Урок по теме: Обобщение по теме: «Типы химических реакций. Реакция обмена и условия ее проведения»
Задача развития: формирование умения проводить ученические исследования и делать выводы
8 класс
Задачи урока
Личностные:
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
2. Развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности.
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
3. Продолжить формирование функциональной грамотности учащихся, а также работа с текстом.
4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
5. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
7. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметные:
1. Закрепить и расширить знания учащихся о химических реакциях, их признаках и условиях протекания.
2. Продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций, продолжить формирование умения при написании реакций обмена, применения условий течения реакций между растворами до конца, подготовить учащихся к пониманию обратимых и необратимых реакций, теории электролитической диссоциации.
3. Закрепить умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты.
4. Формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: комбинированный
Ход урока
1. Актуализация (входная диагностика)
Для того, чтобы решить поставленную проблему, необходимо вспомнить, как определить, что прошла химическая реакция, т.е. вспомнить признаки химических реакций. А также чем реакция обмена отличается от других типов реакций. Я предлагаю вам выполнить небольшую проверочную работу.
2. Постановка проблемы
Вы изучили теоретический материал по всем типам химических реакций. Сегодня мы остановимся на реакциях обмена. С помощью исследования (лабораторной работы) вы должны выяснить какие признаки реакции обмена существуют.
Сначала вы поработаете с текстом и ответите на вопросы.
3. Выполнение лабораторной работы
4. Выводы по уроку
Вернемся к теме сегодняшнего урока.
5. Итоговая диагностика
Работа по тексту
1. Прочитайте текст. Выделите главную мысль, определяющую какая химическая реакция упоминается в данной работе.
2. Напишите химическую реакцию.
3. К какому типу относится данная реакция, ответ поясните.
Клеопатра VII (69 г. до н.э. - 30 н.э.) последняя царица Египта, вероятно, действительно выпила «жемчужный» коктейль залпом, к такому выводу исследователь пришел экспериментальным путем.
Легенда гласит, что, для того, чтобы продемонстрировать свое богатство и власть, царица Египта разыграла пари с римским политиком и военачальником Марком Антонием. Она утверждала, что сможет потратить 10 миллионов сестерциев (римская монета.- авт.) за раз.
"Она велела, чтобы слуги поставили перед нею сосуд с уксусом. Она сняла сережку и бросила жемчужину в уксус, а когда он растворился, она выпила все это", - описал легенду римский философ- натуралист Плиний Старший (23-79 гг. нашей эры) в своей «Естественной истории».
Более того, этот жемчуг был не простой жемчужиной. Плиний назвал его "самым большим во всем свете, замечательным и по-настоящему уникальным произведением природы" стоимостью 10 миллионов сестерциев. Этот «счет» заслуживал доверия в древности, хотя современные ученые усомнились в нем, признав его фикцией.
Дав древним источникам презумпцию невиновности, ученый-классик Пруденс Джонс из Монклерского государственного университета в Нью-Джерси поэкспериментировал с уксусом и пятикаратовым жемчугом, дабы понять, способна ли определенная концентрация уксусной кислоты растворить карбонат кальция (calcium carbonate).
Джонс обнаружил, что 5-процентный раствор уксусной кислоты СН3СООН (такая концентрация идентична белому уксусу, который продается в нынешних супермаркетах. - авт.) растворяет жемчужину весом около 1 грамма за 24-36 часов. Этот процесс оставляет на поверхности небольшое количество прозрачной, желеобразной жидкости.
"Карбонат кальция в жемчуге СаСО3 реагирует с уксусной кислотой СН3СООН, производя ацетат кальция (СН3СОО)2Са, воду и углекислый газ", пишет Джонс в текущем номере журнала «Классический Мир», где он подробно изложил ход эксперимента.
Эксперимент также рассеял одно из самых распространенных заблуждений, касающихся коктейля Клеопатры: идею, что жемчужину может уничтожить лишь суперконцентрированный уксус.
"Высококонцентрированная уксусная кислота на самом деле замедляет реакцию", сказал Джонс. Другие эксперименты показали, когда жемчуг расколот, а уксус вскипячен, на реакцию уходит менее 10 минут.
