Интегрированный урок (литература + биология) на тему "Природа в повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: познакомить учащихся с изображением природы в повести М.М. Пришвина, со значение лекарственных растений в жизни человека, развивать интерес к изучению природы и литературы, воспитывать любовь к природе, стремление охранять её. Ход урока I.Оргмомент. Сообщение целей и задач урока. Учитель литературы. Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с повестью Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» и поговорим о значении богатств растительного мира в жизни людей. Учитель биологии. А спутником нашим станет мир растений с его многообразием и особенностями. II.Беседа по повести М.М. Пришвина. Учитель.. 1. Кто является главными персонажами повести «Кладовая солнца»? (Настя и Митраша). 2. Где живут ребята? (В деревне, недалеко от города Перееславль-Залесский.) 3. Когда происходят события? (Вскоре после окончания Великой Отечественной войны,) 4. С кем живут ребята? (Одни, потому что они осиротели.) 5. Лёгкая ли у них жизнь? (Нет, им приходится самим заниматься домашним хозяйством и помогать колхозу.) 6. Как Настя и Митраша относятся к трудностям жизни? (Они не унывают, делают всё охотно, с хорошим настроением, за это их любят все жители деревни и стараются им во всём помочь.) 7. Зачем ребята отправляются в лес? (Они хотели набрать клюквы. Все говорили, что эта ягода очень полезная.)
Иконка файла материала Природа в повести М.М. Пришвина.doc
Интегрированный урок (литература + биология) на тему "Природа в повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца"   Цели урока: познакомить учащихся с изображением природы в повести М.М. Пришвина, со значение  лекарственных растений в жизни человека, развивать интерес к изучению природы и литературы, воспитывать  любовь к природе, стремление охранять её. I.Оргмомент. Сообщение целей и задач урока. Учитель литературы. Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с повестью Михаила Михайловича  Пришвина «Кладовая солнца» и поговорим о значении богатств растительного мира в жизни людей. Учитель биологии. А спутником нашим станет мир растений с его многообразием и особенностями. Ход урока  II.Беседа по повести М.М. Пришвина. Учитель.. 1. Кто является главными персонажами повести «Кладовая солнца»? (Настя и Митраша). 2. Где живут ребята? (В деревне, недалеко от города Перееславль­Залесский.) 3. Когда происходят события? (Вскоре после окончания Великой Отечественной войны,) 4. С кем живут ребята? (Одни, потому что они осиротели.) 5. Лёгкая ли у них жизнь? (Нет, им приходится самим заниматься домашним хозяйством и помогать колхозу.) 6. Как Настя и Митраша относятся к трудностям жизни? (Они не унывают, делают всё охотно, с хорошим  настроением, за это их любят все жители деревни и стараются им  во всём помочь.) 7. Зачем ребята отправляются в лес? (Они хотели набрать клюквы. Все говорили, что эта ягода очень  полезная.)    Ш. Знакомство с биологическими особенностями растения –клюква.    Учитель . 1. Ребята, а что вы знаете о клюкве? (Это очень кислая ягода, она растёт в лесу, зимует под снегом и сладкой  становиться только после морозов. В ней много витаминов.) 2. Знаете ли вы,  к какому семейству, роду, классу относится это растение? (Нет.) Учитель биологии. ­ Клюква относится к классу двудольных, семейству брусничные. Это вечнозелёный стелющийся полукустарник,  широко распространённый в Европе, Азии и Северной Америке. Это растение встречается далеко на Севере, в  некоторых районах доходит до Полярного круга. ­В России клюква популярна с самых давних времён. В 18­19веке в Европе о клюкве почти не знали, один  французский путешественник рассказывал, что в России он сидел «под сенью величественной клюквы». На  самом деле болотная клюква (Oxycoccus palustris)  замечательна не размером (это стелющийся кустарничек), а  ягодами, которых в урожайных местах можно собрать по полторы тонны с гектара; на плантациях в США  собирали 10 и даже 22 тонны. Сбор ведут с помощью особых гребешков до самого снега. А к весне «болотный  виноград» только слаще становится. Портиться клюкве не даёт содержащаяся в ней бензойная кислота,  убивающая микробов. IV.   Клюква в повести М.М. Пришвина. Учитель . ­ Ребята, давайте прочитаем отрывки, посвящённые клюкве. (Чтение текста.) Учитель биологии. ­Какие ещё ягоды, кроме клюквы, упоминаются в отрывке? (Черника, брусника, голубика, костяника.) ­ Все эти ягоды относятся  к семейству брусничных, произрастают в смешанных лесах средней полосы и в  тундре, заходя далеко на север –даже на Новую Землю. Учитель литературы. 1. Вспомните, что называется эпитетами? (Красочные определения.) 2. Найдите их в тексте. (Брусника, кровяно­красная ягода; костяника, красно­рубиновая ягода.) 3. Что такое метафора? (Скрытое красочное сравнение.)4. Приведите примеры метафор? (Листочки, как крылышки; чернички сидят мелким горошком; место  кажется кровью полито; рубинчик в зелёной оправе; зелёная ниточка со многими клюквинками; ожерелье крупных кровяно­красных ягод.) V. Роль лекарственных растений в жизни человека. Учитель .     Ребята, Михаил Михайлович Пришвин очень красочно и поэтично описал растения наших лесов, но они  не только украшают природу, но и приносят много пользы людям. Как называются растения, используемые в медицине?( Лекарственные.) Растения семейства брусничных очень широко используются для лечения различных заболеваний.  Особенно популярна именно клюква, её назначают при гипо­ и авитоминозах, поскольку в ней  содержится очень много витамина С. Ягоды обладают мочегонными и противомикробными свойствами,  клюкву используют для лечения и профилактики различных заболеваний почек и желудка. А вы когда­нибудь лечились клюквой? (Да, при простуде клюквенное питьё утоляет жажду и снижает  температуру.)  Не забывайте о том, что растения приносят очень много пользы, относитесь к ним бережно, не  собирайте лишних, только то количество, которое вам может понадобиться. VI.Викторина. 1. Из списка растений выписать: I ряд –ягоды; II ряд –травы; III ряд –деревья. Зверобой, черника, берёза, ромашка, брусника, липа, клюква, рожь, каштан, земляника. 2. Запишите не менее 10 известных вам лекарственных растений. 3. Разгадайте кроссворд: ­   растение из зерна которого делают пшено (просо);     синий цветок, сорняк (василёк); лекарство, используемое для заживления ран, растущее вдоль дорог (подорожник); очень красивый и душистый весенний цветок (ландыш); весенний цветок с необычными листьями, одна сторона которых холодная и гладкая, другая неровная и  бархатистая, используется для лечения кашля (мать­и­мачеха). VII.Итог урока. Итак, ребята, сегодня мы поговорили с вами о роли лекарственных растений в жизни человека и  о произведении писателя­натуралиста Михаила Михайловича Пришвина, который очень хорошо знал и любил  родную природу, и старался в своих произведениях привлечь к ней своих читателей. VIII.Домашнее задание:   Подготовить пересказ отрывка о сборе клюквы Настей и Митрашей.