Интегрированный урок литературы и обществознания по теме "Отношения между людьми"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: развить чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других. Задачи урока: • развить коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи; • содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образов толерантности; • осознать многообразие проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии; • донести информацию о практическом опыте приобщения к культуре толерантности учащихся разного возраста, национальности; • прививать детям нравственные нормы цивилизованного общества. «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Антуан де Сент-Экзюпери
Иконка файла материала Отношения между людьми.doc
Интегрированный урок литературы и обществознания по теме "Отношения между людьми" Цель урока: развить чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других. Задачи урока:      развить коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи; содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образов  толерантности; осознать многообразие проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии; донести информацию о практическом опыте приобщения к культуре толерантности  учащихся  разного возраста, национальности; прививать детям нравственные нормы цивилизованного общества. «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Антуан де Сент­Экзюпери Ход урока 1. Организационный момент. – Здравствуйте! Я рада видеть вас здоровыми, бодрыми и с хорошим настроением. – Мы продолжаем работать над темой «Отношения между людьми». (слайд №1)  – Урок наш сегодня необычный. Необычен тем, что на уроке обществознания мы будем работать с  литературными произведениями, будем подтверждать, а может быть, опровергать высказывания великих  писателей и древних философов. (слайд №2) 2. Повторение: – фронтальный опрос: Учитель:  Назовите, какие бывают межличностные отношения. Учащиеся: Деловые, личные, приятельские, товарищеские, семейные … Учитель: Какие чувства сближают людей, объединяют их, вызывают положительное отношение, какие  затрудняют, разъединяют, мешают сотрудничеству? (поделить слова на две группы) Учащиеся: Объединяют                                                 Разъединяют  Восторг                                                        зависть  Радость                                                       обида  Доверие                                                       гнев  Уважение                                                      гордость  Горе                                                              злость– Эпиграфом нашего урока будут слова великого французского писателя Антуана де Сент­ Экзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». 3. Построение синквейна Учитель: На протяжении урока мы с вами будем строить синквейн. – Вспомним схему построения синквейна:      название темы атрибутивная характеристика характеристика по действию ваше отношение обогащенное название – Тема синквейна «толерантность». 4. Основная часть (слайд №3) а) взаимопонимание: Учитель: В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно  поняли, напрасно обидели. 1 ученик: Без взаимопонимания не может быть ни полноценной дружбы, ни простого нормального  общения. Учитель: Взаимопонимание зависит от того, насколько мы правильно оцениваем своих товарищей,  хорошо знаем их. 2 ученик: Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим  движениям лица, позы понимать душевное состояние окружающих, их стремления и желания. (слайд №4 – Оноре де Бальзак о взаимопонимании) б) дружба: (слайд №5) (работа в группах) (каждой группе задаются вопросы, на которые они должны ответить) 1 группа: Кто такой друг? (Друг – человек, с кем у меня доверительные, близкие отношения. Другу можно сказать то, что не  скажешь больше никому. Друг никогда не бросит своего друга в беде.) 2 группа: Что значит «дружить»? (Без своего друга человек испытывает сильную тоску, скучает и ищет с ним каждодневного  общения. Когда друзья вместе им бывает радостно и хорошо. В дружбе люди помогают друг другу и не думают получить что­нибудь взамен.Дружба – это когда вместе, а не по одиночке. Дружба проверяется долгими годами и разными жизненными ситуациями.) 3 группа: Есть ли определенные правила дружбы? – Делись с другом тем, что есть у тебя, но нет у него. – Помогай товарищу. – Не ссорься: старайся работать и играть с другом  дружно. – Останови товарища, если он делает что­то плохое. – Умей принять помощь, советы и замечания от друга. (слайд №6) Учитель: Слово друг произошло от слова «другой», которое означает «такой же, как я», «равный мне»,  «ближний», «всякий человек другому человеку». 1 ученик: – Сам первоначальный смысл этого слова, говорит о том, что все люди должны быть близки друг другу,  иначе говоря, дружить. Если в жизни у человека есть один или два верных и преданных друга, то можно  сказать, что человеку повезло. (слайд №7 – И.