Цель: изучить основы анализа содержания поэтического текста на основе сопоставления с пейзажами Айвазовского, Куинджи, Щедрина.
Задачи:
• познакомить учеников с личностью поэта, почувствовать настроение автора при создании стихотворения «Парус», осознать символическое значение образов в этом стихотворении;
• развивать интерес к творчеству поэта, к художественному слову, умение определять средства художественной выразительности в тексте;
• воспитывать внимательность к слову, любовь к классической литературе, музыке, живописи.
Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции картин М.Ю. Лермонтова, морские пейзажи Айвазовского, Куинджи, Щедрина, рисунки учеников по стихотворению, интерактивная доска, оборудование для показа презентации к уроку, текст стихотворения «Парус» для анализа, раздаточный материал к уроку.
Методические приёмы: беседа с элементами индивидуальной исследовательской творческой деятельности учащихся, устное словесное рисование, моделирование, выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения.
Интегрированный урок (литература + изобразительное
искусство) по теме «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение
"Парус"»
Цель: изучить основы анализа содержания поэтического текста на основе сопоставления с пейзажами
Айвазовского, Куинджи, Щедрина.
Задачи:
познакомить учеников с личностью поэта, почувствовать настроение автора при создании
стихотворения «Парус», осознать символическое значение образов в этом стихотворении;
развивать интерес к творчеству поэта, к художественному слову, умение определять средства
художественной выразительности в тексте;
воспитывать внимательность к слову, любовь к классической литературе, музыке, живописи.
Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции картин М.Ю. Лермонтова, морские пейзажи
Айвазовского, Куинджи, Щедрина, рисунки учеников по стихотворению, интерактивная доска, оборудование для
показа презентации к уроку, текст стихотворения «Парус» для анализа, раздаточный материал к уроку.
Методические приёмы: беседа с элементами индивидуальной исследовательской творческой деятельности
учащихся, устное словесное рисование, моделирование, выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения.
Эпиграф:
Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Всё, в чём есть искра жизни, в нём живёт,
Но для поэта он не тесен.
М.Ю. Лермонтов
Слово учителя: Проходят столетия, события сменяют друг друга. Изменяется жизнь общества. В этой
нескончаемой изменчивости неизменными остаются произведения искусства. Они такие, какими были в момент
последнего авторского прикосновения к ним.
Ребята, давайте вместе попробуем сформулировать тему и задачи нашего урока (проблемная ситуация) показ
слайда 2 Орел=символ Кавказа, горы. Лермонтов, парус.
Объявление темы и цели урока:
В этом году исполняется 200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Сегодня на уроке мы попытаемся
прикоснуться к личности поэта, раскрывая его внутренний мир на основе анализа стихотворения Парус», мы
сопоставим содержание стихотворения с картинами известных мастеров живописи, приоткроем
тайну Лермонтовапоэта, Лермонтовахудожника, Лермонтовазагадку.
Слайд 3 Портрет поэта Чтение эпиграфа на фоне музыки.
Обратите внимание на лицо поэта. Оно печальное, напряженнее, с тоской в глазах . Поэт прожил короткую и
трагическую жизнь. Но за столь короткий срок он создал произведения, ставшие шедеврами
искусства(повторяем значение слова шедевр)
Лермонтов – талантливый человек. Перед вами первый акварельный рисунок
Лермонтова «Парус» Неопытной рукой художник, может быть даже 14летний (этот рисунок датируют 18281831
годами), нарисовал одинокий парус. Он создал картину, ещё не видя моря. Так сильна была его мечта о нём –
одиноком парусе среди безбрежных просторов. Вначале эту картину нарисовал Лермонтовхудожник. Несколько
лет спустя создал её Лермонтовпоэт.. Исследователи утверждают, что это иллюстрация к сказке А.С.Пушкина
«О царе Салтане». « Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»
Творческое воображение:
– Ребята, а каким вы представляете море?
