МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
Исследовательская работа
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Разработчик – Попова С. В.,
преподаватель филологических дисциплин
г. Николаевск-на-Амуре
2022 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….. 1 Теоретические основы интерактивных методов обучения………….... 1.1 Технология интерактивного обучения………………………………... 1.2 Особенности интерактивного обучения в начальных классах….….. 2 Использование интерактивных методов обучения русскому языку…. 2.1 Формы и методы интерактивного обучения……………………….…. 2.2 Интерактивные тренажеры на уроках русского языка в начальных классах……………………………………………….…………. Заключение…………………………………………………………..……… Список использованных источников……………….………………….…. Приложение…………………………………………………………………. |
3 5 5 7 12 12
21 24
|
Введение
Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Начальная школа – важный этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Согласно государственным стандартам, ведущая цель обучения русскому языку в школе на современном этапе – это формирование у учащихся языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции. Проблема коммуникативного развития в современной образовательной среде является одной из важнейших, поэтому существует острая необходимость разработки таких подходов, которые бы обеспечивали возможность реализации качественно новой личностно–ориентированной развивающей модели начальной школы, связанной с обеспечением речевого и коммуникативного развития учащихся.
В числе способов преодоления трудностей учения исследователи называют организацию общения младших школьников. Данной проблемой занимались Ш.А. Амонашвили, А.В. Мудрик, Г.А., Д.Б. Эльконин. Проблема организации общения младших школьников остаётся актуальной и сегодня, т.к. через межличностное взаимодействие формируется активное отношение младших школьников к учебной деятельности, реализуется личностный потенциал учащихся.
Для решения данной проблемы в условиях современного образования рекомендован деятельностный подход. Он предполагает введение интерактивных технологий обучения. Интерактивные технологии в значительной мере увеличивают уровень взаимодействия между преподавателем и учеником, дают преподавателю новые возможности контроля усваивания знаний и обеспечивают мгновенную обратную связь с учениками. Этим определяется актуальность темы исследования.
Различные аспекты применения интерактивных методов и технологий в обучении рассмотрены в педагогических и психологических трудах ученых. Так, В.П. Беспалько, А.И. Богомолов, А.Г. Молибог определили эффективность использования интерактивных технологий в обучении. В работах Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, Е.Н. Волковой, Н.Суворова выявлено значение интерактивного обучения для социального становления личности.
Цель работы – изучить особенности применения технологии интерактивного обучения русскому языку в начальных классах.
Объектом исследования является технология интерактивного обучения.
Предмет исследования - интерактивные методы обучения русскому языку в начальных классах.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы технологии интерактивного обучения.
2. Проанализировать особенности интерактивного обучения в начальных классах.
3. Рассмотреть формы и методы интерактивного обучения русскому языку.
4. Показать возможности применения интерактивных тренажеров на уроках русского языка в начальных классах.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении материала по данному вопросу, выстраивании системного взгляда на процесс интерактивного обучения русскому языку в начальных классах.
Структура курсовой работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав (теоретическая часть, раскрывающая часть), заключения, списка литературы, приложения.
1 Теоретические основы интерактивных методов обучения
1.1 Технология интерактивного обучения
Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, соответствуя произошедшим за последнее время изменениям в представлении общества о целях образования и способах их реализации. При этом она использует взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике уже давно применяется такой термин как «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня развития и активности деятельности учащихся. В последнее время получил место в этом мире еще один термин - «интерактивное обучение».
Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
Интерактивный метод - это система правил организации взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Интерактивные методы обучения получили в последнее время широкое применение на уроках различных предметов. Понятие «интеракция» (от англ. interaction - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник - американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. Согласно англо-русскому психолого-аналитическому словарю, «interact» - интеракт, взаимодействовать, находиться во взаимодействии, воздействовать (влиять) друг на друга.
В психологии интеракция - это «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо с человеком, а социальная интеракция - процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей легче осуществляются в групповом, а не в индивидуальном контексте. Одновременно термины «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные методы и методики обучения» стали появляться в статьях и работах по педагогике, в разделах учебных пособий, описывающих процесс обучения как общение, кооперацию, сотрудничество равноправных участников.
Наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме онлайн и т.д. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делают возможным активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, позволяют учащимся управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы и т. п.
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активности педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Интерактивное обучении обладает следующими чертами: это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно); это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения; это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.
Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций учителя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.
1.2 Особенности интерактивного обучения в начальных классах
Современное начальное общее образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, социальных и межличностных отношений о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной.
Уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьника. С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. На основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Рассматриваемые нами интерактивные методы обучения способствуют более эффективному усвоению материала, так как используемые методы активизируют познавательную деятельность учащихся, делают ученика не объектом, а субъектом образовательного процесса. Мнение о том, что учащиеся начальной школы еще слишком малы для применения интерактивных методов обучения является ошибочным.
В доказательство нашей точки зрения предлагаем рассмотреть психологические особенности младших школьников. Основной особенностью младших школьников является слабость произвольного внимания, поэтому требуется близкая мотивация. Ребенок не может долго сосредотачиваться на неинтересной или трудной работе ради результата, который ожидается в будущем. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Оно становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение наглядных пособий.
Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, каждый учитель стремится сделать свой урок занимательным и интересным. Этому в полной мере способствует применение игры, ее отдельных элементов на уроке. К.Д. Ушинский говорил, что учение должно быть занимательным для ребенка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных для них задач, не наклоняя ни в одну, ни в другую сторону, давая пищу непроизвольному (пассивному) вниманию и упражняя произвольное (активное) внимание, которое хотя слабо в ребенке, но может и должно развиваться и крепнуть от упражнений.
Интерактивные методы предполагают применение различных интерактивных игр, таких как «тридцать три», «карусель» и т.д. Такой метод как рефлексия, мини-проекты помогут детям делать свои открытия, видеть и устанавливать взаимосвязь между изучаемым материалом и жизнью, обобщать и расчленять некоторые факты, делать выводы.
Таким образом, младшие школьники обладают рядом психологических особенностей, учет которых принципиально важен в организации учебного процесса.
Интерактивные методы на уроках в начальной школе ориентированы на:
1) развитие мышления школьников, определенной самостоятельности мысли: побуждают учеников к высказыванию своих соображений, стимулируют выработку творческого отношения к любым выводам («работа в парах», «работа в группах», «карусель» и др.); самостоятельное осмысление материала, помогают задуматься, исследовать факты, анализировать алгоритм решений, понимать их суть, проверить себя и своего товарища, найти ошибку;
2) развитие сопротивления внушению мыслей, образцов поведения, требований других: побуждают учеников к отстаиванию своего мнения, создают ситуацию дискуссии, столкновение мнений. Применение методов «анализ ситуации», «решение проблем» учит детей противостоять давлению большинства, отстаивать свое мнение. Из-за столкновения взглядов учащиеся постигают суть, причины действий, поступков;
3) выработку критического отношения к себе, умения видеть свои ошибки и адекватно относиться к ним; анализировать действия товарищей, сравнивать себя с другими и оценивать;
4) развитие стремления к нахождению лучших вариантов решения учебных задач Эту задачу осуществляют методы, которые ставят детей в реальную ситуацию поиска. В процессе использования интерактивных методов «мозговой штурм», «круг идей», «незаконченные предложения» принимаются все мнения детей, как реальные, так и вымышленные;
5) развитие умения находить совместные решения с одноклассниками, повышение интереса школьников к изучаемому материалу.
Таким образом, интерактивное обучение в начальной школе способствует вовлечению обучающихся в процесс познания, даёт возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, за счет обмена знаниями, идеями, способами деятельности. Такое обучение позволяет школьникам не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
2 Использование интерактивных методов обучения русскому языку
2.1 Формы и методы интерактивного обучения
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Оно сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Но видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.
Стратегия интерактивного обучения – это организация педагогом с помощью определенной системы способов, приемов, методов образовательного процесса, основанного на:
- субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности);
- многосторонней коммуникации;
- конструировании знаний учащимся;
- использовании самооценки и обратной связи;
- активности учащегося
Структуру учебного взаимодействия можно рассматривать с разных точек зрения. Прежде всего, взаимодействие учителя и ученика связаны с формой организации учебной деятельности индивидуальной, фронтальной и групповой.
