Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»
Оценка 4.6

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
10 кл
05.03.2018
Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»
Методическая разработка интегрированного урока по учебному предмету география по учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира», для учащихся 10 класса. Интегрируется с программой В.П.Максаковского программный раздел: «Глобальные проблемы человечества». Тема: «Глобальные проблемы человечества». Урок входит в цикл обобщающихся (завершающих) уроков в системе преподавания предмета. Урок проводится в форме деловой игры с географическим комментированием. Объем содержания темы предусматривает 2-х часовую работу. В начале и в конце урока используется метод СМИ - ученики в роли журналистов выступают с сообщениями (можно по радио или в самодельном телевизоре) «История болезней цивилизаций», «СПИД-болезнь богатых и бедных стран», «Статистика болезней России». На уроке используются приемы здоровьесберегающих технологий: включение оздоровительных тем в предмет общеобразовательного цикла, создание ситуации, групповая форма работы, индивидуальные групповые задания, отработка умений видеть, слышать, слушать, релаксация, снятие усталости с глаз, ситуационный метод, выполнение упражнения для общего расслабления, смена деятельности. В качестве систематизации и закрепления знаний используются:метод круглого стола, метод помет, проводится работа учащихся с раздаточным текстом и обязательным анализом информации (устно, в графическом виде или в виде сигнальных помет на карте.17 страниц- описание урока, 18-29 стр. приложения, стр.30 - использованная литература
«Охрана и укрепление здоровья населения мира»..docx
План - конспект интегрированного урока по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира». Автор: Ведищева Ирина Евгеньевна учитель географии, ОБЖ высшей квалификационной категории Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Новоалтайска» проводится в форме деловой игры с географическим комментированием. Объем Пояснительная записка к уроку. Методическая разработка интегрированного урока по учебному предмету география по учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира», для учащихся 10 класса. Интегрируется с программой В.П.Максаковского программный раздел: «Глобальные проблемы человечества». Тема: «Глобальные проблемы человечества». Урок входит в цикл обобщающихся (завершающих) уроков в системе преподавания предмета. Урок содержания темы предусматривает 2-х часовую работу. В начале и в конце урока используется метод СМИ - ученики в роли журналистов выступают с сообщениями (можно по радио или в самодельном телевизоре) «История болезней цивилизаций», «СПИД-болезнь богатых и бедных стран», «Статистика болезней России». На уроке используются приемы здоровьесберегающих технологий: включение оздоровительных тем в предмет общеобразовательного цикла, создание ситуации, групповая форма работы, индивидуальные групповые задания, отработка умений видеть, слышать, слушать, релаксация, снятие усталости с глаз, ситуационный метод, выполнение упражнения для общего расслабления, смена деятельности. В качестве систематизации и закрепления знаний используются стола, метод помет, проводится работа учащихся с раздаточным текстом и обязательным анализом информации (устно, в графическом виде или в виде сигнальных помет на карте. Оборудование: кабинет оформляется плакатами, выполненными заранее десятиклассниками «Болезни цивилизаций», настенной политической картой мира, готовится раздаточный материал (текстовой). : метод круглого Мероприятия подготовительного периода: подготовка к занятию начинается за 10 дней. Некоторые учащиеся берут на себя роль журналистов. Они подбирают материал для своих сообщений по предложенным темам. Учитель редактирует текст, помогая учащимся, остановится на главном. Остальные ученики работают над оформлением кабинета - готовят плакаты. Тема