Интегрированный урок географии и литературы для 8-го класса по теме "Озера России"
Оценка 4.8

Интегрированный урок географии и литературы для 8-го класса по теме "Озера России"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
география +1
8 кл
23.04.2018
Интегрированный урок географии и литературы для 8-го класса по теме "Озера России"
Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями крупнейших и интереснейших озер страны. Задачи урока: Познавательный аспект: 1. Формирование общих представлений об озерах России (доминирующая задача) 2. Установление соответствия между происхождением озер и районами их распространения 3. Изучение отдельных озер России Развивающий аспект: 1. Способствовать развитию основных умений организации самостоятельной и практической деятельности 2. Развитие коммуникативных умений в процессе совместной деятельности 3. Содействие развитию аналитико-рефлексивных действий 4. Развитие умения вести диалог 5. Развитие монологической связи Воспитательный аспект: Воспитание чувства товарищества, уважительного отношения друг к другу. Оборудование: 1. А.И.Алексеев . География России. Природа. 8 класс.: Учебник.-М.: Дрофа, 2002 2. Атлас по географии. 8 класс 3. Карты: Физическая карта России 4. Презентация Power Point 5. Дополнительная литература 6. Статистические материалы
Озера России.doc
Интегрированный урок географии и литературы для 8- го класса по теме "Озера России" Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями крупнейших и интереснейших озер страны. Задачи урока: Познавательный аспект: 1. Формирование общих представлений об озерах России (доминирующая задача) 2. Установление соответствия между происхождением озер и районами их распространения 3. Изучение отдельных озер России Развивающий аспект: 1. Способствовать развитию основных умений организации самостоятельной и практической деятельности 2. Развитие коммуникативных умений в процессе совместной деятельности 3. Содействие развитию аналитико­рефлексивных действий 4. Развитие умения вести диалог 5. Развитие монологической связи Воспитательный аспект: Воспитание чувства товарищества, уважительного отношения друг к другу. Оборудование: 1. А.И.Алексеев . География России. Природа. 8 класс.: Учебник.­М.: Дрофа, 2002 2. Атлас по географии. 8 класс 3. Карты: Физическая карта России 4. Презентация Power Point  5. Дополнительная литература 6. Статистические материалы Требования к уровню подготовленности учащихся (Стандарт основного общего образования учащихся) Знать/понимать 1. основные географические понятия, термины 2. географические особенности природы России Уметь 1. находить в разных источниках необходимую информацию 2. определять местоположение географических объектов 3. выявлять эмпирические зависимости 4. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности 1. Организационный момент. Ход урока Здравствуйте! Я рада видеть вас! Мне приятно отметить, что сегодня на урок вы пришли в хорошем настроении,  значит, работа будет плодотворной. Слайд1 Добрый день! Данный слайд необходим для создания в начале урока хорошего настроения. 2. Актуализация знаний То о чем мы будем говорить сегодня, может быть литературным местом, поэтическим , заповедным,  историческим, источником богатства и вдохновителем для создания прекрасной музыки, местом отдыха. О чем  же пойдет разговор? Конечно, это озера ­ голубые очи России. Слайд 2 Итак, Тема урока: Озера России А вот так, поэтически красиво, передал нам свое восприятие озера А.Блок: Как женщина усталая, оно Раскинулось внизу и смотрит в небо, Туманится и даль поит туманом, И отняло у неба весь закат. («Над озером») Данный слайд знакомит учащихся с темой урока и показывает образно ее (через музыку, фото). 3. Целеполаганание. О чем бы вы хотели поговорить сегодня на уроке? Что вас интересует по данной теме? Мне бы сегодня хотелось, чтобы вы вспомнили ранее изученный материал по данной теме и активно работали в  течение урока. Запишите в тетради цель, которую вы поставили перед собой, когда определили тему урока. Может кто­то хочет нас познакомить со своей целью? (Несколько человек зачитывают). 4. План урока. Ребята! Для успешного изучения темы, нам необходимо составить план урока. Вы уже имеете представление об  озерах мира, поэтому можете предлагать варианты по данной теме. (Учащиеся предлагают свои варианты плана урока, учитель из предложенного делает выводы и на  экране высвечивается план урока.) Слайд 3 План урока 1. Общая характеристика озер России 2. Практическая работа 3. Характеристика отдельных интереснейших озер России. 