«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» (интегрированный модуль)
Пояснительная записка
В условиях сложной демографической ситуации здоровье младшего поколения определяет сущность педагогической деятельности. В рамках предмета интегрированного модуля «Школа Здоровья» как раз и происходит привитие ребенку основ первого сознательного восприятия здоровья как абсолютной ценности, что означает проявление интереса к состоянию своего организма, к процессам, которые в нем протекают. Организация педагогического процесса в школе сопровождается действием множества отрицательных факторов, таких как: замкнутость пространства, значительные психические нагрузки, длительные статические позы, все возрастающие информационные потоки, ведущие к умственному и нервному перенапряжению, результатом которого становятся стрессы, нервные срывы. Одним из путей решения данной проблемы является введение в образовательный процесс и внеурочную деятельность курсов о культуре здоровья, на которых у детей формируются навыки ведения здорового образа жизни, умение видеть взаимосвязь между организмом человека и окружающей средой. Вопросы культуры здоровья в деятельности образовательных учреждений должны занимать ведущее место в содержании современного образования. Это предопределено основной целью функционирования всей системы образования, в качестве которой выступает формирование всесторонне и гармонично развитой личности, то есть личности интеллектуально и духовно богатой, социально активной и, в первую очередь, здоровой.
Введение интегрированного модуля «Школа Здоровья» позволяет реализовать решение следующих задач :
сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них ответственного подхода и твердых убеждений в деле сохранения собственного здоровья;
систематический контроль за здоровьем детей с целью последующей медико-психолого-педагогической коррекции;
ориентация деятельности образовательного учреждения на важнейший критерий эффективности учебного процесса – улучшение физического и психологического здоровья детей;
отбор учебного материала, разработка педагогических технологий, методик, способствующих сохранению здоровья;
изучение передового педагогического, медицинского, социального опыта по оздоровлению подрастающего поколения.
Интегрированный модуль предполагает ведение систематической работы по нескольким векторам одновременно:
1 вектор- «Я и моё здоровье» (самопознание и самоопределение с последующей самореализацией)
2 вектор- «Я и моё окружение» (взаимодействие в коллективе, с родными и близкими)
3 вектор- «Физкуль-ура!» (деятельность спортивно-оздоровительного характера)
4 вектор- «Я и мир природы» (экологическое воспитание)
5 вектор- « Я и моя безопасность» ( основы ОБЖ и ЗОЖ).
По каждому вектору работа ведётся систематически и планомерно.
Можно выстроить следующую циклограмму:
-- ежедневные мероприятия
ñ утренняя зарядка
ñ физминутки и развивающие игры на уроках
ñ «урок движения»
ñ экран настроения
ñ 2-разовое питание
ñ прогулки и подвижные игры на свежем воздухе
- еженедельные мероприятия
* минутки безопасности
* « разгрузочный день» ( четверг-облегчённое расписание)
* «разгрузочный час» (психологическая разгрузка)
* «задушевные беседы» (воспитательные часы)
* музыкальное занятие (игра на свирели)
- ежемесячные мероприятия
ñ мониторинги здоровья
ñ психологические тренинги
ñ викторины, праздники, проекты
Введение в учебно-воспитательный процесс согласно программы ФГОС часов внеурочной деятельности позволяет привлечь к работе по здоровьесбережению обучающихся специалистов: педагога-психолога, музыкального, физкультурного работника и др.
В качестве результата предполагается знакомство с ключевыми проблемами, принципами сбережения и развития здоровья человека, с основными идеями оптимизации тех факторов, которые формируют физическое и душевное здоровье детей. Эти знания позволяют предвидеть последствия снижения уровня и качества здоровья учащихся, выступают гарантом развития у детей представлений о здоровье как интегративном результате взаимодействия организма человека с факторами окружающей среды, характер которого во многом определяется образом жизни; гарантом понимания детьми потребности в активной деятельности, направленной как на сам процесс сохранения здоровья, так и на создание и поддержание внешних условий, сопутствующих и способствующих ему.
Актуальность модуля
Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагога : достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества. Проблема сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. При определении целей деятельности по здоровьесбережению я исходила из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, резком возрастании количества больных детей в период обучения в школе, неблагоприятных для здоровья факторах и выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Стратегическая цель: формирование комфортной здоровьесберегающей среды образовательного пространства.
Задачи:
o Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
o Воспитание культуры здорового образа жизни.
o Духовно-нравственное развитие обучающихся для сохранения духовного здоровья.
o Создание условий безопасности в образовательном процессе.
o Соблюдение санитарно-гигиенического состояния школьных помещений.
o Соблюдение режимных моментов .
o Использование педагогами и специалистами здоровьесберегающих образовательных технологий и повышение квалификации педагогов в данной области.
o Организация полноценного сбалансированного питания учащихся.
o Организация системы мониторинга состояния здоровья учащихся.
o Использование ресурсов системы дополнительного образования для формирования здорового образа жизни.
