Интегрированный урок (литература + изобразительное искусство) по теме «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Парус"»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: изучить основы анализа содержания поэтического текста на основе сопоставления с пейзажами Айвазовского, Куинджи, Щедрина. Задачи: • познакомить учеников с личностью поэта, почувствовать настроение автора при создании стихотворения «Парус», осознать символическое значение образов в этом стихотворении; • развивать интерес к творчеству поэта, к художественному слову, умение определять средства художественной выразительности в тексте; • воспитывать внимательность к слову, любовь к классической литературе, музыке, живописи. Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции картин М.Ю. Лермонтова, морские пейзажи Айвазовского, Куинджи, Щедрина, рисунки учеников по стихотворению, интерактивная доска, оборудование для показа презентации к уроку, текст стихотворения «Парус» для анализа, раздаточный материал к уроку. Методические приёмы: беседа с элементами индивидуальной исследовательской творческой деятельности учащихся, устное словесное рисование, моделирование, выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения.
Иконка файла материала ИнМ.Ю. Лермонтов..doc
Интегрированный урок (литература + изобразительное искусство) по теме «М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Парус"» Цель: изучить основы анализа содержания поэтического текста на основе сопоставления с пейзажами  Айвазовского, Куинджи, Щедрина. Задачи:    познакомить учеников с личностью поэта, почувствовать настроение автора при создании  стихотворения  «Парус», осознать символическое значение образов в этом стихотворении; развивать интерес к творчеству поэта, к художественному слову, умение определять средства  художественной выразительности в тексте; воспитывать внимательность к слову, любовь к классической литературе, музыке, живописи. Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции картин М.Ю. Лермонтова, морские пейзажи  Айвазовского, Куинджи, Щедрина, рисунки учеников по стихотворению, интерактивная доска, оборудование для  показа презентации к уроку, текст стихотворения «Парус» для анализа, раздаточный материал к уроку. Методические приёмы: беседа с элементами индивидуальной исследовательской творческой деятельности  учащихся, устное словесное рисование, моделирование,  выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения. Эпиграф: Мой дом везде, где есть небесный свод, Где только слышны звуки песен, Всё, в чём есть искра жизни, в нём живёт, Но для поэта он не тесен. М.Ю. Лермонтов Слово учителя: Проходят столетия, события сменяют друг друга. Изменяется жизнь общества. В этой  нескончаемой изменчивости неизменными остаются произведения искусства. Они такие, какими были в момент  последнего авторского прикосновения к ним. Ребята, давайте вместе попробуем сформулировать тему и задачи нашего урока (проблемная ситуация) показ  слайда 2 Орел=символ Кавказа, горы. Лермонтов, парус. Объявление темы и цели урока: В этом году исполняется 200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Сегодня на уроке мы попытаемся  прикоснуться к личности поэта, раскрывая его внутренний мир на основе анализа стихотворения Парус», мы  сопоставим содержание стихотворения с картинами известных мастеров живописи, приоткроем  тайну Лермонтова­поэта, Лермонтова­художника, Лермонтова­загадку. Слайд 3 Портрет поэта Чтение эпиграфа на фоне музыки. Обратите внимание на лицо поэта. Оно печальное, напряженнее, с тоской в глазах . Поэт прожил короткую и  трагическую жизнь. Но за столь короткий срок он создал произведения, ставшие шедеврами  искусства(повторяем значение слова шедевр) Лермонтов – талантливый человек. Перед вами первый акварельный рисунок Лермонтова «Парус» Неопытной рукой художник, может быть даже 14­летний (этот рисунок датируют 1828­1831 годами), нарисовал одинокий парус. Он создал картину, ещё не видя моря. Так сильна была его мечта о нём –  одиноком парусе среди безбрежных просторов. Вначале эту картину нарисовал Лермонтов­художник. Несколько лет спустя  создал её Лермонтов­поэт.. Исследователи утверждают, что это иллюстрация к сказке А.