5. Повторение ранее изученного материала. Каждое слово что­нибудь означает. Я предлагаю вспомнить значение слова «озеро». Слайд 4 На экране приведены три определения. Нужно выбрать правильное. 1. Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа 2. Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем 3. Постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении (учащиеся называют ответ 2 и  объясняют почему) Велик и разнообразен мир озер. Есть водоемы, огромные, как моря, и столь малые, что измеряются квадратными метрами. Такого разнообразия и такого количества озер, как в России, нет ни в одной стране мира. Как вы думаете, сколько озер насчитывается в нашей стране? Ответ: Более 1 млн. Вы сказали, что озеро­ это природное углубление, а углубление­ это котловина, образованная на земной  поверхности. Озерные котловины имеют разное происхождение. Какое? (Ответы учащихся). Слайд5 Классификация озерных котловин по происхождению Данный слайд напоминает учащимся ранее изученный материал и помогает представить образно данные озера. Проанализировав ваши ответы можно составить следующую схему «Классификация озерных котловин по  происхождению». Озера отличаются не только по происхождению, но и по размерам, глубине, цветом, свойствами воды, составом  и численностью населяющих их организмов. Как еще озера отличаются друг от друга? Слайд 6 Данный слайд напоминает учащимся ранее изученный материал и помогает представить образно  данные озера. Звучит приятная музыка во время выполнения практической работы. Обратите внимание на и схемы и дайте ответ. Ответ: сточные и бессточные. А сейчас обратимся к карте и найдем на ней два озера: Байкал и Балхаш. Чем они отличаются друг от друга? Ответ: пресное и соленое. 6. Практическая работа. На столах у вас лежат 4 конверта. В первом конверте перечислены типы озерных котловин. Во втором ­ даны их  описания, в третьем указаны примеры, а в четвертом ­ районы распространения озер. Вы должны установить  соответствия. Работаете в парах. Время на выполнение практической работы ­ 7 минут (через 7 минут на экране появляется  правильный вариант выполненной практической работы). Конверт 1. Типы озерных котловин 1. Тектонические 2. Вулканические 3. Ледниковые 4. Остаточные 5. Запрудные 6. Карстовые 7. Озера­старицы Конверт 2. Описания происхождения озерных котловин 1. Озера, сформировавшиеся на территориях, подвергшихся материковому оледенению 2. Возникают при загруживании водотока оползнями, обвалами, лавовыми потоками 3. Образовались при меандрировании рек, старое русло реки 4. Они располагаются в воронках, провалах и пещерах, образованных в областях, сложенных растворимыми породами 5. Это обычно самые глубокие озера, образованные на месте провалов земной коры 6. Образовались в кратерах вулканов 7. Озера, образованные из остатков древних морей Конверт 3. Примеры озер 1. Байкал 2. Каспийское море­ озеро 3. Кроноцкое 4. Ладожское 5. Озера Кунгурской ледяной пещеры 6. Рица 7. Большой Ильмень (озеро ­ старица Волго­Ахтубинской поймы) Конверт 4. Районы распространения озер 1. Полуостров Камчатка 2. Горные районы юга Сибири 3. Кавказ и другие горные районы 4. Поймы рек 5. Северо­ западная часть России 6. Пермский край (Кунгур) 7. Юг Восточно ­ Европейской равнины Слайд 7 Данный слайд позволяет учащимся сверить правильность выполнения практической работы. Правильный ответ: 1.Тектонические 5.Это обычно самые глубокие озера,  1.Байкал образованные на месте провалов земной  коры 2.Вулканические 6.Образовались в кратерах вулканов 3.Кроноцкое 3.Ледниковые 1.Озера, сформировавшиеся на  территориях, подвергшихся  материковому оледенению 4.Ладожское 4.Остаточные 7.Озера, образованные из остатков  древних морей 2.Каспийское море­  озеро 2.Возникают при загруживании водотока  оползнями, обвалами, лавовыми  потоками 6.Рица 5.Запрудные 6.Карстовые 2.Горные районы  юга Сибири 1.Полуостров  Камчатка 5.Северо­  западная часть  России 7.Юг Восточно –  Европейской  равнины 3.Кавказ и другие  горные районы 4.Они располагаются в воронках,  провалах и пещерах, образованных в  областях, сложенных растворимыми  породами 5.Озера Кунгурской  ледяной пещеры 6.Пермский край  (Кунгур) 7.Озера­ старицы 3.Образовались при меандрировании рек, 7.Большой Ильмень  4.Поймы рек старое русло реки (озеро­ старица Волго­  Ахтубинской поймы) 7. Изучение нового материала. Слайд 8 Характеристика отдельных интереснейших озер России Фотографии помогают представить разнообразие озер. Слайд 9 Необходим для создания образа озер данного происхождения. Остаточные озера. Сначала зачитать цитату из книги А.Никитина «Хождение за три моря». «Се написах грешное свое хождение за три моря: первое море Дербентское». О каком море идет речь? Отрывок из книги А.