"В рассказе Плиния временные рамки сжаты, а на растворение крупного жемчуга ушло бы более 24 часов. Но результат — жемчуг растворен, деньги потрачены и коктейль выпит — вполне вероятен", делает вывод Джонс.
Лабораторная работа по теме: «Реакции обмена и условия их протекания»
Задание: изучите условия протекания реакции обмена и сделайте вывод, когда реакция обмена проходит, а когда нет.
Опыт №1 («опыт Клеопатры»)
В пробирку поместить 1 шпатель карбоната кальция СаСО3. Добавить уксусную кислоту СН3СООН. Запишите свои наблюдения и уравнения реакции. Сделайте вывод: по какому признаку вы определили, что реакция прошла.
Опыт №2
В пробирку налейте 1-2 капли раствора сульфата меди CuSO4 и прилейте раствор гидроксида натрия NaOH. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции.
Опыт №3
В пробирку с осадком гидроксида меди (II)
Cu(OH)2 прилейте соляную кислоту HCl. Что наблюдаете? Составьте
уравнение химической реакции.
Опыт №4
В пробирку налейте раствор карбоната натрия Na2CO3 и осторожно прилейте раствор соляной кислоты HCl. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции.
Опыт №5
В пробирку налейте хлорида натрия Na2SO4 и прилейте HCl. Запишите свои наблюдения. Сделайте вывод.
Входная диагностика по теме: «Типы и признаки химических реакций»
Вариант 1. Задание 1.
Уровень 1 (на «3»): Разделите записи на 2 группы
Уровень 2 (на «4»): Разделите записи на 3 группы
Уровень 3 (на «5»): Разделите записи на 3 группы, каждую из которых назовите
А) Ca + Cl2 → CaCl2
Б) выделился газ CО2↑
В) Na2SO4 + BaCl2 → 2NaCl + BaSO4
Г) выпал осадок AgCl
Д) АgNO3 + NaCl → AgCl + NaNO3
Е) изменился цвет реагентов
Ж) FeO + H2O → Fe(OH)2
З) Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + CО2↑ + H2O
Группа 1: ________ - это _______________________________________________________
Группа 2: ________ - это _______________________________________________________
Группа 3: ________ - это _______________________________________________________
Укажите признак, по которому вы разделили записи на группы _____________________________________________________________________________
Задание 2. Найдите соответствие
Химическое уравнение |
Тип реакции |
1. CuO + H2 → Cu + H2O |
А. Соединение |
2. 2H2O → 2H2 + O2 |
Б. Разложение |
3. CaO + 2HCl → CaCl2 + H2O |
В. Замещение |
4. 3K2CO3 + 2H3PO4 → 2K3PO4 + 3H2O + +3CO2↑ |
Г. Обмена |
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Входная диагностика по теме: «Типы химических реакций»
Вариант 2. Задание 1.
Уровень 1 (на «3»): Разделите записи на 2 группы
Уровень 2 (на «4»): Разделите записи на 3 группы
Уровень 3 (на «5»): Разделите записи на 3 группы, каждую из которых назовите
А) выделился газ CО2↑
Б) CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O
В) Fe(OH)2 → FeO + H2O
Г) растворился осадок
Д) АgNO3 + НCl → AgCl + НNO3
Е) К2CO3 + 2HCl → 2КCl + CО2↑ + H2O
Ж) изменился цвет реагентов
З) 2H2O → 2H2↑+ O2↑
Группа 1: ________ - это _______________________________________________________
Группа 2: ________ - это _______________________________________________________
Группа 3: ________ - это _______________________________________________________
Укажите признак, по которому вы разделили записи на группы _____________________________________________________________________________
Задание 2. Найдите соответствие
Химическое уравнение |
Тип реакции |
1. FeCl3 + 3NaOH → Fe(OH)3 + 3NaCl |
А. Соединение |
2. Ca + Cl2 → CaCl2 |
Б. Разложение |
3. NaCl + AgNO3 → AgCl + NaNO3 |
