МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МКОУ «Гамияхская СОШ №2»
Учитель начальных классов
МКОУ «Гамияхская СОШ №2»
Нуридинова С.О.
Дата проведения:2017
Интегрированный урок в 4 классе
(математика, русский язык, литература)
Урок разработан учителем начальных классов Нуридиновой С.О.
Тема: Обобщение знаний о частях речи. Знакомство с жизнью
дикого животного – волка.
Цель: Обобщить знания детей о частях речи( и. существительном,
и. прилагательном, глаголе)
Создавать условия для формирования умений:
· употреблять части речи в речи.
· правильно согласовывать имена существительные с именами прилагательными.
· определять род, число, падеж имен прилагательных.
Всесторонне развивать речевую деятельность учащихся.
· при составлении предложений и словосочетаний
· в процессе работы над текстом.
· при составлении высказываний в ходе беседы на уроке.
· интерес к изучению прекрасного русского языка.
· чувство любви и восхищения к животным.
· желание творить и создавать маленькие шедевры коллективной деятельности.
Оборудование: картинки природы «Весна», индивидуальные карты ответов учащихся, текст «Волки», обложка для создания книги, сочинения учащихся, фильм о волках «Нам хочется жить», физминутка для глаз, музыка для минутки тишины.
Ход урока
1. Организационный момент:
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим постигать тайны прекрасного, чарующего и интересного.
Сегодня у нас необычный урок, более объемный и сложный, чем всегда. Мы проведем урок русского языка, математики, литературы, как один большой урок, но взаимосвязанный. Как называется такой урок? Правильно интегрированный.
2. Психологическая минутка:
- Солнышко ясное встало
-Доброе утро! – сказало,
Доброе утро велит быть добрей
Честней и упорней и веселей…
Придумано мудро:
- доброе утро!
Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов и хорошего настроения на уроке. А какие у вас будут успехи, вы оцените друг друга на оценочных листах в конце урока. (показ оценочного листа).
- Ребята, посмотрите за окно, на живописные весенние пейзажи на доске и скажите, что вас радует сейчас больше всего?
Почему?
- Правильно, ребята!
Весна – прекрасное время года: оживает природа, цветут сады, радуются люди, и, конечно весне очень рады животные. И сегодня на уроке мы с вами поговорим о животном, о котором часто слышали, которое живет у нас в Казахстане, которое тоже с нетерпением ждет весны.
А чтобы узнать кто это , отгадайте загадку.
На овчарку не похож.
Что ни зуб – то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. Кто это?
- Правильно, это волк. Волк – самое распространенное животное, которое обитает на территории Казахстана.
Просмотр фильма о волках «Нам хочется жить»
- Ребята, какие струны вашей души пробудились после просмотра фильма?
- Я увидел(а)…………
-Я услышал(а)……………
-Я почувствовал(а)…………
- Меня взволновало………..
-Меня расстроило……….
- Я думаю……….
3. Работа в группах
1 группа ------- подобрать прилагательные, которые можно отнести к слову волк.
1 группа ----------подобрать глаголы, которые можно отнести к слову волк.
3 группа ------- составить словосочетания со словом волк.
Вывод:
- Ребята, понятна ли наша речь, если мы будем использовать одну часть речи?
Чтобы наша речь была выразительной и понятной? Необходимо в устной и письменной речи использовать все части речи.
4. Чтение текста и обсуждение прочитанного.
- Скажите, данный текст является:
· научным
· художественным
· научно-познавательным
5. Работа в группах
Придумайте по два вопроса по содержанию текста.
- Ребята, читая текст, вам встретились слова, которые вызвали у вас затруднения. Найдите в тексте эти слова, выясните их значение ( работая со словарем), запишите его рядом с этим словом.
- Какой вывод можно сделать по прочитанному тексту?
Физминутка для глаз.
6.Русский язык
-Ребята, у вас записаны словосочетания, взятые из текста. Работаем индивидуально. Определите в данных словосочетаниях число, склонение, падеж прилагательных.
ü Крупный волк – ед.ч., 2 скл., И.п.
ü Арабского волка – ед.ч., 2 скл., Р.п.
ü Остроухую собаку – ед.ч., 1 скл., В.п.
ü Крупное животное – ед.ч., 2 скл., и.п.
ü Свежим мясом – ед.ч., 2 скл., Т.п.
Как определить род, число, падеж прилагательных?
7. Найдите в тексте 5 глаголов, определите вид, лицо, время.
(взаимопроверка)
8. Заполните таблицу.
Выпиши из текста:
1 группа - слова с удвоенной согласной
2 группа – собственные имена существительные
3 группа – существительные множественного числа.
-Какие слова можно было выписать еще?
9. Работа в в группах:
(на столе лежат карточки)
Найдите на столе карточку с правильной записью. Найдите в тексте числительные, запишите их прописью.
ü Какова длина тела волка?
ü Напиши вес арабского волка
ü Какова скорость волка во время погони.
10. Самостоятельная работа
Провести фонетический разбор слова волк.
Проверка. Возьмите карточки, проверти у всех ли в группе
правильно и оцените себя на своей оценочной карте.
11. Минутка тишины.(звучит музыка)
Закройте глаза и прислушайтесь, что шепчет вам весна? Она говорит вам о добре, дружбе, доверии не только к людям, но и к животным. Легкий, весенний ветерок коснулся каждого из вас и вселил вам чуточку добра, понимания, уважения, бережливости и любви. Будьте всегда такими. Откройте глаза.
12. Математика
ü Найдите в тексте, в каком году был зарегистрирован первый волк?
ü Запиши число в виде суммы разрядных слагаемых
ü Сколько в этом числе единиц второго класса?
ü Уменьши это число на 900.
ü Увеличь данное число в 2 раза.
