Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс
Оценка 4.9

Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
МХК +1
10 кл
23.04.2018
Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс
Цель урока: • Обобщающая - продолжить знакомство учащихся с периодом Возрождения в Италии и его представителями; анализ лирического произведения; • Развивающая - выявить связь культуры эпохи Возрождения и “золотого” века литературы; пополнение интеллектуального запаса и лексикона учащихся; • Воспитательная – развивать умение видеть и чувствовать красоту человеческой души. Оборудование: • репродукции картин Рафаэля “Сикстинская Мадонна”, • Леонардо да Винчи “Мона Лиза” (“Джоконда”); • портреты Рафаэля, Леонардо да Винчи, А.С.Пушкина, Н.Н.Гончаровой; • мультимедийная установка для демонстрации слайдов презентации.
Три Мадонны.doc
Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс Цель урока:  Обобщающая ­ продолжить знакомство учащихся с периодом Возрождения в Италии и его  представителями; анализ лирического произведения; Развивающая ­ выявить связь культуры эпохи Возрождения и “золотого” века литературы; пополнение  интеллектуального запаса и лексикона учащихся; Воспитательная – развивать умение видеть и чувствовать красоту человеческой души.   Оборудование: репродукции картин Рафаэля “Сикстинская Мадонна”,   Леонардо да Винчи “Мона Лиза” (“Джоконда”);   портреты Рафаэля, Леонардо да Винчи, А.С.Пушкина, Н.Н.Гончаровой; мультимедийная установка для демонстрации слайдов презентации. Слайд 1 ...что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий Вступительное слово учителя Ход урока Сегодня мы попытаемся осмыслить понятие красоты в человеческой жизни, уяснить, как оно развивалось в  эпоху Возрождения и отразилось в 19 веке, всегда вызывая слёзы умиления, счастья и гордости. Наша духовная и материальная культура создавалась веками.Наследники, к сожалению, не всегда умели ценить полученное богатство. Бывало, что люди уничтожали свои сокровища: разбивали грациозные греческие статуи,  сжигали книги, рушили храмы... Потом наступало прозрение – и начиналось паломничество в прошлое. О какой  эпохе я веду речь? Как иначе называют этот период? (Эпоха Возрождения – Ренессанс). Слайд 2 Проверка домашнего задания: 1. Индивидуальный ответ учащегося “Возрождение”. 2. Задание “Подбери пару”: 1 Сандро  Боттичели “Давид” 2 Джотто ди  Бондоне “Тайная вечеря” 3 Леонардо да  Винчи “Афинская  школа” 4 Микеланджело “Рождение Венеры” 5 Рафаэль Санти “Поцелуй Иуды” Слайд 3 Ответ: 1 Сандро  Боттичели 4 “Давид” 2 Джотто ди  Бондоне 3 “Тайная вечеря” 3 Леонардо да  5 “Афинская  Винчи школа” 4 Микеланджело 1 “Рождение  Венеры” 5 Рафаэль Санти 2 “Поцелуй Иуды” Самопроверка: оценка равна числу правильных ответов. Повторение: назвать шедевр и его автора. Слайд 4 Ответы: 1. Боттичелли “Рождение Венеры”. 2. Леонардо да Винчи “Мадонна Бенуа”. 3. Микеланджело “Пьета”. Новый материал. Вступительная беседа.     Какая эпоха объединяет эти произведения? (Ренессанс – Возрождение) Как в этих картинах и скульптуре отразились темы и сюжеты Ренессанса? (Темы и сюжеты наполняются  светским содержанием) Чем картины Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти отличаются от икон? (Человек возвеличивается без  Бога) Какое отношение к миру вы видите общим на протяжении нескольких эпох? (Гуманизм, милосердие,  жалость к униженным, осуждение страдания, величие человеческого разума). Говоря об эпохе Возрождения, нельзя не назвать произведение, считающееся самым загадочным на  протяжении почти пятисот лет. Принадлежит оно кисти великого учёного и художника Леонардо да Винчи. У  этой картины двойное название “Мона Лиза” и “Джоконда”. Слайд 5 О загадках и тайнах, связанных с нею, расскажет группа учащихся, получивших заранее задание  исследовательского характера. Выступление группы исследователей. Темы их исследований: 1. История создания: вымыслы и реальность. 2. Загадочность улыбки. 