Работа с детьми по формированию и развитию художественно - творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
Дьяконова Людмила Николаевна – учитель ИЗО
МОАУ «СОШ № 56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права» г. Оренбурга
Занятия изобразительным искусством меняет восприятие, учит детей по-новому видеть мир. Прежде всего формируется тонкость и дифференцированность восприятия, которая нужна во всех видах деятельности. Не даром в Японии изобразительный цикл состоит в ряде обязательных предметов, как и математика, язык и пр.
Помимо тренировки и развития самых разных качеств восприятия, которые интегрируются в специфическом художественном видении, занятия изобразительной деятельностью способствуют формированию образно-пространственного мышления. Художественный образ, в свою очередь, интегрирует в себе всю полноту конкретного и сущного в предмете и явлении действительности, всеобщего и единичного. Такая диалектичность мышления является его основной, высшей формой познания и творчества.
Все элементы творческого процесса – самостоятельность видения, комбинаторная поисковая активность, сочетание индивидуального с направленностью на всеобщее – могут быть сформированы средствами изобразительного искусства.
Творчество всегда индивидуально, поэтому развитие творческих способностей не возможно без опоры и учета всех сторон индивидуальности.
Именно на эти развиваемые структуры индивидуальности необходимо опираться при формировании творческих способностей средствами изобразительного искусства. При развитии специальных способностей к изобразительной деятельности формируются и воспитываются множества личностных качеств. Это прежде всего волевое качество, в основе которых лежит способность к преодолению трудностей. Особенно интенсивно может тренироваться такое качество, как стремление к саморазвитию и самосовершенствованию при «ясной» и «зримой» результативности таких усилий.
Активное приобщение к изоискусству формирует чувства эмпатии, способности к сопереживанию, эстетический и художественный вкус, широту мировоззрения, духовные потребности.
Главным источником духовных потребностей является включение во всеобщий созидательный процесс. В условиях школьного обучения эту функцию наиболее оптимально может выполнять изобразительное искусство. Все перечисленные способности могут быть сформированы, если каждый из них войдет в цель деятельности ученика и учителя.
Первым условием при котором возможно формирование творческих и общих способностей учащихся средствами изобразительного искусства – это включение развития разных компонентов этих способностей в цель учебной деятельности.
Средствами изобразительного искусства в каждом возрастном периоде должны развиваться те стороны способностей, которые соответствуют естественным ступеням развития, с одной стороны, а с другой – соответствуют возрастным потребностям и возможностям учащихся.
Вторым условием является опора на индивидуальный уровень развития всех компонентов способностей.
Дети приходят в школу с готовностью учиться. Поэтому детям нельзя просто «позволять рисковать на уроках», их нужно направлять и учить. В младших классах школы объектом развития являются:
а) двигательные навыки, способность управлять ручными движениями в разных видах изобразительной деятельности;
б) познавательные процессы – восприятие, память, воображение, а также способность к обрознопластическому и эмпатическому видению, а так же к мышлению;
в) тренировка операций творческого типа, связанных с преобразованием, комбинаторикой, соединением не соединимых вещей.
В соответствии с этими задачами младшей школы, строится система предварительных тестовых заданий, направленных на выявление уровня развития перечисленных навыков и умений у каждого ученика и класса в целом. В соответствие с полученными результатами, строится системы развивающих упражнений.
В средней школе, когда начинается интенсивный поиск своих способностей и возможностей, созревает потребность в самостоятельности и самовыражении, в качестве стимула для развития интеллектуальных способностей и двигательных навыков наиболее эффективно выступает самостоятельный поиск выразительных средств в изоискусстве, овладения языком искусства.
Главная задача в данном возрастном периоде – развитие интеллектуально-творческих операций и таких качеств ума, как широта, гибкость, глубина. Учащийся должен выступать по отношению к своей работе одновременно как художник, как зритель и как критик. В конце этого периода обучения, ученик должен владеть основными навыками и операциями творческого поиска. Заключительный этап, приходящийся на старшие классы школы, должен быть посвящён развитию творческих способностей, как целостного образования средствами изобразительного искусства.
Процесс творчества имеет специфические фазы – подготовительную, поисковую, исполнительскую. В соответствии с качественными характеристиками этих фаз и определяются творческие способности. Для творческого человека характерна интеллектуальная инициатива, т.е. способность самостоятельно ставить проблемы, находить наиболее интересные и новые темы в искусстве и способы их решения.
Вторая, поисковая фаза творческого процесса, должна быть направлена на способ воплощения одной и той же темы в разных видах и материалах искусства. Тренировка в этом направлении дает, помимо широты мышления и его обобщенности, глубину понимания соотношения содержания и формы в искусстве, позволяет понять глубинный смысл новых направлений в изобразительном искусстве, а отсюда и общих тенденций в духовном развитии общества.
Исполнительская фаза творческого процесса, связанная с конкретным воплощением замысла в разные виды и материалы изобразительного искусства, является наиболее благоприятной для развития одного из существенных компонентов творческих способностей – потребность в труде и самосовершенствовании.