Г.Касымова «Каспийское море». «Это море имеет около 70 названий. Так, арабы называли его Гирканским ­ по названию прибрежной страны  Гиркания (страна волков), Абескунским, Джурджанским, Дайлемским, Кользумским, Хазарским ­ по  наименованию народа хазаров, живших на северо­ западном побережье моря. Китайцы называли его Сихай  (Западное море), турки­ Кучук­Дениз, татары­ Ак­Дениз. Русские называли его Хвалынским…» Современное название ­ Каспийское море, по названию исчезнувшего народа каспиев (коневодов). П.Вяземский посвятил стихотворение этому море­озеру: Море широкое, море пространное,  В дальнем мерцании с небом слиянное, Солнцем согретое, море лазурное Под непогодою темное, бурное. Слайд 10 Это самое большое по площади озеро на Земле ­ Каспийское. Слайд 11 Географическая характеристика моря – учебник с. 310 Общая длина береговой линии 7000 км Общая площадь 378400 км² Объем воды Длина Ширина Средняя глубина Наибольшая глубина Соленость 78100 км³ 1030 км 435 км 180 м 1025 м 12  промилле Происхождение Каспийского моря Каспийское море не раз на протяжении своего существования меняло свой облик и размеры, пока не приняло  современный облик. Оно то сильно сокращалось, то расширялось. В мезозойскую эру на месте Каспийского,  Черного, Аральского и Азовского морей тянулось древнее море Тетис. Оно сообщалось на западе с  Атлантическим, а на востоке с Тихим океаном. Слайд 12 Необходим для создания образа озер данного происхождения. Видеосюжет о Байкале помогает дать  географическую характеристику озера. Тектонические озера. С озерами тектонического происхождения вы знакомы с 7 класса и помните озера Африки­ Ньяса и Танганьика,  а сейчас вы познакомитесь с еще одним озером России. Золотое озеро ­ зовут его алтайцы Лама – море ­ эвенки Далан ­ Нор (Великое озеро)­ монголы Бай – Куль ­ богатое озеро ­ тюрки О каком озере пойдет речь? Ответ: Байкал (просмотр видеосюжета о Байкале) У вас на столах лежит Легенда о Байкале и Ангаре. Прочитайте ее и найдите на карте реки, которые  упоминаются в ней. Легенда о Байкале и Ангаре Было у Байкала 336 сыновей. В черном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И  сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду с гор в огромную  котловину. То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на  наряды и разные прихоти. Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его  красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого  богатого Иркута. Еще строже стал он стеречь дочь, спрятал ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь. Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить  Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах. Проснулся от шума Байкал, рассердился. Бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой.  Все дальше убегала Ангара от разъяренного отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но  не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут ее люди Шаманским  Камнем. Разбушевавшийся старик все кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз:  «Обернись, Ангара, обернись!» И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев. Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю. Озеро Байкал ­ самое глубокое озеро на земном шаре. Наибольшая глубина его­ 1637 метров. Слайд 13 Представлены виды всех географических объектов, упомянутых в легенде. Слайд 14 Необходим для создания образа озер данного происхождения. Леонид Леонов сказал о Байкале: «Байкал не только бесценная чаша с живой водой, но кроме того часть  нашей души». В Байкале проживает 2600 видов растительного и животного мира, большинство из них ­ эндемики. Вот почему  Байкал надо беречь. Слайд 15 Чтобы поговорить об охране озера и было предложено данное  стихотворение А.Вознесенский посвятил Байкалу стихотворение «Озеро». Я ночью проснулся. Мне кто­ то сказал: «Мертвое море ­ священный Байкал». Я на себе почувствовал взор,  Будто я моря убийца и вор. Слышу­ не спит иркутянин во мгле. Курит. И предок проснулся в земле. Когда ты болеешь, все мы больны. Байкал, ты хрустальная печень страны. И кто­ то добавил из глубины: «Байкал­ заповедная совесть страны». Плыл я на лодке краем Байкала, Вечер посвечивал вполнакала. Ну неужели наука солгала Над запрокинутым взором Байкала? И неужели мы будем в истории­ «Эти, Байкал загубили которые?» Надо вывешивать бюллетень, Как себя чувствует окунь, тюлень. Это не только отстойников числа­ Совесть народа должна быть чистой. Вот почему, указав показуху, Борются наши прорабы духа, Чтоб заповедником стало озеро, Чтоб его волны не целлюлозило, Чтобы никто никогда не сказал: «Мертвое море­ священный Байкал» 8. Закрепление изученного материала Вы так хорошо сейчас поработали. Я предлагаю встать и найти прикрепленные листы с описанием озер.  