Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Русский лес". 5-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Природа не слепок, не безумный лик, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И. Тютчев Цели урока: познакомить учащихся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии 19 века, с многообразием растительного мира средней полосы; развивать интерес к изучению природы, к поэзии; воспитывать любовь к природе, стремление охранять ее. Ход урока I. Оргмомент. Сообщение целей и задач урока. Учитель литературы: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Прежде всего потому, что вести его будут два учителя: учитель русского языка и литературы (Юлия Юрьевна) и учитель биологии (Ирина Вениаминовна). То есть урок у нас будет интегрированный. Что же означает слово “интегрировать”? Обратимся к толковому словарю и уточним значение этого слова, поможет нам в этом лингвист. (Таранов Илья) …Другими словами наш урок объединяет два учебных предмета: литературу и биологию. Ребята, а как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? А определить тему нашего урока вам помогут стихотворные строки…
Иконка файла материала Русский лес.doc
Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Русский лес". 5-й класс Природа не слепок, не безумный лик,  В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И. Тютчев Цели урока: познакомить учащихся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии 19 века, с  многообразием растительного мира средней полосы; развивать интерес к изучению природы, к поэзии;  воспитывать любовь к природе, стремление охранять ее. I. Оргмомент. Сообщение целей и задач урока. Ход урока Учитель литературы: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Прежде всего потому, что вести его будут два  учителя: учитель русского языка и литературы (Юлия Юрьевна) и учитель биологии (Ирина Вениаминовна). То  есть урок у нас будет интегрированный. Что же означает слово “интегрировать”? Обратимся к толковому словарю и уточним значение этого слова,  поможет нам в этом лингвист. (Таранов Илья) …Другими словами наш урок объединяет два учебных предмета: литературу и биологию. Ребята, а как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? А определить тему нашего урока вам  помогут стихотворные строки… Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит ­ И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. (И. Бунин) "Шагай!" ­ поманила Лесная дорожка. И вот зашагал По дорожке Алёшка!... Ведь летом в лесу Интересно, как в сказке: Кусты и деревья, Цветы и лягушки, И травка зелёная Мягче подушки!... (Борис Заходер) (Русский лес) Учитель биологии: Ребята, сегодня на уроке мы с вами пополним наши знания о многообразии растительного  мира, его распространении и значении в природе и жизни человека. Для этого мы отправимся в увлекательное  путешествие в мир леса. Учитель литературы: А спутником нашим будет поэзия. Мы познакомимся с прекрасными произведениями  русских поэтов 19 века. II. Обобщение знаний о растениях. Беседа по вопросам. Учитель биологии: А чтобы наше путешествие состоялось, вам необходимо ответить на несколько вопросов.Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника). Почему растения считают живым организмом? Каково значение растений в природе? Какие жизненные формы существования растений вы знаете? Как подразделяют растения по продолжительности жизни? III. Путешествие в мир растений и поэзии. Учитель биологии: Итак, отправляемся путешествовать по лесу. Во время путешествия занесите в таблицу  названия растений, о которых вы узнаете (учитель раздаёт учащимся готовую таблицу). Учитель литературы: Прочитаем эпиграф нашего урока. – Как вы понимаете “душа, язык природы”? (Если внимательно вглядываться вокруг, природа – наш друг, если  мы будем любить ее, она нам вернет сполна своей красотой и добротой.) Учитель литературы: Русские поэты в своих стихотворениях воспели неброскую красоту родной природы.  Поэзия 19 века – это неисчерпаемая сокровищница пейзажной лирики. Подобно художникам, поэты несколькими штрихами рисуют выразительные картины природы. ­ Послушаем литературоведа. (Жовтовская Маша) (Аполлон Николаевич Майков русский поэт, родился в Москве в 1821 году в старинной дворянской семье с  богатыми культурными традициями. Аполлон Николаевич очень любил природу, восхищался её красотой. Он  увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии.) ­ Давайте послушаем отрывок из стихотворения А.Н. Майкова “Пейзаж” и совершим с вами вместе с поэтом  прогулку в осенний лес. Слово чтецам. (Дергачева Даша) Учитель биологии: Слушая стихотворение, не забывайте вносить в таблицу… Люблю дорожкою лесною, Не зная сам куда, брести; Двойной глубокой колеею Идешь ­ и нет конца пути... Кругом пестреет лес зеленый; Уже румянит осень клены, А ельник зелен и тенист; ­ Осинник желтый бьет тревогу; Осыпался с березы лист И, как ковер, устлал дорогу... Идешь, как будто по водам, ­ Нога шумит... а ухо внемлет Малейший шорох в чаще, там, Где пышный папоротник дремлет, А красных мухоморов ряд, Что карлы сказочные, спят... ­ Грустная, но прекрасная пора осени навевает много разных чувств. ­ С каким чувством автор описывает осень? (Любовь и грусть) ­ В каких строках звучит грусть? Почему грусть? ­ Какими красками рисует поэт картину осеннего леса, его обитателей? ­ Какие цвета вы бы добавили, если бы вас попросили нарисовать осенний лес? ­ Найдите изобразительно­выразительные средства. (Cравнения, олицетворения) ­ Какова их роль?­ Сейчас мы работали над поэтическим языком стихотворения, но красота природы удивляла и композиторов.  