Цели урока
Образовательные
• Научить учащихся точно и ярко описывать предметы, уметь составлять связный текст, помочь овладеть навыками описания изображенного на картинах
Развивающие
• Развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи
• Развивать чувство прекрасного
Воспитательные
• Воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства
• Повысить интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке
• Воспитывать любовь к красоте родной природы, бережное отношение к ней.
Учащимся было заранее дано задание нарисовать рисунки о зиме, зимних обитателях леса, подготовить стихи о зиме, сообщения о зимних праздниках ( Рождестве, святках, масленице).
Интегрированный урок "литература + биология" по
теме "Зимняя сказка"
Цели урока
Образовательные
Научить учащихся точно и ярко описывать предметы, уметь составлять связный текст, помочь овладеть
навыками описания изображенного на картинах
Развивающие
Развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи
Развивать чувство прекрасного
Воспитательные
Воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений
искусства
Повысить интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке
Воспитывать любовь к красоте родной природы, бережное отношение к ней.
Учащимся было заранее дано задание нарисовать рисунки о зиме, зимних обитателях леса, подготовить стихи о
зиме, сообщения о зимних праздниках ( Рождестве, святках, масленице).
Ход урока
1. Организационный момент
Звучит музыка "Три белых коня" слайд№1
Учитель литературы
Ребята! У нас сегодня необычный урок путешествие в зимнюю сказку . Мы понаблюдаем за жизнью птиц и
животных в лесу, вспомним, что писали о русской зиме поэты, как рисовали художники. Работать мы с вами
будем по командам, за правильный ответ команда будет получать снежинку.
2. Изучение нового материала
Учитель биологии
Ребята! Мы ворвались в лес с таким шумом и звоном, нарушив покой леса. Давайте послушаем звуки леса и
полюбуемся его красотами.
Слайд №2 37 (звучит музыка П.И.Чайковского "Времена года", видеоклип о зиме)
Учитель литературы
А) Работаем по составлению ассоциативных рядов слайд №38
Каждая команда получает слово, к которому необходимо составить ассоциативный ряд
1 команда снег
2 команда метет
3 команда пушистый
После проверки команды получают снежинки
Б) Конкурс стихов вспомни автора поэтических слов слайды № 39 43
За правильный ответ команда получает снежинку.
Учитель биологииРебята! А как называли зимние месяцы в народе? Слайд №44
Декабрь "хмурень" хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в
декабре трещит мороз строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах. Декабрь студень. Декабрь мостит,
декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Декабрь год кончает, а зиму начинает
Январь второй зимний месяц. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь
называют "лютень" или "лютовей". Январь году начало зиме середина
Февраль последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по
земле снежную поземку. В старину февраль называли "снеговеем". Межень так называли в старину на Руси
февраль, разделяющий зиму и весну, хотя еще лютуют морозы, много снега, но все настойчивее пригревает
солнышко и вотвот придет долгожданная весна.
Учитель литературы
А теперь задание закончи и объясни русские пословицы о зиме. Слайд № 45
Учитель биологии
Земля,вода и лес все покрыто снегом, все погружено в непробудный и, кажется, мертвый сон. Давайте
пройдем дальше в лес и посмотрим, так ли это. На белом пушистом покрывале то там, то тут можно следы тех,
кто не лег в спячку. Вот пробежал заяц, а рядом с ним след оставила белка, которая зачемто спускалась с
дерева. А вот эту ниточку следов оставила мышкаполевка, а здесь прошел лось, а вот эти следа оставила
рыжая плутовка лиса. Слайд № 46 50
А чье это пение раздается. На ветке рябины висят, словно красные яблоки, удивительные птицы. Узнали. Это
снегири. А рядом на высокой березе свистят свою песню свиристели, а на еловых ветках расселись птицы с
красными шапочками на голове. Это чечетки. Ребята, что объединяет всех этих птиц. Они прилетели к нам с
севера и называют их "северные гости". Слайд № 51 54
Пойдемте дальше. Что это такое . Кто накрошил все эти шишки. Вы знаете как называется это место. Это
кузница дятла. А вот и он сам со своей барабанной трелью.
