И.С. Тургенев "Повесть "Ася""
Оценка 5

И.С. Тургенев "Повесть "Ася""

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
15.06.2023
И.С. Тургенев "Повесть "Ася""
«Романтические черты героини» (И.С. Тургенев повесть «Ася»). Тип урока: Урок открытия новых знаний.
технологическая карта Ася.docx

Технологическая карта

Урок литературы в 8 классе

Учитель: Калугина Анна Юрьевна

Тема урока: «Романтические черты героини» (И.С. Тургенев повесть «Ася»).

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Планируемый результат: сформировать образ тургеневской героини.

Цель: углубить знания учащихся об образе главной героини повести.

Задачи:

Обучающие: расширить знания о тургеневской героини

Развивающие: развивать навыки анализа текста, а также устную речь обучающихся.

Воспитательные: способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, коммуникативных качеств учащихся (сотрудничество, умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения).

Формируемые УУД:

Коммуникативные: умение сотрудничать в парах: слушать, аргументировать.

Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу, умение оценивать качество и уровень усвоения учебного материала.

Личностные: формирование положительной мотивации к учению, осознание ценности русской литературы, стремление к самосовершенствованию, способность к самооценке.

№ п\п

 

 

Этапы урока

Цель и содержание учебного материала.

Функции и виды деятельности учителя

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

Цель: выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к учебной деятельности

–Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник.

 

- Готовы к работе?

 

Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!)

Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности

(- надо!)

- устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)

Ученики встали, настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями.

Самоопределение к деятельности – (Л);

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

 

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

1.     Разминка

 

 

 

 

 

 

 

 

2.    Характеристика героини.

 

 

 

 

 

 

Цель: освежить в памяти пройденные темы и подготовить обучающихся к восприятию нового материала

- Ребята, для начала мы с вами ответим на несколько вопросов?

1. В чем странность поведения Аси? Приведите примеры.

2. Понравились ли господину Н.Н. новые знакомые?

3. Как изменилось настроение героя после знакомства? Почему?

4. Почему он даже не вспомнил «жестокосердную вдову»? (его внимание переключилось на новых знакомых, а особенно на девушку Асю).

5. А кто это такая АСЯ?

 

-  Сейчас вы разделитесь на две группы. Каждая группа должна подумать, обсудить, договориться и написать по три слова, которые могут иметь отношение к нашей героине. (Прием «Послушать – сговориться - обсудить»)

(романтика, счастье, любовь, разлука, грусть, тоска, тайна, чистота, загадка, таинственная…)

 

- А что такое «романтика»?

(Это чувства, эмоции, которые создают особенное ощущение жизни).

- Каждый из вас уже имеет некое представление в голове, кто же такая Ася. Обратите внимание на ваши подобранные слова и подумайте, о чем же мы сегодня будем говорить?

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и задает вопросы на повторение изученного материала.

Организует подготовку к изучению нового материала.

Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий.

Актуализируют изученный ранее материал (знаю, могу)

Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на повторение, необходимые для изучения нового материала на данном уроке.

 

- Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) -П;

-осознанные и произвольные речевые высказывания – К;

-волевая саморегуляция в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К  .

3

Выявление места и причины затруднения.

 

Цель: поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации

- Можно ли назвать Асю романтической героиней? Почему?

(Ася - это девушка, у которой богато-одаренная натура, не испорченность света, умная, сохранила чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; у неё очень пленительная и непосредственная натура без какой-либо фальши, лицемерия, она мечтает встретить большую любовь в жизни)

 

- Сформулируйте свои, важные для вас, цели урока. Используйте опорные слова:

1) Познакомиться с …

2) Учиться видеть…

Сообщение целей урока учителем.

- Запишите тему урока в тетрадь.

Учитель выступает в роли организатора.

После ответов детей уточняет цель и тему урока.

Выдвигают гипотезы решения задачи.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться)

Предлагают и согласовывают тему урока.

 

Ведут записи в тетради.

Самоопределение – Л;

Смыслообразование –Л;

Мыслительные операции – П;

Самостоятельное выделение и формирование цели-Р;

 

Выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

Развитие монологической речи -К

4

Работа с текстом.

 

 

 

 

 

 

Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его при решении задачи, которая вызвала затруднение.

 

- Следующее задание: попробуйте по плану составить «досье» на Асю.

1.    Имя – Ася, как зовет ее брат Гагин; Анна – полное имя.

2.    Возраст – 17-18 лет.

3.    Происхождение –дочь дворянина и горничной; воспитание домашнее и обучение в пансионе.

4.    Цель путешествия – по решению брата.

5.    Место проживания – Германия, за городом З., в винограднике над Рейном.

6.    Планы на будущее – посвятить себя живописи.

