Интегрированный урок "Взаимодействие компонентов природы" 6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интегрированный урок по географии и биологии в 6а классе Тема. Взаимодействие компонентов природы. Природный комплекс. Биогеоценоз, экосистема. Цели урока: 1. Познакомить учащихся с понятиями «природный комплекс», «биогеоценоз», «растительное сообщество». 2. Выявить взаимодействие компонентов природы. Задачи урока: 1) Продолжить формирование умения работать с текстом учебника, иллюстрациями, таблицами. 2) Содействовать воспитанию школьников по охране отдельных компонентов природы, например, растительности, животных и в целом природных комплексов (лес, водоём и т.д.) 3) Способствовать развитию умения применять ранее полученные знания при выявлении взаимосвязей живой природы с неживой в биогеоценозе, природном комплексе и при выявлении отличия между понятиями.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Интегрированный урок по географии и биологии  в 6а классе  Тема. Взаимодействие компонентов природы. Природный комплекс. Биогеоценоз, экосистема. Цели урока: 1. Познакомить учащихся с понятиями «природный комплекс», «биогеоценоз»,  «растительное сообщество». 2. Выявить взаимодействие компонентов природы. Задачи урока: 1) Продолжить   формирование   умения   работать   с   текстом   учебника,   иллюстрациями, таблицами. 2) Содействовать   воспитанию   школьников   по   охране   отдельных   компонентов   природы, например, растительности, животных и в целом природных комплексов (лес, водоём и т.д.) 3) Способствовать развитию умения применять ранее полученные знания при выявлении взаимосвязей живой природы с неживой в биогеоценозе, природном комплексе и при выявлении отличия между понятиями. Средства обучения: учебник географии §50, учебник биологии §56, рис. уч­ка (101 с. 154 – география) табл. «Круговорот воды в природе», «Речная долина и её части», «Растительные сообщества», «Биоценоз».  Форма обучения: фронтальная. Тип   урока:   интегрированный   урок   изучения   нового   материала   с   элементами   повторения пройденного.  Ход урока Орг. момент Деятельность учителя Назвать тему, цель и задачи  урока Деятельность  учащихся Записывают в тетрадь  дату, тему урокаИзучение нового  материала 1) Взаимодействие  организмов друг с  другом и средой обитания. Биотические и  абиотические факторы. 2) Знакомство с  понятиями а) «Природный  комплекс», «природные  компоненты» Вступительное слово учителя о взаимодействии организмов друг с другом и средой  обитания. Подводит итог по этому  вопросу. Учитель географии  объясняет с использованием  схемы, которая на доске. На доске показаны  природные компоненты. А  как показать, что они  взаимосвязаны между собой  и образуют единое целое –  ПК? (вопрос к классу) ВОЗДУХ            ВОДА   ГОРНЫЕ ПОРОДЫ              3) Разновидность ПК.  Понятие о  географической  оболочке, биосфере.              ЖИВОТНЫЕ            Учитель дает задание:  прочитать § 50 пункт 3,  провести какие компоненты  входят в состав ПК ГО и  показать это на схеме. Далее учитель показывает на  схеме разновидность ПК (по  размерам) и объясняет. На  примете какого процесса  можно проследить  взаимодействие  компонентов.  Приложение №1 Учащиеся используют  ранее полученные знания,  приводят примеры  взаимодействия  организмов а) между собой/на  примере цепи питания б) с окружающей средой  (например, процесс  фотосинтеза)   1)учащиеся проводят  словарную работу,  записывают понятия  например. Природный комплекс с  154 по ходу объяснения  чертят схему в тетради.  Ответ на вопрос.  Показывают стрелочками  связи между  компонентами.        ПОЧВЫ     РАСТЕНИЯ Работают с учебником  §50 пункт 3, проводят  словарную работу и  показывают по схеме  состав ПК ГО  (самостоятельная работа) Состав ГО: Верхняя часть литосферы, гидросфера,   нижняя         часть атмосферы,  биосфера. В тетрадь  записать кто разработал  учения о биосфере (В.И.  Вернадский). Уч­ся схему  заносят в тетрадь. Ответ: на примере  большого круговоротаводы. Табл. «Круговорот  воды в природе.» (показ.  взаимодействия)    Работа с рис. 101 с. 154 и  таблицей, делают вывод о  количественном составе  ПК, их отличии. Уч­ся читают §50 п 2 (2  абзац), отвечают на  вопрос.     Уч­ся проводят  словарную работу и по  ходу объяснения заносят  схемы в тетради.  4) Изменения ПК   5) Понятие о  биогеоценозе,  растительном и  природном сообществе: А) природное  сообщество и  Задает вопрос классу.  Что может привести к  изменению ПК? Докажите,  покажите  на конкретных  примерах.  Учитель подводит итог по  проделанной работе на  данном этапе урока.  Учитель биологии объясняет  понятие, используя схемы на  доске. Раст­сть              животные              Неживая природа            (абиотич. факт) биогеоценоз      +территория.  Примеры: луг, болото, лес и  т. д.    Сукачев В.Н. (понятие о  биогеоценозе)     Б) структура  биогеоценоза Абиотич.  условия.  (неживая  природа)                В) понятие           «экосистема» Учитель задает задание.  Что входит в состав        биогеоценоза? Уч­ся читают §56 с.206 и  выписывают 4 звена  Зеленые                  животные   растения               (пит.раст.) (созд.орг.вещ.)     Организмы   (бакт., грибы),    разруш. орган. вещ.    до неорган. Объясняет значение  этого   понятия. Ставит вопрос.  Отличаются ли между собой  понятия «природное  Уч­ся проводят  словарную работу.  Уч­ся отвечают на вопросРоль зеленых 6) растений в экосистеме   7) Понятие  растительное  сообщество   (фитоценоз)               8) Разнообразие  фитоценозов     сообщество», «биогеоценоз»,  «экосистема»? какой можно  сделать вывод?   Задает вопрос: какова роль  зеленых  растений в  экосистеме?  Осуществляет проверку,  дополняет.  и записывают вывод о том, что все эти понятия  обозначают одно и то же  природное сообщество  ­взаимодействие  комплекса организмов и  условий окружающей  среды.   Читают §56 с.207 2 абзац, отвечают на вопрос. 1) Автотрофная функция;  2) Опред.   внеш.   вид прир. сообщества;  3) Влияет   на  условия среды   обит.   др. орган.; 4) Участв. в строении биогеоценоза;   5) Участв.   в   формир. его   состава жителей. Объясняет  Записывают  в   тетради термины. Уч­ся делают записи и  делают выводы, что  фитоценозы отличается  видовым составом  организма. Объясняет, используя схему  на доске.          Фитоценозы Еловый                  Сосновый    лес                             бор       Березняк      Дубрава   Учитель подводит итоги по  этому этапу работы.II закрепление  материала Учителя контролируют  ответы.          Уч­ся отвечают на  вопросы 1) По вопр. §50 (№ 1­3, 5, 6) 2) По вопр. §56 3) Будет ли лес  являться ПК и  биогеоценозом?  Докажите «да»  или «нет».  III подведение итогов  по уроку. Выставление  оценок.  Д/з §50 –география  §56­биология Запись в тетраде,  термины Записывают на доске. Записывают в дневники.

Посмотрите также