урока: «Охрана и укрепление здоровья населения мира» Направление: «За содействие формированию здоровья школьников в процессе обучения Цели: Овладение системой знаний о глобальной проблеме современности « Охрана и управление здоровья населения мира», что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей. Единства природы и общества. Формирование глобального мышления. Правильное понимание места и роли России в этом вопросе. Развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социального характера. Вооружение учащихся специальными и общенаучными умениями, позволяющими им самостоятельно «добывать» и анализировать информацию географического- валеологического характера по данной теме. Развитие навыков коммуникативного взаимодействия.  Воспитывать чувство бережного отношения к здоровью, как бесценному капиталу, валеологический подход к проблеме. Этапы урока Поставленные задачи и задания. Познаваемые вопросы Урок №1 М+Ц (мотивац ионный этап) Стимулирование учебной деятельности, создание позитивного эмоционального настроя. Действия педагога Действия учеников Слово учителя: Среди глобальных проблем современности проблема охраны и укрепления здоровья человеческого рода относится к числу древнейших, с которой человек столкнулся уже в самом начале своего существования Звучит сообщение Ожидаемы й результат Создание Мотиваци онной готовност и и положите льного эмоционал ьного настроя. Методы и приемы технолог ии Здоровье сбережен ия Ситуацио нный метод ученика-журналиста по телевидению: «Добрый день. Сегодня мы тема нашей встречи «Охрана и укрепление здоровья населения». В современном мире этот вопрос занимает особое место, так как речь идет о самом ценном, что есть у человека, - о его жизни. В наши дни острота этой проблемы уже не такова, какой была в прошлые эпохи, когда от вспышек инфекционных заболеваний вымерли целые области и даже страны. Хорошо известен из истории пример эпидемии чумы в Европе XIV в., когда черная смерть» унесла тогда до 1/3 всего ее населения. Переломным этапом стал конец XIX в., когда была создана теория иммунитета и началось вакцинирование людей. В XXв. удалось победить окончательную чуму, холеру и другие страшные болезни. В 50-х гг. научили бороться с такими вирусными заболеваниями, как полиомиелит. В 60-70-х гг. была ликвидирована еще одна болезнь-оспа. Последний случай заболевания оспой был отмечен в Сомали в октябре 1977 года. Однако еще очень многое предстоит сделать. Достаточно вспомнить о том, что и в наши дни в мире ежегодно заболевают малярией 110 млн. человек и от 1 до 2 млн. умирают от этой болезни. В ее « зоне риска» по-прежнему находится почти 100 стран с общим населением свыше 2 млрд. человек. Далеко не изжиты и такие болезни, как туберкулез, дифтерия, грипп, венерические и многие другие заболевания. Во второй половине XX в с особой силой стали проявлять себя новые болезни, которые стали называть болезнями цивилизации. Б.Б. Прохоров относит к ним гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь, диабет, бронхиальную астму, болезни обмена веществ, неврозы и другие. До сих пор медицина не может справится с онкологическими Ребята, вы уже поняли, что тема нашего урока «Охрана и укрепление здоровья населенного мира» заболеваниями. А уж новоявленный СПИД и вовсе встал « чумой XX века» Спасибо за внимание. Диалог с учащимися Установле ние взаимосвя зей учебного материала с субъектив ным опытом учеников. Целепола га ние Учитель вместе с детьми ставит цель урока - Глобальная проблема охраны и укрепления здоровья населения мира продолжает оставаться очень актуальной. Как вы считаете? Почему? Мы с вами будем работать по следующему плану: 1. Оценка понятия «здоровья» 2. Факторы, влияющие на здоровье аспект глобальной проблемы. богатых и бедных стран. болезней России 5. Статистика В опросах этого плана 3. Географический 4. СПИД-болезнь отражены цели наших занятий. Мотивац ионная деятельн ость (Метод круглого стола) 5 