В первых двух случаях построение аналогичное (учитель – ученик), отличие в масштабе реализации. Групповая форма организация учебной деятельности имеет более сложную структуру. Здесь в процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между педагогом и учащимися, но и внутри ученического коллектива. Таким образом, с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной, хотя это по-разному может сказаться на результативности учебного процесса.
Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи:
- конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
- коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
- социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Чрезвычайно важно, что в такой системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведенную к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс.
Рассмотрим некоторые методы, которые можно использовать в интерактивной технологии в начальных классах:
1. «Мозговой штурм». Представляет собой метод поиска и получения новых идей путем творческого сотрудничества отдельных членов организованной группы. Отсюда – основная цель данной технологии – использование силы малой группы для генерирования идей. Мозговой штурм проводится в несколько этапов. Предварительный. Четко формулируется и записывается задача, идет подбор фактического материала: аналогов объекта, данных о принципах действия, различного рода ограничениях. Происходит отбор участников штурма, как правило, разделение на группы не более чем по 5 человек, определение ведущего и распределение прочих ролей участников, в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа. Любая критика и вынесение суждения – благоприятного или неблагоприятного – не допускается. Приветствуется генерирование возможно большего числа идей и свободное высказывание каждым своих мыслей. Должна быть фиксация всех предложений. Участникам можно предложить выдвигать по одной идее по очереди, двигаясь по кругу, при этом идеи, которые необходимо развивать во время мозгового штурма, должны следовать в русле тех стратегий, которые определены для достижения соответствующих целей. Конец данного этапа будет очевидным, когда скорость выдвижения новых идей в группах снизится до нуля. Этап анализа. На этом этапе сводятся вместе схожие идеи. Однако цель данного этапа – просеять всю массу идей, выдвинутых на предыдущем этапе, и пропустить их через фильтр критики. Таким образом, мозговой штурм является эффективным методом при необходимости обсуждения спорных вопросов; стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении сбора большого количества идей в течение короткого периода времени; выяснения информированности или подготовленности класса.
2. Метод «Карусель». Описание: учащиеся образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это сидящие неподвижно ученики, а во внешнем ученики через определенный промежуток времени меняются. Например, детям внутреннего и внешнего кругов предлагается по несколько карточек с заданиями на одну орфограмму. Объяснив свое задание однокласснику, который работает во внешнем круге, ученик внутреннего круга слушает объяснение своего оппонента, который получает задание типа: «Объясни, почему вставили такие буквы». После смены партнера все учащиеся берут вторую карточку с аналогичным первому заданием, и весь алгоритм повторяется заново.
3. Метод «Дерево решений». Заключается в том, что класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве», потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Затем в группах происходит обмен и взаимопроверка выполненных заданий.
4. «Мозговая атака 66» Д. Филлипса. Описание: учащиеся класса делятся на группы по 6 человек и в течение 6 минут проводят мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем.
5. «Аквариум». Описание: несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Форма диалога – обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей.
Этот метод дает возможность школьникам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть:
- как они общаются,
- как реагируют на чужую мысль,
- как улаживают назревающий конфликт,
- как аргументируют свою мысль и т. д.
6. Метод «Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
7. Интерактивные диктанты. Описание: суть данного метода заключается в том, что во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда поизносит слово с какой–либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Важное место при обучении правописанию следует отводить работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.
8. Ролевая игра. Описание: разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Ролевая игра проводится в небольших группах (3–5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров детей. Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение. Для формирования речевых умений, необходим широкий выбор упражнений, выполнение которых идёт в условиях создания игровой и речевой ситуации. Здесь поможет введение в образовательный процесс ролевой игры. Например, задание: Разыграйте по ролям в парах ситуацию общения «У кассы» (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале). «Какую форму общения вы используете? Какие существительные вам понадобятся? Какие формы выражения просьбы (пожалуйста, будьте добры, разрешите попросить) и благодарности (спасибо, благодарю) вы используете?» Две–три пары учеников представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует ее, обращая внимание на средства речевого воздействия. В интерактивной методике существует множество приемов, которые способствуют развитию коммуникативных навыков.
