Эти уроки имеют свои особенности. Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).
Типы уроков по физической культуре ФГОС
Уроки с образовательнопознавательной направленностью дают учащимся
необходимые знания,
знакомят со способами и правилами организации
самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию,
проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся
активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические
материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.
Эти уроки имеют свои особенности. Вопервых, продолжительность
подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее
разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости,
координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения
общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности,
активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой
части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также
индивидуально (или с небольшой группой школьников).
Вовторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и
двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение
детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В
зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока
может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение
двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся.
Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на
решение задач,
Между
образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо
включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна
соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок
проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на
решение соответствующей педагогической задачи.
запланированных в образовательном компоненте.
Втретьих, продолжительность заключительной части урока зависит от
продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.
Уроки с образовательнообучающей направленностью используются по
преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе
«Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика
и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые
касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их
выполнения и т. п.).
В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с
решением нескольких педагогических задач.
Отличительные особенности планирования этих уроков:
— планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного
формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и
закрепление, совершенствование;
— планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачамиобучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания
утомления, возникающего в процессе их выполнения;
— планирование развития физических качеств осуществляется после решения
задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация
движений, быстрота; 2) сила (скоростносиловые и собственно силовые способности);
3) выносливость (общая и специальная).
Уроки с образовательнотренировочной направленностью используются для
развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической
подготовки.
В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки
и планируются на основе принципов спортивной тренировки: вопервых, с соблюдением
соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во
вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности
нагрузки; втретьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в
соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо
сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о
физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на
развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательнотренировочной
направленностью учащихся обучают способам контроля величины и функциональной
направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе
выполнения учебных заданий.
Отличительные особенности целевых уроков:
— обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в
течение всей основной части урока;
— планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до
7–9 мин);
— использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до
160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
— обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных
заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля ЧСС и
индивидуального самочувствия.