Интегрированный урок (французский язык + литература) по теме "Мой Пушкин"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература +2
Взрослым
23.04.2018
Тип урока: урок-открытие.
Тема: Литературная постановка «Мой Пушкин». Любовь и дружба Пушкина-лицеиста. (Mise en scene littéraire Mon Pouchkine)
Цель: помочь каждому ученику открыть новое в личности А.С.Пушкина и в себе через театрализацию и интегрированное изучение русской литературы и французского языка.
Задачи:
• Познакомить с историческим материалом, связанным с жизнью юного Пушкина.
• Пополнить активный лексический запас по французскому языку через театральную деятельность.
• Развивать творческие способности учащихся через перевоплощение, сотворчество семиклассников.
• Воспитывать бережное отношение к слову и литературному наследию А.С.Пушкина, к отечественной истории.
Интегрированный урок по теме Мой Пушкин.doc
Интегрированный урок (французский язык +
литература) по теме "Мой Пушкин"
Тип урока: урокоткрытие.
Тема: Литературная постановка «Мой Пушкин». Любовь и дружба Пушкиналицеиста. (Mise en scene littéraire Mon
Pouchkine)
Цель: помочь каждому ученику открыть новое в личности А.С.Пушкина и в себе через театрализацию и
интегрированное изучение русской литературы и французского языка.
Задачи:
Познакомить с историческим материалом, связанным с жизнью юного Пушкина.
Пополнить активный лексический запас по французскому языку через театральную деятельность.
Развивать творческие способности учащихся через перевоплощение, сотворчество семиклассников.
Воспитывать бережное отношение к слову и литературному наследию А.С.Пушкина, к отечественной
истории.
ХОД УРОКА
“Mon ami, je vous parlerai la langue de l’Europe, elle m’est plus familière que la nôtre…”
(La lettre de Pouchkine à Tchaadaev, le 6 juillet 1831).
«Друг мой, я буду говорить с вами на языке Европы, он мне привычнее нашего…»
(Из письма А.С.Пушкина П.Я.Чаадаеву, 6 июля 1831 г.)
А.С.Пушкин Полное собрание сочинений в 10 томах, т.10,
Издво «Наука», Ленд, 1979, с.282, 658.
Scène 1
Импровизированная сцена класса оформлена следующим образом: справа – две скамьи, застеленные белыми
простынями, разделены ширмой (это комнаты Пушкина и Пущина), слева – столик с рукописью, подсвечником,
чернильным прибором, перьями. (это, в зависимости от обстановки, то приемная комната в Лицее, то лицейский
класс).
Звучит музыка. Вальс Свиридова «Метель».
Ведущий 1. Les évenements que nous allons vous montrer se déroulent au lycée, à Tsarskoé Sélo, en 1811. Le lycée a
été pour les lycéens l’école, le chezsoi et la famille. C’est ici qu’Alexandre Pouchkine a vécu 6 ans, dans la chambre
numéro 14. Et ces années, à vrai dire, sont les plus heureuses de sa vie. Le voisin de Pouchkine a été Ivan
Pouchtchine.
Ведущий 2. События, о которых мы вам расскажем, происходят в лицее, в Царском Селе, в 1811 году.
Лицей был для лицеистов школой, домом и семьей. Именно здесь Александр Пушкин прожил 6 лет, в комнате №
14. И годы эти, по правде говоря, были самыми счастливыми в его жизни. Соседом Пушкина был Иван Пущин.
Пущин Tu dors, Pouchkine?
Пушкин Pas encore. Et pourquoi?
Пущин Il fait froid. Le vent souffle et hurle. Tu entends?
Пушкин Oui, j’entends, Pouchtchine. Mais l’essentiel est ce que nous sommes tout à fait l’un près de l’autre.
Пущин C’est justement ce que j’ai voulu te dire. Tu sais, Pouchkine, si tu veux, nous pouvons être amis.
Пушкин Je le veux bien. Nous serons de bons amis. On ne delivrera jamais l’un l’autre. On sera des amis pour
la vie et la mort. D’accord?
Пущин D’accord. C’est entendu. Ведущий 2
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
(И.И.Пущину, 1826)
Scène 2.
(Оформление сцены такое же, как в сцене 1.)
Ведущий 1: Les lycéens étaient de bons amis. C’était aussi le temps de leur premier amour. Ils tombaient amoureux, ils
écrivaient des vers dans les albums de jeunes filles, ils composaient des épigrammes sur leurs adversaires.
Ведущий 2: Лицеисты были хорошими друзьями. Это было также время их первой любви. Они влюблялись,
писали стихи в альбомы девушек, сочиняли эпиграммы на своих соперников.
Родительский день в Лицее. Пушкин влюбляется в Екатерину Горчакову и пишет стихи в ее альбом.(Пушкин и
Пущин в своих комнатах разговаривают о родительском дне.)
Пушкин: Tu ne dors pas, Jeannot?
Пущин: Non. Je ne peux pas m’endormir. Et toi, Pouchkine, pourquoi tu ne dors pas?
