Природа не слепок, не безумный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев
Цели урока: познакомить учащихся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии 19 века, с многообразием растительного мира средней полосы; развивать интерес к изучению природы, к поэзии; воспитывать любовь к природе, стремление охранять ее.
Ход урока
I. Оргмомент. Сообщение целей и задач урока.
Учитель литературы: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Прежде всего потому, что вести его будут два учителя: учитель русского языка и литературы (Юлия Юрьевна) и учитель биологии (Ирина Вениаминовна). То есть урок у нас будет интегрированный.
Что же означает слово “интегрировать”? Обратимся к толковому словарю и уточним значение этого слова, поможет нам в этом лингвист. (Таранов Илья)
…Другими словами наш урок объединяет два учебных предмета: литературу и биологию.
Ребята, а как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? А определить тему нашего урока вам помогут стихотворные строки…
Интегрированный урок (литература + биология) по
теме "Русский лес". 5-й класс
Природа не слепок, не безумный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев
Цели урока: познакомить учащихся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии 19 века, с
многообразием растительного мира средней полосы; развивать интерес к изучению природы, к поэзии;
воспитывать любовь к природе, стремление охранять ее.
I. Оргмомент. Сообщение целей и задач урока.
Ход урока
Учитель литературы: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Прежде всего потому, что вести его будут два
учителя: учитель русского языка и литературы (Юлия Юрьевна) и учитель биологии (Ирина Вениаминовна). То
есть урок у нас будет интегрированный.
Что же означает слово “интегрировать”? Обратимся к толковому словарю и уточним значение этого слова,
поможет нам в этом лингвист. (Таранов Илья)
…Другими словами наш урок объединяет два учебных предмета: литературу и биологию.
Ребята, а как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? А определить тему нашего урока вам
помогут стихотворные строки…
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)
"Шагай!" поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алёшка!...
Ведь летом в лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зелёная
Мягче подушки!... (Борис Заходер)
(Русский лес)
Учитель биологии: Ребята, сегодня на уроке мы с вами пополним наши знания о многообразии растительного
мира, его распространении и значении в природе и жизни человека. Для этого мы отправимся в увлекательное
путешествие в мир леса.
Учитель литературы: А спутником нашим будет поэзия. Мы познакомимся с прекрасными произведениями
русских поэтов 19 века.
II. Обобщение знаний о растениях. Беседа по вопросам.
Учитель биологии: А чтобы наше путешествие состоялось, вам необходимо ответить на несколько вопросов.Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника).
Почему растения считают живым организмом?
Каково значение растений в природе?
Какие жизненные формы существования растений вы знаете?
Как подразделяют растения по продолжительности жизни?
III. Путешествие в мир растений и поэзии.
Учитель биологии: Итак, отправляемся путешествовать по лесу. Во время путешествия занесите в таблицу
названия растений, о которых вы узнаете (учитель раздаёт учащимся готовую таблицу).
Учитель литературы: Прочитаем эпиграф нашего урока.
– Как вы понимаете “душа, язык природы”? (Если внимательно вглядываться вокруг, природа – наш друг, если
мы будем любить ее, она нам вернет сполна своей красотой и добротой.)
Учитель литературы: Русские поэты в своих стихотворениях воспели неброскую красоту родной природы.
Поэзия 19 века – это неисчерпаемая сокровищница пейзажной лирики. Подобно художникам, поэты несколькими
штрихами рисуют выразительные картины природы.
Послушаем литературоведа. (Жовтовская Маша)
(Аполлон Николаевич Майков русский поэт, родился в Москве в 1821 году в старинной дворянской семье с
богатыми культурными традициями. Аполлон Николаевич очень любил природу, восхищался её красотой. Он
увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии.)
Давайте послушаем отрывок из стихотворения А.Н. Майкова “Пейзаж” и совершим с вами вместе с поэтом
прогулку в осенний лес. Слово чтецам. (Дергачева Даша)
Учитель биологии: Слушая стихотворение, не забывайте вносить в таблицу…
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь и нет конца пути...
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу...
Идешь, как будто по водам,
Нога шумит... а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят...
Грустная, но прекрасная пора осени навевает много разных чувств.
С каким чувством автор описывает осень? (Любовь и грусть)
В каких строках звучит грусть? Почему грусть?
Какими красками рисует поэт картину осеннего леса, его обитателей?
Какие цвета вы бы добавили, если бы вас попросили нарисовать осенний лес?
Найдите изобразительновыразительные средства. (Cравнения, олицетворения)
Какова их роль? Сейчас мы работали над поэтическим языком стихотворения, но красота природы удивляла и композиторов.
Послушайте песню Г.В. Свиридова “Осень”.
Идет прослушивание песни Свиридова.
– Какой характер музыки? (Лирический, напевный, грустный, спокойный)
– Какие картины осени вы представили?
