Интегрированный урок в 5 классе (русский язык/человек и мир) Полезные ископаемые. Проверяемые безударные гласные в корне слова
Оценка 4.8

Интегрированный урок в 5 классе (русский язык/человек и мир) Полезные ископаемые. Проверяемые безударные гласные в корне слова

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
22.05.2021
Интегрированный урок в 5 классе (русский язык/человек и мир) Полезные ископаемые.  Проверяемые безударные гласные в корне слова
Интегрированный урок в 5 классе (русский язык/человек и мир) Полезные ископаемые. Проверяемые безударные гласные в корне слова
Интегрированный урок в 5 классе.doc

Юлия Александровна Зайцева, магистр филологических наук, учитель русского языка и литературы ГУО «Лопатинская средняя школа» Гомельского района Гомельской области.

 

Интегрированный урок в 5 классе

(русский язык/человек и мир)

Полезные ископаемые.

Проверяемые безударные гласные в корне слова

 

Пояснительная записка

Интегрированный урок – одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы.

 

Рис. 1

 

Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учащихся. Она является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определённые выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Цели урока:

Образовательные:

1) формирование знаний об особенностях полезных ископаемых;

2) углубление и конкретизация знаний о понятии «полезные ископаемые», использовании их человеком;

3) закрепление умений видеть орфограмму в слове, использовать разные способы для проверки гласной в корне слова с учётом общего лексического значения слов.

Развивающие:

1) способствование дальнейшему развитию исследовательских способностей учащихся;

2) развитие навыков наблюдательности, умения делать выводы;

3) развитие речевой компетенции учащихся.

Воспитательные:

1) привитие бережного отношения к полезным ископаемым Беларуси;

2) формирование умения видеть явления языка в их взаимосвязях, в их развитии и многообразии, т.е. в системе.

Тип урока: комбинированный.

Материалы и оборудование: доска, магниты, географическая карта месторасположения полезных ископаемых на территории Беларуси (приложение 1), плакат «Виды полезных ископаемых» (приложение 2), экземпляры отдельных видов полезных ископаемых (гранит, мрамор, янтарь и др.), раздаточный материал: копии контурных карт для 5 класса по человеку и миру, атласы, сигнальные карточки (приложение 3), печатные блоки слов-отгадок (приложение 4), печатные материалы для размещения на доске (приложение 5), карточки для саморефлексии (приложение 6), призы для поощрения активных учащихся (приложение 7).

Предполагается, что урок одновременно проводят два учителя, предварительно разделив класс на 2 команды.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент:

 

Доска подготовлена следующим образом: записаны темы урока, слово «гранит» для дальнейшей постановки задач урока совместно с учащимися, а также расположена карта и плакат «Виды полезных ископаемых».

 

Класс готов к уроку и настроен на продуктивную работу.

 

учитель русского языка и литературы

 

Вот звонок нам дал сигнал.
          Поработать час настал.

учитель географии

 

Так что время не теряем,
          И урок наш начинаем!

 

учитель русского языка и литературы

 

Мы рады приветствовать вас, ребята, и наших гостей на совмещённом уроке – русский язык и человек и мир. Трудиться, играючи, – вот что нам предстоит!

 

учитель географии

 

Наш урок не совсем обычный. Будет много познавательных игр, загадок. Желаем вам успехов на пути к новым достижениям!

 

II. Повторение и актуализация знаний:

 

учитель русского языка и литературы

 

1) Фронтальный опрос с целью актуализации знаний учащихся по теме «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

 

Теперь самое время актуализировать наши знания по теме проверяемые гласные в корне слова.

 

– Итак, каким образом мы проверяем безударную гласную в корне? (предполагается, что дети знакомы со стихотворными текстами, помогающими запомнить теоретический материал; учащиеся отвечают по желанию)

 

Если буква гласная 

Вызвала сомнение, 
Ты её немедленно 
Ставь под ударение!

 

– Какие мы ещё знаем стихотворные отрывки, помогающие лучше усвоить данное правило?

 

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

 

– Давайте проверим, как вы справитесь со следующим заданием. Я называю слово, а вы хором – проверочное.