Третье условие, при котором изобразительное искусство может стать средством развития художественно-творческих способностей, это вариация форм контроля за развитием в разные возрастные периоды.
В младшем возрасте первостепенное значение для ребенка играет оценка взрослого, который, помимо того, что может ставить перед ребенком задачи для развития, должен оценивать их только по отношению к индивидуальным достижениям каждого.
В среднем возрасте должна быть ориентировка на коллективную оценку сверстников по принципу «решил – не решил» ту или иную проблему.
В старшем возрасте главным критерием становятся результаты в количественной и качественной их оценки.
Для успешной работы с детьми я провожу мониторинг на уроках ИЗО, результаты которого являются показателями как работать с отдельными учащимися для повышения творческой активности и развитию художественно-творческих способностей.
Диагностика обучаемости творчеству.
Для определения готовности ученика к освоению творческих операций, проводится двойное выполнение однотипных заданий: в первом случае задание выполняется без подсказки принципов решения данного задания «творчески», а во втором - подсказываются пути творческого решения.
Ученика просят дополнить набор элементов (две прямые линии, полукруг, треугольник без одной стороны, прямоугольник без одной стороны, наклонную линию и точку) до полных, осмысленных фигур. Во втором, третьем классе - подписать их названия.
После выполнения первого задания делается его разбор. Ученикам говорят, что при творческом решении его учитываются следующие показатели:
а/ «выход» за пределы элементов, когда они становятся основанием ассоциативной комбинации, целостной картины;
б/ рисунки разнообразны, относятся к разным категориям;
в/ под ними стоят оригинальные подписи (в старших классах).
Затем учащимся предлагается повторить задание новых элементов с учетом сказанного.
Показателем служит легкость смены стиля выполнения задания. Выполнение его на прежней основе или более худшее по сравнению с первым, показатель низкой обучаемости.
Задание позволяет выявить и специфические проявления обучаемости – адекватность реакции на один из каких-либо компонентов инструкции. Например, после инструкции ребёнок даёт разнообразие рисунков, не обращая внимания на другие показатели творчества. Сопоставление выполнения заданий 6 и 7 типов, даёт основание для суждения о том, какой уровень стимуляции необходим ученику.
Некоторые ученики выполняют творчески только самое первое задание - рисунки типа чашечек. Другие - только самые сложные, т. е. такие, когда заранее программируется творческое решение, а чашечки рисуют формально, небрежно.
Это даёт основание педагогу судить о том, какого типа задания наиболее подходят конкретному ученику.
На уроках изобразительного искусства и в работе с отдельными учащимися необходимо применять тренировочные и развивающие упражнения, направленные на развитие художественно – творческих способностей учащихся
Тренировка двигательного навыка.
Упражнение 1 типа. Дополнение элементов до полных фигур, завершение рисунка. С опорой на готовый элемент, при ограниченном размере движения, ребенок приобретает навык быстрее, при постепенном увеличении количества элементов для дополнения, увеличение амплитуды движения, оно скоро стабилизируется, приобретает необходимую уверенность и гибкость.
Упражнение 2 типа. Ученику дается задание, равномерным коротким штрихом и только штрихом рисовать тематические задания.
Упражнение 3 типа - изображение предметов, а также простого орнамента. Например, шарика с кубиком, который повторяется не менее 10 раз.
Упражнение 4 типа – изготовление из пластилина простейшего орнамента. Например, шарика с кубиком, который повторяется не менее 10 раз.
Упражнение 5 типа. Дается задание слепить фигуру снеговика из пластилина с последовательным увеличением объема шариков.
Упражнение 6 типа. Ученик из пластилина делает сначала колбаски, а затем из них делает разные предметы, например, кружку, наворачивая колбаски одну на другую и пр.
Упражнение 7 типа – работа с трафаретками, обрисовывание фигур и пр. К этому упражнению прибегают в начале и конце тренировок.
Тренировка зрительно – двигательной координации.
Упражнение 1 типа. Срисовывание любого русского орнамента с образца и расположение его по краям формата листа как раму для дальнейшей работы. Срисовывание с образца разной сложности.
Срисовывание с образца должно строиться по результатам диагностики в зависимости от уровня сложности исполнения, который доступен ученику, а также от степени точности восприятия, умения подмечать детали, от количества увиденных деталей, т.е. объема восприятия. При этом ученик должен знать стоящую перед ним задачу.
Тренировка воображения.
Упражнение 1 типа.
Преобразование предмета в более красивую и удобную форму. Например, тарелку, стакан, пенал и т.д. Преобразованные предметы потом зарисовать. От простых предметов можно переходить к более сложным.
Упражнение 2 типа.
Придумать, а потом изобразить новое использование знакомых предметов. Например, корыта, лыжной палки, коробки из-под ботинок, банку из-под консервов и т.п.
Как вариант этого задания - всевозможные поделки из листов бумаги, которые делают в Японии до 200 видов, путем их складывания. Это слоники, крабы, куклы и т.д.