Найдите строки в произведении, созвучные музыке.
Дыхательная гимнастика.
Учитель биологии: Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть
медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный
выдох чрез рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились,
начали.
Повторяем 3 раза.
Учитель литературы: Русский лес прекрасен и в зимнюю пору… Давайте послушаем отрывок из стихотворения
И.С. Никитина “Встреча зимы”. Но вначале слово литературоведу (Казаков Иван)
(Иван Саввич Никитин родился в1824 в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Ему нередко приходилось
бедствовать, но, несмотря на тяжелые жизненные условия, он все свободное время уделял чтению книг и
поэтическому творчеству.)
(Леонтьева Ольга)
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
...В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
Здравствуй, гостьязима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас,
Где угодно гуляй:
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Каково главное ощущение, которое возникает при прочтении? (Сказочность, торжественность).
Какие поэтические строки этого стихотворения вас особенно взволновали, покорили? Почему?
С каким чувством вы заканчиваете читать стихотворение?
Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?
Какие две картины противопоставляет поэт? Как называется этот прием противопоставления? (Антитеза). Как меняется настроение автора в стихотворении? Как он это показывает?
Какой образ надолго останется в вашей памяти?
Для кого из вас зима является любимым временем года?
Знакомство с картиной И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”.
– Посмотрите на картину И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”. Он нарисовал её в 1904 году, через 100 лет после
того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения,
как поэт и художник увидели и передали красоту зимней природы.
– Что вы чувствуете, рассматривая эту картину?
Учитель биологии: Ребята, в этих стихотворениях поэты нарисовали живую картину природы нашей средней
полосы. Давайте и мы вслед за поэтами ещё раз войдем ненадолго в лес.
Учитель литературы:
Когда ты входишь в лес,
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных
И строгой тишины,
Встречает грудь твоя так
Радостно и жадно
Дыханье влажных трав
И аромат сосны.
Учитель биологии: А сейчас мы предоставим слово биологам
(Сообщение Алексеевой Кристины о сосне)
(Сообщение Гурьяновой Вали о березе)
Просмотр клипа “Берёзы”.
Учитель биологии:
– Где используется берёза?
– Каковы места обитания?
Учитель литературы: Сейчас я предлагаю рассмотреть еще одну картину.
Какое время изображено на картине?
Как вы догадались?
Что приносит нам лес летом?
Может ктото узнал картину? (Пластов “Летом”)
Учитель биологии: Но лес – это не только растения, это еще и его обитатели. Кого можно встретить в лесу? За
помощью можно обратиться к таблице.
(Ответы детей).
Учитель литературы: Ребята, вы получили домашнее задание, найти стихотворения русских поэтов,
посвященных лесным животным. Кто хочет прочитать нам четверостишия?
(Ответы детей).
Учитель литературы: С каким чувством поэты изображают жителей леса в своих произведениях?
IV. Обобщение знаний. Беседа об охране растений.
Учитель биологии: Сегодня мы убедились, как многообразен мир леса. Как он ценен и для человека, и для
животных, и для самой природы. Мы с вами часть природы и должны бережно относиться к ней.В последнее время многие растения стали редкими, более 500 видов растений занесено в Красную книгу
Российской Федерации.
В нашей Чувашской Республике 243 вида растений подлежат строгой охране с полным исключением сбора.
Назовите эти растения.
Как мы с вами можем помочь природе?
V. Кроссворд.
Учитель биологии: А сейчас мы вам предлагаем ответить на вопросы кроссворда.
VI. Таблица.
VII. Итог урока (оценки за урок).
VIII. Рефлексия.
Учитель литературы: У вас на партах лежат листочки трех цветов: зеленые, желтые и зеленые, если вам урок
понравился и у вас хорошее настроение в конце урока, возьмите зеленый листок, если чтото не совсем
получилось, чтото было непонятно – желтый листочек, если вам было грустно, есть над чем поработать –
красный листочек. Предлагаю украсить нашу березу листьями.
Учитель литературы: Мы с вами сегодня на уроке совершили прогулку в осенний, зимний, летний лес. Я видела,
что увиденные пейзажи тронули ваши души, восхитили ваше воображение.
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Мы искренне желаем вам как можно чаще встречаться с красотой в жизни и оставить красивый и памятный след
на земле
Учитель биологии: Пусть это будет след любви и доброго отношения к природе. Ведь “Нет ничего
изобретательнее, чем природа”, говорил Цицерон, и мы с ним не можем не согласиться.
IX. Домашнее задание.
Домашнее задание по литературе: выучить наизусть любое стихотворение о природе России, или написать мини
сочинение “В осеннем/зимнем/ лесу”.
Домашнее задание по биологии: подготовить доклад о растении, занесенном в Красную книгу Чувашской
Республики, которое произрастает в окрестностях города Новочебоксарска.
Спасибо за урок!