Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»
Оценка 4.8

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология +2
Взрослым
19.04.2018
Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»
Цели урока: • Обучающая: Определить с учащимися суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. • Развивающая: Развивать интеллектуальные умения (умение оценивать исторические процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы), учить аргументировано и логично доказывать свою точку зрения, развивать монологическую речь учащихся. • Воспитательная: Способствовать развитию интереса к событиям отечественной истории, воспитанию любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. Задачи: • обогащать нравственно-эстетическое сознание учащихся теми • научными и художественными открытиями, которые сделали учёные и писатели в поисках ответов на извечные и неразрешимые вопросы; • учиться работать с текстом; находить “ключи” в нём для ответа на вопрос;
Интегрированный урок Генетика на службе у революции.doc
Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции» Цели урока:  Обучающая: Определить с учащимися суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии  жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Развивающая: Развивать интеллектуальные умения (умение оценивать исторические процессы и  явления, обобщать, сравнивать, делать выводы), учить аргументировано и логично доказывать свою  точку зрения, развивать монологическую речь учащихся. Воспитательная: Способствовать развитию интереса к событиям отечественной истории, воспитанию  любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины.   Задачи:    обогащать нравственно­эстетическое сознание учащихся теми научными и художественными открытиями, которые сделали учёные и писатели в поисках ответов на  извечные и неразрешимые вопросы; учиться работать с текстом; находить “ключи” в нём для ответа на вопрос; Оборудование: роман Ч.Айтматова портреты учёных­биологов, Ч. Айтматова;    фрагменты из 3­й симфонии Бетховена и из 5­й симфонии Шостаковича;  оборудование для исследований. Словарь: Концепция – система взглядов на что­нибудь, основная мысль  Суть – самое главное, существенное   Истинный – действительный, настоящий, правдивый  Ложный – ошибочный, неправильный, мнимый   Антитеза – противопоставление. Генетика – (от греч. — происходящий от кого­то) — наука о  закономерностях наследственности и изменчивости. Евгеника – (от греч. — “хорошего рода”, “породистый”) — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств.   Экспериментатор – учёный, занимающийся опытами План урока ­ “Зло сменяется злом, оставляя семена свои для следующего зла...” ­ “Зло, сотворённое, не уходит бесследно, безответно вместе с теми, кто его творил, а оседает где­то в бункерах  генетики до поры до времени” 1. “Два призрака спорят о жизни и смерти” 2. “Генетика из таинства биологии превращается в политику” 3. “Иксроду терять нечего, его рука не дрогнет нанести ядерный удар” 4. “Киты плыли клином, как журавли в небе, могуче вспарывая волны, они шли в единой устремлённости, не  нарушая сложившегося хода”. Ход урока “Здесь нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. Есть только побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия”. (Б.Васильев) “Каждый волен делать выводы сообразно своим понятиям и устремлениям души”. (Ч. Айтматов) 1. Организационный момент. ­ звучит музыка Бетховена, симфония мощи и космичности. Музыка ­ это одна из неисчислимых трансформаций солнечной энергии, она исходит из недр Вселенной, а  композитор, как рада, улавливает музыку из космоса, формирует её, гармонизирует, делает ее конкретно  звучащей”. /Айтматов/ Вступительное слово учителя. На долю человека выпадает много испытаний. Испытание богатством. Испытание бедностью. Испытание  властью, любовью... Каждому свое. Но есть одно испытание, которое выпадает всем, ­ испытание временем.  