Цели.
Образовательные: вскрыть причины нравственного падения главной героини через идейно-художественное своеобразие произведения Н.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”; выявить основные условия возникновения отклоняющего поведения.
Развивающие: совершенствовать навык анализа текста; развивать умение учащихся на основе литературных персонажей проводить аналогию с реальной жизнью.
Воспитательные: способствовать развитию общечеловеческих ценностей, пробуждению внимания к внутреннему миру человека, развитию гуманистического сознания в осмыслении темы преступления и наказания.
Общепредметные: развитие аналитического мышления; совершенствование умений работать в творческих группах.
Оборудование: портрет Н.С.Лескова, телевизор, видеомагнитофон, кассета с кадрами из фильма Р. Балаяна “Леди Макбет Мценского уезда” (“Мосфильм”, 1989 год).
На уроке осуществлялся дифференцированный подход. Учащимся продуктивного уровня познавательной активности были даны задания, предлагающие выявить социологические и культурологические причины нравственного падения Катерины Измайловой, учащиеся высокого уровня творческой познавательной активности исследовали текст произведения с литературоведческой точки зрения и выявили его художественные особенности.
Интегрированный урок литература + обществознание
в 10-м классе "Причины нравственного падения
Катерины Измайловой"
Цели.
Образовательные: вскрыть причины нравственного падения главной героини через идейнохудожественное
своеобразие произведения Н.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”; выявить основные условия
возникновения отклоняющего поведения.
Развивающие: совершенствовать навык анализа текста; развивать умение учащихся на основе литературных
персонажей проводить аналогию с реальной жизнью.
Воспитательные: способствовать развитию общечеловеческих ценностей, пробуждению внимания к
внутреннему миру человека, развитию гуманистического сознания в осмыслении темы преступления и
наказания.
Общепредметные: развитие аналитического мышления; совершенствование умений работать в творческих
группах.
Оборудование: портрет Н.С.Лескова, телевизор, видеомагнитофон, кассета с кадрами из фильма Р. Балаяна
“Леди Макбет Мценского уезда” (“Мосфильм”, 1989 год).
На уроке осуществлялся дифференцированный подход. Учащимся продуктивного уровня познавательной
активности были даны задания, предлагающие выявить социологические и культурологические причины
нравственного падения Катерины Измайловой, учащиеся высокого уровня творческой познавательной
активности исследовали текст произведения с литературоведческой точки зрения и выявили его
художественные особенности.
Эпиграфы:
“Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное всё
перешагнёт”. (Н. Лесков “Несмертельный Голован”)
“Бойся человека, Бог которого на небе” (Б.Шоу)
Учитель литературы:
Что такое любовь? Любовь… Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что это такое, но,
согласитесь, дать однозначный ответ на этот вопрос не может никто. Сколько всего сказано, сколько написано
по этому поводу, а между тем здесь попрежнему остается какаято загадка, тайна, разгадать которую
человечество так, наверное, никогда не сможет.
Многие писатели в своих произведениях пытались разгадать загадку, найти ответы на непростые вопросы: что
такое любовь? Каково её влияние на человека? Почему одних она облагораживает, делает лучше и чище, а
других толкает на самые ужасные преступления? В своем очерке “Леди Макбет Мценского уезда”, изображая
подлинную драму любви, пытается ответить на все эти вопросы. Повесть “Леди Макбет Мценского уезда”,
названную самим автором очерком, часто истолковывали как мелодраму с грубым эротизмом, с
натуралистическими подробностями в описании уголовных преступлений. На самом деле это совсем не так.
Натурализм и эротика не являются самоцелью для художника, а служат ему для верного воспроизведения
своеобразных особенностей рисуемого быта.
В 1865 году русский читатель познакомился с трагической историей лесковской героини и, может быть,
посчитал её нетипичной для России, случайной, тем более что в названии указание на шекспировскую реалию, а
может быть, сам сюжет показался достойным уголовной хроники, а не беллетристики, тяготеющей к
обобщениям. Русская женщина, возведенная н пьедестал Пушкиным, Тургеневым, Некрасовым, и вдруг… убийца.