 

Тропа́ – тро́пы
Гора́ – го́ры

Трава́ – тра́вы
Поля́ – по́ле
Река́ – ре́ки и т.п.

 

– Молодцы, рада, что вы справились!

 

учитель географии

 

2) Фронтальный опрос с целью актуализации знаний учащихся по теме «Полезные ископаемые» (возможны командные или индивидуальные ответы).

 

Тот камень чудесный с Урала

Нежным цветом зелёным манит.

Я только сегодня узнала,

Что камень зовут … (малахит).

 

Камень тот творцов помощник

Для скульптур и храмов.

Белый, серый, розовый,

Под названьем … (мрамор).

 

Из песчинок он образовался,

Древних вод посланник.

Светло-, тёмно-карий,

Всем знаком … (песчаник).

 

Я был когда-то смолою,

Из трещин стволов вытекал,

Искрился на солнце порою

И липкой слезой застывал. (янтарь)

 

Возьмёшь ты камень в руки,

Повертишь так и сяк.

Из раковин он сложен –

Зовётся … (известняк).

 

Камень горы образует,

Тайны свято он хранит.

Магма камень тот рождает –

Называется … (гранит).

 


III. Сообщение темы и целей урока:

 

учитель географии

 

Давайте сформулируем с вами задачи через каждую букву нашего полезного ископаемого под названием гранит (дети самостоятельно называют то, чем мы будем заниматься на уроке).

Например,

Г – говорить о новой теме;

р – рассказывать о том, что знаем;

а – актуализировать наши знания;

н – называть виды минералов и гласные в корнях слов;

и – интересоваться новыми сведениями по темам;

т – творчески подходить к работе.

 

А наша новая тема звучит так: «Полезные ископаемые» (исходя из вышеугаданных загадок, дети самостоятельно называют тему урока).

 

IV. Объяснение нового материала:

 

учитель русского языка и литературы

 

1)       Слово учителя.

 

А теперь стоит поработать в наших тетрадях и написать географический диктант (комментированное письмо с целью повторения написания отдельных орфограмм).

 

Полезные ископаемые – это горные породы, которые используются людьми. К нерудным полезным ископаемым мы относим соль, кварцевый песок, мрамор и мел. Горные породы, из которых извлекают металлы, называют рудами. Это твёрдые полезные ископаемые. К жидким полезным ископаемым относят нефть. Газообразное полезное ископаемое – природный газ.

 

учитель географии

 

2)       Слово учителя.

 

Обращение к плакату «Полезные ископаемые» (устный разбор).

 

учитель русского языка и литературы

 

А мы продолжаем наш необычный урок и отправляемся на поиски клада. Вы в качестве геологов отправитесь на поиски полезных ископаемых. Сейчас мы проверим вашу готовность к этой работе и выясним, кому можно присвоить квалификацию геолога. Итак, послушайте сказку (предлагается прочесть учащемуся).

 

Жил-был царь, и был у него сын, удалой и добрый молодец Иван. Состарился царь, пришла пора вступать на престол сыну. Но отец сомневался в способностях сына и решил его испытать. Позвал он Ивана и говорит: «Отправляйся-ка ты в подземное царство и принеси мне самый красивый и самый твёрдый камень на Земле. Если выполнишь, будешь царём».

Ничего не поделаешь, собрался Иван и отправился в путь. Долго шёл он и, наконец, увидел белокаменный дворец с золотой крышей. А на крыше надпись: «Горные породы». Прочитал Иван и задумался, он не знал, что обозначают эти слова.

Открылись двери, и стражник спрашивает: «Что тебе надобно?». А Иван говорит, что ему нужен самый красивый и самый твёрдый камень. Стражник отвечает, что есть такой камень, но чтобы его достать, надо вырыть глубокий колодец.

Взял царевич лопату и начал рыть колодец. Сначала рыл он без труда, горные породы были рыхлые: песок, глина, мел.

Глубже роет Иван – твёрже становятся горные породы, попадаются минералы и металлосодержащие руды.

Иван роет дальше. Тяжело ему – горные породы стали совсем твёрдыми, от лопаты летят искры, ведь это кварц, мрамор.