Участники программы
* Администрация школы
* Педагогический и технический персонал, специалисты школы
* Обучающиеся
* Законные представители обучающихся (родители).
Программные мероприятия по формированию здоровьесберегающей образовательной среды.
Задачи |
Мероприятия |
|
Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса |
* Ежегодный медицинский осмотр обучающихся и работников
* Проведение прививок для профилактики массовых заболеваний * Комплектование классных комнат ростомерной мебелью * Материально-техническое оснащение спортивного зала, спортивной площадки * Обустройство детской площадки для прогулок детей начальной школы * Организация летнего отдыха обучающихся |
|
Воспитание культуры здорового образа жизни |
* Разработка циклограммы ОЗОЖ *Введение в учебный план занятий ОЗОЖ * Ежегодное проведение недель здоровья, Дня борьбы с наркотиками, курением, СПИДом * Реализация программы «Школьный интерьер» |
|
Духовно-нравственное развитие для сохранения духовного здоровья
|
* Разработка системы классных часов по духовно-нравственному воспитанию * Введение курса основ светской этики в учебный план * Сотрудничество с общественными организациям * Разработка системы классных часов по экологическому воспитанию * Ежегодное проведение лесной недели
|
|
Создание условий безопасности в образовательном учреждении
|
*Создание паспорта безопасности класса, школы * Выполнение плановых мероприятий пожарной службы, органов ГО * Сотрудничество с организациями |
|
Соблюдение санитарно-гигиенического состояния |
* Выполнение СанПинов и требований службы Росэпиднадзора |
|
Соблюдение режимных моментов |
*Выполнение требований режима дня и учебной нагрузки в соответствии с возрастными особенностями обучающихся *Ежедневно организация 2-разового питания *Ежедневный урок движения в расписании (физкультура, ритмика)
|
. |
Использование педагогами здоровьесберегающих образовательных технологий и повышение квалификации педагогов в данной области |
* Использование здоровьесберегающих технологий * Повышение квалификации педагогов по данным технологиям * Участие в педагогических советах, семинарах по здоровьсберегающим образовательным технологиям *Проведение открытых уроков, обмен опытом |
|
Организация питания обучающихся
|
* Организация горячего питания обучающихся * Разработка системы классных часов о правильном сбалансированном питании
|
|
Организация системы мониторинга состояния здоровья обучающихся
|
* Разработка системы мониторинга здоровья обучающихся по системе Базарного * Проведение родительских собраний по итогам медосмотра обучающихся и педагогического всеобуча по здоровьесбережению * Проведение мониторинга духовно-нравственного развития обучающихся |
|
Использование ресурсов системы дополнительного образования для формирования здорового образа жизни
|
* Расширение спектра дополнительных образовательных услуг в соответствии с запросами участников образовательного процесса и окружающего социума * Организация досуга обучающихся в школе |
|
Ресурсы.
o Наличие помещений (столовой, спортзала, танцкласса и др.)
o Педагогический, технический персонал и специалисты школы
o Общественные организации и соответствующие органы
o Материально-техническая база школы
Ожидаемые результаты реализации модуля.
Главный результат: создание в школе комфортного для всех участников образовательного процесса пространства.
Промежуточные результаты:
o Отсутствие отрицательной динамики здоровья обучающихся.
o Формирование нравственных идеалов и воспитание духовно здорового поколения.
o Безопасный образовательный процесс.
o Функционирование с отработанными режимными моментами, полноценным питанием, дозированной учебной нагрузкой и др.
o Оказание психологической помощи обучающимся.
o Реализация программы «Спорт» для повышения физической активности детей и педагогов
o Создание системы учебной деятельности и дополнительного образования для формирования потребности в здоровом образе жизни.
Прогнозируемая модель личности обучающегося:
o Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
o Подготовленная к жизни в условиях окружающего социума личность.
o Личность, компетентная в вопросах сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.
o Рациональная организация своей жизнедеятельности.
o Стойкий интерес к познавательной и физической деятельности.
o Потребность в постоянном творческом росте и продуктивное использование собственного потенциала.
Критерии оценки результатов.
o Динамика показателей физического здоровья участников (по изменению количества хронических болезней, по динамике заболеваемости обучающихся в течение учебного года, по составу групп здоровья).
o Динамика показателей нравственного здоровья ( количество обучающихся, стоящих на учете в органах милиции, количество правонарушений и др.).
o Динамика посещаемости занятий дополнительного образования как показатель стойкого интереса к познавательной и физической деятельности
o Динамика качества знаний и уровня обученности, посещаемости занятий
o Динамика участия в различных конкурсах, олимпиадах, мероприятиях и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.