В. Замещение |
4. 3Ca(OH)2 + 2H3PO4 → Ca3(PO4)2 + +6H2O |
Г. Обмена |
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Проверка
Входная диагностика по теме: «Типы и признаки химических реакций» (проверка)
Вариант 1
Задание 1. Разделите записи на 3 группы, каждую из которых назовите
А) Ca + Cl2 → CaCl2
Б) выделился газ CО2↑
В) Na2SO4 + BaCl2 → 2NaCl + BaSO4
Г) выпал осадок AgCl
Д) АgNO3 + NaCl → AgCl + NaNO3
Е) изменился цвет реагентов
Ж) FeO + H2O → Fe(OH)2
З) Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + CО2↑ + H2O
Группа 1: АЖ - это реакции соединения
Группа 2: ВДЗ - это реакции обмена
Группа 3: БГЕ - это признаки химических реакций
Укажите признак, по которому вы разделили записи на группы по типу химических реакций, признакам химических реакций
Задание 2. Найдите соответствие
Химическое уравнение |
Тип реакции |
1. CuO + H2 → Cu + H2O |
А. Соединение |
2. 2H2O → 2H2 + O2 |
Б. Разложение |
3. CaO + 2HCl → CaCl2 + H2O |
В. Замещение |
4. 3K2CO3 + 2H3PO4 → 2K3PO4 + 3H2O + +3CO2↑ |
Г. Обмена |
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
нет |
2 |
1 |
34 |
Прроверка
Входная диагностика по теме: «Типы и признаки химических реакций» (проверка)
Вариант 2
Задание 1. Разделите записи на 3 группы, каждую из которых назовите
А) выделился газ CО2↑
Б) CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O
В) Fe(OH)2 → FeO + H2O
Г) растворился осадок
Д) АgNO3 + НCl → AgCl + НNO3
Е) К2CO3 + 2HCl → 2КCl + CО2↑ + H2O
Ж) изменился цвет реагентов
З) 2H2O → 2H2↑+ O2↑
Группа 1: АГЖ - это признаки химических реакций
Группа 2: БДЕ - это реакции обмена
Группа 3: ВЗ - это реакции разложения
Укажите признак, по которому вы разделили записи на группы по типу химических реакций, признакам химических реакций
Задание 2. Найдите соответствие
Химическое уравнение |
Тип реакции |
1. FeCl3 + 3NaOH → Fe(OH)3 + 3NaCl |
А. Соединение |
2. Ca + Cl2 → CaCl2 |
Б. Разложение |
3. NaCl + AgNO3 → AgCl + NaNO3 |
В. Замещение |
4. 3Ca(OH)2 + 2H3PO4 → Ca3(PO4)2 + +6H2O |
Г. Обмена |
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
2 |
нет |
нет |
134 |
Итоговая диагностика по теме: «Реакция обмена и условия ее протекания»
Задание. Среди предложенных реакций выберите реакции обмена и определите протекают они или нет
Вариант 1 Вариант 2
1. CuO + H2 = Cu + H2O |
1. NaCl + AgNO3 = AgCl + NaNO3 |
2. K2CO3 + H3PO4 = K3PO4 + H2O + CO2 |
2. CaO + H2O → Ca(OH)2 |
3. H2O = H2 + O2 |
3. Na2CO3 + H3PO4 = Na3PO4 + H2O + CO2 |
4. Ca(OН)2 + FeCl2 → CaCl2 + Fe(OH)2 |
4. FeCl3 + Mg → MgCl2 + Fe |
Итоговая диагностика по теме: «Реакция обмена и условия ее протекания» (проверка)
Задание. Среди предложенных реакций выберите реакции обмена и определите протекают они или нет
Вариант 1 Вариант 2
1. CuO + H2 = Cu + H2O |
1. Реакция обмена NaCl + AgNO3 = AgCl (выпадение осадка) + NaNO3 |
2. Реакция обмена 3K2CO3 + 2H3PO4 = 2K3PO4 + 3H2O + +3CO2 (выделение газа) |
2. CaO + H2O → Ca(OH)2 |
3. 2H2O = 2H2 + O2 |
3. Реакция обмена 3Na2CO3 + 2H3PO4 = 2Na3PO4 + 3H2O + 3CO2 (выделение газа) |
4. Реакция обмена Ca(OН)2 + FeCl2 → CaCl2 + Fe(OH)2 (выпадение осадка) |
4. 2FeCl3 + 3Mg → 3MgCl2 + 2Fe |
Рабочий лист ученика(цы)____________________класса
ФИ_____________________________________________
Тема урока: Повторение, обобщение темы: «Типы химических реакций. Реакция обмена»
Цель и задачи урока: __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1. Входная диагностика по теме: «Типы и признаки химических реакций». Вариант 1
Задание 1.
