Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»
Оценка 5

Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +2
6 кл
30.05.2017
Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»
Данный урок проводился в рамках Дня погружения, посвященного экологии, поэтому главная идея - защита природы, которая воспета поэтами, художниками, композиторами. Урок разработан с учетом требований ФГОС, тему дети должны сформулировать в конце урока. В качестве домашнего задания к уроку обучающимся было предложено собрать необходимые материалы, а на уроке каждая группа после работы по оформлению выступала с мини-проектом.План-конспект интегрированного урока "Природа в произведениях искусства"
УРОК ).docx
Соболева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Новохоперская СОШ № 91» Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения Тема урока: «Природа в произведениях искусства» Цели урока:  1.Развитие опыта эмоционально ­ ценностного отношения к искусству как  социально­ культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и  общество.  2.Развитие эмоционально­ эстетического восприятия действительности,  художественно­ творческих способностей.  3.Воспитание культуры восприятия произведений искусства через обобщение  представлений учащихся о взаимосвязях музыки, литературы и живописи.  4.Развитие  познавательных и коммуникативных  навыков.  Задачи урока:  1.Выяснить какие вопросы и проблемы поднимают в своих произведениях  художники, музыканты и поэты.  2.Какие общечеловеческие ценности несут сквозь время произведения  искусства.  3.Закрепить понятие выразительные средства в музыке, литературе и  живописи.  Музыкальный материал:   С.В.Рахманинов «Сирень».  Произведения литературы:  1.Ф.И.Тютчев «Не то, что мните вы природа…».  2.Н.Жоголев «Берегите лес».  Слайды с репродукциями  картин  И. Левитана, И. Шишкина,  И. Грабаря, А. Куинджи.   Слайды с фотографиями композиторов.   Мультимедийная презентация, видеоролик. 1 Соболева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Новохоперская СОШ № 91» Эпиграф к уроку:                                                         Когда напевают закаты в реке,                                                                      И сосны вздыхают, и шепчут кусты,                                                                       Кто землю поймет на родном языке?                               Кто, если не я?                                 Кто, если не ты?                                                                                                 Л. Щипахина                                                     Ход урока: 1.Слайд (интегрированный урок) 1. Организация учащихся. (1:00)  ­ Здравствуйте, ребята! Садитесь. К сегодняшнему уроку вы должны были распределиться по группам. Первая группа ­ музыковеды; вторая группа – искусствоведы;   третья   группа   –   литературоведы.   В   течение   урока   каждая группа представит свои материалы. На столах у вас маршрутные и оценочные листы.   Внимательно   следите   за   ходом   урока,   потому   что   тему   вы сформулируете в конце. Итак, мы начинаем.  2. Постановка основополагающего вопроса. (4:00) (Просмотр клипа с изображением пейзажей, перемежающихся  изображениями картин русских художников, остановка клипа и вопрос: Затем   –   картины   А.В.Куприна,     потом   остановка   клипа   и   информация   о художнике, а в конце клипа ­ слайды с фотографии  экологического бедствия под звук взрыва)  2.Слайд (Должна ли земля быть такой?) Беседа(5:00) ­ Что вы увидели и услышали в клипе?  Дети (картины художников, природа) ­ Знакомы ли вам эти художники? ­ Только ли картины художников? (фотографии ) 2 Соболева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Новохоперская СОШ № 91» ­ Как называется  изображение природы в произведениях живописи? (пейзаж)  ­ Какая часть клипа вам понравилась больше? ­ Встречались ли вам подобные картины природы? ­ Музыка мешала или помогала вам при восприятии картин? ­ Какие произведения искусства передали нам красоту природы? (живопись, литература, музыка) ­А когда вы смотрели картины, вам какие больше понравились, из 1 части или из второй?  ­Оказали они на вас воздействие? Какое?  3.Слайд Должна ли земля быть такой? Кто должен быть в ответе за красоту и чистоту природы? 4.Слайд Эпиграф Учитель литературы: Именно в произведениях искусства, словно в зеркале, отражается прекрасная и   в   то   же   время   уязвимая   красота   окружающего   нас   мира.   Художники, музыканты,   поэты   в   разные   времена,   изображая   красоту   родной   природы, выражали   своё   отношение   к   ней   и   показывали   роль   человека   в   этом прекрасном   мире.   Вслушайтесь   в   слова   поэтессы   Л.Щипахиной,   ставшие сегодня эпиграфом нашего урока. /Работа с эпиграфом/. II. Основная часть урока. Работа по теме (10:00)  ­А может ли искусство помочь человеку по­новому взглянуть на природу?  ( конечно) ­Каким образом? Какими видами искусства?  ­(музыки, живописи, литературы) ­ Во всех трёх видах есть такое понятие, как пейзаж. ­Вы уже  знаете, что в живописи есть пейзаж. ­Как вы думаете, в литературе может быть пейзаж?  (да, может) 3 Соболева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Новохоперская СОШ № 91» 5.Слайд Лирический пейзаж. Учитель литературы: В литературе  есть такое понятие как «лирический  пейзаж»? Для чего он нужен? Справку дает ученик­консультант из 9 класса, он же поясняет, при помощи  каких средств художественной выразительности создаются образы природы.  6.Слайд работа с понятийным аппаратом. (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения) /соотнесение понятий на  интерактив. доске/ 7.