7.    Чувства, переживания: странное поведение, вызванное ощущением необычности положения; переживания, связанные с зарождающейся любовью; горячность, переменчивость в настроении и т.п.

 

Учитель выступает в роли организатора.

Следит за временем урока.

Учащиеся работают с текстом.

Пытаются решить причину затруднения.

 

 

 

 

Мыслительные операции – П;

-поиск и выделение необходимой информации- П.

Установление причинно – следственных связей -П

5

Первоначальное закрепление  с проговариванием во внешней речи.

 

 

Комментированное чтение

 

 

 

 

 

Цель: усвоение обучающимися нового способа действия при решении вопроса.

 

- Зачитайте из текста отрывок: Знакомство Н.Н с Гагиными.

- Какое впечатление производит Ася на господина Н.Н?

- Почему она покидает компанию, говоря, что хочет спать, но при этом долго наблюдает за тем, что происходит в саду?

- Она влюбилась?

Учитель выступает в роли организатора.

Организует процесс совместного творчества.

Организует обсуждения учащихся.

Следит за временем урока.

 

 

На основе изученного учащимися материала они находят нужные отрывки из текста, отвечают на поставленные вопросы.

Применяют новый способ действий к задаче, которая вызвала затруднения. Фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения.

Работают в группах.

Формирование критического и творческого мышления

Умение сверять свои действия с целью- Р

 

Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами- К

 

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Цель: усвоение учащимися новых способов действия.

- Мы уже многое сказали о главной героине.

Подумайте и назовите 3 самых важных качества Аси. Попробуйте их изобразить на бумаге. (технология скрайбинга; работа в группе).

Например: если вы считаете, что Асю можно назвать несчастной, то на листе вы можете нарисовать слезы.

 

 

Организует самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность)

Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания.

Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.

 

Выполняют предложенные учителем задания.

Осознанные и произвольное речевые высказывания – К;

Построение логической цепи рассуждений и доказательств- К,Р

Умение преодолевать трудности в выполнении –Л.

Мыслительные операции –П

Все познавательные УУД +  контроль, коррекция, оценка –Р

7

Включение в систему знаний и повторение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: включить новый способ действий в систему знаний,  при этом  повторить и закрепить  раннее изученные способы  подготовки к изучению следующих тем.

- Давайте подведём итог нашего урока и составим синквейн по тургеневской героини. (самостоятельная работа)

1. Влюбленная

2. Чистая, открытая

3. Любит, страдает, покидает

4. А счастье было так возможно

5. Разлука

 

- Скажите, пожалуйста, ведь г-н Н.Н и Ася любят друг друга. Почему нет счастья?

(ученики предлагают свои варианты ответов)

 

Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученными.

Организует тренинг ЗУНов , раннее сформированных  доведением их до автоматизма.

Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.

 

Оценивают свои результаты в освоении нового способа  действия.

Все  познавательные УУД +  контроль, коррекция, оценка –Р,

 формирование критического и творческого мышления,

8

Домашнее задание

- Ребята, что вам нужно сделать дома?

Напишите эссе на тему: «А счастье было так возможно…»

Также необходимо поработать с текстом и найти описание пейзажа в повести.

Инструктаж

Определяет домашнее задание  для самостоятельной работы  с элементами выбора и творчества.

Выбор задания

Планирование, прогнозирование –Р

Оценивание трудности выполнения –Л.

9

Рефлексия учебной деятельности

 

1.Обмен

мнениями

 

2.Оценивание деятельности

 

 

Цель: оценка учащимися собственной  учебной деятельности , осознание  методов построения и границ применения  нового способа действий

 

- А теперь давайте поделимся впечатлениями от сегодняшнего урока.

Я понял….

Я узнал…..и т.д.

Что можно было сделать по-другому?

- Ребята, в чём вы испытали затруднение?

- Что у нас получилось лучше всего?

- А теперь я вам предлагаю подумать немножко и оценить свою работу на уроке.

-  Кто получил 5? Почему? 4. Почему?

- Спасибо за работу!

 

 

Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности.

Какова была цель урока? Достиг ли урок цели?  Что нового узнали?

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Намечают цели дальнейшей деятельности.

Рефлексия способов и условий действий – П;

Контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

Самооценка на основе критерий успешности-Л;

Адекватное понимание успешности или неуспешности;

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;

Планирование успешного сотрудничества - К

Следование моральным нормам и этическим требованиям - Л

 


 

Технологическая карта Урок литературы в 8 классе

Технологическая карта Урок литературы в 8 классе

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 1

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 1

Можно ли назвать Асю романтической героиней?

Можно ли назвать Асю романтической героиней?

Планы на будущее – посвятить себя живописи

Планы на будущее – посвятить себя живописи

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля

Также необходимо поработать с текстом и найти описание пейзажа в повести

Также необходимо поработать с текстом и найти описание пейзажа в повести
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2023