Упражнение 3 типа.
Соединение разных предметов для получения нового, более совершенного «комбайна». Можно отдельно давать тематические задания типа - транспорт, жилище, одежда и т.д.
Тренировка творческих способностей.
Тренировка творческих способностей происходит во всех изложенных выше упражнениях, однако в учебном процессе необходимо уже на этом этапе включать некоторые компоненты основных фаз творческого процесса в доступной для данного возраста форме.
Прежде всего, это относится к первой фазе- умению самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы в искусстве.
Это умение базируется на эмпатическом видении мира, т.е. на сочувствии и переживании горя и радости других людей.
На основе этого рождается отношение и оценка происходящего в мире, которая затем должна воплощать
В изобразительном искусстве это отношение выражается в форме подачи материала в линиях, красках, композиционном построении и образном решении. Учеников постепенно необходимо вводить в мир отношений и способ их передачи в изобразительном искусстве.
Упражнение 1 типа.
Формирование эмпатического видения. Рисование добрых и злых персонажей для мультфильма. Например, попросить нарисовать доброго, храброго, веселого мальчика и злого, драчливого хулигана. Или доброго и злого зверя, прилетевшего с другой планеты и несуществующего на нашей земле.
Можно попросить нарисовать лес на «доброй « и злой планете и ли построить там дома. Это может быть цветок, растущий на земле, и сорванный, валяющийся на дороге и т.п. Вариантов таких заданий много-главное, чтобы дети попытались выразить в рисунке свое отношение или сочувствие к нарисованному линейно.
Упражнение 2 типа.
Подбор красок для выражения своего отношения.
Например, две одинаковые тематические картинки, попросить учащихся раскрасить их так, чтобы видно было, что в одном случае это «доброе», а в другом случае - «злое» царство.
Упражнение 3 типа.
Изобразить какой-нибудь предмет, например, портфель, парту, к которой в одном случае относятся бережно, а в другом случае - небрежно.
Упражнение 4 типа.
Все примеры, которые описаны выше для диагностики образности, символичности мышления можно использовать для тренировки эмпатического видения.
Упражнение 5 типа.
Эти упражнения направлены на тренировку вариантной активности, как элементы второй фазы творческого процесса. Для этого можно использовать рисование чашек с установкой на их разнообразие и неповторимость формы. То же самое касается дополнения элементов до полных фигур, заполнения кругов и квадратов.
Можно предложить детям делать разнообразные изображения, используя два-три элемента – треугольник, круг, прямоугольник.
Для тренировки зрительной памяти полезен принцип опоры на какое – либо общее внешнее качество, присущее множеству предметов. Например, попросить ребенка вспомнить предметы, в основе которых лежит квадрат или вспомнить зверей и животных с маленьким хвостом, а затем нарисовать их.
Припоминая такие предметы, ребенок невольно репродуцирует в памяти зрительные образы этих предметов или животных, а затем, при встрече с ними (на картинках, в фильмах, или реальной жизни) невольно фиксирует внимание на этой детали или форме.
Учеников можно попросить посмотреть на окружающие предметы, найти в них общее и отличное, а затем попытаться воспроизвести в рисунке или лепном изделии (в зависимости от объекта рассмотрения ) аналогичные, виденные ранее. При посещении музеев также полезно рассматривать не все подряд, а «выискивать» картины, где главными «героями» являются дети или мужественные поступки людей и т.п.
Такого типа задания организуют и процесс запечатления, и процесс воспроизведения. Признаки, по которым происходит отбор предметов, становятся своеобразными «опорными сигналами» для воспроизведения.
Упражнения 3 типа.
Для тренировки зрительной памяти очень полезны игры-задания «На что похож?» предмет и что к нему можно добавить и прибавить, чтобы получилось что-нибудь новое. В этом случае предмет обрастает ассоциативными связями и легко запечатлевается.
Очень полезно для этого использовать шишки, ветки, корешки, листья деревьев, камни и т.п., особенно на первых стадиях обучения. Мысленная репродукция объекта в новом качестве обязательно происходит в зрительной форме, что способствует развитию этого вида памяти. Воспроизведение в рисунке или лепке закрепляет образы.
При развитии памяти очень важна установка на ее развитие, на запоминание, на сохранение образа. Поэтому повторение задания на следующем уроке (с предварительной установкой на это воспроизведение, но только уже без образца ) является хорошей тренировкой зрительной памяти.
Учащиеся со слабой зрительной памятью должны стремиться развить ее на каждом уроке по изобразительному искусству.
Методические рекомендации по применению тренировочных заданий и развивающих упражнений.
Тренировочные задания и развивающие упражнения необходимо применять на уроках изобразительного искусства:
- в процессе обучения творчеству;
- в процессе мониторинга;
- в процессе индивидуальной работы с учащимися;
- для коррекции умений учащихся.
При этом должна преследоваться цель повышения творческого потенциала и художественно – творческих способностей как учащихся в целом, так и отдельных индивидуумов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.