Слайд 4 шум моря (огромное, бушующее, безграничное, темное, бирюзовое, могучее)– А теперь посмотрим, какое настроение и какие мысли вызвало море у Лермонтова. Мы узнаем предысторию
стихотворения «Парус».
Исследовательская работа детей
Выступление Царьковой Ани. Вынужденный уйти из Московского университета изза участия в студенческих
волнениях, Лермонтов переезжает в Петербург. Императорская столица встречает его чиновной скукой,
холодом самодовольства светских гостиных, равнодушным отказом на его просьбу принять его в Петербургский
университет. Лермонтову 18 лет. Надо както решать свою судьбу. Родственники склоняют его к поступлению в
школу гвардейских подпрапорщиков. (Показывается слайд: длинный, скучный в своем однообразии фасад
угрюмого здания.) Знакомые утешают: «На военной службе вы также будете иметь возможность, чтобы
отличиться; с умом и способностями можно всюду стать счастливым». Этого ли счастья ищет
восемнадцатилетний поэт? Както, оказавшись за пределами «душного» Петербурга, у Финского залива, на
берегу моря, он пишет стихотворение «Парус».
Слайд – парусник.
Чтение стихотворения учителем.
Беседа.
– Почему именно на берегу моря родились эти стихи? Слышится ли в них дыхание моря? (Да, здесь много картин
природы).
– Обратимся к поэтическому тексту(раздаточный материал)
Творческая деятельность
– В стихотворении три строфы, каждую разделим на двустишия. В первых двух строчках рассказывается о море
и парусе, в последних двух – мысли поэта, его чувства
– Какое настроение передается в первой строфе? Обратимся к черновикам поэта. Сначала у Лермонтова первая
строчка звучала так; «Белеет парус отдаленный». Почему поэт заменяет слово «отдаленный» на эпитет
одинокий? Этот эпитет задает тон всему стихотворению. Чувство грусти, одиночества, тоски, неприкаянности ,
надежды звучит в стихотворении.
Вывод; в стихотворении звучит тема одиночества. В этом одиночестве паруса есть дерзость, протест. Он
отважился один выйти в это огромное море.
Но почему море кажется огромным, бесконечным? (На море туман, все видно неотчетливо).
Система образов
В стихотворении есть слова, вызывающие различные ассоциации с человеческим состоянием, переживанием.
Такие слова называются образамисимволами.
Парус – символ человека, Бурное море – символ жизни судьбы, ветер – символ вольности. (Слайд с символами.)
Таким образом , символ – это со множеством значений, определяющихся в зависимости с мнением читателя.
Образ паруса – это тайна, загадка
Мне кажется, что вы уже представили себе настроение и контуры первой картины лермонтовского «Паруса». А
теперь посмотрите на картину русского художника Сильвестра Щедрина, написанную в 20х годах XIX века в
Италии:
«Вид Амальфи близ Неаполя»
Картина Щедрина успокаивает нас, лермонтовский пейзаж тревожит. Как же передается эта тревога в
следующих двух строчках?
Поэт начинает отгадывать тайну паруса вопросами:
– Что ищет он в стране далекой?
– Что кинул он в краю родном?
– Почему поэт использует слово кинул? В слове «кинул» есть высокое значение от старинного торжественного
«покидать», оставлять. Это не случайная прогулка. В этом слове слышится и сочувствие поэта одинокому
парусу. Как бы сопровождая парус в его дерзком странствии по морю, Лермонтов открывает нам еще одну
картину:– Анализируем вторую строфу:
Играют волны, ветер свищет…
– Итак, в лермонтовской картине моря есть чтото ужасное и в то же время вдохновенное, есть какойто
радостный порыв в этих играющих волнах, и призывен свист ветра. Обратимся к картине И ,Айвазовского
«Море»
– Что мы видим на картине? Накренившийся от порыва ветра корабль силиться добраться до берега, бушуют
волны , небо черное. (Слайд – видео: Ванесса Мей).