А какое впечатление на вас произвело это произведение?
Что потрясло?
Учитель обществознания.Дайте определение понятию “социальные нормы”.( Регулируют отношения в обществе: между людьми, группами
людей, созданными ими организациями).
Учащиеся делают вывод, что главная героиня демонстрирует отклоняющее поведение, дают определение
понятию “ отклоняющее поведение” (поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего
ждёт от человека общество).
Поэтому не случайна тема нашего урока.
Объявляется тема урока, цели.
Учитель литературы:
Нам предстоит выяснить через анализ произведения, какие причины повлияли на изменения в поведении
главной героини и к каким последствиям они привели .
Учитель обществознания:
Каковы причины отклоняющегося поведения?
Учитель обращается к схеме на доске.
Дайте определение социологическим причинам отклоняющегося поведения человека.
(Во время кризисов, радикальных социальных перемен, жизненный опыт человека перестает соответствовать
идеалам, воплощённым в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это
способствует возникновению отклоняющегося поведения)
Учитель литературы:
Есть ли социологическое объяснение причин отклоняющегося поведения главной героини произведения
Н.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”?
В произведении не указаны социальные перемены, происходящие в обществе. Но если говорить о социальном
положении Катерины, то необходимо отметить купеческий быт: патриарахальный, косный, неподвижный.
Каков образ жизни богатой купчихи Катерины Измайловой?
Учащиеся отмечают, что Катерина Измайлова – героиня, замкнуто живущая за высоким забором купеческой
усадьбы. Материально и социально устроенная; замужество без любви; нет детей, чтобы удовлетворить
потребность в любви; описание её каждодневного быта: “ Походит, походит Катерина Львовна по пустым
комнатам, начнет зевать от скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню… тут тоже посидит,
поглазеет…опять ей зевнется…читать была не охотница…” Скука – главное состояние души героини, душевная
и духовная неразбуженность. (“…скука купеческого дома, от которой весело, говорят, удавиться…”)
Выводы тезисно записываются в схеме: “мертвый” уклад жизни купчихи Измайловой, “высокий забор
купеческой усадьбы”; скука.
Учитель обществознания:
Назовите культурологическое объяснение причин отклоняющегося поведения главной героини. (Преступное
поведение результат преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда
создаёт свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с
представителями преступной идеологии влияет на усвоение человеком норм антиобщественного поведения.)
Учитель литературы:
Каково же окружение Измайловой?
5 лет рядом неласковый муж; потом появляется Сергей.Образ Сергея. “Всем вор взял – что ростом, что красотой, какую ты хочешь женщину, сейчас он её, подлец,
улестит,и улестит и до греха доведет!”
Как влияет Сергей на Катерину? (Анализ текста)
Группа, выявляющая культурологические причины нравственного падения главной героини лесковского
произведения, приходит к выводу, что большое влияние оказал на Катерину Сергей. Именно он порой прямо,
порой опосредованно толкает её на путь преступления. Запись в схеме)
Учитель обществознания:
Каковы психологические причины объяснению отклоняющего поведения?
(Ценностнонормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным
нормам, а главное общая направленность интересов личности. В основе поведения лежит иная система
ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве.
Учитель литературы:
Особое внимание мы уделим психологическим причинам нравственного падения Катерины.
Вопросы:
Какие черты характера вы можете выделить в героине?
Главное свойство натуры – решительность: гл. 4 “…Невмоготу стало. Развернулась она во всю ширь своей
проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять её нельзя”).
Сравните со словами короля Макбета о решительности.
Я смею все, что смеет человек,
И только зверь на большее способен.
Так зверь или человек? (Звериная простота в человеке)
Группа продвинутого уровня цитатами подтверждает упоминание автора о зверином начале:
Глава 5 (“просто, как крысы в амбаре, умер свекор”);
Глава 8 (“Зиновий Борисыч, как зверь, закусил горло Сергея”;
Глава 15 (“Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотвицу”.
Ещё одну особенность натуры Катерины Измайловой отмечают учащиеся – страстность.
Страсть заставляет перешагнуть все нравственные границы и вступить на путь преступлений.
