Интегрированный урок (литература + история) по теме "Час, который решил судьбу Отечества"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: изучение исторического события и мастерства отображения его Пушкиным А.С. в произведении “Полтава”. Задачи: 1. продолжить изучение битв в ходе Северной войны, действий русских и шведских войск во время Полтавской битвы, личности Петра I как полководца; 2. развивать умение работать с исторической картой; сопоставлять, сравнивать информацию; делать самостоятельные выводы о соответствии текста произведения “Полтава” историческому событию ; устанавливать причинно-следственные связи; оценивать Полтавское сражение с точки зрения исторических и литературных источников; 3. воспитывать нравственные ценности: патриотизм, гражданственность, используя материал произведения А.С. Пушкина и исторических документов о стойкости русских солдат. Виды учебной деятельности: 1. репродуктивная (осмысление литературного и исторического материала, сюжета поэмы “Полтава” А.С. Пушкина); 2. поисковая (поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение текста поэмы); 3. исследовательская (анализ текста поэмы, хода битвы). Оборудование: – историческая карта, – портреты Петра I и Карла XII, – схема “Полтавская битва”, – произведение А.С.Пушкина “Полтава”, – мультимедийный проектор, компьютер, презентация
Иконка файла материала Час, который решил судьбу Отечества.doc
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Час, который решил судьбу Отечества" Цель: изучение исторического события и мастерства отображения его Пушкиным А.С. в произведении  “Полтава”. Задачи: 1. продолжить изучение битв в ходе Северной войны, действий русских и шведских войск во время  Полтавской битвы, личности Петра I как полководца; 2. развивать умение работать с исторической картой; сопоставлять, сравнивать информацию; делать  самостоятельные выводы о соответствии текста произведения “Полтава” историческому событию ;  устанавливать причинно­следственные связи; оценивать Полтавское сражение с точки зрения  исторических и литературных источников; 3. воспитывать нравственные ценности: патриотизм, гражданственность, используя материал  произведения А.С. Пушкина и исторических документов о стойкости русских солдат. Виды учебной деятельности: 1. репродуктивная (осмысление литературного и исторического материала, сюжета поэмы “Полтава” А.С.  Пушкина); 2. поисковая (поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение текста поэмы); 3. исследовательская (анализ текста поэмы, хода битвы). Оборудование: – историческая карта, – портреты Петра I и Карла XII, – схема “Полтавская битва”, – произведение А.С.Пушкина “Полтава”, – мультимедийный проектор, компьютер, презентация  Ход урока I. Организационный момент . II. Вступительное слово. 1. После преобразований Петра I Россия прочно вошла в число европейских стран. Русские путешествовали по  Европе, иностранцы – по России. Русским важно было понять, что объединяет нас с европейцами с одной  стороны, и то, что составляет нашу самобытность. Пытаясь ответить на этот вопрос, русские обратились к своей истории. – Кто первым обратился к истории, написал историю России? (Ломоносов “Древняя Российская история от  начала российского народа до кончины великого князя Ярослава первого, или до 1054 г.”, Карамзин “История  Государства Российского”) – Пристально и внимательно вглядывался в русскую историю и А.С. Пушкин. Какие произведения написаны им на историческую тему? (1822 г. – “ Песнь о Вещем Олеге”; 1825г. – “Борис Годунов”, 1828 г. – “ Полтава”…) – Какому историческому событию посвящена поэма? (Слайд 1) Сразу после выхода поэмы в свет (начало 1828 г) были споры вокруг двух понятий: степени исторической  достоверности и степени оригинальности, национальной самобытности художественного изображения. (Слайд  2) 2. Критики М.А. Максимович и Ф.В. Булгарин о поэме “Полтава” Пушкина.Цель. – Сегодня определим степень достоверности изображения Полтавского сражения в произведении А.С. Пушкина “Полтава”. IV. Работа с историческим и литературным материалом. История (работа с картой “Северная война 1700–1721 г.