Интегрированный урок литературы и ИЗО "Осенние посиделки"
Оценка 4.8

Интегрированный урок литературы и ИЗО "Осенние посиделки"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство +1
5 кл
23.04.2018
Интегрированный урок литературы и ИЗО "Осенние посиделки"
На уроках литературы по программе (Учебник – хрестоматия “Литература. Начальный курс. 5 класс”. Авторы–составители: М. А, Снежневская, О. М. Хренова) тема “Славянские мифы изучается после знакомства с жанрами русского фольклора (народными сказками, загадками, пословицами и поговорками), мифами Древней Грции. Каждый народ вносит свой вариант, свою гипотезу мироустройства, но в главном мифы всех народов сходны между собой. Истоки Славянского декоративно–прикладного искусства рассматриваются и в программе ИЗО для 5 классов (Учебник “Декоративно–прикладное искусство в жизни человека”. Авторы6Горяева Н. А. и О. В. Островская; Под ред. Б. М. Неменского). Основная задача урока – показать тесную взаимосвязь человека и природы в прошлом, объяснить, что результатом этого взаимодействия явилось рождение мифологии, которая послужила причиной создания ДПИ и музыкальных образов. Цель: обобщение изученного по теме “Славянская мифология”; знакомство с историей изразца, обучение изготовлению изразца; привитие интереса и любви к русскому народному творчеству и обычаям; воспитание патриотизма, активизация познавательной деятельности школьников, развитие творческих способностей учащихся. Предварительная работа: индивидуальное задание (сообщения), сценка, учащиеся работают по группам (4 группы).
Осенние посиделки.doc
Интегрированный урок литературы и ИЗО "Осенние посиделки" На уроках литературы по программе (Учебник – хрестоматия “Литература. Начальный курс. 5 класс”. Авторы– составители: М. А, Снежневская, О. М. Хренова) тема “Славянские мифы изучается после знакомства с жанрами русского фольклора (народными сказками, загадками, пословицами и поговорками), мифами Древней Грции.  Каждый народ вносит свой вариант, свою гипотезу мироустройства, но в главном мифы всех народов сходны  между собой. Истоки Славянского декоративно–прикладного искусства рассматриваются и в программе ИЗО  для 5 классов (Учебник “Декоративно–прикладное искусство в жизни человека”. Авторы6Горяева Н. А. и О. В.  Островская; Под ред. Б. М. Неменского). Основная задача урока – показать тесную взаимосвязь человека и  природы в прошлом, объяснить, что результатом этого взаимодействия явилось рождение мифологии, которая  послужила причиной создания ДПИ и музыкальных образов. Цель: обобщение изученного по теме “Славянская мифология”; знакомство с историей изразца, обучение  изготовлению изразца; привитие интереса и любви к русскому народному творчеству и обычаям; воспитание  патриотизма, активизация познавательной деятельности школьников, развитие творческих способностей  учащихся. Предварительная работа: индивидуальное задание (сообщения), сценка, учащиеся работают по группам (4  группы). 1. Слово учителя рисования Ход урока ­ Подходит к концу 1 четверть учебного года. Я уверена, что все вы хорошо потрудились, а потому можно и  отдохнуть. Мы приглашаем вас на осенние посиделки. (Рисунок 1) ­ Ребята, а как вы думаете, почему мы собрались все здесь именно сейчас, после 14 октября? Что это за  праздник? (Праздник Покрова Богородицы). ­ Чем отличается этот праздник от других годовых праздников? (С этого времени начинались посиделки и зимние работы в избах: женщины пряли, ткали, шили, а мужчины  плели лапти, вили верёвки, выполняли другую работу). ­ Умели наши предки, славяне, трудиться, умели и отдыхать. Для посиделок девушки нанимали избу и приходили туда вечером с прялками и шитьём, или с пяльцами и вышивкой. (В класс заходят четыре девочки в  сарафанах с пяльцами, с прялками, с вязанием) Приходили на посиделки и парни, чтобы присмотреться, кто  из девушек лучше работает, и выбрать себе невесту. 2. Выступление учащихся 1 девочка: В первый раз вышивали – светел месяц со лунами, Светел месяц со лунами, со чистыми звездами. 2 девочка: Во второй раз вышивали – красно солнце со лучами, Красно солнце со лучами, со тёплыми облаками… 3 девочка: В третий раз вышивали – чисто поле со кустами, Чисто поле со кустами, со рысучими зверями… 4 девочка: В четвёртый раз вышивали – сине море со волнами, Сине море со волнами, со белыми кораблями; Серединку украшали светло­синими цветами. Рукодельницы вышивают и напевают русскую народную песню “Пряха” В низенькой светёлке Огонёк горит. Молодая пряха У окна сидит. (2 раза) Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. (2 раза) Русая головка Думы без конца… Ты о чём мечтаешь, Девица­краса? (2 раза) (Слышится тихое посвистывание соловья) 1 девочка: Работа да руки – надёжные в людях поруки. 