Интегрированный урок окружающего мира и ИЗО во 2 классе "Охрана растений"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +1
2 кл
22.01.2018
Занятие знакомит детей с лекарственными, редкими растениями и правилами охраны растений. Дети выясняют, какие из них растут в нашей местности; учатся беречь и охранять окружающую природу, выполнять правила поведения в ней. На уроке • развиваются навыки работы с ножницами, цветной бумагой и гуашевыми красками.Документ - разработка урока
Тема Охрана растений Костюк Н. С..docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
г. Никольска Пензенской области
Интегрированный урок
окружающего мира и ИЗО
во 2 классе
«Охрана растений»
Подготовила
учитель начальных классов
Костюк Н. С.
г. Никольск Тема занятия: «Охрана растений».
2017 год
Цель занятия: знакомство детей с лекарственными, редкими растениями и
правилами охраны растений.
Задачи:
познакомить с лекарственными и редкими растениями, выяснить, какие из них
растут в нашей местности;
развивать умения беречь и охранять окружающую природу, выполнять правила
поведения в природе;
развивать навыки работы с ножницами, цветной бумагой и гуашевыми
красками; развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и в искусстве,
понимание взаимосвязи возможностей и выразительности художественного
материала с замыслом автора;
воспитывать любовь к природе, к красоте родного края.
Оборудование
для учителя: картинки с различными растениями, клей, кисточка для клея,
салфетка, лист ватмана.
для детей: цвет. бумага, трафареты растений, шаблоны букв, ножницы, гуашь,
кисточки, баночки для воды, прост. карандаши.
1.Сообщение темы занятия.
Ход занятия:
(На доске развешаны картинки различных растений: комнатных, садовых,
лекарственных и дикорастущих).
Также вынесены на доску высказывания о природе:
«Красота природы воспитывает утончённость чувств, помогает ощущать красоту
человека.»
«Природа – это наши корни, начало начал нашей жизни.»
В. А. Сухомлинский
М. Юхма
«От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней.»
Природа не слепок,
Не бездушный лик,
В ней есть душа, В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык.
Ф. Тютчев
Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на доску и догадайтесь, о чём мы свами
сегодня будем говорить? (о растениях)
Да, мы сегодня будем говорить о растениях, но не о разнообразии растений, а об
охране этих удивительных созданий.
2.Вступительная беседа.
Учитель: Давайте подумаем, где растут вокруг нас растения? (Ответы детей)
Да, ребята, и дома, и в школе, и в саду, и в природе. Растения окружают нас
повсюду. Их большое разнообразие. А для чего же нужно охранять эти растения?
(ответы детей о пользе растений о том, какие бывают растения и для чего они нужны
человеку.)
3. Обобщение ответов детей учителем.
Как хорошо, что на земле есть растения. Они выделяют кислород,
необходимый для дыхания всех живых существ. Для животных растения – это «дом» и
пища. Люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из этих растений
А такие растения, как хлопок и лён, используют для изготовления тканей, из которых
шьют одежду. Не обходятся люди и без древесины (жилище, мебель, бумаги). А
сколько радости нам доставляет красота этих растений.
4. Лекарственные растения.
Есть растения, которые используют в медицине, т.е. из них изготавливают
лекарства. Их так и называют – лекарственные. (Учитель показывает лекарственные
растения). Посмотрите на доску, здесь тоже есть лекарственные растения. Назовите их
(крапива, ромашка, тысячелистник и др.)
Ромашка Подорожник
Шалфей Зверобой
Душица
Сбор лекарственных растений – это важная работа, но выполнять её нужно так,
чтобы не нанести вреда природе. Изза неумеренного (неправильного) сбора некоторые
виды лекарственных растений уже стали редкими. Но ведь их нужно собирать. Как
быть? Существуют определённые правила сбора лекарственных растений. Попробуйте
их сформулировать.
Работа в группах. Проверка (правила помещаются на дереве решений), учитель дополняет ответы
детей.
Правила сбора лекарственных растений
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете?
(Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то
выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и
рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).
Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного:
беречь ее!
4.Знакомство с редкими растениями.
К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни
наших растений. Например, на месте какогото участка леса люди строят завод, на
месте луга устраивают ферму и т.д. А ведь там росли растения. Что с ними стало?
(Погибли). В результате этого строительства погибает много различных растений. Так
постепенно из года в год человек всё больше строит, т.е. он больше наступает на
природу, уничтожает растения. Очень многие растения становятся редкими изза того,
что люди рвут их ради красивых цветков. А если у растения сорвут цветок, то что
станет с ним потом? (Не будет плода с семенами, не будет потомства). Сорванные
растения быстро вянут, а в природе они могли бы ещё долго радовать нас. Бывает, что
люди, не срывая, губят их. Причина этого – вытаптывание. Идёт человек по лесу и не
замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К
тому же, под ногами людей уплотняется почва. А это чем вредит растениям? В такой
почве остаётся мало воздуха, воды, почва уплотняется и растения в ней жить не могут,
они гибнут.