Уровень 1 (на «3»): Разделите записи на 2 группы
Уровень 2 (на «4»): Разделите записи на 3 группы
Уровень 3 (на «5»): Разделите записи на 3 группы, каждую из которых назовите
А) Ca + Cl2 → CaCl2
Б) выделился газ CО2↑
В) Na2SO4 + BaCl2 → 2NaCl + BaSO4
Г) выпал осадок AgCl
Д) АgNO3 + NaCl → AgCl + NaNO3
Е) изменился цвет реагентов
Ж) FeO + H2O → Fe(OH)2
З) Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + CО2↑ + H2O
Группа 1: ________ - это _______________________________________________________
Группа 2: ________ - это _______________________________________________________
Группа 3: ________ - это _______________________________________________________
Укажите признак, по которому вы разделили записи на группы _____________________________________________________________________________
Задание 2. Найдите соответствие
Химическое уравнение |
Тип реакции |
1. CuO + H2 → Cu + H2O |
А. Соединение |
2. 2H2O → 2H2 + O2 |
Б. Разложение |
3. CaO + 2HCl → CaCl2 + H2O |
В. Замещение |
4. 3K2CO3 + 2H3PO4 → 2K3PO4 + 3H2O + +3CO2↑ |
Г. Обмена |
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
2. Работа по тексту
1. Прочитайте текст. Выделите главную мысль, определяющую какая химическая реакция упоминается в данной работе.
2. Напишите химическую реакцию ______________________________________________________________________________
3. К какому типу относится данная реакция, ответ поясните ______________________________________________________________________________
3. Лабораторная работа по теме: «Реакции обмена и условия их протекания»
Задание: изучите условия протекания реакции обмена и сделайте вывод, когда реакция обмена проходит, а когда нет.
В качестве отчета заполните таблицу.
Опыт №1 («опыт Клеопатры»)
В пробирку поместить 1 шпатель карбоната кальция СаСО3. Добавить уксусную кислоту СН3СООН. Запишите свои наблюдения и уравнения реакции. Сделайте вывод: по какому признаку вы определили, что реакция прошла.
Опыт №2
В пробирку налейте 1-2 капли раствора сульфата меди CuSO4 и прилейте раствор гидроксида натрия NaOH. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции.
Опыт №3
В пробирку с осадком гидроксида меди (II) Cu(OH)2 прилейте
соляную кислоту HCl. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции.
Опыт №4
В пробирку налейте раствор карбоната натрия Na2CO3 и осторожно прилейте раствор соляной кислоты HCl. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции.
Опыт №5
В пробирку налейте хлорида натрия Na2SO4 и прилейте HCl. Запишите свои наблюдения. Сделайте вывод.
№ опыта |
Наблюдения |
Вывод, уравнения реакции |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
Вывод по лабораторной работе
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Итоговая диагностика по теме: «Реакция обмена и условия ее протекания» Вариант 1
Задание.
Уровень 1 (на «3»): Среди предложенных реакций выберите реакции обмена
Уровень 2 (на «4»): Среди предложенных реакций выберите реакции обмена, уравняйте правую и левую часть уравнения
Уровень 3 (на «5»): Среди предложенных реакций выберите реакции обмена, уравняйте правую и левую часть уравнения и определите протекают они или нет.
1. CuO + H2 → Cu + H2O |
2. K2CO3 + H3PO4 → K3PO4 + H2O + CO2 |
3. H2O → H2 + O2 |
4. Ca(OН)2 + FeCl2 → CaCl2 + Fe(OH)2 |
Ответ:
· реакции обмена: ______________________________________________
· протекают реакции обмена до конца, т.к. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка за урок: _____________________________________________________________
Комментарий ученика(цы). Вопросы, которые вызвали затруднения и непонимание: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комментарий учителя: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист ученика(цы)____________________класса
ФИ_____________________________________________
Тема урока: Повторение, обобщение темы: «Типы химических реакций. Реакция обмена»
Цель и задачи урока: __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1. Входная диагностика по теме: «Типы и признаки химических реакций». Вариант 2
Задание 1.