А. Крылов о дружбе) Учитель: – Мы рассказали кто такой друг, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. – Я предлагаю поиграть в игру «Ладошки друга». (слайд №8) На каждой ладошке вы запишите слово. Но не просто слово, а напишите по одному самому главному  качеству, без которого дружба состояться не может. – Какими качествами должен обладать настоящий друг? Ответственность                 чуткость                       сострадание Доброта                                   отзывчивость              терпимость Вежливость                            милосердие                     снисходительный (заполнение второй строки синквейна) в) доброта: Учитель: Одно из главных качеств на которое вы указали – доброта. (слайд №9) – Каким образом можно определить, что человек добрый? Ответы детей: – Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. – Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с ровесниками и  взрослыми. – Добрый человек любит природу и бережет ее.– Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Учитель: Делать добро не так просто, нужно многое предусмотреть, много знать и понимать, чтобы  сделанное дело было действительно добрым. Чтение китайской сказки «Добро и ум». (слайд №10) Анализ: – Как вы думаете, что должен был сделать император, чтобы мальчишки не стреляли в голубей? Ответы детей: – Объяснить, почему нельзя стрелять в птицу. – Издать указ о наказании для тех, кто не хочет следовать мудрому завету. – Награждать тех, кто заботится о птицах. (слайд №11 – высказывание Д. Галсуорси о доброте) г) вежливость: (слайд №12) Учитель – ученики (диалог): – Как  вы считаете, люди хотят жить в состоянии мира или вражды? – Мира. – А состояние мира возможно, когда люди сотрудничают или враждуют между собой? – Когда сотрудничают. – А с кем вам приятно общаться и сотрудничать: с вежливыми и культурными людьми или с грубыми и  бескультурными? – С вежливыми и культурными. – А что значит «вежливый человек»? (ответы по группам) – Вежливый человек предлагает мирное сосуществование. – Вежливость примиряет людей. – Вежливыми словами человек показывает другому, что он миролюбив  предпочитает добрые  отношения. 1 ученик: Вежливость – это доброжелательное, уважительное и почтительное поведение и общение  человека с другими людьми. 2 ученик: Вежливые слова и поступки существуют для того, чтобы люди меньше ссорились, обижались и  сердились друг на друга. Учитель: Вежливое поведение настраивает человека на сотрудничество и добрососедские отношения,  уменьшает неприязнь и раздражение. (слайд №13 – Жан Жак Руссо о вежливости) д) чуткость, отзывчивость, сострадание, милосердие:Учитель: Душевные качества человека воздействуют на его отношения с другими людьми. 1 ученик: Друг должен обладать такими качествами, как чуткость и отзывчивость, сострадание и  милосердие. (слайд №14 показывается во время ответов детей 1 группы) Чуткий человек – это… 1 группа: – хорошо понимающий и чувствующий настроение и желания другого; – с переживанием и сочувствием относится к другим людям; – он сразу чувствует, что кому­то трудно и плохо, и он принимает близко к сердцу его беды, горести  и жалеет его, это очень добрый человек. (слайд №15 – А.П.Чехов о чуткости) (слайд №16 показывается во время ответов детей 2 группы) Отзывчивый человек – это… 2 группа: – когда человек откликается всем сердцем на чужие беды и просьбы, старается помочь и что­то  сделать; – когда человек готов сразу же ответить заботой, делами и участием, если видит, что кому­то  нужна помощь и поддержка; – не пройдет мимо того, кому плохо, а обязательно обратит внимание, пожалеет и обязательно  поможет. (слайд №17 – Д.И. Писарев об отзывчивости) (слайд №18 показывается во время ответов детей 3 группы) Сострадательным называют того, … 3 группа: – кто в трудную минуту умеет пожалеть, сказать ласковое слово и посочувствовать другому; – когда кто­то несчастен и кому­то плохо и трудно, сострадательный человек тоже страдает и  переживает вместе с ним, старается его утешить, успокоить и помочь. 2 ученик: Сострадание – «совместное СТРАДАНИЕ», страдают вместе, т.е. делят беду пополам. (слайд №19 – Цвейг о сострадании) Учитель: Как вы считаете, беда станет меньше, если ее разделить с другом? (ответы детей) (слайд №20) Учитель: Милосердный человек не только жалеет и успокаивает другого, но всегда готов прийти к нему  на помощь, может многое простить другому. Старается как­то помочь, что­то сделать для того, кто  оказался в беде. Чтение рассказа «Два облачка».(слайд №21) Анализ: – Что вам больше понравилось: сострадание и жалость белого облачка или милосердный поступок серого облачка? – Что труднее: сострадать и жалеть или помогать и поступать милосердно? – Сострадание – хорошее или плохое качество? (очень хорошее, но сострадание и помощь должны быть едины) (слайд №22 – А.Дюма­сын о милосердии) (заполнение третьей строки синквейна) Учитель: Дайте характеристику толерантности по действию. (принимает, располагает, прощает) (заполнение четвертой строки синквейна) Учитель: Какой человек достоин уважения? (добрый, вежливый, чуткий, милосердный, снисходительный и т.д.) – Мы пришли с вами к выводу, что: Толерантность способствует уважению. е) терпимость Учитель: Умный человек всегда снисходителен к человеку, который проявляет глупость, сердечный  человек снисходителен к проявлению черствости. 1 ученик: Снисхождение означает уступить, оказывать милость, покровительство, терпеть. 2 ученик: В Древней Руси учили: «Снисходи к нуждам ближнего, принимая их к сердцу». «Снисходи к слабостям людским, прощай их». Учитель: Понимание других и снисхождение к ним рождает в человеке терпимость. (слайд №23) Терпимый человек тот, … – кто умеет терпеливо, спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других  людей; – кто старается понять другого, он считается с чужим мнением, он миролюбив и дружелюбен. (слайд №24 – И.