Зачитать это описание и показать озеро на карте. 1. Это озеро­ море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими  животными морского происхождения (Каспийское) 2. Это озеро­ самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера  славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни­  единственная связь страны с осажденным Ленинградом (Ладожское) 3. Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась  здесь природа в первозданном виде. Алтын­ Коль (Золотое озеро)­ такое название алтайцы дали озеру  за чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби­ река  Бия. 4. Еще при Петре 1 проложили русские люди «государеву дорогу» от студеного моря к озеру и по ней  волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает­ Свирь. На одном из островов расположен храмовый комплекс­ Кижи. (Онежское) 5. А это озеро­ исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло  знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Котловина озера  ледникового происхождения. (Чудское) 6. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода, вечной мерзлоты, на одноименном полуострове.  Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь водятся великаны Арктики­ овцебыки. (Таймыр) 7. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое­ ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. (Байкал) 8. Это крупное дальневосточное озеро страны. По нему проходит государственная граница России с  Китаем. На нем растут самые красивые лотосы и водятся беспанцирные черепахи. (Ханка.) 9. Это самое соленое озеро России. Находится оно возле реки Волги. Соленость воды в озере ­ 40  промилле. (Баскунчак) 9. Подведение итогов урока. Вот и к концу пришел урок Нам подводить пора итог. В ходе знакомства с особенностями озер России можно сделать следующий вывод: Слайд 16 Россия ­ страна озер. Происхождение озер разнообразно. История страны и русского народа тесно связана с  озерами. В настоящее время ухудшается состояние вод во многих озерах. Уже сейчас необходимо  предпринимать меры по сохранению их. Данный слайд помогает зрительно запомнить вывод. Работая сегодня на уроке, вы рассуждали, отвечали на вопросы, устанавливали причинно­следственные связи,  анализировали, делали выводы. Мы с вами вспомнили много терминов и определений, узнали много нового. Все это нужно, для того чтобы вы могли применить полученные сегодня знания в различных жизненных  ситуациях. 10. Домашнее задание Домашнее задание будет необычным: 1. Нарисовать озеро Байкал 2. Написать стихотворение об озере 3. Придумать сказку об озере 11. Рефлексия. Откройте свои тетради, еще раз прочитайте записи, сделанные в начале урока. Что вы можете сказать об уроке, о своей работе на уроке? Удивило вас что­нибудь на уроке, или все знакомо и никаких чудес нет? Что вы хотите  пожелать мне, как учителю? (Дети отвечают). Слайд 17 Спасибо! Пусть мир ваш будет добрым, чистым, светлым! Данный слайд помогает учащимся сохранить хорошее отношение к предмету.

Интегрированный урок географии и литературы для 8-го класса по теме "Озера России"

Интегрированный урок географии и литературы для 8-го класса по теме "Озера России"

Интегрированный урок географии и литературы для 8-го класса по теме "Озера России"

Интегрированный урок географии и литературы для 8-го класса по теме "Озера России"

Интегрированный урок географии и литературы для 8-го класса по теме "Озера России"

Интегрированный урок географии и литературы для 8-го класса по теме "Озера России"

Интегрированный урок географии и литературы для 8-го класса по теме "Озера России"

Интегрированный урок географии и литературы для 8-го класса по теме "Озера России"

Интегрированный урок географии и литературы для 8-го класса по теме "Озера России"

Интегрированный урок географии и литературы для 8-го класса по теме "Озера России"

Интегрированный урок географии и литературы для 8-го класса по теме "Озера России"

Интегрированный урок географии и литературы для 8-го класса по теме "Озера России"

Интегрированный урок географии и литературы для 8-го класса по теме "Озера России"

Интегрированный урок географии и литературы для 8-го класса по теме "Озера России"

Интегрированный урок географии и литературы для 8-го класса по теме "Озера России"

Интегрированный урок географии и литературы для 8-го класса по теме "Озера России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018