Рассмотрим некоторые приёмы, которые можно применить на уроках русского языка в начальной школе:
1. «Жокей и лошадь». Данный прием используется в коллективном обучении. Автор – А. Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игра применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения. Пример. Первой группе обучающихся раздаются карточки с именем существительным в определённой форме, второй группе карточки с описанием формы существительного.
2. «Послушать – сговориться – обсудить». Данный приём способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Автор – Е.Д. Розанова. Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу. Пример. При подготовке к сочинению «Времена года. Зима» ученикам предлагается по- думать и написать 3 выражения, относящихся к зиме. Затем показать соседу по парте, из 6 выражений отбирается 3 и предлагаются классу. Работа с этим упражнением занимает около шести–семи минут. После того, как учитель напишет на доске все слова, предложенные па- рами, начинается отбор трёх слов среди них. Таким образом, за несколько минут проделана работа, на которую при обычных подходах не хватит урока.
3. «Облака мыслей». Автор приема - Ш. А. Амонашвили. Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями. Пример. На уроке ученикам, пишущим сочинение, рекомендуется записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с темой, а потом может быть утрачено из–за неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле такие «облака» могут служить планом сочинения.
4. «Добавь следующее». Описание: хороший приём для развития речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д. Пример. 1. Слон. 2. Слон, тигр. 3. Слон, тигр, лев и т. д.
5. «Лови ошибку». Это универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует:
– умение анализировать информацию;
– умение применять знания в нестандартной ситуации;
– умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время. Пример. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или других) правил. Одно или несколько из них неверны. Нужно найти и доказать ошибочность.
6. «Диаманта». Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением, Её полезно использовать для работы с понятиями, противоположными по значению:
– 1, 7 строчки – существительные антонимы;
– 2 – два прилагательных к первому существительному;
– 3 – три глагола к первому существительному;
– 4 – два словосочетания с существительными;
– 5 – три глагола ко второму существительному;
– 6 – два прилагательных ко второму существительному.
Пример. Город
Большой, древний
Строится, растет, процветает
Известный город, маленькая деревня
Возрождается, развивается, кормит
Красивая, родная
Деревня
7. Метод «ЖИГСО» (желание индивидуально говорить, создавать, оформлять свои мысли). Задачи метода: анализировать текст совместно с другими людьми; вести исследовательскую работу в группе; доступно передавать информацию другому человеку; самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы; овладение навыками совместного критического анализа текста. Метод предназначен для того, чтобы обучающие помогали друг другу учиться. Каждая группа получает одинаковое задание: прочитать свой микротекст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста. Учащиеся могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры. После работы с текстом группы перераспределяются таким образом, чтобы в каждой оказались представители всех трех групп. Затем по команде учителя они по очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал. Объяснив и обсудив три микротемы в группе, все возвращаются на свои места и ещё раз обсуждают общую тему, состоящую из трех микротем. Таким образом на уроках русского мы изучаем и запоминаем с детьми правила. В основе этой учебной стратегии лежит идея взаимообучения. В процессе совместного анализа проблемы, совместного изучения какого-то вопроса, учащемуся нужно проявить еще целый комплекс различных умений, кроме названных выше: задавать разноуровневые вопросы; уточнять, переформулировать как свои высказывания, так и высказывания собеседника; и многое другое (Приложение№1)
8. «Ручеёк». В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы я заготавливаю к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места. Можно проводить «Ручеёк» по вариантам, между группами.
9.Закон двух ног. Если вы обнаружите, что оказались в ситуациях, где вы не можете чему-либо научиться или сделать какой-либо вклад, вы ответственны за то, чтобы использовать свои две ноги, чтобы перейти в другое место, где вы можете внести больший вклад. В классе находится знак, на котором изображены две ноги, если ученик хочет перейти в другую группу, он показывает учителю знак и переходит туда, где считает свою работу более полезной. Например, на уроках-проектах предлагаю каждой группе детей тему и несколько «микротем», они могут работать в той группе, которая более актуальна именно для них.