С.Тургенев о терпимости) (заполнение пятой строки синквейна) Учитель: Из того, что мы с вами сказали, мы можем сделать вывод, что ТОЛЕРАНТНОСТЬ – есть ТЕРПИМОСТЬ. (слайд №25)(заполненный синквейн) Толерантность. Снисходительный, добрый, вежливый, чуткий, отзывчивый, милосердный. Принимает, располагает, прощает. Толерантность способствует уважению. Терпимость. 5. Итог урока. 1 ученик: Все эти качества помогают человеку общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с  людьми. Стоит вспомнить слова Экзюпери:  (слайд №26 – Антуан де Сент­Экзюпери о человеческом общении) «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». 2 ученик: Общаясь с другим человеком, проявляя интерес, внимание к его проблемам, заботам,  сочувственно относитесь к его переживаниям. (слайд №27) Учитель: В сказке Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» Лис говорит замечательные слова:  «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не  забывай: ты всегда в ответе за всех кого приручил. Ты в ответе за свою розу». Человек должен быть ответственен не только за свои поступки, но даже за свои слова, которые он  произносит. (слайд №28) 1 ученик: Ответственность – способность выполнять свои обязательства независимо от обстоятельств и  отвечать за последствия своих решений и действий. Нечасто встретишь человека, который бы никогда ни с кем не ссорился. Необходимо отвечать за свои  действия, т.к. человек в обществе облечен множеством прав и обязанностей. (слайд №29 – Конфуций об ответственности) (слайд №31 – фото детей) Давайте встанем все в круг, возьмемся за руки и дадим друг другу советы, соблюдая которые мы в классе будем жить дружно. – избегайте конфликтов, ссор; – избегайте грубых слов; – избегайте насмешек в адрес собеседника; – избегайте обидного, презрительного, унижающего тона, угроз; – если же ссора состоялась, миритесь. Учитель: У каждого из вас свои особенности, разные характеры, взгляды, так давайте относиться друг к  другу ТОЛЕРАНТНО и «если вы чем­то не похожи друг на друга, вы этим вовсе не оскарбляете  друг  друга, а, напротив, одаряете». 6. Домашнее задание.– Составить синквейн к слову ДОБРОТА. Два облачка Летели по небу два облачка, белое и серое. Увидели они меду большими камнями маленькое сохнущее  деревце и, подлетев к нему, стали его жалеть. – Ах, какое оно бедненькое, наверное, из­за этих камней ему не хватает воды, – сказало белое облачко, –  а эти большие тучи летают так высоко, сто ничего не видят и никогда не знают, где их дождь нужен. – Мне его тоже жаль, – сказало серое облачко и тут же предложило белому. – А давай с тобой вместе  соединимся и превратимся в маленькую тучку. Тогда у нас вдвоем как раз воды хватит на то, чтобы  деревце напоить. Мы с тобой будем лить аккуратно, чтобы вода не на камни, а прямо на деревце  попадала. – Вот еще, – недовольно ответило белое облачко. – Я полетать хочу, я ты мне, белому и чистому,  предлагаешь в темную тучку превратиться и дождем в грязную землю вылиться. – Но ведь тебе же жаль деревце и сочувствовать его несчастью и беде я могу, а вот помогает пусть кто­ нибудь другой. А я лучше дальше полечу, – сказало белое облачко и улетело. Оставшись одно, серое облачко решило поскорее найти где­нибудь воду. Нужно было поскорее собрать в себя воду, вырасти и, превратившись в тучку, полить деревце. Но кругом воды нигде не было, много дней стояля жаркая погода, и все лужи давно пересохли. Долго летало серое облачко и лишь случайно нашло  одну большую лужу. Совсем не побоялось оно испачкаться и, впитав из лужи воды, стало темною тучкою. Вернулась тучка к деревцу и напоило его. Скоро деревце выросло, раздвинуло в стороны камни и стало  угощать прохожих людей спелыми грушами. Едят люди груши и не догадываются, что сладкую и сочную  еду они получили благодаря милосердному поступку серого облачка. Добро и зло (китайская сказка) Когда­то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют по ним из рогаток, и  объявил: – Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и  вскоре дворцовые комнаты и покои наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворе голубей и  спросил: – Зачем столько птиц? Император ответил: – У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их живыми – Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец. – Каких птенцов? – спросил император. – У птиц, которые живут теперь  во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит? – Об этом я не подумал, – признался император. Тогда мудрец сказал:– У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда сейчас  в ваших лесах наполнены мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше! – Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил: – И доброе дело надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше. Используемая литература: 1. Волкова Т.В., автор­составитель. Наука быть человеком. Материалы для классных часов.  Волгоград, «Учитель»  2008 г. 2. Персидская И.В., Фонова Г.А., Лободина Н.В. и др. авторы­составители. Классные часы.  Волгоград. «Учитель» 2007 г. 3. А.А. Жадан. Жемчужина мысли. Минск. «Беларусь» 1991 г. 4. Андрианов В.А. Философия для детей (в сказках и рассказах). Минск. Современное слово. 2003 г.