Послушайте песню Г.В. Свиридова “Осень”. Идет прослушивание песни Свиридова. – Какой характер музыки? (Лирический, напевный, грустный, спокойный) – Какие картины осени вы представили? ­ Найдите строки в произведении, созвучные музыке. Дыхательная гимнастика. Учитель биологии: Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть  медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный  выдох чрез рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились,  начали. Повторяем 3 раза. Учитель литературы: Русский лес прекрасен и в зимнюю пору… Давайте послушаем отрывок из стихотворения  И.С. Никитина “Встреча зимы”. Но вначале слово литературоведу (Казаков Иван) (Иван Саввич Никитин родился в1824 в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Ему нередко приходилось  бедствовать, но, несмотря на тяжелые жизненные условия, он все свободное время уделял чтению книг и  поэтическому творчеству.) (Леонтьева Ольга) Поутру вчера дождь В стёкла окон стучал, Над землёю туман Облаками вставал. ...В полдень дождь перестал  И, что белый пушок, Начал падать снежок. Ночь прошла. Рассвело.  Нет нигде облачка.  Воздух лёгок и чист,  И замёрзла река. Здравствуй, гостья­зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас, ­  Где угодно гуляй: Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать, ­ Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь  На морозе горит! ­ Каково главное ощущение, которое возникает при прочтении? (Сказочность, торжественность). ­ Какие поэтические строки этого стихотворения вас особенно взволновали, покорили? Почему? ­ С каким чувством вы заканчиваете читать стихотворение? ­ Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете? ­ Какие две картины противопоставляет поэт? Как называется этот прием противопоставления? (Антитеза).­ Как меняется настроение автора в стихотворении? Как он это показывает? ­ Какой образ надолго останется в вашей памяти? ­ Для кого из вас зима является любимым временем года? Знакомство с картиной И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”. – Посмотрите на картину И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”. Он нарисовал её в 1904 году, через 100 лет после  того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения,  как поэт и художник увидели и передали красоту зимней природы. – Что вы чувствуете, рассматривая эту картину? Учитель биологии: Ребята, в этих стихотворениях поэты нарисовали живую картину природы нашей средней  полосы. Давайте и мы вслед за поэтами ещё раз войдем ненадолго в лес. Учитель литературы: Когда ты входишь в лес, Душистый и прохладный, Средь пятен солнечных И строгой тишины, Встречает грудь твоя так Радостно и жадно Дыханье влажных трав И аромат сосны. Учитель биологии: А сейчас мы предоставим слово биологам (Сообщение Алексеевой Кристины о сосне) (Сообщение Гурьяновой Вали о березе) Просмотр клипа “Берёзы”. Учитель биологии: – Где используется берёза? – Каковы места обитания? Учитель литературы: Сейчас я предлагаю рассмотреть еще одну картину. ­ Какое время изображено на картине? ­ Как вы догадались? ­ Что приносит нам лес летом? ­ Может кто­то узнал картину? (Пластов “Летом”) Учитель биологии: Но лес – это не только растения, это еще и его обитатели. Кого можно встретить в лесу? За  помощью можно обратиться к таблице. (Ответы детей). Учитель литературы: Ребята, вы получили домашнее задание, найти стихотворения русских поэтов,  посвященных лесным животным. Кто хочет прочитать нам четверостишия? (Ответы детей). Учитель литературы: С каким чувством поэты изображают жителей леса в своих произведениях? IV. Обобщение знаний. Беседа об охране растений. Учитель биологии: Сегодня мы убедились, как многообразен мир леса. Как он ценен и для человека, и для  животных, и для самой природы. Мы с вами часть природы и должны бережно относиться к ней.В последнее время многие растения стали редкими, более 500 видов растений занесено в Красную книгу  Российской Федерации. В нашей Чувашской Республике 243 вида растений подлежат строгой охране с полным исключением сбора. ­ Назовите эти растения. ­ Как мы с вами можем помочь природе? V. Кроссворд. Учитель биологии: А сейчас мы вам предлагаем ответить на вопросы кроссворда. VI. Таблица. VII. Итог урока (оценки за урок). VIII. Рефлексия. Учитель литературы: У вас на партах лежат листочки трех цветов: зеленые, желтые и зеленые, если вам урок  понравился и у вас хорошее настроение в конце урока, возьмите зеленый листок, если что­то не совсем  получилось, что­то было непонятно – желтый листочек, если вам было грустно, есть над чем поработать –  красный листочек. Предлагаю украсить нашу березу листьями. Учитель литературы: Мы с вами сегодня на уроке совершили прогулку в осенний, зимний, летний лес. Я видела,  что увиденные пейзажи тронули ваши души, восхитили ваше воображение. В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. Мы искренне желаем вам как можно чаще встречаться с красотой в жизни и оставить красивый и памятный след на земле Учитель биологии: Пусть это будет след любви и доброго отношения к природе. Ведь “Нет ничего  изобретательнее, чем природа”, ­ говорил Цицерон, и мы с ним не можем не согласиться. IX. Домашнее задание. Домашнее задание по литературе: выучить наизусть любое стихотворение о природе России, или написать мини­ сочинение “В осеннем/зимнем/ лесу”. Домашнее задание по биологии: подготовить доклад о растении, занесенном в Красную книгу Чувашской  Республики, которое произрастает в окрестностях города Новочебоксарска. Спасибо за урок!