мин. Учитель передает по кругу лист (метод круглого стола) Учащиеся ведут записи на листе кто, что знает о здоровье «Здоровье- это…» Все читают и обсуждают. Учащиеся дают неполное представл ение об этом понятии. Первый этап побужде ния Актуализация представления о факторах, влияющих на здоровье. Второй этап реализац ия Работа в группах. -К этой записи мы вернемся в конце занятий, и вы сможете дополнить ее после изучении темы (если в этом будет необходимость). Учитель просит называть учащимся факторы и записать их на доске. -Достаточно хорошо изученные и медиками и медико-географами факторы, влияющие на здоровье объединили в 4 группы: 1. Природные условия; 2. Образ жизни и социально- экономические условия. 3. Загрязнения и деградация окружающей среды; 4. Производственные условия; Учащиеся участвуют в диалогах с учителем и ведут записи в тетрадях. Отработк а умений видеть, слышать, слушать Преобразо вание учебного материала в диалог, принятие учащимся целевых ориентиро в Ученики работают с раздаточным текстом (смотри приложение №1) Группова я форма работы, метод индивиду альных групповы Учитель предлагает классу разбиться на 4 группы (по кол-ву факторов). Каждая группа получает задание прочитать текст (см. приложение№1), провести анализ с методом помет, расставляя карандашом в тексте знаки: V-означает, что вы знали +- узнали после прочтения текста - -неверная информация (если есть) ? – интересно узнать - ? Составление таблицы Третий этап рефлекси я I II III IV V + х заданий Работа по заполнению таблиц с последующим обсуждением. Время на выступление каждой группы – 3-4 минуты. Ответы на вопросы, которые учащиеся поставили перед собой в 4 графе таблицы, находят самостоятельно в качестве домашнего задания. Для этих целей они могут использовать словари, энциклопедии, доп. литературу. Диалог учащихся. Учащиеся слушают. Выступлен ия учащихся Отработк а технолог ических умений: 1.дискусс ионных (образ сотрудни чества и образ собеседо вания); 2.перцеп тивных (умение видеть, Урок№2 Актуализация представлений о графических аспектах глобальной проблемы здоровья Урок начинается с обсуждения д/задания. Слово учителю: - Основных факторов как мы выяснили 4, но много зависит и от уровня здравоохранения, который чаще всего характеризуется такими показателями, как число врачей на 100 тыс. жителей и уровень младенческой смертности. Обратимся теперь к географическим аспектам глобальной проблемы здоровья, основной рубеж который проходит между экономически развитыми и развивающимися странами. Чтобы показать эту разницу вы продолжите работу в группах. Для каждой группы подготовлен раздаточный материал с заданиями (приложение №2). Оговаривается время работы- 5 мин. И время выступления каждой группы – 5 мин. Промежуточная рефлексия. слышать, слушать). Группова я форма работы, метод индивиду альных групповы х заданий Работа в группах. Примерные ответы учащихся первой группы. В экономически развитых странах уровень здравоохранения оказывается значительно более высоким, чем в развивающимся странах. Так на 100 тыс. жителей приходится 200-600 врачей - в развитых, а в Создание педситуац ии, позволяю щей каждому ученику проявить инициатив у, самостоят ельность. Дополнение учителя: Обращают на себя внимание высокий показатели стран СНГ, которое может рассматривать как положительное наследие бывшего Советского Союза. развивающихся странах - от 20 -30 до 50 – 100 врачей на 100 тыс. жителей. В развивающихся странах все основные показатели качества жизни и качество здоровья населения значительно ниже. Что же касается менее развитых стран, то все показатели у них значительней ниже. В Мексике и Бразилии на одного врача приходится 600-800 человек, в Индии и на Филиппинах 8500. Двигател ьная активнос ть Все ответы учащихся сопровож даются показом стран на карте. Примерные ответы учащихся второй группы. Одним из важных показателей состояние здоровья населения развитых стран служит показатель смертности, в