ü Увеличь данное число на столько же.
13.Составьте и решите задачу.
Волк двигался к источнику питья 2 часа со скоростью 10км/ч. Какое расстояние он прошел за это время?
14. Работа в парах
Задания на развитие логики.
ü Если поставить на весы 1 волка, то сколько и каких животных надо, чтобы уравновесить часы? Найдите наибольшее число вариантов.
Молодцы! Вы показали хорошие знания в области математики, а теперь скажите?
- К какому классу животного мира относятся волки?
ü Земноводные
ü Млекопитающие
ü Пресмыкающие
Вывод: Итак, мы с вами повторили части речи, считали устно, решали задачи, много нового узнали о волках. Итогом нашей работы будет выпуск небольшого журнала «Интересно знать».
У вас на столе лежит страница этого журнала. Представьте, что вы корреспонденты, и вам нужно написать небольшую статью о волке. Но для начала посмотрим на доску.
(просмотр фильма)
15. Работа индивидуально. Написать статью о волке.
16. Оформление журнала «В мире интересного»
(делаем выставку)
Итог урока.
Чтобы проверить на какой ступени мастерства находится каждый из вас, попрошу вас оценить свою работу и работу ваших соседей по парте, заполнив карту успеха.
Карта успеха позволит вам получить объективную оценку за урок.
Рефлексия
У вас на столе лежат смайлики. Если вам понравился урок, возьмите желтый смайлик, если вам было скучно- синий.
Я вас благодарю за огромную творческую работу, за инициативность, доброжелательность. Вы порадовали меня своими ответами, своим отношение друг к другу.
Материал к уроку
Лист ответов учащегося 4 класса_____________________________
ЛИТЕРАТУРА
ü Читательская компетенция . Чтение и обсуждение прочитанного.
ü Придумай 2 вопроса по содержанию текста и запиши их.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Найди в тексте любое незнакомое слово, выясни его значение ( по
словарю), запиши рядом его с данным словом.
__________________________ _______________________
__________________________ _______________________
__________________________ _______________________
__________________________ _________________________
РУССКИЙ ЯЗЫК
1.Определи в данных словосочетаниях число, склонение, падеж имен прилагательных
Крупный волк ________________________________________________
Арабского волка______________________________________________
Остроухую собаку_____________________________________________
Крупное животное_____________________________________________
Свежим мясом________________________________________________
2.Найдите в тексте 5 глаголов, определи вид глагола, лицо, время.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü Выпиши в таблицу слова с данными орфограммами
Название орфограммы |
2 слова с данной орфограммой |
· Удвоенные согласные |
|
· Проверяемые безударные гласные в корне слова |
|
· Собственные имена существительные |
|
· Существительные множественного числа |
|
· Правописание предлогов со словами |
|
4.Найдите в тексте числительные, запишите их прописью
· Какова длина тела волка?____________________________________
· Каков вес арабского волка?__________________________________
· Какова скорость волка во время погони?__________________________-___________________________
ü Проведем фонетический разбор слова ВОЛК
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МАТЕМАТИКА
1.Найди в тексте, в каком году был зарегистрирован первый волк?
ü Запиши число в виде суммы разрядных слагаемых
_____________________________________________
ü Уменьши это число на 900
_____________________________________________
ü Увеличь данное число в 2 раза.
______________________________________________
ü Увеличь данное число на столько же.
______________________________________________
2. Решите задачу.
ü Волк двигался к источнику питья 2 часа со скоростью 10км/ч. Какое расстояние он прошел за это время?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ЛОГИКА
ü Если поставить на весы одного волка, то сколько и каких животных надо, чтобы уравновесить весы? Найдите наибольшее число вариантов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ü ЗАЯЦ -----4кг.
ü Лиса -----15 кг
ü Енот -----10кг
ü Белка ----6 кг
ü Рысь ----20 кг
ü Волк ----64 кг
ВОЛКИ
(текс для чтения)
Волк, серый волк, или обыкновенный волк –хищное млекопитающее, семейство псовых. Волк является прямым предком домашней собаки, которая обычно рассматривается как подвид волка.
Волк наиболее крупное животное в своем семействе: длина его тела может достигнуть около 160 см., высота 90 см, масса тела 62 кг.
Когда то волк имел большое распространение в Евразии и Северной Америке. В наши дни его численность заметно уменьшилась, главным образом в результате человеческой деятельности: изменения природных ландшафтов, урбанизации массового истребления. Во многих регионах волк находится на грани полного исчезновения. Всего выделяют примерно 32 подвидов волков, различающих размерами и оттенками их меха. Самый крупный волк был зарегистрирован в 1939 году, на Аляске, его вес составлял около 80 кг. Самым маленьким подвидом следует считать арабского волка, который весит всего 10 кг.
По общему виду волк напоминает крупную остроухую собаку. У волка различают более 10 мимических выражений: гнев, злоба, покорность, ласка, веселье, настороженность, угроза, страх, спокойствие. Но волки очень упрямые, агрессивные, ловкие животные. Они издают такие звуки, как вой, завывание, хныканье, ворчание, лай, рычание. С помощью голоса волки могут передавать очень сложные сообщения, например, о нахождении зверя в определенном месте, волки могут сообщать друг другу о появлении людей.
В ходе эволюции у волков сформировался ряд характеристик, которые позволяют им в поисках пищи путешествовать на дальние расстояния.
Расстояния в несколько км. Они легко пробегают рысцой. Со скоростью в 10 км/ч, а во время погони вполне могут достигнуть скорости 65 км/ч. Волк обитает в самых разных ландшафтах, но предпочитает степи, лесостепь, избегая густых, лесных массивов. Волк типичный хищник, добывает пищу активным поиском и преследованием жертв. Основу питания волков составляют: олени, лоси, косули, кабаны.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.