Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +2
6 кл
30.05.2017
Данный урок проводился в рамках Дня погружения, посвященного экологии, поэтому главная идея - защита природы, которая воспета поэтами, художниками, композиторами. Урок разработан с учетом требований ФГОС, тему дети должны сформулировать в конце урока. В качестве домашнего задания к уроку обучающимся было предложено собрать необходимые материалы, а на уроке каждая группа после работы по оформлению выступала с мини-проектом.План-конспект интегрированного урока "Природа в произведениях искусства"
УРОК ).docx
Соболева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Новохоперская СОШ № 91»
Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения
Тема урока: «Природа в произведениях искусства»
Цели урока:
1.Развитие опыта эмоционально ценностного отношения к искусству как
социально культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и
общество.
2.Развитие эмоционально эстетического восприятия действительности,
художественно творческих способностей.
3.Воспитание культуры восприятия произведений искусства через обобщение
представлений учащихся о взаимосвязях музыки, литературы и живописи.
4.Развитие познавательных и коммуникативных навыков.
Задачи урока:
1.Выяснить какие вопросы и проблемы поднимают в своих произведениях
художники, музыканты и поэты.
2.Какие общечеловеческие ценности несут сквозь время произведения
искусства.
3.Закрепить понятие выразительные средства в музыке, литературе и
живописи.
Музыкальный материал:
С.В.Рахманинов «Сирень».
Произведения литературы:
1.Ф.И.Тютчев «Не то, что мните вы природа…».
2.Н.Жоголев «Берегите лес».
Слайды с репродукциями картин И. Левитана, И. Шишкина,
И. Грабаря, А. Куинджи.
Слайды с фотографиями композиторов.
Мультимедийная презентация, видеоролик.
1 Соболева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Новохоперская СОШ № 91»
Эпиграф к уроку:
Когда напевают закаты в реке,
И сосны вздыхают, и шепчут кусты,
Кто землю поймет на родном языке?
Кто, если не я?
Кто, если не ты?
Л. Щипахина
Ход урока:
1.Слайд (интегрированный урок)
1. Организация учащихся. (1:00)
Здравствуйте, ребята! Садитесь. К сегодняшнему уроку вы должны были
распределиться по группам. Первая группа музыковеды; вторая группа –
искусствоведы; третья группа – литературоведы. В течение урока каждая
группа представит свои материалы. На столах у вас маршрутные и оценочные
листы. Внимательно следите за ходом урока, потому что тему вы
сформулируете в конце. Итак, мы начинаем.
2. Постановка основополагающего вопроса. (4:00)
(Просмотр клипа с изображением пейзажей, перемежающихся
изображениями картин русских художников, остановка клипа и вопрос:
Затем – картины А.В.Куприна, потом остановка клипа и информация о
художнике, а в конце клипа слайды с фотографии экологического бедствия
под звук взрыва)
2.Слайд (Должна ли земля быть такой?)
Беседа(5:00)
Что вы увидели и услышали в клипе?
Дети (картины художников, природа)
Знакомы ли вам эти художники?
Только ли картины художников?
(фотографии )
2 Соболева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Новохоперская СОШ № 91»
Как называется изображение природы в произведениях живописи?
(пейзаж)
Какая часть клипа вам понравилась больше?
Встречались ли вам подобные картины природы?
Музыка мешала или помогала вам при восприятии картин?
Какие произведения искусства передали нам красоту природы?
(живопись, литература, музыка)
А когда вы смотрели картины, вам какие больше понравились, из 1 части или
из второй?
Оказали они на вас воздействие? Какое?
3.Слайд
Должна ли земля быть такой?
Кто должен быть в ответе за красоту и чистоту природы?
4.Слайд Эпиграф
Учитель литературы:
Именно в произведениях искусства, словно в зеркале, отражается прекрасная
и в то же время уязвимая красота окружающего нас мира. Художники,
музыканты, поэты в разные времена, изображая красоту родной природы,
выражали своё отношение к ней и показывали роль человека в этом
прекрасном мире. Вслушайтесь в слова поэтессы Л.Щипахиной, ставшие
сегодня эпиграфом нашего урока. /Работа с эпиграфом/.
II. Основная часть урока. Работа по теме (10:00)
А может ли искусство помочь человеку поновому взглянуть на природу?
( конечно)
Каким образом? Какими видами искусства?
(музыки, живописи, литературы)
Во всех трёх видах есть такое понятие, как пейзаж.
Вы уже знаете, что в живописи есть пейзаж.
Как вы думаете, в литературе может быть пейзаж?
(да, может)
3 Соболева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Новохоперская СОШ № 91»
5.Слайд Лирический пейзаж.
Учитель литературы: В литературе есть такое понятие как «лирический
пейзаж»? Для чего он нужен?
Справку дает ученикконсультант из 9 класса, он же поясняет, при помощи
каких средств художественной выразительности создаются образы природы.
6.Слайд работа с понятийным аппаратом.
(Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения) /соотнесение понятий на
интерактив. доске/
7.Слайд Искусство обладает великой силой воздействия!
Учитель искусства:
Говорят, что искусство обладает ВЕЛИКОЙ СИЛОЙ
ВОЗДЕЙСТВИЯ!!!
А какое влияние на вас оказали произведения искусства, с которыми вы
соприкоснулись, готовясь к уроку, мы узнаем после того, как вы
поработаете в своих группах.
У каждой группы было своё домашнее задание: литературоведам найти и
проанализировать стихотворение Ивана Бунина «Детство» и соотнести с
картинами Ивана Шишкина;
группе музыковедов нужно было найти информацию о творчестве русского
композитора С. В. Рахманинова и его романсе «Сирень»;
а искусствоведы должны были найти и проанализировать творчество
Новохопёрского художника импрессиониста Александра Пыльнева.
8.Слайд Картины природы под музыку.
Дети под музыку релакс с природой выполняют творческие задания.
4 Соболева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Новохоперская СОШ № 91»
(15 минут)
Защита проектов каждой группы
Итак, слово предоставляется литературоведам.
Ребята представляют свои работы, подготовленные самостоятельно
Слушаем первую группу (Стих е И.Бунина «Детство», картины
И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», + фото новохоперских сосен)
Дети спрашивают: «Как вы думаете, чья это картина?» И ответ, что это наши
новохоп. сосны, просто фото
Вторая группа, музыковеды, прослушать романс, рассказывает про
«Сирень» и творчество Рахманинова.
9.Слайд Сирень и романс.
Создание синквейна со словом сирень.
Обратите внимание на слова, средства музыкальной выразительности,
характер произведения.
Учитель: Ребята, о чём рассказал вам романс С.В.Рахманинова.
Дети: О цветущей сирени, о раннем утре, о том, что чувствует
композитор.
Учитель: Как звучит мелодия романса?
Дети: Мелодия звучит плавно, нежно…
Учитель: Скажите, в романсе меняется характер музыки, или на
протяжении всего романса она звучит безмятежно?
Дети: Характер изменяется. Во второй части появляется тревога,
волнение.
Учитель: А с чем это связано?
Дети: Здесь поётся о чувствах человека и о красоте природы.
Здесь вы видите строчки из лирического стихотворения Е. Бекетовой,
которые легли в основу лирического романса С.В.Рахманинова.
5 Соболева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Новохоперская СОШ № 91»
Поутру, на заре, по росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
где тесниться сирень,
Я пойду своё счастье искать…
В жизни счастье одно мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт;
На зелёных ветвях,
на душистых кистях
Моё бедное счастье цветёт.
Композитор обращает внимание слушателя на первые майские цветы,
сравнивает их красоту и невинность с человеческой юностью, такой же
светлой и чистой.
Выступление группы искусствоведов:
Сообщение о влиянии картин на человека и о картинах художника
А.В.Пыльнева, уроженца п. Новохоперский.
Знакомы ли вам эти картины ? Какие чувства вы испытали, увидев их?
Составить спич (короткая речь) в защиту природы.
Каждая группа работала над темой природы в произведениях искусства
т. е. живописи, музыки и литературы.
Попробуйте сформулировать тему нашего урока?
Ответы детей « Природа в произведениях искусства»
10. Слайд Тема урока.
Рефлексия
Просто страшно представить себе, на одну только минуту, что человек
собственными руками может уничтожить такую красоту…
11.Слайд Тютчев отрывок из стихотворения.
6 Соболева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Новохоперская СОШ № 91»
– Ребята, мы подошли к ответу на поставленный нами в начале урока вопрос?
Может ли искусство помочь человеку поновому взглянуть на природу и своё
отношение к ней?
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.И.Тютчев
К каким же выводам вы пришли сегодня?
Дети: Природу нужно ценить, беречь, охранять.
Обобщенные выводы:
1.Современному человеку необходимо изучение различных видов искусства,
так как искусство учит любить мир.
вывод о необходимости охраны и защиты природы, связать с годом экологии
Природа в искусстве одухотворена;
Любовь к красоте противостоит разрушению;
Хотелось бы наш урок закончить словами Михаила Михайловича
12.Слайд слова Пришвина.
Пришвина : «Охранять природу значит, охранять Родину»
У академика Д.С.Лихачева есть прекрасные слова « Жизнь прежде всего
творчество. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя.
Творчество – оно беспрерывно, а жизнь есть вечное созидание».
Давайте же творить добро теми способами, которые возможны: покормить
птиц, сделать им кормушки, не обижать животных, не мусорить. А в качестве
домашнего задания письменно ответить на вопрос: «Как люди могут
помочь природе?»
7 Соболева Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Новохоперская СОШ № 91»
8
Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»
Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»
Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»
Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»
Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»
Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»
Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»
Интегрированный урок литературы, искусства, краеведения на тему «Природа в произведениях искусства»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.