особенности младенческой смертности. Под этим термином следует понимать смертность детей на 1-ом году жизни. В развитых странах этот показатель составляет 9/1000, в том числе в Северной Америке- 7/1000, в Дополнение учителя: Общая мировая тенденция последнего времени снижение этого показателя. Среднемировой показатель 57 смертей на каждую тысячу живорожденных детей. зарубежной Европе 12/1000. По таблице 2 видно, что в первую десятку стран самой низкой младенческой смертностью входят только развитые страны. Противоположная ситуация - в развивающихся странах. Учащиеся показывают всем выполненную сигнальную карту (на политической карте закреплены сигналы с высокой • и низкой  ○ долей младенческих смертей). Для снятия усталости выполним упражнение: «Волшебное свойство улыбки». Закройте глаза, вспомните что- либо приятное, Выполнен иеупражн ения для общего расслабл ения помечтайте. Закончите упражнение словесным самовнушением: «Я отдохнул, я спокоен». Продолжим работу: -Уточним, что развитые страны не избавлены от «болезней цивилизации», а в развивающихся странах чаще всего встречаются свои специфические заболевания. О различиях в болезнях между бедными и богатыми странами расскажут нам учащиеся III и IV групп. Ученики III и IVгрупп приводят характеристику основных причин смертности в развитых странах, показывают составленную диаграмму этих причин (приложение 4). Устанавливают прогнозы вероятности смертей в этих странах в ближайшее будущее. Указывают причины отрицательного воздействия на здоровье в развивающихся странах. Основные болезни жителей развивающихся стран. -Во второй половине XXв.появилась новая болезнь, которая не Выступления учащихся – журналистов по данным вопросам Подведе ние итогов. делает различий между богатыми и бедными странами. Это СПИД. Заслушаем группу журналистов, которые вели исследовательскую работу по этому вопросу. -Вторая группа журналистов представит факты, позволяющие оценить нам ситуацию, сложившуюся в России на мировом фоне. -Вернемся к началу нашего первого урока. Мы с вами сделали запись на большом листе «Здоровье – это…». Давайте проверим появились ли у нас дополнения к этим записям после изучения всей темы. Учитель вторично (приложение №3). Учащиеся формирую т понятия по теме. Учащиеся вносят дополнения, поправки. Все читают, обсуждают. Релаксац ия,снятие усталост и с глаз Рефлекси вно- оценочн ый этап. Проявление толерантности и доверия в учебном взаимодействии. Домашнее задание. Ученики записывают определения в тетрадь. Ученики задерживают свой взор на листах желтого, зеленого, голубого, оранжевого цветов Ученики выполняют задание учителя. Самые активные ребята Иванов 4 передает лист по кругу. Учитель вывешивает на доске плакат с записью понятия о «Здоровье» по данным Всемирной организации здравоохранения. «Здоровье рассматривается не только в узком смысле - как отсутствие болезней или физических дефектов, но и гораздо шире – как « состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Учитель просит учащихся воспользоваться цветовым дневником. Учитель передает по кругу групповой оценочный лист и просит поставить напротив своей фамилии оценку своей работы на уроках, а также вписать фамилии самых активных ребят своей группы. Запись на доске: Вы министр здравоохранения России. Внесите свои предложения в решении проблемы охраны и укрепления здоровья Россиян. Приложение № 1 1 группа Фактор различия природных условий. Сам по себе оказывает большое влияние на характер и структуру заболеваемости. В первом случае можно говорить о том, какое воздействие оказывает на здоровье человека геологическое строение территории, с которым связаны избыток или недостаток биологически активных элементов, радиоактивный фон, гидрологические условия, от которых зависит избыток или недостаток необходимой питьевой воды и почвы. Растения и животные, которые также могут служить источником многих инфекционных заболеваний. Bo-втором случае речь идет