С.Пушкина  «О царе Салтане». « Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» Творческое воображение: – Ребята, а каким вы представляете море? Слайд 4 шум моря (огромное, бушующее, безграничное, темное, бирюзовое, могучее)– А теперь посмотрим, какое настроение и какие мысли вызвало море у Лермонтова. Мы узнаем предысторию  стихотворения «Парус». Исследовательская работа детей Выступление Царьковой Ани. Вынужденный уйти из Московского университета из­за участия в студенческих  волнениях, Лермонтов переезжает в Петербург. Императорская столица встречает его чиновной скукой,  холодом самодовольства светских гостиных, равнодушным отказом на его просьбу принять его в Петербургский  университет. Лермонтову 18 лет. Надо как­то решать свою судьбу. Родственники склоняют его к поступлению в  школу гвардейских подпрапорщиков. (Показывается слайд: длинный, скучный в своем однообразии фасад  угрюмого здания.) Знакомые утешают: «На военной службе вы также будете иметь возможность, чтобы  отличиться; с умом и способностями можно всюду стать счастливым». Этого ли счастья ищет  восемнадцатилетний поэт? Как­то, оказавшись за пределами «душного» Петербурга, у Финского залива, на  берегу моря, он пишет стихотворение «Парус». Слайд – парусник. Чтение стихотворения учителем. Беседа. – Почему именно на берегу моря родились эти стихи? Слышится ли в них дыхание моря? (Да, здесь много картин природы). – Обратимся к поэтическому тексту(раздаточный материал) Творческая деятельность – В стихотворении три строфы, каждую разделим на двустишия. В первых двух строчках рассказывается о море  и парусе, в последних двух – мысли поэта, его чувства – Какое настроение передается в первой строфе? Обратимся к черновикам поэта. Сначала у Лермонтова первая строчка звучала так;  «Белеет парус отдаленный». Почему поэт заменяет слово «отдаленный»   на эпитет  одинокий? Этот эпитет задает тон всему стихотворению. Чувство грусти, одиночества, тоски, неприкаянности ,  надежды звучит в стихотворении. Вывод; в стихотворении звучит тема одиночества. В этом одиночестве паруса есть дерзость, протест. Он  отважился один выйти в это огромное море. Но почему море кажется огромным, бесконечным? (На море туман, все видно неотчетливо). Система образов В стихотворении есть слова, вызывающие различные ассоциации с человеческим состоянием, переживанием.  Такие слова называются образами­символами. Парус – символ человека, Бурное море – символ жизни  судьбы, ветер – символ вольности. (Слайд с символами.)  Таким образом , символ – это  со множеством значений, определяющихся в зависимости с мнением читателя. Образ паруса – это тайна, загадка Мне кажется, что вы уже представили себе настроение и контуры первой картины лермонтовского «Паруса». А  теперь посмотрите на картину русского художника Сильвестра Щедрина, написанную в 20­х годах XIX века в  Италии: «Вид Амальфи близ Неаполя» Картина Щедрина успокаивает нас, лермонтовский пейзаж тревожит. Как же передается эта тревога в  следующих двух строчках? Поэт начинает отгадывать тайну паруса вопросами: – Что ищет он в стране далекой? – Что кинул он в краю родном? – Почему поэт использует слово кинул? В слове «кинул» есть высокое значение от старинного торжественного  «покидать», оставлять. Это не случайная прогулка. В этом слове слышится и сочувствие поэта одинокому  парусу. Как бы сопровождая парус в его дерзком странствии по морю, Лермонтов открывает нам еще одну  картину:– Анализируем вторую строфу: Играют волны, ветер свищет… – Итак, в лермонтовской картине моря есть что­то ужасное и в то же время вдохновенное, есть какой­то  радостный порыв в этих играющих волнах, и призывен свист ветра. Обратимся к картине И ,Айвазовского  «Море» – Что мы видим на картине? Накренившийся от порыва ветра корабль силиться добраться до берега, бушуют  волны , небо черное. (Слайд – видео: Ванесса Мей). У Лермонтова сила волн радостная (играют волны).  