2 девочка: Долог день до вечера, коли делать нечего. 3 девочка: От нечего делать и таракан на полати лезет. 4 девочка: Делу время, а потехе час! Учитель рисования: ­Вечера осенние долгие. За окном всё темнее и темнее, сказки так и просятся в избу. Вы, наверное, помните,  ребята, что в русских сказках чудесным помощником человека часто оказывается… печка (прикрепляется к  доске рисунок печи). Дородная, ласковая и тёплая она даёт герою мудрые советы, укрывает от беды, помогает  совершать добрые поступки и бороться со злом. Учитель литературы: ­ Это понятно, ведь испокон веков печь была сосредоточием всей домашней жизни, играла главную роль.  Появилась даже поговорка “Плясать от печки”, то есть начать с главного. Печь использовали для отопления  помещения, приготовления пищи. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. С печью связано  много поверий, обрядов. По народным поверьям, под печью или за ней живёт Домовой – душа избы,  покровитель домашнего очага. В старину его ласково называли “хозяином”или “дедушкой”. А представляли в  облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Главная  обязанность домового – смотреть за хозяйством, помогать в работе по дому. Учитель рисования: Пора нашу печку затопить. А удастся это сделать тому, кто назовёт сказки, в которых упоминается печка­ красавица. (Дети называют сказки “Гуси­лебеди”, “Мороз Иванович”, “Баба­яга”и т.д.) Учитель литературы: О чём­то скрипят половицы, И ветер повеял чудесный, И тайна стучится в окна, И в чудо поверишь вдруг, И дрогнут чьи­то ресницы, И сразу меняются лица… Тихонько скрипят половицы – К нам сказка в гости идёт. Звучит миниатюра П.И. Чайковского “Баба Яга” ­ Какого персонажа русских сказок вы узнали, слушая музыку? (Баба Яга) Какой она вам видится? Наши предки, древние славяне одухотворяли природу, поэтизировали её, все образы фольклора взяты из мира  природы. Баба Яга, как и Кощей Бессмертный, Змей Горыныч представляют в русских народных сказках мир  Зла. С чем это связано? Послушайте сообщения ребят. Сообщения учащихся. 1­й ученик: У древних славян Баба­яга считалась прародительницей и хранительницей рода и традиций. Часто она изображалась злой, старой и страшной колдуньей. По белому свету она не ходит пешком, а ездит в  железной ступе, управляя ею с помощью песта и заметая свой след помелом. Баба­яга держит в плену девицу­ красавицу, заставляя её выполнять чёрную работу. Она пытается съесть похищенных детей, вырезать из спины  героя ремень, творит иные мерзости. В других сказках Баба­яга является дарительницей, к которой приходит  герой и получает волшебного помощника, например, клубок, узнает дорогу. В описании жилища, внешности и поведения Бабы­яги сохранились многочисленные отголоски того, что далёкие  предки считали её представительницей загробного мира. Этот мир отделён от мира живых, и никто не должен  переступать границы тридевятого царства, которое охраняет Баба­яга. В избушку на курьих ножках трудно  войти, так как она всё время поворачивается к смельчаку “задом, а к лесу передом”. В сказках сохранились и  другие подробности: в частности, избушка может быть обнесена забором, на котором выставлены черепа. 2­й ученик: О Бабе­яге говорится, что она встречает нежданного гостя лёжа (в избе, на печи, на лавке или на  полу) и занимая собою всю избу: “впереди голова, в одном углу нога, в другом другая”, или: “на печи лежала  Баба­яга, костяная нога, нос в потолок врос”. Избушка на курьих ножках так мала, что Баба­яга в ней еле  помещается; предполагают, что эти подробности связаны с описанием умершего в гробу. Ходить Баба­яга не может: она или лежит, или летает, потому что у неё костяная нога. Узнаёт Баба­яга пришедшего по запаху: “Фу, фу, фу! Русский дух ко мне в лес зашёл!”Она чувствует запах  живого человека, который пытается проникнуть в царство мёртвых. Запах живых людей противен и страшен  умершим. Сказочный персонаж, попарившись в баньке и отведав пищи, приготовленной Бабой­ягой,  приобщается миру мёртвых. Это даёт ему возможность продолжить свои поиски в загробном мире. 3 –й ученик: Кощей Бессмертный во всех сказках изображается как отрицательный персонаж: хитрый,  неблагодарный, коварный и злой. Он, так же, как и Змей Горыныч, похищает красавицу и скрывает её в своём  дворце. До сих пор нет однозначной трактовки имени “Кощей”, однако можно предположить, что в  старославянском языке слово “кощь”использовалось в значении “сухой, худой телом”и было родственно слову  “кость”. Глагол “окостенеть”употреблялся в значении “сделаться твёрдым, как камень, застыть, замёрзнуть”.  