о том, что, например, в полярных областях преобладают заболевания, обусловленные температурами воздуха, высокой влажностью, сильными ветрами, активными геомагнитными явлениями. В районах влажных субтропиков ведущее место занимают болезни, вызываемые такими биологическими факторами, как ядовитые растения и укусы ядовитых животных. Жители сухих степей и пустынь, жизнь которых связана с длительным пребыванием на солнце, гораздо чаще заболевают раком кожи. А у жителей высокогорий распространена горная болезнь, снежная слепота. Можно добавить, что иногда причинами заболеваемости становятся неожиданные изменения климатических и погодных условий. Так, в 1994 году длительные муссоны в Индии сменились 35-градусной жарой, которая продолжалась три месяца. Это привело к нашествию крыс на города и явилось причиной эпидемии легочной чумы в г.Сурате. Доказано, что повышение температуры способствует расширению ареалов распространения малярийных комаров и к тому же делает их более агрессивными. А истончение защитного озонового слоя становится причиной увеличения заболеваний раком кожи и катарактой соответственно на 300 и 700 тыс. в год. Приложении № 1 II группа Фактор образа жизни и социально-экономических условий. Естественно, что состояние и физического, и духовного здоровья во многом зависит от социального и экономического развития, как отдельной семьи, так и всего общества. Этот фактор особенно разнообразен. К нему обычно относят плохие материально-бытовые условия, непрочность семей, одиночество, неправильное питание, употребление табака (в настоящее время курят 40% взрослых жителей Земли), алкоголя, наркотиков, злоупотребление лекарствами и др. Курение, наряду с автотранспортом, служит основным источником окиси углерода. Подсчитано, что дым от сигареты может содержать 4% окиси углерода. Если сравнить курильщика, живущего в чистой окружающей среде, с некурящим человеком, но проживающим в сильно загрязненной среде, то окажется, что курильщик ежедневно поглощает вдвое больше окиси углерода по сравнению с некурящим человеком, даже находящимся в загрязненной среде. Статистические данные свидетельствуют о том, что после того как курильщик бросает курить, опасность возникновения сердечных приступов у него быстро уменьшается. Приложение № 1 III группа Фактор загрязнения и деградации окружающей среды. В последнее время стал привлекать особое внимание, тем более что и сама степень такой деградации продолжает возрастать. О таком интересе наглядно свидетельствуют и материалы Всемирной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Этот факт изучен уже достаточно детально. Доказано, что загрязнение атмосферного воздуха способствует развитию болезней системы кровообращений, органов дыхания, эндокринной системы, возникновению злокачественных новообразований, аллергии. Загрязнение продуктов питания и воды - в особенности химическими веществами - вызывает болезни органов пищеварения, крови, мочеполовых органов, онкологические и другие заболевания. В литературе приводится много примеров заболеваний, вызываемых загрязнением питьевой воды. И это не удивительно, если учесть, что еще в середине 90-х гг. загрязненной водой в быту пользовались около 1,3 млрд. человек. Такая вода становится главным источником холеры, брюшного тифа, дизентерии, вирусного гепатита. В мире ежегодно регистрируется до 900 млн. случаев заболевания дизентерией; каждый год от кишечных заболевания умирает 5 млн. детей. К этому перечню можно добавить болезни, передающиеся человеку при наружном контакте с загрязненной водой, например, такие опасные и распространенные, как шистосомоз. Приложение № 1 IV группа Фактор производственных условий. В последнее время приобрел большое значение. В него входят вредные условия труда, частые стрессовые ситуации, производственный травматизм, разного вида несчастные случаи и др. В свою очередь, травматизм может служить причиной смерти, инвалидности, временной потери трудоспособности. А