Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
МХК +1
10 кл
23.04.2018
Цель урока:
• Обобщающая - продолжить знакомство учащихся с периодом Возрождения в Италии и его представителями; анализ лирического произведения;
• Развивающая - выявить связь культуры эпохи Возрождения и “золотого” века литературы; пополнение интеллектуального запаса и лексикона учащихся;
• Воспитательная – развивать умение видеть и чувствовать красоту человеческой души.
Оборудование:
• репродукции картин Рафаэля “Сикстинская Мадонна”,
• Леонардо да Винчи “Мона Лиза” (“Джоконда”);
• портреты Рафаэля, Леонардо да Винчи, А.С.Пушкина, Н.Н.Гончаровой;
• мультимедийная установка для демонстрации слайдов презентации.
Три Мадонны.doc
Интегрированный урок литературы и МХК "Три
Мадонны". 10-й класс
Цель урока:
Обобщающая продолжить знакомство учащихся с периодом Возрождения в Италии и его
представителями; анализ лирического произведения;
Развивающая выявить связь культуры эпохи Возрождения и “золотого” века литературы; пополнение
интеллектуального запаса и лексикона учащихся;
Воспитательная – развивать умение видеть и чувствовать красоту человеческой души.
Оборудование:
репродукции картин Рафаэля “Сикстинская Мадонна”,
Леонардо да Винчи “Мона Лиза” (“Джоконда”);
портреты Рафаэля, Леонардо да Винчи, А.С.Пушкина, Н.Н.Гончаровой;
мультимедийная установка для демонстрации слайдов презентации.
Слайд 1
...что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Вступительное слово учителя
Ход урока
Сегодня мы попытаемся осмыслить понятие красоты в человеческой жизни, уяснить, как оно развивалось в
эпоху Возрождения и отразилось в 19 веке, всегда вызывая слёзы умиления, счастья и гордости.
Наша духовная и материальная культура создавалась веками.Наследники, к сожалению, не всегда умели ценить
полученное богатство. Бывало, что люди уничтожали свои сокровища: разбивали грациозные греческие статуи,
сжигали книги, рушили храмы... Потом наступало прозрение – и начиналось паломничество в прошлое. О какой
эпохе я веду речь? Как иначе называют этот период? (Эпоха Возрождения – Ренессанс).
Слайд 2
Проверка домашнего задания:
1. Индивидуальный ответ учащегося “Возрождение”.
2. Задание “Подбери пару”:
1 Сандро
Боттичели
“Давид”
2 Джотто ди
Бондоне
“Тайная вечеря”
3 Леонардо да
Винчи
“Афинская
школа”
4 Микеланджело
“Рождение Венеры”
5 Рафаэль Санти
“Поцелуй Иуды”
Слайд 3
Ответ:
1 Сандро
Боттичели
4 “Давид”
2 Джотто ди
Бондоне
3 “Тайная вечеря”
3 Леонардо да
5 “Афинская
Винчи
школа”
4 Микеланджело
1 “Рождение
Венеры”
5 Рафаэль Санти
2 “Поцелуй Иуды”
Самопроверка: оценка равна числу правильных ответов.
Повторение: назвать шедевр и его автора.
Слайд 4
Ответы:
1. Боттичелли “Рождение Венеры”.
2. Леонардо да Винчи “Мадонна Бенуа”.
3. Микеланджело “Пьета”.
Новый материал. Вступительная беседа.
Какая эпоха объединяет эти произведения? (Ренессанс – Возрождение)
Как в этих картинах и скульптуре отразились темы и сюжеты Ренессанса? (Темы и сюжеты наполняются
светским содержанием)
Чем картины Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти отличаются от икон? (Человек возвеличивается без
Бога)
Какое отношение к миру вы видите общим на протяжении нескольких эпох? (Гуманизм, милосердие,
жалость к униженным, осуждение страдания, величие человеческого разума).
Говоря об эпохе Возрождения, нельзя не назвать произведение, считающееся самым загадочным на
протяжении почти пятисот лет. Принадлежит оно кисти великого учёного и художника Леонардо да Винчи. У
этой картины двойное название “Мона Лиза” и “Джоконда”.
Слайд 5
О загадках и тайнах, связанных с нею, расскажет группа учащихся, получивших заранее задание
исследовательского характера.