Времена бывают стабильные, бывают ­ беспокойные, бывают времена глобальных перемен. Мудрые китайцы  говорили: “Не дай Бог тебе жить во времена перемен”. Каждому выпадает свое время. “Время дано. Это не  подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, расположившийся в нем”. И сегодня мы поговорим о том,  как живут и умирают люди в переходные периоды истории, времена революций и войн, и почему китайцы  считали такие периоды самым тяжелым испытанием для человека, а пожелание: “чтоб тебе жить во времена  перемен” — считалось самым страшным проклятьем. Слайд 2, 3 Лента времени. XX век 1904­1905 1905­1907 1914­1918 1917 1918­1920 Историческая  часть Русско­ японская  война Первая русская  революция Первая  мировая  война Вторая русская  революция Гражданская  война Слайд 4 “Неуживчивые, неугомонные призраки. Одинаковые с виду, одинаково приземистые, одинаково башкастые,  шептуны­собеседники. Фантомы, двое призраков, неразлучная пара”. (Ч.Айтматов “Тавро Кассандры”). Ленин и  Сталин у стен Кремля даже после смерти не перестают спорить. ­ О чём они говорят? Слайд 5 Посмотрите на иллюстрацию, вам она знакома? Это Площадь Революции в Челябинске. Она была так названа в честь большевистского переворота, который произошёл в России в 1917 году. В нашем  городе также сохранились топонимические названия о тех памятных временах. Слайд 6 – Фрагмент 1 Цель нашего урока – определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в  годы революции и гражданской войны. Исследования Н.Кольцова Многие исследователи обратились к евгенике, науке о способах улучшения генетических качеств человека.  Создавались евгенические общества. Одним из пионеров этого движения был Николай Кольцов – основатель  Московского института экспериментальной биологии. “Необходимо создать в результате мнения евгеники не просто человека разумного, а наиболее разумного,  необходимо развитие лучших генетических качеств человеческого рода” (Н.Кольцов) Неслучайно главный герой романа Ч.Айтматова “Тавро Кассандры” ­ Андрей Крыльцов, когда­то подброшенный  матерью к дверям детского дома. Исследования А.Богданова Согласно теории Александра Богданова, русского философа и революционера, самым быстрым способом  создания нового общества был обмен кровью. Слайд 7 ­ Фрагмент 2 Идея переливания крови, предложенная Богдановым в 20­е годы, была впервые изложена в фантастическом  романе­утопии “Красная звезда”, написанным в 1908 году. Это был один из первых научно­фантастических  романов в России. В романе рассказывается о приключениях русского революционера на Марсе. На этой  планете победил коммунизм, и местные учёные обнаружили, что переливание крови способствует оздоровлению человеческого тела. Всех жителей Марса объединяет кровное братство, и им почти удалось достичь  бессмертия. Первоначально Богданов обменивался кровью со своими соратниками. Богданов усмотрел в крови источник здоровья и источник омоложения. Это гениальная мысль. Богданов думал,  что защита от болезней в крови, и он был совершенно прав. Богданов считал, что обмен кровью между молодыми и старыми, больными и здоровыми необходим. Он был  уверен, что нашёл способ спасения человечества, устанавливая таким образом биологическую связь между  поколениями. Он верил, что это даст вторую молодость ветеранам революционного движения, а советская  молодёжь получит опыт, иммунитет и биологические факторы защиты. ­ Что происходит при переливании крови? (изъяли кровь, изъяли из тканей суммарные токсины и влили чужую, в которой этого ничего нет. Чувствуешь себя молодым и активным) Слайд 8     ­ Фрагмент 3 Во время 12 переливания крови Богданов умер. ­ Как вы думаете, что привело к смерти учёного? (не был изучен резус­фактор) Потом стали определять группы крови, такой службы не было в стране, её надо было создавать. Богданов  предлагал переливать при истощении, при анемии (а в то время люди мало ели, голодали, были худыми, у многих был туберкулёз, Эксперимент. ­ Рассмотрите анализы крови, сравните показатели гемоглобина в крови, лейкоцитов, СОЭ. Помимо опытов с переливанием крови, в это же время создавались первые лечебницы для лидеров  революционной элиты, где использовались самые разные виды лечебных практик. Одна из них – скипидарные  ванны. ­ Какими лечебными свойствами обладает скипидар? ­ Какова польза скипидарных ванн? Проведём небольшой опыт. Размешаем определённое количество жёлтого раствора скипидара в горячей воде  (37гр.), через 5 минут температура воды повысится. Скипидарные ванны открывают закрытые капилляры, восстанавливают снабжение кровью, обеспечивают  приток кислорода – жизнь тканей и клеток восстанавливается. Исследования И. Иванова Слайд 9     ­ Фрагмент 4а Слайд 10 – Фрагмент 4б ­ Что напомнил вам этот фрагмент? ­ Чем занимается профессор Преображенский в романе Булгакова “Собачье сердце”? Слайд 11 В середине 20­ых годов Московский институт экспериментальной биологии находился в центре научной жизни,  здесь проводились уникальные эксперименты. Например, удалось пересадить сердце жабе и изменить пол  шелкопряда. Однако, директор института Николай Кольцов запретил любые эксперименты с людьми. Он был  уверен, что попытки радикального изменения человеческой природы преждевременны. Но некоторые студенты  были настроены решительно. Среди них был Александр Серебровский, учёный, прославившийся в области  генетики домашней птицы. Он был сторонником искусственного осеменения, предложенного Ильёй Ивановым.  Вот ряд его смелых тезисов: искусственное осеменение от выдающихся деятелей революции, производство  идеального потомства. От одного выдающегося мужчины можно получить огромное количество детей, что  позволит очень быстро улучшить умственные и нравственные качества народа. Это ускорит эволюцию  человечества и откроет для страны путь в будущее. Обратимся к роману Ч.Айтматова “Тавро Кассандры”. Слайд 12 ­ Как решалась проблема искусственного выведения человека? (с.91­92) ­ Как планировалось выведение “иксродов” ­ беззаветных революционеров ХХI века? (с.97­99) ­ Как “миф о манкуртах переплетается с появлением новых людей ­ “иксродов”, которые положат конец  Отцовству и Материнству”? ­ Когда в А.Крыльцове заговорила совесть? Кто разбудил её? ( с. 106) Вскоре евгеника стала считаться реакционной наукой. Эксперименты 20­ых годов остались в прошлом. Исследования Павлова Слайд 13 ­ Фрагмент 5 Павлов прославился изучением условных рефлексов, у каждого из нас вырабатываются такие рефлексы. Если собаке можно привить рефлекс страха и повиновения, то почему это не нельзя сделать и человеку? “Изучение животных – это первая ступень изучения психики. Человеческая природа может вполне измениться  под действием Диктатуры Пролетариата” (Павлов). Троцкий был не согласен с Павловым: “ Теории условных рефлексов нет места в социалистической науке,  результаты опытов с собаками не применимы к человеческому обществу”. В Советском Союзе создавалась новая социальная среда, призванная перевоспитать человека.  Коммунистической партии нужны были научные обоснования для поддержания идеологии, и коммунисты нашли  их в теории Павлова, который говорил, что ведущую роль в формировании человеческой личности играет  именно окружающая среда. Павлов утверждал, что условные рефлексы формируются под влиянием окружающей среды. “Жизнь, свобода, достоинство – всё находится в руках государства, ­ писал Павлов, – всё гражданское общество превратилось в дрожащую однородную массу”. Но Павлов был нужен государству, он был лидером Советской  науки. “Вся наша жизнь состояла из экспериментов, наше правительство – тоже экспериментатор, только  несравненно более высокой категории. ...... Террор и насилие указывают на формирование рефлексов страха,  покорности и слепого подчинения”. Но именно этого и добивалось правительство. 2013 год объявлен Президентом годом Экологии. ­ Как реагирует природа в романе Ч.Айтматова “Тавро Кассандры” на происходящие события? ­ Каким представлен океан в романе? ­ Групповое самоубийство китов, противоречащее закону биологии, закону самосохранения вида, ­ что это?  Реакция мирового разума на земные события? (с.86) ­ Какова связь китов и совы, живущей на Спасской башне? С.61, 77­78, Вернёмся к плану урока. 1. “Два призрака спорят о жизни и смерти” 2. “Генетика из таинства биологии превращается в политику” 3. “Иксроду терять нечего, его рука не дрогнет нанести ядерный удар” 4. “Киты плыли клином, как журавли в небе, могуче вспарывая волны, они шли в единой устремлённости, не  нарушая сложившегося хода”. Итог. “В газете три объявления: смерть Филофея, гибель китов, мёртвая сова на мавзолее”. “Люди должны знать, что конец света – в беспрерывном накоплении зла в нас самих, в наших деяниях и мыслях,  и это сказывается на генетическом коде человека, приближая кризис. И будет поздно, когда грянет гром...” (85) “Вечность вечна сама по себе, а человеку положено продлевать кредит на вечность из рода в род единственным  способом — нравственным самосовершенствованием” (Ч.Айтматов)

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2018