такие случаи по мере развития и усложнения техники становятся все более частыми. Они происходят в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте. Например, во всем мире в результате автомобильных аварий ежегодно получают травмы примерно 12 млн. человек (а ведь это превышает все население Белоруссии или Греции), а 350 тыс. человек погибают. Кстати, такие происшествия зачастую являются следствием потребления алкоголя. Приложение №2 Задания для I группа 1. По таблицам № 1 и № 2 сравните обеспеченность населения развитых и развивающихся стран 2. Установите, сколько в среднем приходится врачей на 100 тыс. населения и число людей 3. Найдите в атласе предложенные в таблицах страны и при анализе не забудьте их показать на медицинской помощью. приходящихся на 1-го врача в развитых и в развивающихся странах мира. карте. Таблица № 1 Обеспеченность населения развитых стран медицинской помощью Страны Страны Число врачей на 100 тыс. 570 Италия населения 480 Россия 455 Белорусси я 450 Украина 420 Испания ГРУЗИЯ 405 Молдавия 400 Греция 395 395 Литва Эстония 395 Число людей, приходящих 210 Италия ся на 1 220 Израиль 230 Грузия 235 Украина 250 Испания Литва 250 Азербайджан 255 Греция 260 265 Россия Белоруссия 265 Таблица № 2 Обеспеченность населения развивающихся стран медицинской помощью Страны Страны Число людей, приходящихс я на 1 врача 50000 50000 50000 50000 33000 33000 33000 25000 25000 25000 Число врачей на 100 тыс. Эфиопия 3 населения Ангола 4 ДР Конго 7 Филиппины 12 15 Индонезия Марокко 20 Нигерия 20 Бангладеш 20 Таиланд 25 40 Индия Чад Эритрия Гамбия Малави Буркина Фасо Нигер Мозамбик Ангола Эфиопия Гана Приложение №2 Задание для II группы таблицам № 3 и № 4. 1. Сравните десятку стран с самой низкой и самой высокой младенческой смертностью по 2. В каком возрасте, по вашему, определяется младенческая смертность? 3. На политической карте закрепите сигналы к станам с высокой и низкой долей младенческих Страны смертей. Таблица 3 Десять стран с самой низкой младенческой смертность. Страны Младенческая смертность на 1000 жителей Германия 6 Нидерланды 6 Австрия 6 Канада 6 6 Австралия Япония Норвегия Швеция Швейцария Великобритан ия Таблица 3 Десять стран с самой высокой младенческой смертность. Страны Младенческая смертность на 1000 жителей, 4 5 5 5 6 Младенческая смертность на 1000 жителей, 169 Сьерра -Леоне Афганиста 154 153 Либерия Мали 149 Малави 142 Приложение № 2 Страны Гвинея- Бисай Руанда Ангола Гвинея Чад Младенческая смертность на 1000 жителей 132 125 124 124 115 Задания для III группы 1. Составьте столбчатую диаграмму «Основные причины смертности во всех развитых странах». 2. Установите вероятность смертей в этих странах. 3. Особая «статья» заболеваний народов развитых стран. Среди причин смертности во всех развитых странах на первом месте стоят болезни сердца и сосудов головного мозга (от 250- до 600-800 умерших на 100 тыс. населения). На втором месте - злокачественные новообразования (от 100 до 200), на третьем - болезни органов дыхания (от 50 до 100), на четвертом - болезни органов пищеварения (от 20 до 50), а от инфекционных заболеваний умирают 5-10 человек из100 тыс. Международная статистика приводит данные и по отдельным странам, характеризующие вероятность смертей от той или иной болезни для рождающихся ныне детей. Из этих данных следует, что от болезней сердца могут в будущем погибнуть 30-35% жителей Австрии, Швейцарии, Финляндии, Германии, Ирландии, Болгарии, США, Израиля, Австралии; от онкологических болезней 23-25% жителей Нидерландов, Дании, Великобритании, Ирландии, Франции, Швейцарии, Австрии, Чехии, Италии, Канады, Австралии, Новой Зеландии. Особую «статью» формируют разного рода несчастные случаи, убийства, самоубийства и другие формы внешнего воздействия, число которых из расчета на 100 тыс. жителей обычно варьируется от 50 до 100, но иногда достигает 100-200 случаев и даже больше. В качестве положительного фактора можно отметить определенные успехи, наметившиеся в борьбе с алкоголизмом и курением. В США, ряде стран Западной Европы доля курящих людей снизилась до 1/4 % Приложение № 2. Заданий для IV группы 1. Установите причины отрицательных воздействий на здоровье в развивающихся странах. 