Слайд Искусство обладает великой силой воздействия! Учитель искусства:  ­Говорят, что искусство обладает ВЕЛИКОЙ СИЛОЙ  ВОЗДЕЙСТВИЯ!!! ­А какое влияние на вас оказали произведения искусства, с которыми вы  соприкоснулись, готовясь  к уроку,  мы узнаем после того, как вы  поработаете в своих  группах. ­  У каждой группы было своё домашнее задание: литературоведам найти и проанализировать   стихотворение   Ивана   Бунина   «Детство»   и   соотнести   с картинами Ивана Шишкина;  ­ группе музыковедов нужно было найти информацию о творчестве русского композитора С. В. Рахманинова  и его романсе «Сирень»; ­а   искусствоведы   должны   были   найти   и   проанализировать   творчество Новохопёрского художника ­ импрессиониста Александра Пыльнева. 8.Слайд Картины природы под музыку. Дети под музыку релакс с природой выполняют творческие задания. 4 Соболева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Новохоперская СОШ № 91» (15 минут) ­Защита проектов каждой группы Итак, слово предоставляется литературоведам.   Ребята представляют свои работы, подготовленные самостоятельно Слушаем   первую   группу   (Стих­   е   И.Бунина   «Детство»,   картины И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»,  + фото новохоперских сосен) Дети спрашивают: «Как вы думаете, чья это картина?» И ответ, что это наши новохоп. сосны, просто фото Вторая   группа,   музыковеды,  прослушать   романс,   рассказывает   про «Сирень» и творчество  Рахманинова. 9.Слайд Сирень и романс. Создание синквейна со словом сирень. Обратите   внимание   на   слова,   средства   музыкальной   выразительности, характер произведения. Учитель:   Ребята, о чём рассказал вам романс С.В.Рахманинова. Дети:        О цветущей сирени,  о раннем утре, о том, что чувствует                      композитор. Учитель:  Как звучит мелодия романса? Дети:         Мелодия звучит плавно, нежно… Учитель:  Скажите, в романсе меняется характер музыки, или на                            протяжении  всего романса она звучит безмятежно? Дети:                 Характер изменяется. Во второй части появляется тревога, волнение. Учитель:  А с чем это связано? Дети:        Здесь поётся о чувствах человека и о красоте природы. Здесь   вы   видите   строчки   из   лирического   стихотворения   Е.   Бекетовой, которые легли в основу лирического романса С.В.Рахманинова.  5 Соболева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Новохоперская СОШ № 91» Поутру, на заре, по росистой траве  Я пойду свежим утром дышать;  И в душистую тень,  где тесниться сирень,  Я пойду своё счастье искать…  В жизни счастье одно мне найти суждено,  И то счастье в сирени живёт;  На зелёных ветвях,  на душистых кистях  Моё бедное счастье цветёт.  Композитор обращает внимание слушателя на первые майские цветы,  сравнивает их красоту и невинность с человеческой юностью, такой же  светлой и чистой.  Выступление группы искусствоведов: Сообщение о влиянии картин на человека и о картинах художника  А.В.Пыльнева, уроженца  п. Новохоперский. ­ Знакомы ли вам эти картины ? Какие чувства вы испытали, увидев их?  Составить спич (короткая речь) в защиту природы. ­­­Каждая группа работала над темой природы в произведениях искусства  т. е. живописи, музыки и литературы. ­ Попробуйте  сформулировать тему нашего урока? Ответы детей « Природа в произведениях искусства» 10. Слайд Тема урока. Рефлексия  ­Просто страшно представить себе, на одну только минуту, что человек  собственными руками может уничтожить такую красоту…  11.Слайд Тютчев отрывок из стихотворения. 6 Соболева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Новохоперская СОШ № 91» – Ребята, мы подошли к ответу на поставленный нами в начале урока вопрос?  Может ли искусство помочь человеку по­новому взглянуть на природу и  своё отношение к ней?  Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…                                        Ф.И.Тютчев  ­К каким же выводам вы пришли сегодня? ­Дети: Природу нужно ценить, беречь, охранять. Обобщенные выводы:  1.Современному человеку необходимо изучение различных видов искусства,  так как искусство учит любить мир.  вывод о необходимости охраны и защиты природы, связать с годом экологии ­Природа в искусстве одухотворена;  ­Любовь к красоте противостоит разрушению;    Хотелось бы наш урок закончить словами Михаила Михайловича  12.Слайд слова Пришвина. Пришвина : «Охранять природу­ значит, охранять Родину»  У академика Д.С.Лихачева есть прекрасные слова « Жизнь­ прежде всего  творчество. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя.  Творчество – оно беспрерывно, а жизнь есть вечное созидание».  Давайте же творить  добро теми способами, которые возможны: покормить  птиц, сделать им кормушки, не обижать животных, не мусорить. А в качестве  домашнего задания ­ письменно ответить на вопрос: «Как люди могут  помочь природе?» 7 Соболева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Новохоперская СОШ № 91» 8

Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»

Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»

Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»

Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»

Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»

Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»

Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»

Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»

Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»

Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»

Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»

Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»

Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»

Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»

Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»

Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017