C’était le jour de visites aujourd’hui. Tout va bien, n’estce pas?
Пушкин: Tu as vu Catherine? Elle est venue avec ses cousines pour visiter son frère. Jeannot,
Elle est tellement belle, tellement intelligente. Une vraie perfection !(Звучит музыка. Появляются девушки: Элен,
Катрин, Софи, Полин. Они беседуют друг с другом, кокетливо посматривая на воображаемых лицеистов).
Элен: Regarde, mon Ange, quel garçon. Il parait qu’il a sommeil.
Катрин: Ca ne fait rien. Regarde, quel joli vers il a écrit dans mon album. Il ne m’a paru point sommeilleux.
Элен: Comment s’appelletil?
Катрин: C’est Antoine Delvigue. Le baron Delvigue.
Софи: Et celuici est est le plus étrange de tous les garcons. Il est long comme un vermicelle.
Катрин: Ses vers sont aussi longs comme du vermicelle, et ennueux, en plus.
Полин: Mes Anges, tous les vers que vous avez lus sont très mauvais par rapport à ceux d’ Alexandre Pouchkine.
Элен: Mais qu’estce que tu dis? Estce que ce petit singe peut écrire quelque chose de bon? Je m’en doûte.
Полин: Ecoutez, s’il vous plaît.
Читает из «Мой портрет»
Vous me demandez mon portrait,
Mais peint d’après nature;
Mon cher, il sera bientôt fait,
Quoique en miniature !Je suis un jeune polisson,
Encore dans les classes;
Point sot , je le dis sans façon
Et sans fades grimaces.Vrai démon pour l’espièglerie, Vrai singe par sa mine,
Beaucoup et trop d’étourderie.
Ma foi, voilà Pouchkine.
Катрин: Mais c’est merveilleux! Tu me permets de recopier cette poésie, Pauline? (Звучит музыка. Действие вновь
переносится в Лицей. Пушкин и Пущин беседуют о родительском дне.)
Пушкин: Imaginetoi, elle a recopié mes vers dans son album. Elle les a apprecié ! Oh, quel bonheur !
Пущин: Mais tu es un vrai polisson, Pouchkine. Tu aimes les flatteries.
Ведущий 2:
Взглянув когданибудь на тайный сей листок,
Исписанный когдато мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной, сладостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья, –
Что было и не будет вновь…
И с тихими тоски слезами
Ты вспомни первую любовь.
(В альбом Пущину, 1817)
Scène 3.
Под музыку «Gaudeamus» в класс входят А.Пушкин, И.Пущин, В.Кюхельбекер и А.Дельвиг (у них в руках стулья).
Юноши садятся. Профессор Кошанский раздает лицеистам папки с листами бумаги и перьями.
Профессор
Пушкин
Пущин
Кюхельбекер
Дельвиг
Профессор
Профессор
Дельвиг
Профессор
Кюхельбекер
Профессор
Пущин
Пушкин
Профессор
Eh bien Messieurs, il nous reste encore 20 minutes. Voudriezvous essayer vos plumes en
attendant que la cloche sonne.
Nous écrirons des vers?
Nous écrirons des poesies?
Nous serons poètes?
On va essayer quand même.
Pourquoi pas? Alors, messieurs, pour la première fois, décrivez en vers un objet bien connu
pour vous, une rose.
(Лицеисты склонились над столами, заскрипели перьями).
Delvigue, lisez, s’il vous plait ce que vous avez écrit.
Pas mal. Et vous, Vilguelme?
Un peu pesamment ... Et vous, Pouchtchine, qu’estce que vous avez composé?
Je suis pret!
Vous êtes prets? C’est trop vite, il me semble. On dit: il ne faut pas se dépecher. Eh bien,
on vous écoute.
Пушкин (читает) Avezvous vu la tendre rose,
L’aimable fille d’un beau jour,
Quand au printemps à peine éclose, Elle est l’image de l’amour?
(В классе – удивленное молчание. Затем Пущин восклицает)
Пущин
Дельвиг
Профессор
Пушкин
Mais c’est charmant!
Vraiment! Je suis de même avis!
Профессор
Dites sincèrement, Pouchkine, vous l’avez emprunté quelque part, n’estce pas?
Moi, Monsieur le Professeur, jamais de la vie! Je ne ferai jamais passer les vers d’autrui
pour les miens!
Ne vous inquiétez pas. J’ai demandé parce que… parce que… euh… (Подходит к
Пушкину, вырывает из его тетради листок) Qui sait? Un jour, vous deviendrez peut
être un grand poète, et je vous donnerai ces vers sur une assiette d’argent comme votre
première experience poétique.
Юноши выходят на авансцену и декламируют под музыку стихи "Друзья мои, прекрасен наш союз!"
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
(19 октября, 1825)
Интегрированный урок (французский язык + литература) по теме "Мой Пушкин"
Интегрированный урок (французский язык + литература) по теме "Мой Пушкин"
Интегрированный урок (французский язык + литература) по теме "Мой Пушкин"
Интегрированный урок (французский язык + литература) по теме "Мой Пушкин"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.