“Конец главы 6: “Катерина Львовна теперь готова за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил её
в себя до того, что меры её преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастья”)
Учитель литературы:
Обратимся к одному из эпиграфов нашего урока.
Но ведь “…есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное
всё перешагнёт”. (Н.Лесков “Несмертельный Голован”)
Согласны ли вы с этим высказыванием? (Обсуждение)
Катерина Измайлова “перешагнула”.
Учитель обществознания:
Как итог – ПРЕСТУПЛЕНИЕ (ученики дают определение: посягающее на правопорядок общественно опасное
деяние, предусмотренное уголовным кодексом. Виды преступлений: корыстные и насильственные, агрессивные).
Учитель литературы:
Анализ сцен убийств.
1. Убийство свекра (“просто, как крысы в амбаре, умер свекор”).О смерти человека вскользь, походя.
2. Убийство мужа (конец главы 7 – гл.8)
Катерина с помощью Сергея убивает спокойно, даже с какойто гордостью.
3. Убийство Феди (просмотр эпизода фильма).
Анализ сцены убийства Феди (просмотр эпизода фильма).
Важный этап урока – работа с киноэпизодом. Анализ фрагментов из художественного фильма “Леди Макбет
Мценского уезда” (1989, реж. Р.Балаян) позволяет вернуться к содержанию и выводам урока по повести на
новом уровне. Вопросы учителя литературы: “Какими средствами художественного текста и экрана передаётся
психологическое состояние лесковских героев?” заставляют учащихся сравнить поведение героини в повести и
в фильме.
Учащиеся обращают внимание на то, что в отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу, так как
загублена чистая, безгрешная душа. Перед очередным убийством “собственный ребенок у неё впервые
повернулся под сердцем. И в груди у неё потянуло холодом”. Не случайно у Лескова упоминание этой детали.
Сама женская природа предостерегает её от задуманного преступления.
Обращение к эпиграфу очерка “Первую песенку зардевшись спеть” . Как вы его поняли?
Группа литературоведов обращает внимание собравшихся на название очерка Лескова, анализирует значение
снов в тексте.
Выводы: сны символичны, оказывается, не так просто “песенку спеть”; нарушен высший нравственный закон,
ибо высшая ценность на земле – это жизнь.
Учитель обществознания:
Любое преступление влечёт наказание. (Каким может быть наказание: уголовное, общественное и т.д.)
Учся высказывают своё мнение, ответив на вопрос: Как наказана Катерина? (Каторга, общественное презрение,
нравственное самоуничижение)
Учитель литературы:
Изменила ли лесковскую героиню каторга?
Учащиеся говорят о том, что теперь это не хладнокровная убийца, а отвергнутая женщина, очень страдающая от
этого.
Палач в облике любовника, поманившего когдато в сказочную “Аравию счастливую”. Сергей пытался отнять
единственное, что составляло жизнь Измайловой, прошлое её любви.
Как показано пробуждение чувства вины?
(Глава 15: “И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса Тимофеевича, из
другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головкой Федей”)
Раскаялась ли, на ваш взгляд, Катерина? Пробудилось ли нравственное начало в ней?
Бернард Шоу предостерегал: “Бойся человека, Бог которого на небе”. Как вы понимаете эти слова эпиграфа
урока? (Обсуждение)
Итоги урока:
На нравственное падение Катерины повлиял комплекс причин: социологические, культурологические,
психологические. Но ни одна причина не возымеет своего разрушающего действия на человека
нравственного, имеющего Бога в душе. Одной из основных черт, определяющих художественность
произведения, является типичность образа. Типическими чертами характера образа Катерины являются:
страстность натуры, решительность, верность любви, способность в преодолении преград. Но ни в коем случае
не являются типическим способность русской женщины к преступлению.
Н.С.Лесков изобразил сильную и страстную натуру, разбуженную иллюзией счастья, но шедшую к своей цели
путём преступлений.Домашнее задание:
Ответить письменно на вопрос: соотносятся ли в вашем представлении понятия “ любовь” и “нравственное
падение”?