Увлёкся Иван работой, ему стало жарко, пот струится по лицу. Ударил он лопатой в очередной раз, отвалилась большая глыба, и перед ним открылась пещера, стены которой сверкали и переливались. Нашёл Иван самый твёрдый минерал на Земле!

 

– Как он называется? (алмаз) – учащемуся, который отгадал загадку, присваивается квалификация «Геолог» (прикрепляется бэйдж с соответствующей надписью)

 

учитель географии (комментарий)

 

Алмаз, пожалуй, самый популярный драгоценный камень. Это самый твёрдый в мире минерал. Не случайно он считается «царём камней». Обычно алмаз бесцветный или имеет слабые жёлтые, бурые, серые, зелёные, иногда розовые оттенки, редко – чёрные. Алмаз, имеющий огранку, считается бриллиантом.

 

Физкультминутка

 

учитель русского языка и литературы


Ну что ж, вы хорошо поработали, пора немножко и отдохнуть. Настало время физкультминутки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 2

 

учитель русского языка и литературы

 

Возвращаемся к любимому языку и продолжаем работу в виде игры, которая называется «Молчанка» (работа с сигнальными карточками; у каждого учащегося есть отдельный комплект).

 

– Условия игры таковы: я читаю слова, а вы молча поднимаете карточку с нужной буквой, которую вставляете в корень. Называем устно лишь проверочное слово.

 

К…рмушка (корм), кр…льчиха (кролик), м…слёнка (масло), см…льчак (смелый), ч…рвивый (червь), с…ляной (соль), п…лезный (польза), в…здушный (воздух), б…глец (бег), в…рхушка (вверх), ц…почка (цепь), п…лпть (пилит), г…стинец (гость), д…чурка (дочь), с…сновый (сосны), п…тнистый (пятна), т…рфяной (торф).

 

V. Закрепление полученных знаний:

 

учитель географии

 

Игра «На поиски клада!»

 

– Найдите на карте залежи полезных ископаемых (совместно с учителем).

 

– Какими полезными ископаемыми богата наша страна?

– Почему необходимо использовать их разумно? (заслушиваются ответы учащихся)

 

Работа с географической картой, атласами и контурными картами.

– Рассмотрите карту с изображением территории Беларуси, где указано расположение полезных ископаемых. Перечислите их и перенесите в свои контурные карты (индивидуальная работа учащихся).

 

учитель географии

 

Игра «Кладоискатель»

– Предлагаю поиграть. Я буду называть полезные ископаемые, а вы хлопайте, если они находятся на территории Беларуси.

 

Глина, кварц, бронза, песок, слюда, каменная соль, алюминий, олово, каменный уголь, гранит, гравий, нефть, медная руда.

 

учитель русского языка и литературы

 

– Настало время поотгадывать загадки и закрепить полученные знания.

 

Мы заглянем с вами в лес.
Сколько он таит чудес!
Звери, птицы в нём живут,
Вам привет передают.

 

Ёжик по лесу гулял
И загадки собирал.
А загадки – то, какие коварные,
Гласные в отгадках безударные.
Загадку быстро отгадайте,
Проверочное слово скорее называйте.

 

– Работать вы будете в группах. В печатных блоках, которые вы получили, содержатся все отгадки, ваша задача лишь найти верный ответ и подобрать проверочное слово.

 

1.  Без рук, без топорёнка построена избёнка. (гнездо́ – гнёзда)

 

2.  Два братца через дорогу живут,
          А друг друга не видят. (глаза́ – гла́з)

 

3.   Нашумела, нагремела,
Все пролила и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила. (гроза́ – гро́зы)

 

4.   По дороге наша Машенька идёт,

За верёвочку козу она ведёт.
А прохожие глядят во все глаза:
Очень длинная у девочки… (коса́ – ко́сы).

 

5.   Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лиса́ – ли́сы)

 

учитель русского языка и литературы

 

Вот мы шли, шли, шли
И на бочку набрели.
Оказалось, в этой бочке
Спрятаны такие заморочки. 
(Слова, различающиеся одной гласной)

 

Учащийся работает у доски, устно подбирая проверочное слово и прикрепляя нужную карточку с гласной. Вспоминаем понятие лексического значения слова.