2. Назовите основные болезни жителей развивающих стран причины заболеваний. В развивающихся странах отрицательное воздействие, на состояние здоровья оказывает не только более низкий уровень медицинского обслуживания. В них, как правило, менее благоприятно и сочетание всех охарактеризованных выше факторов, воздействующих на здоровье людей. Это относится и к фактору природных условий, которые в странах Юга отличаются в целом большей экстремальностью и большим распространением разного рода неблагоприятных природных явлений, и к степени загрязненности и деградации окружающей среды. По данным ВОЗ, на середину 90-х гг. примерно 4/5 всех заболеваний и 1/3 смертей в этих странах являются следствием потребления загрязненной воды. Если в развитых странах доступ к безопасности питьевой воды обычно имеют 95-100% жителей, то в развивающихся разброс этого показателя очень велик; от 100% в Коста-Рике, Тунисе,, Ботсване, Кувейте (для городских жителей) до менее 50% в Бангладеш, Чаде, на Гаити и 20% в Камбодже. И это с учетом того, что по многим наименее развитым странам международная статистика просто не располагает необходимыми сведениями. Можно добавить, что в рисоводческих районах Азии с высоким загрязнением ирригационных каналов по-прежнему широко распространен шистосомаз, которым болеют не менее 200 млн. человек Понятие неблагоприятности в такой же, если не в большей степени относится к фактору образа жизни и социально экономических условий. В бедных странах гораздо большее распространение получают болезни, связанные с общей антисанитарией. Структура заболеваемости и смертности в развивающихся странах также во многом иная. Главным бичом их жителей были и остаются инфекционные болезни, эпидемии которых случаются довольно часто. В странах Восточной Африки на 100 тыс. жителей и ныне приходится от 20 до 50 тыс., больных малярией. Большой урон населению Тропической Африки наносит и «сонная болезнь». Подсчитано, что в целом в развивающихся странах не менее 200 млн. человек страдают от кишечных заболеваний. А в последнее время возросло и ЧИСЛО болезней онкологического характера. Приложение № 3 Статистика болезней жителей России Оценивая на мировом фоне ситуацию, сложившуюся в России, следует, прежде всего, отметить ее противоречивость. С одной стороны, по числу врачей (480) и больничных коек (1200) на каждые 100 тыс. жителей Россия продолжает занимать одно из первых мест в мире. С другой стороны, основные показатели качества населения и качеств жизни, включая и ее среднюю и ожидаемую продолжительность 90-х гг. - в условиях социально-экономического кризиса и продолжающейся деградации окружающей среды - значительно ухудшились. Так, по показателю уровня младенческой (16,5 5/1000) и детской (20/1000) смертности страна находится на одном из последних мест в Европе, опережая лишь Албанию, Румынию и Молдавию. Несколько изменилась и структура заболеваемости и смертности. Среди причин смертности по-прежнему первое место занимают болезни сердца и сосудов головного мозга. Но при этом значительно возросла смертность от несчастных случаев и травматизма, а так же от онкологических и венерических заболеваний, увеличилось число инвалидов. Но едва ли не главное «новшество» в этом плане - заметное возрождение некоторых инфекционных заболеваний, в особенности туберкулеза. При оценке состояния здоровья населения России особую озабоченность вызывает тот факт, что в стране продолжает увеличиваться число болезней, возникновение которых обусловлено такими социальными факторами, как недостаточный уровень бытовой и социальной инфраструктуры, медицинского обслуживания. Во все большей мере сказывается и фактор ухудшения экологической