10.Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Например, на русском языке, на этапе актуализации знаний по теме «Имена существительные» предлагаю детям найти в классе карточки с одушевленными существительными (одной группе), неодушевленные существительные (второй группе), при этом на столах, стенах, подоконниках, двери было развешано множество различных карточек с написанными словами (кстати, это были различные части речи). Каждая группа находит в классе свои слова, и доказывает устно свою правоту.
Все вышеперечисленные интерактивные методы и приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроля, рефлексивные умения. В процессе работы в интерактивной технологии у обучающихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию. Интерактивное обучение, несомненно, является интересным, творческим и перспективным направлением нашей педагогики. Использование интерактивных методов и приёмов на уроках русского языка может быть эффективным средством развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста.
2.2 Интерактивные тренажеры на уроках русского языка в начальных классах
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать использование готовых интерактивных тренажеров и даже создание собственных мультимедийных презентаций. Мультимедиа способствует развитию информационной грамотности, мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний.
Тренажер в широком смысле - это комплекс, система моделирования, компьютерные и физические модели, специальные методики, создаваемые для того, чтобы подготовить личность к принятию качественных и быстрых решений. Тренажеры позволяют сформировать у учащегося навыки действий моторно-рефлекторного типа в сложных ситуациях, понять сущность протекающих процессов и их взаимную зависимость. Простыми словами тренажеры – это тренировочные устройства, которые при постоянном «трении» или неоднократном воздействии позволяют качественнее усвоить поступающую информацию.
Как одна из методик обучения, тренажер выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
Диагностическая функция выявляет уровень знаний, умений, навыков обучающего. Интерактивный тренажер помогает выявить и устранить пробелы в знаниях обучающего, т Тренажер представляет собой в основном набор тестовых заданий, поэтому по объективности, широте и скорости диагностирования он (как тестирование) превосходит все остальные формы контроля.
Обучающая функция тренажера проявляется в активизации работы обучающего по усвоению учебного материала. Так, многие интерактивные тренажеры содержат наводящие вопросы и подсказки; после прохождения задания предоставляются ссылки на разделы учебного материала или вопросы, по которым обучающийся ответил неверно; существует возможность повторного решения задания, решения однотипной группы заданий или задания определенного уровня сложности.
Воспитательная функция проявляется в дисциплинированности и самоорганизации деятельности обучающихся; в формировании стремлений развить способности, инициативность, самостоятельность и ответственность.
Преимущества и недостатки использования интерактивных тренажёров:
Преимущества: индивидуальный темп работы ученика при самостоятельном изучении темы, быстрое освоение необходимыми навыками при дифференцированной подаче на уроках, увеличение заданий, рост сложности, повышение мотивации к работе, т. к обусловлено это пониманием материала и ситуацией «успеха».
Недостатки: сложность введения нового технологически усовершенствованного оборудования, если на то есть необходимость.
Тренажеры можно использовать на всех этапах урока, но рекомендуются в самом начале, т. к тренажер помогает при изучении новой орфограммы и активизирует познавательную деятельность каждого ребенка в классе. Ученик становится добытчиком новых знаний, что, конечно же, повышает его творческую активность, познавательную и речевую коммуникативность. Соревновательный успех, желание ответить правильно и не хуже других, получить хорошую отметку за урок заставляет детей вдумчиво подходить к «игре» в тренажеры. Повышается мотивация к обучению, т. к понимание учебного материала ведет к ситуации «успеха» и к мотивам достижения новых знаний и вершин. Основой таких тренажеров является анимация, которая позволяет привлечь внимание к определенному объекту, проверить правильность ответов учащихся, проиллюстрировать последовательность рассуждений и т.д. Если ученик ошибается, появляется веселый звуковой сигнал, что снимает напряжение ученика. Формируются элементы информационной культуры ученика, способного самостоятельно применять тренажеры дома и даже создавать простейшие в программе презентаций MS PowerPoint в 3-4 классах. Учитель может выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, реализовать на практике принципы личностно-ориентированного, дифференцированного и индивидуализированного обучения. И самое важное - все орфограммы всех авторов учебников русского языка сводятся к стандарту, т. е такие тренажеры подходят для абсолютно всех программ. Таким образом, интерактивная доска решает ряд преимущественных задач: наглядность ее презентации активизирует внимание каждого ребенка на уроке при проблеме дифференцированной подачи материала, яркость ее подачи, живость интерактивного применения способствуют интересу и качественному запоминанию информации, в частности правил.
