Интегрированный урок-праздник
Оценка 5

Интегрированный урок-праздник

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология +2
8 кл
21.04.2017
Интегрированный урок-праздник
ЛЕН, ТЫ МОЙ ЛЕН Интегрированный урок-праздник Цель: духовно-нравственное воспитание обучающихся. Задачи: • воспитывать чувство гордости за свое Отечество, свой народ, его традиции; • показать традиции народного быта и культуры; подчеркнуть роль возрождения традиций; • показать православие как стержень истории и культуры русского народа; • развивать творческую активность обучающихся. Форма проведения: урок в форме этнографического праздника Художественное оформление и оборудование: одна часть зала оформлена под подиум Дома моделей, другая часть – под лабораторию НИИ, третья – фрагмент уголка школьного музея «Казачий быт» Музыкальное сопровождение: народная музыка, песня «Лен, ты мой лен» в исполнении фольклорной группы «Отрада» Исполнители: юные корреспонденты школьной газеты , участники школьного театра русской моды «Забавушка», участники творческого объединения «Святой источник», юные экскурсоводы школьного музея.
Лен, ты мой лен.doc
Тушканова С.В., учитель литературы, МОУ СШ № 112 Горбунова А.В., учитель истории, МОУ СШ № 57  Мальцева А.М., учитель биологии.  ЛЕН, ТЫ МОЙ ЛЕН  Интегрированный урок­праздник Цель: духовно­нравственное воспитание обучающихся. Задачи:   традиции;  воспитывать чувство гордости за свое Отечество, свой народ, его  показать традиции народного быта и культуры;  подчеркнуть роль  возрождения традиций;  показать православие как стержень истории и культуры русского  народа; развивать творческую активность обучающихся.  Форма проведения: урок в форме этнографического праздника Художественное оформление и оборудование: одна часть зала  оформлена под подиум Дома моделей, другая часть – под лабораторию НИИ,  третья – фрагмент уголка школьного музея «Казачий быт» Музыкальное сопровождение: народная музыка,  песня «Лен, ты мой лен» в исполнении фольклорной группы «Отрада» Исполнители: юные корреспонденты школьной газеты , участники  школьного театра русской моды «Забавушка», участники творческого объединения «Святой источник», юные экскурсоводы школьного музея. Перед импровизированным  подиумом Юный корреспондент: Уважаемые  зрители! Мы ведем прямой репортаж из  городского Дома моделей. Сегодня здесь представлена коллекция театра русской  моды «Забавушка» , «Аз, буки, веди». Перед началом выступления коллектива я успеваю побеседовать с одной из  участниц. Расскажите, пожалуйста, намного о вашей работе. Участница: Сказано в Библии: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и  Слово было Бог». Нашу коллекцию мы посвятили просветителям славян братьям  Кириллу и Мефодию. Каждый костюм – это образ церковнославянской буквы:  «Аз», «Буки», «Веди», «Добро», «Земля», «Любовь». И еще один особый костюм –  образ монаха­летописца. Все модели выполнены из льна и стилизованы под русскую старину. Юный корреспондент: Очень интересно, большое спасибо, с удовольствием  смотрим ваше выступление. Демонстрация моделей Юный корреспондент: Сейчас я обращаюсь к художественному руководителю  коллектива Тучиной Ольге Викторовне:  Завораживающее зрелище. А почему лен? Учитель: Нас привлекает тот факт, что лен сложно красить и выбеливать. Это   рождает замечательную естественную гамму оттенков, преимущественно серо­ бежевых, мягких, органично дополняющих человеческий облик.  Юный корреспондент: А где вы брали идеи для художественного решения  костюмов? Учитель: Мы с участниками коллектива недавно были в этнографическом музее.  Сколько родилось сразу ассоциаций и идей! Какими замечательными мастерами  были наши предки! Сходите, очень рекомендую Кстати,  лен обладает массой  отличных качеств, которые высоко ценили наши прапрабабушки. Юный корреспондент: Какие же? Учитель: О. извините, это не ко мне. Юный корреспондент: Уважаемые зрители, кажется, я знаю, где можно получить  ответы на интересующие нас вопросы. Наш путь лежит в НИИ льноводства. И в  историко­этнографический музей мы, конечно же, непременно заглянем. Действие перемещается к экспозиции НИИ. Компьютерная презентация. Юный корреспондент: Я сейчас беседую с ведущими специалистами НИИ  льноводства. Большая просьба, расскажите популярно нашим зрителям о чудо­ растении ­ лён. Выступления «ведущих специалистов» с демонстрацией компьютерных слайдов   Данные НИИ льноводства Лаборатория  генетики Лаборатория генетики, созданная  в 1990 году при отделе селекции, продолжает  научные направления по генетике и генетическим  ресурсам льна. Основной целью лаборатории  является сбор, сохранение и комплексное  изучение мирового разнообразия зародышевой  плазмы льна, а также исследование генетических  особенностей культуры и разработка методов  управления генотипической изменчивостью для  эффективного использования их при создании  сортов. Лаборатория семеноводства Л а б о р а т о р и я   с т а н д а р т и з а ц и и ВНИИ Льна   Основным направлением деятельности  лаборатории стандартизации  является разработка унифицированных  стандартов, методов и средств контроля  качества льносырья и льноволокна.   