Выступление группы исследователей. Темы их исследований:
1. История создания: вымыслы и реальность. 2. Загадочность улыбки.
3. Современные публикации о древнем шедевре.
Слайд 6
Слово учителя:
А сейчас на экране вы видите картину другого художника – Рафаэля Санти, которая признана самым
прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи. Рафаэль создал образ, в котором
возвышенное и величавое стало соразмерным человеку.
Выступление экскурсоводов: описание картины “Сикстинская Мадонна”.
Чтение учителем стихотворения собственного сочинения:
Перед картиной Рафаэля
Великий Рафаэль – художник
Для храма Сикста стал писать
Мадонну в зелени с младенцем,
Воспев Иисуса Марию – мать.
С небес спускается Мадонна
Уж несколько веков подряд,
Ступая босыми ногами,
Чтоб людям сына показать.
Простая женщина, земная,
Над головою нимба нет,
А из очей её спокойных
Струится лучезарный свет.
И Сикст святой, Мадонну видя,
Снял с головы своей убор.
Приветствует в благоговенье
Её Варвара, спрятав взор.
Смотрю на полотно и будто слышу:
Архангелов небесных хор поёт.
Мадонна с сыном, в облаках ступая,
Навстречу мукам и любви идёт. Слово учителя:
Пройдёт почти триста лет, и поэтом другой эпохи – Золотого века литературы – будут созданы строки,
обожествляющие земную женщину. А.С. Пушкин даст название своему стихотворению “Мадонна”.
Вслушайтесь в эти строки и попробуйте разграничить “божественное” и “земное”. Какие художественные
средства выбрал поэт для создания образа своей Мадонны?
Чтение учеником стихотворения А.С.Пушкина.
Мадонна
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, краткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Слайд 7
Анализ стихотворения:
В каком году написано это стихотворение? Какому событию в жизни А.Пушкина оно посвящено? (В 1830
году, после знакомства с будущей женой Н.Н.Гончаровой).
На какие части можно разделить строфы стихотворения? Почему? (Три первые строфы – о святой
Мадонне, названной Пречистой, последняя строфа – о своей возлюбленной, названной тоже Мадонной).
Какие эпитеты нашёл поэт для создания этих образов? (“с величием взирали”, “краткие”, “во славе и
лучах”, “без ангелов”, “чистейшей прелести чистейший образец”, “моя”).
Что вы знаете об этой женщине, названной здесь Мадонной? (Мы знаем, что среди московских барышень
Наталья Гончарова выделялась поразительной красотой; воспитание и образование её было для той
поры обычным, домашним. Выйдя за Пушкина восемнадцати лет от роду, Наталья Николаевна сумела
стать хранительницей очага дома Пушкина. Дома, к которому он стремился всю жизнь. Рождались дети:
Маша, Саша, Гриша и Наташа. Поэт, подобно своему герою Гринёву, икал отдохновения от светской
суеты в семейном кругу. И находил.)
Каким предстаёт перед нами лирический герой этого стихотворения?
(Лирический герой как бы подчёркивает свою скромность и незначительность по сравнению с божественной
Мадонной: “обитель”, “в простом углу моём”. Взамен множества картин поэт желал видеть только одну, но
именно в ней воплощены для него величие и разум) .
Слово учителя:
Из письма В.А.Нащокиной: “...Любовь его (Пушкина) к жене была безгранична. Наталья
Николаевна была его Богом, которому он поклонялся, которому верил всем сердцем, и я
убеждена, что он никогда даже мыслью даже намёком на какоелибо подозрение не
допускал оскорбить её” .
Кто знает, может быть, перед глазами Александра Сергеевича вставали образы
Сикстинской Мадонны и Моны Лизы, когда он творил своё произведение.
Слайд 8
Лексическая работа
Задание: на экране вы видите термины, которые вы услышали сегодня на уроке. Объясните их значение (работа
в тетрадях).
Репродукция –
Иллюстрация –
Сфумато –
Нимб –
Гуманизм –
Подведение итогов урока. Дискуссия
Обращаясь к эпиграфу урока, скажите: как понимали красоту люди прошлых столетий?
Изменились ли сейчас взгляды ваших современников?
Домашнее задание: Напишите эссе на тему “Что есть красота?”
Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс
Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс
Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс
Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс
Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.