Накренившаяся мачта не рождает крика о помощи, у паруса нет страха перед бушующим морем. – А теперь вглядитесь в последнюю картину. Как будто осуществилась в природе  возможность счастья: Под ним струя светлей лазури. Над ним луч солнца золотой... – Зачем Лермонтов дает в конце стихотворения столь радостную, яркую картину? – А разве парус наслаждается этим сиянием лазури, этим блеском солнца? Посмотрите на этюд Куинджи  «Море». Здесь тоже, как у Лермонтова, слиты контрастные краски, но такая густая, бездонная синева у этого  моря, такая озаренность солнцем во всей картине, что нам хочется, пожалуй, раствориться в этом чуде,  отдаться этой красоте. Но это безмятежное счастье не устраивает парус, он просит бури, его увлекают страстные порывы. Парус  отталкивается от этого сияния, он что­то ищет (тайна, неразгаданная загадка) Вывод:  Спокойная жизнь не для него. Он жаждет чего­то другого, может, и сам не знает, чего именно. Не цель конечная ему важна, а движение, буря, непокой, ощущение жизни. Конечно, это стих. рассказывает не только о  море, о мятежном парусе, его стремлениях, но и о человеке – гордом, одиноком, мятежном, о таком человеке,  каким был и сам поэт. Стихотворение передает состояние человека, взволнованность, тревогу, смятение, борьбу противоположных  чувств, Образ паруса сложен, он передает внутренние переживания человека. С помощью каких средств  художественной выразительности автору удалось передать такое сложное состояние? Эпитеты: одинокой (историческая справка) Мятежный (тревожный, неспокойный, испытывающий смятение) Луч золотой. Лазурь (исторический комментарий) Олицетворение: Парус ищет, играют волны, ветер свищет. Помогают выразить мысль о единстве мира и  человека. Антитеза: ищет – кинул. С помощью антитезы точнее выражается отношение к описываемым явлениям. Инверсия (обратный порядок слов) Лирический герой (романтический скиталец, одинокий) Лирический герой – важнейший организующий центр стихотворения. Но он – только одно, хотя и важнейшее,  составляющее текста, так сказать, «повествователь». В последнем стихе в «голосе» лирического героя как бы  слышен другой,  всеведущий, высший «голос»: А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Лирический герой ищет покой в буре. Покоя в буре и после неё нет и   не будет: таков человек. Сложное взаимодействие образов (природы, паруса, лирического «я») и «голосов» в стихотворении отражает  общую структуру образа автора, в которой проступает «лик» поэта: высший нравственный идеал – жизнь,  исполненная борьбы.  Звучит романс Варламова на стихи Лермонтова. Итоги урока:  стихотворение «Парус» – ключ к разгадке всей поэзии Лермонтова. Вывод по уроку: Обращение к другим видам искусства: к музыке, к живописи – помогли нам глубже понять  художественное слово, само произведение, поэта, его внутренний мир. Поэт утверждает борьбу со стихией,  жажду борьбы, необходимость её для жизни человека. Именно таким: ищущим, мятежным, одиноким и был сам  поэт. Рефлексия– Что понравилось на уроке? Составление синквейна. Творческое домашнее задание: сочинение «Стихотворение «Парус» в моем прочтении». Литература: 1. Сборник стихотворений М.Ю. Лермонтова. 2. Поурочные разработки И.В. Золотарёвой, О.Б. Беломестных. 3. Статья Л.И. Андроникова «Образ М.Ю. Лермонтова». 4. В.П. Полухина, В.Я. Коровина. Москва, «Просвещение». Учебник литературы для 6 класса. 5. И.А.Фогельсон «Анализ лирического стихотворения». 6. Изучение стихотворения «Парус» в оценке Маранцмана.

Посмотрите также