 

1. Спешу – спишу.

2. Седеть – сидеть.

3. Мячи – мечи.

 

 

Рис. 3

 

– Очень рада! Оказалось,
Я напрасно волновалась.
Работа эта, детвора,
Вам не составила труда.

 


VI. Подведение итогов урока (рефлексия):

 

Пришло время подводить итоги нашего совместного путешествия в мир природы и языка. Давайте каждому из вас дадим возможность оценить наш урок. У вас на столах имеются блоки из трёх карточек-смайликов. Подняв карточку с тем или иным цветом, вы дадите себе и нам знать об уровне ваших знаний к концу урока.

 

Красный смайлик – урок прошёл плохо, мне было очень трудно, я не доволен своей работой, мне нужна помощь.

Жёлтый смайлик – урок прошёл хорошо, мне было нелегко, я вполне доволен своей работой, я должен повторить.

Зелёный смайлик – урок прошёл отлично, мне было нетрудно, я доволен совей работой, я понял тему урока.

 

– Мы с вами рассмотрели все вопросы, связанные с данной темой.

 

– Все ли задачи мы осуществили на уроке? (дети отвечают исходя из задач, поставленных на основе слова «гранит» в начале урока)

 

– Если вы получили ответы на все вопросы и новая тема не составила труда, тогда записываем домашнее задание.

 

VII. Домашнее задание:

 

Человек и мир: § 18, доработать контурную карту.

Русский язык: ч. 2, § 3, упражнение 23 (устно, подготовиться к словарному диктанту).

 

VIII. Выставление и комментирование отметок:

 

Отметки, а также поощрительные призы получают учащиеся, активно принимавшие участие в ходе работы на уроке.

 

Список использованных источников:

 

1. Яцкевич, Я. Н. Уроки по учебному предмету «Человек и мир» в 5 классе: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Я. Н. Яцкевич, П. С. Лопух, Н. Н. Ганущенко. – Минск: Аверсэв, 2014. – С. 76–85.

2. Открытый урок по русскому языку на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/otkritiy-urok-po-russkomu-yaziku-na-temu pravopisanie-bezudarnih-glasnih-v-korne-slova-61507.html. – Дата доступа: 01.02.2019.

3. Игра-соревнование по теме: «Безударные гласные в корне слова» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/411740/.Дата доступа: 01.02.2019.

4. Презентация на тему: «Физкультминутки 5–7 класс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/553412/. – Дата доступа: 01.02.2019.

 


Скачано с www.znanio.ru

Юлия Александровна Зайцева, магистр филологических наук, учитель русского языка и литературы

Юлия Александровна Зайцева, магистр филологических наук, учитель русского языка и литературы

Воспитательные: 1) привитие бережного отношения к полезным ископаемым

Воспитательные: 1) привитие бережного отношения к полезным ископаемым

Наш урок не совсем обычный. Будет много познавательных игр, загадок

Наш урок не совсем обычный. Будет много познавательных игр, загадок

Фронтальный опрос с целью а ктуализации знаний учащихся по теме «Полезные ископаемые» (возможны командные или индивидуальные ответы)

Фронтальный опрос с целью а ктуализации знаний учащихся по теме «Полезные ископаемые» (возможны командные или индивидуальные ответы)

III . Сообщение темы и целей урока: учитель географии

III . Сообщение темы и целей урока: учитель географии

Сейчас мы проверим вашу готовность к этой работе и выясним, кому можно присвоить квалификацию геолога

Сейчас мы проверим вашу готовность к этой работе и выясним, кому можно присвоить квалификацию геолога

Ну что ж, вы хорошо поработали, пора немножко и отдохнуть

Ну что ж, вы хорошо поработали, пора немножко и отдохнуть

Работа с географической картой, атласами и контурными картами

Работа с географической картой, атласами и контурными картами

По дороге наша Машенька идёт,

По дороге наша Машенька идёт,

VI. Подведение итогов урока (рефлексия):

VI. Подведение итогов урока (рефлексия):

Игра-соревнование по теме: «Безударные гласные в корне слова» [Электронный ресурс]

Игра-соревнование по теме: «Безударные гласные в корне слова» [Электронный ресурс]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2021