Каково практическое применение тренажера? При изучении любой орфограммы на 10-15 минут включается интерактивный тренажер, содержанием которого является ряд слов на определенное правило (от 20 до 60 примерно). В тренажере принимают участие все дети класса и по 2-3 раза за заход. Таким образом, тренажеры активизируют весь класс в работе, концентрируют их внимание и речь и самое главное- каждый учащийся услышит до 60 вариантов проверки по данному орфографическому правилу. Система работы «по цепочке» систематизирует работу и создает «трение» объектов в работе. Ребенок должен четко отслеживать время своего включения в работу, а для этого ему необходимо понять условия «игры». Этому способствуют выступления и ответы предыдущих участников по определенно- заданному ритму, повтор в цепочках по канону правила (Приложение 2)
Заключение
В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, в том числе интерактивных. Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым арсеналом интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе.
Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и обучающегося. Это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
– развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
– развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
– обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное творчество
учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения
поставленных учебных целей.
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением
интерактивных методов обучения.
Список использованных источников
1 Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования http://moh-school.ru/documents/fgosnoo.
3 Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4.
4 Жалнина Л. А., Жалнина Т. Н. Использование активных и интерактивных методов и приемов обучения по математике на различных этапах организации процесса обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1261–1265. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96169.htm.
5 Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2.
6 Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта: Педагогика / М.В. Кларин. - 2010. - №7.
7 Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. - №112.
8 Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно–ролевых играх
9 А.А. Максимова Начальная школа. – 2005.– №1.– С.30–34
10 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.:Издательский центр «Академия», 2012.
Приложение
№1
Тема: «Правописание глаголов: обобщение». Работа в группах. (10 мин.)
Учащиеся в «домашних группах» (ДГ) делятся (по номерам – 1,2,3,4)
Затем расходятся в «экспертные группы». В «экспертных группах» по карточкам выполняют определённые задания, изучая тему. Затем возвращаются в «домашние группы» (ЭГ) и обучают участников группы по своей теме.
Каждая ЭГ получает карточку с заданием для изучения определённой темы.
1 ЭГ
1) Как определить глаголы неопределённой формы?
2) Правило с. 111
3) Упр. 353 с.113
Докажи, что употребил глаголы неопределённой формы:
Глагол … стоит в неопределённой форме, так как • отвечает на вопрос ….?
• имеет суффикс….;
• не указывает на … и … .
2 ЭГ
1) Правописание глаголов с частицей НЕ с.109
2) Упр. 340 с. 109
3) Докажи, что правильно употребил частицу НЕ с глаголом
Глагол … пишется слитно так как Глагол … пишется раздельно
• без частицы НЕ не употребляется • без частицы НЕ употребляется
3 ЭГ
1) Как различать глаголы неопределённой формы на ТСЯ и ТЬСЯ?
2) Рассмотри таблицу с. 114, сделай вывод.
3) Упр. 366 с. 116
Докажи свой выбор:
что делать? что сделать? что делает? что сделает?
ТЬСЯ ТСЯ
4 ЭГ
1) Какие виды имеет глагол? Как определить вид глагола?
2) Правило с. 117
3) Упр. 374 с. 118
Докажи что правильно определил вид глагола: что делать? что делает? что сделать? что сделает? несовершенный совершенный
продолжительное действие законченное действие
Взаимное обучение. После изучения правил и выполнения заданий дети из ЭГ возвращаются в ДГ. Происходит взаимное обучение в домашних группах. (10 мин).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.