Владыка зимы в народных преданиях изображался старым колдуном, накладывающим заклятия на прекрасных  героинь. Смерть Кощея хранилась в кованом сундуке в золотом яйце. По народным представлениям золотое  яйцо – это символ солнца. Владыка зимних стуж и мрака каждый раз погибает, чтобы снова возродиться и  овладеть миром. Вот почему Кощей считался бессмертным. 4­й ученик: Змей Горыныч в сказках изображается то как чудовищный зверь, то как великан. В человеческом  обличье он выезжает на битву как вооружённый воин на богатырском коне. На плече у него сидит чёрный ворон, похититель живой и мёртвой воды, а позади бежит собака­ветер. Прообразом змея Горыныча, возможно, было языческое божество, олицетворяющее сына грозовой тучи. В  народных сказках Змей похищает красавиц – небесные светила. После победы над ним меняется погода,  появляется солнце, которое сравнивали с похищенной красавицей. ­ Народные сказки послужили богатым материалом для художников, композиторов, писателей и поэтов.  Послушайте стихотворение К.Бальмонта “У чудищ” Ученик читает стихотворение К. Бальмонта “У чудищ”. У чудищ. Я был в избушке на курьих ножках. Там всё как прежде. Сидит Яга. Пищали мыши и рылись в крошках. Старуха злая была строга. Но я был в шапке, был в невидимке. Стянул у старой две нитки бус. Разгневал ведьму и скрылся в дымке. И вот со смехом кручу свой ус. Пойду, пожалуй, теперь к Кощею, Найду для песен там жемчугов. До самой пасти приближусь к Змею. Узнаю тайны – и был таков. ­ Русский фольклор уходит корнями в славянскую мифологию, в древнейшие представления наших предков о  природе и мире. Проверим, как хорошо вы знаете славянские мифы. 1. Конкурс “Славянские боги” В столбике по вертикали – имя князя, крестителя Руси, гонителя славянских богов. Имена языческих богов – по  горизонтали. Впишите их. (Рисунок 2) (Каждая команда получает лист с кроссвордом, на разгадывание которого отводится 3 минуты, команды по  результатам получают жетоны) 2. Конкурс “Жар­птица” ­ Жар­птица – воплощение лучезарного бога солнца Ярило. расцов ученикамирасцов  ученикарасцов Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружавшая человека. Этот конкурс мы  посвящаем разгадыванию поэтических образов птиц и зверей, обитающих в наших лесах. Вам предстоит угадать  их в мифологических описаниях. Каждой команде предлагается по 2 вопроса. ­ Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.  (Кукушка) ­ Эта птица жила до трёхсот лет и единственная могла приносить живую и мёртвую воду. (Ворон) ­ В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Её  изображение и сейчас встречается на крышах домов. (Петух) ­ Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла её сторожем кладов и самой мудрой  из птиц. (Сова) ­ С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный  бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы. (Орёл) ­ В древние времена, когда обожествлялись силы природы, тёмная сила выезжала на этом животном чёрного  цвета, а боги света и тепла ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует  его “крыльями человека”. (Конь) ­ По преданиям, это человек, превращённый злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не  нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских  богов – Велес. (Медведь) ­ Это животное выступает спутником колдунов и колдуний, однако он очень любим русским народом. По  славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Кот,  кошка) ­ Ребята, а какие приметы и пословицы о кошке вы знаете? (“Не всё коту Масленица”, Кошка умывается к гостям. Кошка на печке спит к холодам. Чёрная кошка дорогу  перебежала к неудаче. Чёрная кошка в доме от воров дом оберегает. Кошка в доме друг домового. В новый дом  первой пускают кошку, где она ляжет, там кровать ставить...) Учитель рисования: ­ Вот сколько интересного мы вспомнили под весёлый треск поленьев. Печка не только обогревала и кормила людей в далёкие прадедовские времена, она была ещё и настоящим  украшением жилища. Нам пора отблагодарить её за уют и веселье. Надо нарядить её. А вот красавицей её  делали изразцы, которые покрывали всю поверхность печи. (Демонстрирует плакат, иллюстрирующий  изразцовые печи и отдельные изразцы). (Рисунок 