Интерпретация художественного произведения на уроках литературы
В современной школе особо выделяются проблемы, связанные с чтением учеников: дети
перестают читать, а если и читают, то нередки случаи полного непонимания текста, идеи
произведения. С этим связывается еще одна проблема: урок литературы становится
скучным и «ненужным» современным школьникам. В этих случаях особую роль играет
один из самых важных, сложных и одновременно интересных элементов урока
литературы интерпретация художественного произведения, который ориентирован не
только повысить читаемость класса, заинтересовать уроком литературы, но и развивать
творческие умения, обогащать духовный мир учеников. Что же такое интерпретация?
Интерпретация это истолкование текста, направленное на понимание его смысла. Она
является неотъемлемым элементом, который развивает читательское воображение,
активизирует способность реализовывать обдуманное. В самой же интерпретации важную
роль играют различные искусства. «Содружество искусств на уроках литературы
помогает обучающимся ярче представить художественный образ, понять специфику
литературы, развить чувство прекрасного, усилить нравственное, эстетическое и
эмоциональное воздействие литературного произведения».
Многие виды искусства (такие как изобразительное, декоративноприкладное, музыка)
помогают посмотреть на произведение с другой, неизвестной для учащихся стороны.
Поэтому современный урок литературы в школе нередко предусматривает
иллюстративные материалы или же музыкальную композицию, при этом возникают
межпредметные связи.
Образным толкованием литературного произведения, изображением, сопровождающим и
дополняющим текст, называют книжную иллюстрацию. Она помогает понять то, что было
сказано в тексте, уточнить содержание, а может рассматриваться как специфическая
интерпретация прочитанного, диалог художникаграфика и автора литературного
произведения. Поэтому работе с иллюстрациями уделяется большое внимание. (слайд)
Кроме этого мои ученики рисуют иллюстрации и сами. Всем известно, что дети очень
любят рисовать, и если такую работу вести планомерно, то не только в 5ом, но и в 11ом
классе будет много необыкновенных творческих работ, которые создадут ученики,
заинтересованные в глубоком изучении литературы.
Все задания, связанные с созданием иллюстраций, направлены на более глубокое
понимание текста, на его эмоциональное восприятие и на развитие речи учащихся.
Учитывая текстоцентричный подход к изучению литературы в школе (новые ФГОС ставят
текст в центр урока), мы идём от чтения текста к восприятию художественного образа, а
от него – к развитию речи учащихся.
«Поэтическая палитра» Этот приём мы применяем при анализе поэтического текста.
Задание: составьте поэтическую палитру стихотворения и ответьте на вопрос: «Какое
настроение передаѐт поэт, используя цветопись?» Учащиеся, изображая фигуры
произвольной геометрической формы (кружки, квадратики и др.), закрашивают их в
соответствующий тексту цвет. Получается настоящая палитра данного стихотворения. Так как настроение, состояние нарисовать сложно, мы составляем поэтическую палитру и
по еѐ цветовой гамме можем определить психологическое состояние и настроение не
только лирического героя, но и автора.
В качестве направления исследовательской деятельности изучение книжной иллюстрации
тоже достаточно перспективно. (слайд)
Сейчас появилось огромное количество различных техник, которыми увлекаются не
только дети, но и взрослые. Способы работы с бумагой (квиллинг, скрапбукинг), тканью,
шерстью (валяние) – все это также может служить проявлением интерпретации учеников.
В связи с компьютеризацией общества, появились новые виды творчества. Можно
создавать презентации, видео, музыкальные композиции, которые также можно включить
в интерпретационную деятельность. Они не только ориентируют учителей на современный
подход ведения уроков литературы, но и совмещают в себе несколько видов искусства.
Например, видео может совмещать в себе искусства живописи, фотографии и музыки,
более того, ученику предстоит работа по монтажу, подборе нужного материала. Этот вид
деятельности очень подходит тем детям, которые лучше работают с программами и
компьютерами, нежели рукоделием. Творческая интерпретация позволяет проявить себя
любому ученику, независимо от его способностей.
«Творчество не рождается на пустом месте. Надо разбудить ассоциации, создать настрой,
«раскачать» воображение, дать возможность накопить определенный словесный и
образный материал»
Интерпретация художественного произведения на уроках литературы
Интерпретация художественного произведения на уроках литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.