Интегрированный урок литература + обществознание в 10-м классе "Причины нравственного падения Катерины Измайловой"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели. Образовательные: вскрыть причины нравственного падения главной героини через идейно-художественное своеобразие произведения Н.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”; выявить основные условия возникновения отклоняющего поведения. Развивающие: совершенствовать навык анализа текста; развивать умение учащихся на основе литературных персонажей проводить аналогию с реальной жизнью. Воспитательные: способствовать развитию общечеловеческих ценностей, пробуждению внимания к внутреннему миру человека, развитию гуманистического сознания в осмыслении темы преступления и наказания. Общепредметные: развитие аналитического мышления; совершенствование умений работать в творческих группах. Оборудование: портрет Н.С.Лескова, телевизор, видеомагнитофон, кассета с кадрами из фильма Р. Балаяна “Леди Макбет Мценского уезда” (“Мосфильм”, 1989 год). На уроке осуществлялся дифференцированный подход. Учащимся продуктивного уровня познавательной активности были даны задания, предлагающие выявить социологические и культурологические причины нравственного падения Катерины Измайловой, учащиеся высокого уровня творческой познавательной активности исследовали текст произведения с литературоведческой точки зрения и выявили его художественные особенности.
Иконка файла материала Причины нравственного падения Катерины Измайловой.doc
Интегрированный урок литература + обществознание в 10-м классе "Причины нравственного падения Катерины Измайловой" Цели. Образовательные: вскрыть причины нравственного падения главной героини через идейно­художественное  своеобразие произведения Н.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”; выявить основные условия  возникновения отклоняющего поведения. Развивающие: совершенствовать навык анализа текста; развивать умение учащихся на основе литературных  персонажей проводить аналогию с реальной жизнью. Воспитательные: способствовать развитию общечеловеческих ценностей, пробуждению внимания к  внутреннему миру человека, развитию гуманистического сознания в осмыслении темы преступления и  наказания. Общепредметные: развитие аналитического мышления; совершенствование умений работать в творческих  группах. Оборудование: портрет Н.С.Лескова, телевизор, видеомагнитофон, кассета с кадрами из фильма Р. Балаяна  “Леди Макбет Мценского уезда” (“Мосфильм”, 1989 год). На уроке осуществлялся дифференцированный подход. Учащимся продуктивного уровня познавательной  активности были даны задания, предлагающие выявить социологические и культурологические причины  нравственного падения Катерины Измайловой, учащиеся высокого уровня творческой познавательной  активности исследовали текст произведения с литературоведческой точки зрения и выявили его  художественные особенности. Эпиграфы: “Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё  перешагнёт”. (Н. Лесков “Несмертельный Голован”) “Бойся человека, Бог которого на небе” (Б.Шоу) Учитель литературы: Что такое любовь? Любовь… Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что это такое, но,  согласитесь, дать однозначный ответ на этот вопрос не может никто. Сколько всего сказано, сколько написано  по этому поводу, а между тем здесь по­прежнему остается какая­то загадка, тайна, разгадать которую  человечество так, наверное, никогда не сможет. Многие писатели в своих произведениях пытались разгадать загадку, найти ответы на непростые вопросы: что  такое любовь? Каково её влияние на человека? Почему одних она облагораживает, делает лучше и чище, а  других толкает на самые ужасные преступления? В своем очерке “Леди Макбет Мценского уезда”, изображая  подлинную драму любви, пытается ответить на все эти вопросы. Повесть “Леди Макбет Мценского уезда”,  названную самим автором очерком, часто истолковывали как мелодраму с грубым эротизмом, с  натуралистическими подробностями в описании уголовных преступлений. На самом деле это совсем не так.  Натурализм и эротика не являются самоцелью для художника, а служат ему для верного воспроизведения  своеобразных особенностей рисуемого быта. В 1865 году русский читатель познакомился с трагической историей лесковской героини и, может быть,  посчитал её нетипичной для России, случайной, тем более что в названии указание на шекспировскую реалию, а  может быть, сам сюжет показался достойным уголовной хроники, а не беллетристики, тяготеющей к  обобщениям. Русская женщина, возведенная н пьедестал Пушкиным, Тургеневым, Некрасовым, и вдруг… убийца. А какое впечатление на вас произвело это произведение? Что потрясло? Учитель обществознания.