г.”, Слайд 3) – Показать участников и сражения начального этапа Северной войны. – Устье Невы, где появился город Санкт­Петербург. – Показать город Полтаву. – Подумайте, почему Карл XII, решив идти с войском на Москву, вдруг повернул на Украину? Литература . – Найдите в тексте подтверждение данному историческому факту? (Песнь III, начало, стр. 235) … Но время шло. Москва напрасно К себе гостей ждала всечасно… История. – Показать место битвы, которую Петр I назвал “матерью Полтавской баталии”? Литература. – Есть ли в тексте подтверждение того, что армия Петра I была другой, нежели под Нарвой, в результате  реформ Петра I? И видит, злобясь карл Могучий Уж не расстроенные тучи Несчастных нарвских беглецов.. А нить полков, блестящих, стройных, Послушных. Быстрых и спокойных, И ряд незыблемых штыков (стр. 236). Б) Он силы новые врага Успехом прошлым только мерит (Мазепа) В) Грохочут пушки. Дым багровый Кругами входит к небесам. В кустах рассыпались стрелки. Г) Катятся ядра, свищут пули. Нависли хладные штыки… Д) Волнуясь конница летит Пехота движется за нею… (стр. 239) V. Работа в группах с историческим и литературным материалом. Исторический материал Группа 1 (Слайд 4). Охарактеризуйте местность, где происходила битва:  Определите, где расположились войска;   Что мешало шведам наносить удары с флангов; В чем заключалась выгодность русских позиций. Группа 2.  Найдите описание редутов учебнике и покажите их расположение на схеме? Группа 3. Охарактеризуйте особенности противоборствующих сторон? Группа 4. Проанализируйте обращение к воинам Петра I перед началом сражения?Перед самым началом боя, построив полки, Петр I лично обратился воинам с такими словами: “Воины! Вот  пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь вы за Петра, но  за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна  вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы своими победами над ним  неоднократно доказывали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога. А о Петре ведайте, что ему  жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего”. Литературный материал. Группа 5. Найдите описание накала битвы ? Группа 6. Найдите в тексте произведения Пушкина А.С. “Полтава” описание Петра I ? Группа 7. Найдите описание окончания битвы ? Группа 8. Найдите в тексте произведения Пушкина А.С. “Полтава” описание Карла XII ? Группа 9 Найдите в тексте средства выразительности, с помощью которых автор описывает историческое событие? VI. Творческое задание. (Слайд 5) 1. За ним во след неслись толпой  Сии птенцы гнезда Петрова В переменах жребия земного, В трудах державства и войны Его товарищи сыны . И Шереметьев благородный, И Брюс, и Боур, и Репнин, И, счастья баловень безродный, Полудержавный властелин   – О ком идет речь в данных отрывках? (Меньшиков.)   (стр. 241) 2. При кликах войска своего  В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает И за учителей своих Заздравный кубок поднимает…(стр. 244) – О ком идет речь? (О шведах.) – Почему Петр I называл их “..учителями своими..”? 3. – Определите , можно ли по описанию полководцев предопределить ход сражения? (Слайд 6) VII. Обсуждение итогов битвы История. – Сопоставьте потери русских (1354 убитых и 3290 раненых) и шведов (9 тыс. убитых и 3 тыс. раненых). (Слайд  7) – Составьте в тетради план “Причины победы русских войск в битве”: – Храбрость, смелость русских воинов, – Полководческое искусство Петра I, – Новшество – редуты, – Превосходство артиллерии. Литература. 1. Работа с эпиграфом к поэме :Мощь и слава войны Как и люди, их суетные поклонники Перешли на сторону торжествующего царя. (Байрон) – Как понимаете эти строки ? (Полтавская битва переломила ход Северной войны. Петр I доказал, что сильнее  Карла XII.) 2. Найти в поэме А.С.Пушкина “Полтава” строки, которые стали бы эпиграфом к уроку? VIII. Проверка цели урока. Литература. – Достоверно ли изобразил Пушкин А.С. Полтавскую битву в своем произведении? (Нажать на гиперссылку Слайда 7.) – Как вы относитесь к высказыванию Киреевского, друга Пушкина, о том, что спор об историзме “наибольшая  похвала поэме”? IX. Рефлексия – Как себя чувствовали на уроке? – Что удивило на уроке? – Что на ваш взгляд, показалось непосильно сложным? – Что бы вы изменили на уроке? Литература. 1. История России. Конец XVI–XVIII века. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова , Л.Г.  Косулиной / авт.–сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008. 2. Поурочное планирование по литературе. 7 класс к учебнику­хрестоматии “Литература.7 кл.: Учеб.–  хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Авт. Сост. В.Я. Коровина и др. – М. Просвещение,  2009”: Методическое пособие / О.А. Еремина. – М. Издательство “Экзамен”. 3. Пушкин А.С. Поэмы./Вступит. Статья Э. Бабаева. – М: Худож. Лит., 1982.– 286 с. /Классики и  современники. Русская классич. Литература/.