3. Современные публикации о древнем шедевре. Слайд 6 Слово учителя: А сейчас на экране вы видите картину другого художника – Рафаэля Санти, которая признана самым  прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи. Рафаэль создал образ, в котором  возвышенное и величавое стало соразмерным человеку. Выступление экскурсоводов: описание картины “Сикстинская Мадонна”. Чтение учителем стихотворения собственного сочинения: Перед картиной Рафаэля Великий Рафаэль – художник  Для храма Сикста стал писать Мадонну в зелени с младенцем,  Воспев Иисуса Марию – мать. С небес спускается Мадонна Уж несколько веков подряд,  Ступая босыми ногами,  Чтоб людям сына показать. Простая женщина, земная,  Над головою нимба нет,  А из очей её спокойных  Струится лучезарный свет. И Сикст святой, Мадонну видя,  Снял с головы своей убор.  Приветствует в благоговенье  Её Варвара, спрятав взор. Смотрю на полотно и будто слышу:  Архангелов небесных хор поёт.  Мадонна с сыном, в облаках ступая,  Навстречу мукам и любви идёт. Слово учителя: Пройдёт почти триста лет, и поэтом другой эпохи – Золотого века литературы – будут созданы строки,  обожествляющие земную женщину. А.С. Пушкин даст название своему стихотворению “Мадонна”. Вслушайтесь в эти строки и попробуйте разграничить “божественное” и “земное”. Какие художественные  средства выбрал поэт для создания образа своей Мадонны? Чтение учеником стихотворения А.С.Пушкина. Мадонна Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моём, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель – Она с величием, он с разумом в очах –  Взирали, краткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Слайд 7 Анализ стихотворения:  В каком году написано это стихотворение? Какому событию в жизни А.Пушкина оно посвящено? (В 1830  году, после знакомства с будущей женой Н.Н.Гончаровой).  На какие части можно разделить строфы стихотворения? Почему? (Три первые строфы – о святой  Мадонне, названной Пречистой, последняя строфа – о своей возлюбленной, названной тоже Мадонной).    Какие эпитеты нашёл поэт для создания этих образов? (“с величием взирали”, “краткие”, “во славе и  лучах”, “без ангелов”, “чистейшей прелести чистейший образец”, “моя”). Что вы знаете об этой женщине, названной здесь Мадонной? (Мы знаем, что среди московских барышень Наталья Гончарова выделялась поразительной красотой; воспитание и образование её было для той  поры обычным, домашним. Выйдя за Пушкина восемнадцати лет от роду, Наталья Николаевна сумела  стать хранительницей очага дома Пушкина. Дома, к которому он стремился всю жизнь. Рождались дети:  Маша, Саша, Гриша и Наташа. Поэт, подобно своему герою Гринёву, икал отдохновения от светской  суеты в семейном кругу. И находил.) Каким предстаёт перед нами лирический герой этого стихотворения? (Лирический герой как бы подчёркивает свою скромность и незначительность по сравнению с божественной  Мадонной: “обитель”, “в простом углу моём”. Взамен множества картин поэт желал видеть только одну, но  именно в ней воплощены для него величие и разум) . Слово учителя: Из письма В.А.Нащокиной: “...Любовь его (Пушкина) к жене была безгранична. Наталья Николаевна была его Богом, которому он поклонялся, которому верил всем сердцем, и я убеждена, что он никогда даже мыслью даже намёком на какое­либо подозрение не допускал оскорбить её” . Кто знает, может быть, перед глазами Александра Сергеевича вставали образы Сикстинской Мадонны и Моны Лизы, когда он творил своё произведение. Слайд 8 Лексическая работа Задание: на экране вы видите термины, которые вы услышали сегодня на уроке. Объясните их значение (работа  в тетрадях).  Репродукция –  Иллюстрация –  Сфумато –  Нимб –  Гуманизм – Подведение итогов урока. Дискуссия  Обращаясь к эпиграфу урока, скажите: как понимали красоту люди прошлых столетий?  Изменились ли сейчас взгляды ваших современников? Домашнее задание: Напишите эссе на тему “Что есть красота?”

Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс

Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс

Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс

Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс

Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс

Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс

Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс

Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс

Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс

Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018