Дайте определение понятию “социальные нормы”.( Регулируют отношения в обществе: между людьми, группами  людей, созданными ими организациями). Учащиеся делают вывод, что главная героиня демонстрирует отклоняющее поведение, дают определение  понятию “ отклоняющее поведение” (поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего  ждёт от человека общество). Поэтому не случайна тема нашего урока. Объявляется тема урока, цели. Учитель литературы: Нам предстоит выяснить через анализ произведения, какие причины повлияли на изменения в поведении  главной героини и к каким последствиям они привели . Учитель обществознания: Каковы причины отклоняющегося поведения? Учитель обращается к схеме на доске. Дайте определение социологическим причинам отклоняющегося поведения человека. (Во время кризисов, радикальных социальных перемен, жизненный опыт человека перестает соответствовать  идеалам, воплощённым в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это  способствует возникновению отклоняющегося поведения) Учитель литературы: Есть ли социологическое объяснение причин отклоняющегося поведения главной героини произведения  Н.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”? В произведении не указаны социальные перемены, происходящие в обществе. Но если говорить о социальном  положении Катерины, то необходимо отметить купеческий быт: патриарахальный, косный, неподвижный. Каков образ жизни богатой купчихи Катерины Измайловой? Учащиеся отмечают, что Катерина Измайлова – героиня, замкнуто живущая за высоким забором купеческой  усадьбы. Материально и социально устроенная; замужество без любви; нет детей, чтобы удовлетворить  потребность в любви; описание её каждодневного быта: “ Походит, походит Катерина Львовна по пустым  комнатам, начнет зевать от скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню… тут тоже посидит,  поглазеет…опять ей зевнется…читать была не охотница…” Скука – главное состояние души героини, душевная  и духовная неразбуженность. (“…скука купеческого дома, от которой весело, говорят, удавиться…”) Выводы тезисно записываются в схеме: “мертвый” уклад жизни купчихи Измайловой, “высокий забор  купеческой усадьбы”; скука. Учитель обществознания: Назовите культурологическое объяснение причин отклоняющегося поведения главной героини. (Преступное  поведение ­ результат преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда  создаёт свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с  представителями преступной идеологии влияет на усвоение человеком норм антиобщественного поведения.) Учитель литературы: Каково же окружение Измайловой? 5 лет рядом неласковый муж; потом появляется Сергей.Образ Сергея. “Всем вор взял – что ростом, что красотой, какую ты хочешь женщину, сейчас он её, подлец,  улестит,и улестит и до греха доведет!” Как влияет Сергей на Катерину? (Анализ текста) Группа, выявляющая культурологические причины нравственного падения главной героини лесковского  произведения, приходит к выводу, что большое влияние оказал на Катерину Сергей. Именно он порой прямо,  порой опосредованно толкает её на путь преступления. Запись в схеме) Учитель обществознания: Каковы психологические причины объяснению отклоняющего поведения? (Ценностно­нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным  нормам, а главное ­ общая направленность интересов личности. В основе поведения лежит иная система  ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Учитель литературы: Особое внимание мы уделим психологическим причинам нравственного падения Катерины. Вопросы: Какие черты характера вы можете выделить в героине? Главное свойство натуры – решительность: гл. 4 “…Невмоготу стало. Развернулась она во всю ширь своей  проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять её нельзя”). Сравните со словами короля Макбета о решительности. Я смею все, что смеет человек, И только зверь на большее способен. ­ Так зверь или человек? (Звериная простота в человеке) Группа продвинутого уровня цитатами подтверждает упоминание автора о зверином начале: Глава 5 (“просто, как