затраты средств, а также энтузиазм людей.

Введение понятий адаптация и акклиматизация (учитель биологии):

Слайд 10-11

К экстремальным и неблагоприятным условиям организм человека приспосабливается. В биологии есть такие понятия как адаптация и акклиматизация. В информационных листах эти понятия есть. Прочитаем их.

Под адаптацией обычно понимают поддержание нормальной жизнедеятельности организма и приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды

Адаптацию организма человека к новым климатическим условиям обозначают также термином акклиматизация, понимая под этим сложный социально-биологический процесс, зависящий преимущественно от приспособления к природно-климатическим условиям - холоду, жаре, разреженному воздуху высокогорий и др.

 

 

V.Первичное закрепление материала

 Практическая работа №2
(учитель географии)

Инструкция:

·         Прослушайте рассказ учителя и отметьте на контурной карте:

·         синими кружочками неблагоприятные районы, с точки зрения распространения различных заболеваний

·         Желтыми - благоприятные для жизни и хозяйства

Красными – наиболее благоприятные места, где вы поместили бы здравницы, курорты, санатории.

Слайд 12

 

Рассказ учителя биологии (дополнительный материал):

·          Пасмурная погода и повышенная  влажность Дальнего Востока и Калининградской и Ленинградской области- –
это положительные условия для развития туберкулёзной палочки, и развития бронхо-легочных заболеваний. В условиях морского и умеренного климата люди чаще болеют распираторными и простудными заболеваниями.

 При облачной погоде – недостаток солнечного сияния – развитие рахита у детей (недостаток
витамина Д), исключение составляют сосняки, дубово-липовые и берёзовые, которые
выделяют фитонциды, убивают микробы.

·         Северная зона нездорова из-за нехватки
кислорода.
Охлаждающего влиянием температуры, ветра в зимний сезон года, недостаточностью солнечных лучей, повышенной влажности. Дети в районах Севера страдают от рахита (нехватки витамина Д),у взрослых часто -  авитаминоз, что выражается в быстрой утомляемости, повышенной тревожности, частых депрессиях. 42% населения имеют серьезные заболевания сердца.

·         Континентальный и резко-континентальный климат способствует возникновению хронических бронхитов, переходящих в пневмонию. Общая усталость, головная боль, быстрое утомление. Изменяется глубина дыхания, снижается скорость кровотока, уменьшается снабжение кислородом тканей и клеток. Изменяется функция эндокринных желёз, меняется содержание в сахара крови. Снижение трудоспособности. Обморожения. Одышка, учащенное сердцебиение, разбитость, апатия.

·         Средняя полоса умеренно-континентального климата благоприятна для здоровья и для организации курортов, отдыха. Особенно на территориях с преобладанием хвойного леса оптимален для лечения заболеваний органов дыхания (в т.ч., бронхиальной астмы) и нервной системы, гипертонии, ИБС. Множество эфирных масел оздоравливают дыхательные пути, улучшают кровоснабжение и положительно влияют на иммунитет

·         Горный (не высокогорный!) климат положительно влияет на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем и рекомендуется пациентам с бронхитами, хроническими воспалительными процессами в легких, бронхиальной астмой, туберкулезом легких, анемией, а также детям и взрослым со сниженным иммунитетом. Положительно сказывается на лечении заболеваний нервной системы и особенно рекомендован для астеников.

·         Субтропический влажный повышает иммунитет и улучшает адаптационные возможности организма. Рекомендуется для пациентов, страдающих заболеваниями органов дыхания, обмена веществ, нервной системы, дисфункцией щитовидки и патологиями опорно-двигательного аппарата (осенью и весной, когда t воздуха еще не высокая).
Работа с к. картой, учащиеся отмечают на контурной карте:

o    Калининградская область, Дальний Восток, Зону Севера, Средняя и Северо-восточная Сибирь. 

o    Центральные части Восточно-Европейской равнины, побережье Черного , Азовского морей

·         Вывод

·         Наиболее благоприятные: побережье Азовского моря, Черного моря, западная часть Европейской части России.

·         Благоприятные: юг Сибири, горы юга Сибири, Северный Кавказ, юг Урала, средняя полоса Центральной России. Континентальный климат Сибири.

·         Малоблагоприятные: Карелия, север, Европейской части, средняя Сибирь.

·         Неблагоприятные и крайне неблагоприятные: вблизи северного полярного круга и за ним. Климат высокогорий. Районы, где К>1.

·         Где бы разместили санатории: черноморское побережье Кавказа и Приморья. (Дальний Восток.)

 

VI. Закрепление урока/Рефлексия (учитель географии)

Слайд 13

Выберите   три рекомендации, которые лично вы предложите для учащихся и сотрудников школы: как себя вести при изменениях погоды или неблагоприятных погодных условиях:

Варианты подсказок на слайде:

1.Избегайте конфликтов,

2. Ограничьте физические и интеллектуальные нагрузки

3.Исключите сладкие, жирные, острые продукты,

4. Обувь должна быть теплой и непромокаемой

5. Пейте много воды в дождливую погоду

6. Одежда в мороз  должна быть многослойной с воздушными прослойками

7. Старайтесь  гулять в сосновом лесу, во время респираторных  заболеваний.

Заслушиваем варианты ответов

9. Подведение итогов, домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема: Влияние климата на организм человека (интегрированный урок географии и биологии 8 класс)

Тема: Влияние климата на организм человека (интегрированный урок географии и биологии 8 класс)

Влияние погоды на здоровье человека", тест, кейсы с дополнительной информацией по теме урока

Влияние погоды на здоровье человека", тест, кейсы с дополнительной информацией по теме урока

Как вы думаете, правы ли были мыслители древности, говоря о влиянии поды на здоровье человека, и актуальна ли эта проблема в наши дни? (заслушиваем ответы…

Как вы думаете, правы ли были мыслители древности, говоря о влиянии поды на здоровье человека, и актуальна ли эта проблема в наши дни? (заслушиваем ответы…

Вывод: Как изменилась частота дыхания? -увеличилась

Вывод: Как изменилась частота дыхания? -увеличилась

Слишком низкая влажность воздуха увеличивает риск подхватить респираторную инфекцию

Слишком низкая влажность воздуха увеличивает риск подхватить респираторную инфекцию

При сильных морозах трудоспособность человека резко снижается

При сильных морозах трудоспособность человека резко снижается

Инструкция: Я читаю задание, вы должны определить, что это за орган и показать, где это находится у вас в организме

Инструкция: Я читаю задание, вы должны определить, что это за орган и показать, где это находится у вас в организме

Россия – огромная по своим размерам страна, которая расположена полностью в

Россия – огромная по своим размерам страна, которая расположена полностью в

V .Первичное закрепление материала

V .Первичное закрепление материала

Обморожения. Одышка, учащенное сердцебиение, разбитость, апатия

Обморожения. Одышка, учащенное сердцебиение, разбитость, апатия

VI . Закрепление урока/Рефлексия (учитель географии)

VI . Закрепление урока/Рефлексия (учитель географии)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2020