У Лермонтова сила волн радостная (играют волны).
Накренившаяся мачта не рождает крика о помощи, у паруса нет страха перед бушующим морем.
– А теперь вглядитесь в последнюю картину. Как будто осуществилась в природе возможность счастья:
Под ним струя светлей лазури.
Над ним луч солнца золотой...
– Зачем Лермонтов дает в конце стихотворения столь радостную, яркую картину?
– А разве парус наслаждается этим сиянием лазури, этим блеском солнца? Посмотрите на этюд Куинджи
«Море». Здесь тоже, как у Лермонтова, слиты контрастные краски, но такая густая, бездонная синева у этого
моря, такая озаренность солнцем во всей картине, что нам хочется, пожалуй, раствориться в этом чуде,
отдаться этой красоте.
Но это безмятежное счастье не устраивает парус, он просит бури, его увлекают страстные порывы. Парус
отталкивается от этого сияния, он чтото ищет (тайна, неразгаданная загадка)
Вывод: Спокойная жизнь не для него. Он жаждет чегото другого, может, и сам не знает, чего именно. Не цель
конечная ему важна, а движение, буря, непокой, ощущение жизни. Конечно, это стих. рассказывает не только о
море, о мятежном парусе, его стремлениях, но и о человеке – гордом, одиноком, мятежном, о таком человеке,
каким был и сам поэт.
Стихотворение передает состояние человека, взволнованность, тревогу, смятение, борьбу противоположных
чувств, Образ паруса сложен, он передает внутренние переживания человека. С помощью каких средств
художественной выразительности автору удалось передать такое сложное состояние?
Эпитеты: одинокой (историческая справка)
Мятежный (тревожный, неспокойный, испытывающий смятение)
Луч золотой. Лазурь (исторический комментарий)
Олицетворение: Парус ищет, играют волны, ветер свищет. Помогают выразить мысль о единстве мира и
человека.
Антитеза: ищет – кинул. С помощью антитезы точнее выражается отношение к описываемым явлениям.
Инверсия (обратный порядок слов)
Лирический герой (романтический скиталец, одинокий)
Лирический герой – важнейший организующий центр стихотворения. Но он – только одно, хотя и важнейшее,
составляющее текста, так сказать, «повествователь». В последнем стихе в «голосе» лирического героя как бы
слышен другой, всеведущий, высший «голос»:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Лирический герой ищет покой в буре. Покоя в буре и после неё нет и не будет: таков человек.
Сложное взаимодействие образов (природы, паруса, лирического «я») и «голосов» в стихотворении отражает
общую структуру образа автора, в которой проступает «лик» поэта: высший нравственный идеал – жизнь,
исполненная борьбы.
Звучит романс Варламова на стихи Лермонтова.
Итоги урока: стихотворение «Парус» – ключ к разгадке всей поэзии Лермонтова.
Вывод по уроку: Обращение к другим видам искусства: к музыке, к живописи – помогли нам глубже понять
художественное слово, само произведение, поэта, его внутренний мир. Поэт утверждает борьбу со стихией,
жажду борьбы, необходимость её для жизни человека. Именно таким: ищущим, мятежным, одиноким и был сам
поэт.
Рефлексия– Что понравилось на уроке?
Составление синквейна.
Творческое домашнее задание: сочинение «Стихотворение «Парус» в моем прочтении».
Литература:
1. Сборник стихотворений М.Ю. Лермонтова.
2. Поурочные разработки И.В. Золотарёвой, О.Б. Беломестных.
3. Статья Л.И. Андроникова «Образ М.Ю. Лермонтова».
4. В.П. Полухина, В.Я. Коровина. Москва, «Просвещение». Учебник литературы для 6 класса.
5. И.А.Фогельсон «Анализ лирического стихотворения».
6. Изучение стихотворения «Парус» в оценке Маранцмана.