крысы в амбаре, умер свекор”); Глава 8 (“Зиновий Борисыч, как зверь, закусил горло Сергея”; Глава 15 (“Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотвицу”. Ещё одну особенность натуры Катерины Измайловой отмечают учащиеся – страстность. Страсть заставляет перешагнуть все нравственные границы и вступить на путь преступлений. “Конец главы 6: “Катерина Львовна теперь готова за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил её  в себя до того, что меры её преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья”) Учитель литературы: Обратимся к одному из эпиграфов нашего урока. Но ведь “…есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное  всё перешагнёт”. (Н.Лесков “Несмертельный Голован”) Согласны ли вы с этим высказыванием? (Обсуждение) Катерина Измайлова “перешагнула”. Учитель обществознания: Как итог – ПРЕСТУПЛЕНИЕ (ученики дают определение: посягающее на правопорядок общественно опасное  деяние, предусмотренное уголовным кодексом. Виды преступлений: корыстные и насильственные, агрессивные). Учитель литературы: Анализ сцен убийств. 1. Убийство свекра (“просто, как крысы в амбаре, умер свекор”).О смерти человека вскользь, походя. 2. Убийство мужа (конец главы 7 – гл.8) Катерина с помощью Сергея убивает спокойно, даже с какой­то гордостью. 3. Убийство Феди (просмотр эпизода фильма). Анализ сцены убийства Феди (просмотр эпизода фильма). Важный этап урока – работа с киноэпизодом. Анализ фрагментов из художественного фильма “Леди Макбет  Мценского уезда” (1989, реж. Р.Балаян) позволяет вернуться к содержанию и выводам урока по повести на  новом уровне. Вопросы учителя литературы: “Какими средствами художественного текста и экрана передаётся  психологическое состояние лесковских героев?” ­ заставляют учащихся сравнить поведение героини в повести и в фильме. Учащиеся обращают внимание на то, что в отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу, так как  загублена чистая, безгрешная душа. Перед очередным убийством “собственный ребенок у неё впервые  повернулся под сердцем. И в груди у неё потянуло холодом”. Не случайно у Лескова упоминание этой детали.  Сама женская природа предостерегает её от задуманного преступления. Обращение к эпиграфу очерка “Первую песенку зардевшись спеть” . Как вы его поняли? Группа литературоведов обращает внимание собравшихся на название очерка Лескова, анализирует значение  снов в тексте. Выводы: сны символичны, оказывается, не так просто “песенку спеть”; нарушен высший нравственный закон,  ибо высшая ценность на земле – это жизнь. Учитель обществознания: Любое преступление влечёт наказание. (Каким может быть наказание: уголовное, общественное и т.д.) Уч­ся высказывают своё мнение, ответив на вопрос: Как наказана Катерина? (Каторга, общественное презрение, нравственное самоуничижение) Учитель литературы: Изменила ли лесковскую героиню каторга? Учащиеся говорят о том, что теперь это не хладнокровная убийца, а отвергнутая женщина, очень страдающая от этого. Палач ­ в облике любовника, поманившего когда­то в сказочную “Аравию счастливую”. Сергей пытался отнять  единственное, что составляло жизнь Измайловой, ­ прошлое её любви. Как показано пробуждение чувства вины? (Глава 15: “И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса Тимофеевича, из  другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головкой Федей”) Раскаялась ли, на ваш взгляд, Катерина? Пробудилось ли нравственное начало в ней? Бернард Шоу предостерегал: “Бойся человека, Бог которого на небе”. Как вы понимаете эти слова эпиграфа  урока? (Обсуждение) Итоги урока: На нравственное падение Катерины повлиял комплекс причин: социологические, культурологические,  психологические. Но ни одна причина не возымеет своего разрушающего действия на человека  нравственного, имеющего Бога в душе. Одной из основных черт, определяющих художественность  произведения, является типичность образа. Типическими чертами характера образа Катерины являются:  страстность натуры, решительность, верность любви, способность в преодолении преград. Но ни в коем случае  не являются типическим способность русской женщины к преступлению. Н.С.Лесков изобразил сильную и страстную натуру, разбуженную иллюзией счастья, но шедшую к своей цели  путём преступлений.Домашнее задание: Ответить письменно на вопрос: соотносятся ли в вашем представлении понятия “ любовь” и “нравственное  падение”?