обстановки, а также сохранение очень высокой численности курящих людей (40 млн.) и пьяниц (15-17 млн.), это не говоря уже о совершенно особой проблеме быстрого распространения СПИДа: в начале 2000 г. - уже 70 тыс. В нынешних условиях охрана здоровья становится одним из важных факторов национальной безопасности страны. Приложение № 3 СПИД - болезнь богатых и бедных стран. Болезнь стала известной в конце 70-х гг., но распространение ее по всему земному шару стало происходить очень быстро. В 1980 году в мире было отмечено 200 случаев заболевания СПИДом; в 1985 - 280 тыс., в 1990 г. - 440 тыс. и в 1995 г. - почти 1,2 млн. Еще быстрее росло число ВИЧ-инфицированных, которое в 1995 г. ВОЗ оценивала в 20 млн. человек (в том числе 1,5 млн. детей, а в начале 2000г. - уже 36 млн. детей). Это значит, что прогноз Конференции в Рио-де-Жанейро, сделанный в 1992 г., согласно которому к концу века число инфицированных должно было достигнуть 30-40 млн. человек, в целом оправдался. В наши дни СПИДом ежедневно заболевают примерно 20 тыс. человек. Пандемия СПИД имеет и свою географию. Зародилась эта болезнь в Центральной Африке, но уже в 80-е гг. распространилась почти по всем континентам. Согласно тому же прогнозу, сделанному в Рио-де-Жанейро, в 90-х гг. первое место по числу инфицированных и смертельных исходов должна была занять Африка, второе - Азия, третье- Латинская Америка, четвертое - Северная Америка, пятое - Европа. Теперь можно констатировать, что в целом и этот прогноз оправдался. Да, эпицентром распространения СПИДа была и остается Тропическая Африка. В 1998 г. были опубликованы специальные исследования по этому вопросу, в которых констатируется, что если развитым странам удается удержать степень инфицированное взрослого населения вирусом СПИДа на уровне ниже 1 %, то в Зимбабве этот показатель достигает ошеломляющего «рекорда» в 26%! В Бостване он составляет 25%, в Намибии, Свазиленде и Замбии колеблется в пределах от 18 до 20%. Немногим ниже он в таких странах как Бурунди, Руанда, Конго, ДР Конго, Замбия, Кения, Малави, Уганда. Если положение не изменится к лучшему, то все эти страны только в течение ближайшего десятилетия могут потерять от СПИДа до 1/5 своего взрослого населения. столько медицинское и даже не социально-экономическое, а скорее политико- государственное явление. Действительно, масштабы его таковы, что угрожают обезлюдением целым странам. Неудивительно, что, начиная с 1988 г. под эгидой ООН ежегодно проводится Всемирный день борьбы со СПИДом. Рассматривая проблемы, связанные со СПИДом, необходимо учитывать, что это уже не Приложение № 4 Число умерших на 100 тыс. жителей 800 700 600 500 400 300 200 100 0 1 2 0 6 Причины заболевания 3 4 5 7 8 9 10 11 12 13 14 Приложение № 4 Число умерших на 100 тыс. жителей 1000 800 600 400 200 0 Использованная литература 1. Владимир Павлович Максаковский. Географическая картина мира. Книга I. Общая характеристика мира, Москва, Дрофа, 2008, 4-е изд., 495 стр. Глава «Охрана и укрепление здоровья населения мира». 2. http://учебники-бесплатно.рф/mirovaya-geografiya/ 3. учебник Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 4. Атлас Экономическая и социальная география мира. 10 класс с комплектом 5. «Поурочные разработки по географии 10 кл.». Жижина Е.А., Никитина Н.А. 6. Бабурин В.Л. «Деловые игры по экономической и социальной географии». Москва 7. «Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского» (часть 1,2). 8. «География 10 класс» (поурочные планы) 1 и 2 части. Талмачева Е.В. 9. Школьный практикум. Население и хозяйство. 10 кл. Кузнецов А.П. класс – М.: Просвещение, 2009. контурных карт - М, Федеральная служба геодезии и картографии России. Москва «ВАКО» 2006. «Просвещение» - АО – «Учебная книга» 1995. Ануфриева О.И.

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»

Интегрированный урок по теме: «Охрана и укрепление здоровья населения мира»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018