3) Что же такое изразец? Это облицовочная плитка, украшенная самыми разными рисунками: изображениями  цветов, птиц, животных, сценками из жизни. С обратной стороны такой плитки имелась румпа – специальное  устройство вроде ящичка, с помощью которого изразец крепился к кирпичам. Изготовляли изразцы из глины:  лицевую часть оттискивали в деревянной форме, а румпу наращивали на гончарном круге. После этого изделия  сушили и обжигали в специальных печах – горнах. Первые изразцовые печи на Руси появились около 400 лет  назад, в 16 веке. Изразцы, украшавшие их, называются “красными”, так как сделаны из обожжённой красной  глины и не покрыты сверху ни эмалями, ни красками. Изображения на них рельефные и рассказывают о военных походах и осадах крепостей, конных выездах и соколиной охоте. А каких только сказочных чудовищ здесь не  встретишь! Зверя “инрога”­ лошадь с рогом на голове, лютого зверя “грива”­ льва с орлиными крыльями,  “китовраса”­ кентавра. Печки с такими изразцами были большой редкостью. Шли годы. На смену скромным  “красным”пришли рельефные изразцы, покрытые блестящей зелёной поливой – глазурью. Они получили  название “муравленых”и надолго прижились, украшая печи в царских палатах, в боярских покоях, в приказных  избах. Но временем подлинного торжества русских изразцов стала вторая половина 17 века, когда  расцветились они поливами зелёного, синего, жёлтого, коричневого цветов. И украсили уже не только печи, но и многочисленные соборы, церкви. До наших дней донесли эти здания своё великолепное убранство. Творческая работа. Чтобы наша печь стала такой же нарядной, вам ребята, необходимо приготовить 4 баночки гуаши: зеленого,  синего, желтого и коричневого цветов. Перед вами лежат трафареты с изображениями волшебных трав и  кусочки поролона. (Рисунок 5) Аккуратно выполните с их помощью рамочку нашей будущей изразцовой плитки.  (На столах лежат и чистые листы бумаги 20 * 20 см. – натуральный размер плитки). (Работа проходит на фоне  музыки П. И. Чайковского из цикла”Времена года”). В дальнейшей работе вам помогут плакаты  показывающие последовательность изображения мифологических, фольклорных образов. (Рисунок 4) Ваша  задача придумать и разместить в центре изразца любое сказочное существо. Успеха вам, ребята! Создание рисунков учащимися. Украшение печи – экспресс – выставка. (Рисунок 6 и 7) Итог урока: (Закрываются створки доски с интерьером избы, на обратной стороне створок размещены  предложения: природные явления; народные праздники; устное творчество, фольклор; музыка; декоративно –  прикладное искусство). – Ребята, скажите пожалуйста, так каким образом появлялись на свет удивительные  украшения, занимательные сказания? Что являлось источником вдохновения творчества людей? / Ученик возле  доски с помощью стрелочек прослеживает взаимосвязь записанных на доске словосочетаний/. ­ Вот и закончился наш урок. Сегодня на уроке мы обратились к давно прошедшим дням, к культуре и искусству  русского народа – к фольклору, к старинным русским обычаям, к декоративно­прикладному искусству, к  искусству изразца, попытались на мир посмотреть глазами наших предков, славян, попытались познать  мудрость мифов, духовные ценности нашего народа. Наши осенние посиделки закончились.  Список литературы. 1. “Искусство”. Учебно – методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. №19 (355) 1 – 15 октября  2006г. Издательский дом “Первое сентября”. 2. Энциклопедический словарь юного художника. Москва “Педагогика”1983г. стр. 161. 3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. –М.,­Совр.Писатель, 1995; 4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – С­Пб.1996. 5. Иванов Н.Н. 300 вопросов и ответов о мифологии. – Ярославль “Академия развития”, 1997.

Интегрированный урок литературы и ИЗО "Осенние посиделки"

Интегрированный урок литературы и ИЗО "Осенние посиделки"

Интегрированный урок литературы и ИЗО "Осенние посиделки"

Интегрированный урок литературы и ИЗО "Осенние посиделки"

Интегрированный урок литературы и ИЗО "Осенние посиделки"

Интегрированный урок литературы и ИЗО "Осенние посиделки"

Интегрированный урок литературы и ИЗО "Осенние посиделки"

Интегрированный урок литературы и ИЗО "Осенние посиделки"

Интегрированный урок литературы и ИЗО "Осенние посиделки"

Интегрированный урок литературы и ИЗО "Осенние посиделки"

Интегрированный урок литературы и ИЗО "Осенние посиделки"

Интегрированный урок литературы и ИЗО "Осенние посиделки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018