Зимой основной корм большого пёстрого дятла семена сосен и елей. Сорвав сосновую или еловую шишку, дятел
несёт её в специально выдолбленную расщелину в стволе какогонибудь сухого дерева, зажимает её там и
"обрабатывает" клювом, извлекая семена. На каждую шишку требуется минут пять времени и полтысячи ударов
клюва. С утра до вечера весь недолгий зимний день стучит в своей "кузне" неутомимая птица. А под деревом
скапливаются горы шишек, под иными "кузницами" учёные находили до 56 тыс. штук. Посмотрим внимательно
снег под большими елями , и здесь можно увидеть лежащие на земле погрызенные или раздолбленные шишки.
По их виду нетрудно узнать, кто здесь потрудился. Шишка, погрызенная белкой, имеет вид голого стержня с
кисточкой чешуек наверху, а саму шишку белка отгрызает у самого основания, без хвои. Шишка после обработки
дятла имеет встопорщенный вид с оттопыренными чешуйками. слайд № 55 58
зеленоватосерые. Надклювье
Среди веточек ели можно встретить юрких птиц клестов. Самцы
и подклювье скрещиваются между собой, и острые концы их выдаются по бокам клюва. С помощью такого клюва
птицы быстро и ловко раскрывают чешуйки шишек хвойных деревьев, выбирая семечки, составляющие основу их
питания. Гнездо строит самка в густых еловых ветвях, используя снаружи тонкие веточки и выстилая внутри
мхом, шерстью и перьями. В кладке бывает 35 голубоватых яиц бурыми пятнами.
красные. Самки
Слайд № 59 60
А теперь я предлагаю вам выполнить несколько заданий
А) 1. Отметь птиц, которые зимуют в средней полосе России.
2. Почему птицы осенью улетают в тёплые края?
Б) Биологическая викторина
1. Растет ли дерево зимой?
2. Почему заготовленные зимой дрова ценятся больше, чем летом?
3. Где раньше начинает таять снег в лесу или в городе?4. Какого цвета одежда выгодней охотнику зимой в лесу и в поле ?
5. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается?
6. Можно ли по стволу дерева или по срубленному пню определить стороны света?
В) Решите кроссворд и найдите зашифрованное слово птица, зимующая в средней полосе России
Учитель литературы
Какие зимние праздники вы знаете? ( Рождество, святки, Крещение, масленица) слайд №65
Все ли перечисленные названия праздники?
В чем божественный смысл праздника Рождества Христова? Что вам известно из истории праздника?
Звучат стихи о Рождестве. слайд № 66
Ребята, а вы когданибудь задумывались, почему 12 дней до Крещения назывались святочными?
Чтение отрывков из романа в стихах "Евгений Онегин" А.С.Пушкина слайд №67
В чем особенность праздника масленицы?
Стихотворение, посвященное масленице, чтение пословиц, поговорок слайд №68
Учитель литературы
Ребята, в культуре, литературе, христианской религии тесно переплетаются и языческие традиции, и
христианские. Поэтому надо чтить и уважать традиции нашего народа. Ведь в этих традициях заложена любовь
к людям, природе, братьям нашим меньшим.
3. Рефлексия
Учитель биологии
А) Сегодня мы с вами побывали в зимней сказке, полюбовались красотой леса, узнали обитателей зимнего леса,
поговорили о зимних праздниках. А теперь мы предлагаем вам составим синквейн стихотворение из 5 строк,
написанное по определенному алгоритму.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Каждая команда получает ключевое слово и составляет с ним синквейн.
1 команда снежинка
2 команда Рождество
3 команда снегирь.
Б) О чем вы размышляли, когда путешествовали по зимнему лесу?
4. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Написать сочинение.