Уровень 1 (на «3»): Разделите записи на 2 группы
Уровень 2 (на «4»): Разделите записи на 3 группы
Уровень 3 (на «5»): Разделите записи на 3 группы, каждую из которых назовите
А) выделился газ CО2↑
Б) CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O
В) Fe(OH)2 → FeO + H2O
Г) растворился осадок
Д) АgNO3 + НCl → AgCl + НNO3
Е) К2CO3 + 2HCl → 2КCl + CО2↑ + H2O
Ж) изменился цвет реагентов
З) 2H2O → 2H2↑+ O2↑
Группа 1: ________ - это _______________________________________________________
Группа 2: ________ - это _______________________________________________________
Группа 3: ________ - это _______________________________________________________
Укажите признак, по которому вы разделили записи на группы _____________________________________________________________________________
Задание 2. Найдите соответствие
Химическое уравнение |
Тип реакции |
1. FeCl3 + 3NaOH → Fe(OH)3 + 3NaCl |
А. Соединение |
2. Ca + Cl2 → CaCl2 |
Б. Разложение |
3. NaCl + AgNO3 → AgCl + NaNO3 |
В. Замещение |
4. 3Ca(OH)2 + 2H3PO4 → Ca3(PO4)2 + +6H2O |
Г. Обмена |
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
2. Работа по тексту
1. Прочитайте текст. Выделите главную мысль, определяющую какая химическая реакция упоминается в данной работе.
2. Напишите химическую реакцию ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. К какому типу относится данная реакция, ответ поясните ______________________________________________________________________________
3. Лабораторная работа по теме: «Реакции обмена и условия их протекания»
Задание: изучите условия протекания реакции обмена и сделайте вывод, когда реакция обмена проходит, а когда нет.
В качестве отчета заполните таблицу.
Опыт №1 («опыт Клеопатры»)
В пробирку поместить 1 шпатель карбоната кальция СаСО3. Добавить уксусную кислоту СН3СООН. Запишите свои наблюдения и уравнения реакции. Сделайте вывод: по какому признаку вы определили, что реакция прошла.
Опыт №2
В пробирку налейте 1-2 капли раствора сульфата меди CuSO4 и прилейте раствор гидроксида натрия NaOH. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции.
Опыт №3
В пробирку с осадком гидроксида меди (II) Cu(OH)2 прилейте
соляную кислоту HCl. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции.
Опыт №4
В пробирку налейте раствор карбоната натрия Na2CO3 и осторожно прилейте раствор соляной кислоты HCl. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции.
Опыт №5
В пробирку налейте хлорида натрия Na2SO4 и прилейте HCl. Запишите свои наблюдения. Сделайте вывод.
№ опыта |
Наблюдения |
Вывод, уравнения реакции |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
Вывод по лабораторной работе
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Итоговая диагностика по теме: «Реакция обмена и условия ее протекания» Вариант 2
Задание.
Уровень 1 (на «3»): Среди предложенных реакций выберите реакции обмена
Уровень 2 (на «4»): Среди предложенных реакций выберите реакции обмена, уравняйте правую и левую часть уравнения
Уровень 3 (на «5»): Среди предложенных реакций выберите реакции обмена, уравняйте правую и левую часть уравнения и определите протекают они или нет.
1. NaCl + AgNO3 = AgCl + NaNO3 |
2. CaO + H2O → Ca(OH)2 |
3. Na2CO3 + H3PO4 = Na3PO4 + H2O + CO2 |
4. FeCl3 + Mg → MgCl2 + Fe |
Ответ:
· реакции обмена: ______________________________________________
· протекают реакции обмена до конца, т.к. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка за урок: _____________________________________________________________
Комментарий ученика(цы). Вопросы, которые вызвали затруднения и не понимание: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комментарий учителя: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.