Лабораторией  осуществляется первичное  семеноводство льна­долгунца и  проводится  координация работ  по созданию партий семян  маточной элиты в 14  научно­исследовательских  учреждениях России Лаборатория  агротехники     Основные направления исследований  лаборатории на современном этапе –  совершенствование применяемых и разработка  новых, малозатратных  технологических процессов  возделывания льна­долгунца. Лаборатория технологии уборки и  первичной обработки льносырья    Лаборатория занимается изучением вопросов  совершенствования технологии уборки, первичной  обработки льносырья, разрабатывает  технологические приёмы управления процессом  вылежки и повышения качества льнотресты.  Ученые называют ЛЁН латинскими словами Linum  usitatisimum. Linum от слово lin – нить, потому что из  стеблей льна делают нити. А второе слово переводится  как «самый полезный».   Цветок пятерного типа. Чашечка состоит  из пяти свободных чашелистиков. Венчик  пятилепесткозшй. Лепестки голубые,  фиолетовые, розовые, белые, гладкие  или гофрированные, узкие или широкие.  Тычинок пять. Пестик состоит из  пятигнездной завязи с пятью столбиками  и продолговато­линейными рыльцами.  Стебель цилиндрический, голый,  покрытый  восковым налетом, светло­зеленый,  иногда с сизым оттенком.  Листья сидячие, ланцетные,  цельнокрайние, зеленые или сизые,  расположены на стебле густо, большей  частью  поочередно, по винтовой линии. Корень льна стержневой, негрубый, с  густой сетью ответвлений. Описание:  Лен принадлежит к  семейству льновых —­ Linaceae (D С.)  Dumort. В это семейство входит 22  роца, из которых для практических  целей используется преимущественно  один (род —  лен  Linum (Tourn.) L.  Этот род включает свыше 200 видов  Месторасположение:  требуют  открытых, солнечных мест.   Почва: лучшего развития достигают  на  легких, плодородных почвах.   Размножение: семенами, черенками  и делением куста. Семена высевают  под зиму, можно сеять и весной.  Многолетний лен зацветает на второй  год после посева. Растения,  выращенные из семян, цветут  обильнее, более крепкие, чем при  делении куста, которое осуществляют  в апреле или августе. Расстояние при  посадке 15­20 см.   Использование: многолетний лен  очень эффектен в совместных  посадках с другими многолетниками и  рабатках с яркими летниками. Семена 3,5 ­6 мм, сплюснуто­ яйцевидные, гладкие  блестящие от темно коричневых до бледно желтых Семена созревают в июне  ­  августе Семена льна содержат жирное масло 30­48% Слизь (5­12%), белок (18­33%), углеводы  (12­26%), орг. Кислоты, витамин А.  В оболочке семян находятся высокомолекулярные  соединения Семена включают макроэлементы: калий, кальций,  магний, железо. Семена включают микроэлементы: марганец, цинк,  хром, алюминий свинец, бор, медь, селен,  никель,  йод. В медицине. Льняное масло используют в  диетическом питании, оно способствует  выведению холестерина из организма Разновидности культурного льна: Плод –  шарообразная  коробочка,  длиной 6­8 мм  с 10 семенами. Лён­долгунец. Лён­межеумок. Лён­кудряш Стелющийся многостебельный полуозимый лён Представители: • • • •                               Лен желтый — L.flavum L.  Он широко распространен на Балканском полуострове и в Восточной Европе. Ареал доходит до Чехословакии.   Растет на теплых участках на открытых местах и в остепненной полосе. Высота растений 20 —40 см. Цветки ярко­желтые, в диаметре до 3 см. Цветет в июне—июле. Развивается на  солнечных участках, на легкой, бедной питательными веществами почве. Размножается  семенами. Плохо переносит пересадку, поэтому рекомендуют выращивать сеянцы в  цветочных горшках. Лен в альпинариях используют чаще всего в групповых посадках  вместе с декоративными травами. Высаживают его также среди низкорослых многолетников Лен многолетний — L. perenne L.  Дико произрастает на юге европейской части России, в Сибири, Средней Азии, Средней  Европе, на Балканах.   Многолетнее травянистое растение до 50 см высотой. Листья мелкие, линейно­ланцетные,  расположены в очередном порядке. Цветки голубые до 2 см в диаметре. Цветет в июне —  июле. В культуре с 1686 года. Имеет разновидности с белыми цветками.   На горных лугах, на известняковых склонах растет лен многолетний ветвистый [subsp.  extraaxillare (Kit.) Nyman], у которого более крупные цветки, а листья значительно толще.  Цветки светло­синие; цветет в июне—июле.   