Таким образом, ребята, многие растения находятся под угрозой исчезновения.
Давайте назовём их. (Дети по очереди называют и показывают рисунки редких
растений, которые занесены в Красную книгу Пензенской области). Это только малая
часть всех исчезающих растений, на самом деле их очень много. И все эти растения
охранять, чтобы они совсем не исчезли. Но как? Есть тоже определённые правила. Мне хочется прочитать вам стихотворение Л. Николаенко, которое называется
«Глаза распахните»
Глаза распахните!
Смотрите:
Растущая дико
Цветёт земляника.
Не рвите!
И любку не рвите
Ночную фиалку.
Не делайте палку
На случай
Глаза распахните
Из маленькой ёлки колючей.
Цветка не сорвите,
А лучше скажите:
Купальница,
Ландыш,
Лесная гвоздика,
Цветите!
Не исчезайте
Растущие дико! 5.Охрана растений.
В нашей стране тоже проводится работа по охране растений. Названия редких
растений занесены в Красную книгу. Эти растения собирать запрещено законом. Также
люди создают специальные заповедники, где под защитой находятся растения. А
многие растения со всего мира выращивают в ботанических садах, чтобы только
сохранить эти прекрасные создания.
6. Редкие растения нашего края.
Но, ребята, часть этих редких растений, которые занесены в Красную книгу,
растут и в наших лесах, на поле, около речки. Часть из них вы назвали и показали нам.
И сегодня мы составим свою Красную книгу редких растений Пензенской области,
вставив эти картинки с названиями и местом их обитания в нашу красную папку.
На доске вы видите редкие растения нашего Никольского района.
1. Ландыш.
2. Сон – трава.
3. Медуница.
4. Колокольчик.
5. Первоцвет.
Запомните их! Об охране этих растений государство заботится. А как мы с
вами можем помочь этим растениям? (Ответы детей)
А я предлагаю вам создать информационный плакат, на который мы поместим
эти растения. Как вы думаете, где мы можем его разместить? (Предложения детей).
Этот плакат можно повесить в фойе нашей школы. Мы покажем его всем
ребятам, чтобы они тоже знали, какие растения нуждаются в нашей помощи.
Для работы нам понадобятся: кисточки, краски, цвет. бумага, ножницы и клей.
Посмотрите на парты: у кого на партах лежит цвет. бумага и ножницы, будут по
шаблонам вырезать буквы.
Кому достались трафареты и краски, сначала работают простым карандашом,
дорисовывают недостающие детали, а потом закрашивают. Всё что вы приготовите, мы
приклеим на этот лист белой бумаги. Итак, приступайте…
(Дети создают плакат, учитель их направляет).
7. Рефлексия.
Закончите следующие высказывания:
На занятии для меня стало новым …
Я запомнил …
Я научился …
Мне захотелось … Давайте ещё раз вспомним названия этих редких растений, которые живут в наших
лесах.
Конечно, ребята, охранять надо не только
редкие растения, но и другие, даже самые
обычные виды растений. Для этого каждый
человек должен выполнять правила поведения в
природе, больше сажать растений в городах и
сёлах.
Но нельзя забывать и о том, что в природе всё
взаимосвязано.
чтобы сохранить
удивительный мир растений, мы должны бороться
и с загрязнением воздуха, воды. Мы должны
Поэтому, охранять и насекомыхопылителей, птиц, которые тоже помогают растениям, спасают
их от вредителей.
В наших с вами руках красота и богатство родной земли. Помните об этом и берегите
эту природу.
А закончить сегодняшнее занятие мне хочется такими словами:
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Список использованной литературы
1. ПлешаковА.А. «Окружающий мир» 2 класс УМК «Школа России», М,
Просвещение, 2014г.
2. ПлешаковА.А., Румянцев А.А. «Великан на поляне», М, Просвещение
Использованные материалы и Интернетресурсы
1. https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20лекарственных%20растений
2. https://yandex.ru/images/search?text=первоцветы https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
Интегрированный урок окружающего мира и ИЗО во 2 классе "Охрана растений"
Интегрированный урок окружающего мира и ИЗО во 2 классе "Охрана растений"
Интегрированный урок окружающего мира и ИЗО во 2 классе "Охрана растений"
Интегрированный урок окружающего мира и ИЗО во 2 классе "Охрана растений"
Интегрированный урок окружающего мира и ИЗО во 2 классе "Охрана растений"
Интегрированный урок окружающего мира и ИЗО во 2 классе "Охрана растений"
Интегрированный урок окружающего мира и ИЗО во 2 классе "Охрана растений"
Интегрированный урок окружающего мира и ИЗО во 2 классе "Охрана растений"
Интегрированный урок окружающего мира и ИЗО во 2 классе "Охрана растений"
Интегрированный урок окружающего мира и ИЗО во 2 классе "Охрана растений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.