Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Русский язык
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ
ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ
Урок 129 (111).
Тема: Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение
– Развитие умений устной речи – выразительного чтения предложений и интонационного выделения наиболее важных в
смысловом отношении слов с помощью логического ударения.
– Формирование понятия «логическое ударение», развитие умений отличать обычное, фразовое ударение от логического.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
1. Беседа.
– Как вы понимаете сочетание слов цель высказывания? Как можно
сказать подругому? (Зачем я это сказал, с какой целью?)
– Определите, каким по цели высказывания будет предложение, если
• я хочу о чёмто сообщить;
• я хочу о чёмто спросить;
• я хочу призвать когото совершить действие.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
© ООО «Баласс», 2014
1учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
2. Упр. 394 – приводятся примеры всех видов предложений по цели
высказывания.
Ученики выполняют самостоятельно.
3. Словарная работа.
– Запишите однокоренные слова к данным так, чтобы они были разными
частями речи.
Тоска (прил., гл., наречие).
Печаль (прил., гл., наречие).
– Подчеркните орфограммы. Назовите синонимы. (Тоска, печаль;
тоскливый, печальный...) Подберите к этим словам антонимы (тоска,
печаль – веселье, радость;
тоскливый, печальный – весёлый,
радостный…)
1 3 3
– Оставьте место для темы урока, её сформулируете самостоятельно
после своих наблюдений.
3 4
1. Наблюдение над интонацией в предложениях, разных по цели
высказывания.
а) Работа над вопросительным предложением без вопросительных
слов.
Упр. 395 – наблюдение над изменением смысла предложения в
зависимости от интонационного выделения отдельных слов. Устно.
– Какой вывод о смысле предложения можно сделать в связи с
выделением отдельных слов в предложении?
Вывод: смысл вопроса меняется, хотя слова, их порядок, знак в конце
II.
Формулирование
проблемы.
III. Открытие
новых знаний.
© ООО «Баласс», 2014
2предложения остаются неизменными.
– Какой вывод об интонации можно сделать?
Вывод: интонация (голос) резко повышается на том слове, которое
мы хотим выделить, подчеркнуть.
б) П Работа над вопросительным предложением с вопросительным
словом.
Учитель читает предложения.
Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?
Откуда у тебя этот ножичек?
Ученики определяют, какие слова интонационно выделяются.
Вопросительные слова, с помощью которых спрашивают о чёмто: из
чего?, откуда?. Эти слова и будут самыми важными. (Если мы
хотим выделить слово мальчишки или ножичек, нужно спросить по
другому: У тебя есть ножичек? Это ножичек? и т.д., т.е.
использовать предложения без специальных вопросительных слов.)
в) Упр. 396. Проводятся аналогичные наблюдения на примере
повествовательного предложения.
– Почему мы хотим подчеркнуть голосом какието слова в предложении?
(Они являются самыми важными.)
– Сделайте общий вывод: как можно подчеркнуть разный смысл в
предложении? (Выделяя голосом наиболее важные слова.)
– Как же называется такое выделение слова в предложении? Ответ
найдёте в тексте в рамке после упр. 396.
2. Чтение определения в рамке на с.141.
Ответы на вопросы после вывода.
– Прочитайте вопросительное и повествовательное предложения из упр.
395 и 396 с обычной интонацией, которой предопределён смысл этих
© ООО «Баласс», 2014
3IV. Развитие
умений.
предложений.
– Как меняется эта интонация? (В вопросительном предложении
интонация повышается к середине (либо на вопросительном слове), в
повествовательном предложении интонация понижается к концу.)
– Сформулируйте тему урока. Запишите. (Логическое ударение.)
3 4 6 1 3
1. Работа в учебнике.
1. Упр. 397 – развитие умений выразительного чтения.
а) Чтение стихотворения про себя.
б) Определение вида каждого предложения по цели высказывания.
(Они все повествовательные.)
в) Подчёркивание слов, на которые падает логическое ударение.
г) Упражнение в выразительном чтении. (Все предложения произносятся
с восклицательной интонацией.)
д) Списывание, подчёркивание орфограмм.
2. Запись под диктовку. Учитель читает выразительно.
Ученики подчёркивают слово, на которое падает логическое ударение.
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
(И. Никитин)
Откуда такой запах свежего сена?
С чего начинается Родина?
– Надпишите части речи над словами 3го предложения.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать
других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
© ООО «Баласс», 2014
4– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
V. Итог урока.
4 4
– Что такое логическое ударение?
– Что сближает ударение в слове с логическим ударением? (Повышение,
усиление голоса.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
Упр. 2, с. 156.
© ООО «Баласс», 2014
5