Лен австрийский — L. austriacum   Многолетний вид с разветвленным корневищем,  встречающийся в Средиземноморье и южных  областях Европы. Красивые голубые  пятилепестковые цветы, собранные в вильчатые  соцветия, поднимаются на высоту до 50 см.  Цветение начинается в мае—июне.         Лен таврический — L. tauricum Willd.   Распространен в юго­восточной области  Европы.  Цветоножка у этого вида довольно  высокая — до 50 см. В зонтиковидном соцветии  10—20 сравнительно крупных желтых цветков.   Лён — универсальное растение с уникальными свойствами.                Лен тонколистный — L. tenuifolium   Деревенеющие ветвящиеся стебли этого вида льна поднимаются на высоту 15—50 см.  Остроконечные, шершавые, по краям  немного изогнутые листья с одной  центральной жилкой. Достаточно крупные,  до 2 см в диаметре, белые, сиреневые или  розовые цветки собраны в рыхлые кисти,  которые расположены на тонких прямых  цветоносах. Цветение начинается в середине  июня и продолжается до конца июля. Ткани из льна обладаю замечательными качествами:  Содержащийся в льняном волокне кремнезем делает его устойчивым  к гниению.  Крепкая пряжа, которая не сжимается при высоких температурах и не очень  подвержена усадке  Изделия из нее лучше впитывают влагу и быстрее сохнут.  В жаркую погоду изделия из льна «холодят», в прохладную — греют  Это самая «дышащая» ткань, старайтесь не прикасаться к ней утюгом. А семя льна издавна применяется  в медицине и косметологии: Всем участникам праздника вручаются буклеты «Лён. Рецепты народной  медицины». Юный корреспондент: Спасибо работникам института за интересную и  полезную информацию. Поехали в музей! Далее перемещаемся  к экспозиции музея. Учитель: Нас окружает множество вещей, без которых нашу жизнь трудно себе  представить.  Десятки, сотни вещей вокруг. Одни сопровождают нас всю жизнь, другие ­ только  ее маленький отрезок.  Давайте сейчас обратимся к истории предметов, которыми пользовались наши  бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки. Давайте хоть на время окажемся в прошлом, чтобы познать быт и жизнь наших  предков. Учитель: Быт крестьянства оставался неизменным. Главным, что объединяло  уклад жизни всех сословий, была православная вера. Церковь предписывала определенный порядок, который строго соблюдался. В  установленные часы должно было совершать молитву, идти на службу в церковь.  Обеспеченные люди жили в деревянных и в каменных хоромах. Окна в таких домах закрывались слюдой, реже стеклом. Люди победнее довольствовались деревянными избами.  Знаете, что на Руси называлось избой? Изба – это теплая половина дома с печью, название происходит от слова  «истопка». Окна в избе затягивались бычьим пузырем. Что нужно было устроить в  доме прежде всего? Отгадайте загадку: Зимой много ест,  Летом много спит, Тело теплое, Сесть,  на нее сядешь,  А не везет ( печь) Экскурсовод: Печь играла в доме главную роль. Появилась даже поговорка « Плясать от печки», то есть начать с главного. Печь использовали для отопления  помещения. Приготовления пищи людям и  животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи. Сушили  зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке  даже мылись. Если  заболел ребенок, то одним из наиболее эффективных способов лечения считали парение в печи. Совершали обряд «перепекания» младенца:  ребенка на время засовывали в протопленную, но достаточно остывшую уже печь  на лопате, подобно тому, как в сказке это делала Баба­яга с Иванушкой. Учитель: Да, печь выполняла много функций. Самая главная – приготовление  пищи. С помощью чего помещали чугунок в печь? Выступление  уч­ся сопровождается показом Экскурсовод: Ухват­ устройство для передвигания горшков и чугунов в печи. С  помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печь. Представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти­ он похож на  рога коровы. Умение подхватить горшки требовало определенных навыков,  которые приобретались длительной практикой. Существовала примета: чтобы при уходе хозяина из дома из дома не ушел домовой, необходимо было загородить печь ухватом. Экскурсовод: По диагонали от печи в избе находился красный угол. Название  «красный» означает «красивый», «светлый».  Это было святое место ­ в нем помещались иконы, поэтому его еще называют  « святым». В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое  важное дело. В красном углу находился  стол. За трапезой собиралась большая  семья. Отец  перед образами творил благодарственную молитву. Традиционно на  Руси в конце зимы начинался Великий пост.   Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Все значимые  события семейной жизни отмечались в красном углу. Красный угол ­ самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету,  человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению  хозяев. Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с  поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних  колосьев урожая, наделенных, по народным представлениям, магической силой,  сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В Красном углу  вдоль стола стояли лавки и скамейки.  Экскурсовод: Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы, а скамья была  снабжена ножками, ее передвигали. Место на лавке считалось более почетным. Гость мог судить об отношении к нему  хозяев, смотря по тому, куда его усаживали ­ на лавку или скамью. На лавках  спали, под ними хранили различные предметы ­ инструменты, обувь и прочее. Экскурсовод: Вдоль стен стояли сундуки и рундуки. Количеством сундуков  измерялся достаток хозяев. Они служили обязательной частью приданого  невесты  и хранилищем ее одежды и украшений. Рундук ­ приделанный к стене ящик с полками без дверей и стекол. Где хранили  разное добро. Учитель:         Отгадайте загадку: То назад, то вперед, Ходит­ бродит пароход. Остановишь ­ горе : Продырявит море.                             ( утюг) Правильно, это утюг. Он нужен был для того, чтобы разгладить ткань или одежду. Выступление уч­ся сопровождается показом Экскурсовод: Скорей всего, первым «утюгом»  Был плоский, очень тяжелый камень. Одежду расстилали на какой­нибудь ровной  поверхности. придавливали этим камнем, оставляли до тех пор. Пока она не  разглаживалась. Позже утюги представляли собой жаровни.  Наполненные горячими углями. Их  придумали в Китае в VIII веке, чтобы гладить шелк. А на Руси  сухое белье или одежду наматывали на ровно обструганную палку и  начинали катать по столу толстой прямоугольной с короткой округлой рукоятью  палкой. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы.  Назывался такой « утюг» рубель.  В XVII веке нагревали чугунные литые утюги на печи. Их имели два, пока одним  гладили, другой нагревался Учитель: В каждом доме обязательно была прялка и ткацкий станок. Когда  заканчивалась работы в поле, начиналась работа в доме. Первейшая обязанность женщины, помимо приготовления пищи, было обшивание  всех членов семьи.  Одежду носили домотканую ­ льняную или шерстяную. Чтобы сшить одежду, надо было сначала напрясть нити.  Выступление уч­ся сопровождается показом Экскурсовод: Лен мяли, трепали, чесали. В результате всех подготовительных  работ получали кудель­ пучок льняных или шерстяных волокон. Для того чтобы  кудель превратить в нить, ее привязывали к прялке, затем понемногу вытягивали  волокна, одновременно скручивая их ­ вот и получалась нитка. Для того чтобы  спрясть нитки из одного пуда подготовленного волокна, требовалось 955 часов. Кто знает, что такое пуд?   ( 16,3 кг) Экскурсовод: Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам. В этом возрасте девочка выпрядала свою первую нить. Это событие было очень важным в  жизни женщины. Мать девочки прятала первую спряденную нить и приберегала ее до тех пор, пока  дочь не станет невестой.  Экскурсовод: Прядение­ работа трудная. Долгая. От сноровки пряхи зависела  толщина и прочность нити, а значит­ и будущей ткани. Чтобы облегчить этот труд.  придумали прялку с колесом­ его приводили в движение с помощью ножной  педали, нить наматывалась «сама»­ вытягивать и скручивать волокна можно было  обеими руками­ работа шла быстрее, а нить получалась лучше. Экскурсовод: Ткачество­эта работа требовала большого внимания, сноровки,  трудолюбия. Полотно выходило нешироким­ всего 37 сантиметров,­ его требовалось довольно  много. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на  всю семью­ ведь снова она сможет взяться за работу только следующей зимой. Экскурсовод: Осень, зима, весна, трудились девицы­ мастерицы. Чтобы толк от  работы был, чтили Пасху, Рождество, а еще чтили день Параскевы ­ Льняницы  (Параскевы­пятници по­другому). Крепко помнили, что раз в год на пятницу   нельзя ни прясть. Ни в доме кудель иметь. Параскева­Льняница­ покровительница  льноводного дела. Учитель: Викторина для знатоков: 1Что устраивали в доме в первую очередь?                                                         (печь) 2. Как называлось самое святое место в доме?                                    (Красный угол) 3. Как назывался предмет для передвигания горшков и чугунов в печи?   (Ухват) 4.  Простейшая машина для ручного вязания?                                      (прялка)       За многие века был создан огромный мир вещей. Сегодня вы услышали о  некоторых из них. У каждой вещи своя история. Одна история длинная, другая  короткая. Но любая интересна и поучительна.  Юный журналист: Спасибо за экскурсию. Спасибо всем участникам проекта.

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник

Интегрированный урок-праздник